Автор: Болотский Андрей Алексеевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Болотский А. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 824-827.



Современное общество предъявляет к специалисту с высшим образованием достаточно высокие требования. Одного лишь успешного усвоения выпускником вуза курса обучения недостаточно, необходимы и умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, творчески мыслить. Для формирования данных умений требуется переместить акцент в образовании с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность с учетом особенностей обучающихся. Вместе с тем, принятие компетентностного подхода как стратегии профессионального образования в России определило переход от модели «образование на всю жизнь» к модели «образование через всю жизнь». Условием этого перехода является личностная готовность обучающихся к постоянному обновлению информации, в основе которого лежит формирование познавательной самостоятельности как профессионально значимого качества личности.

Отсюда следует, что проблема познавательной самостоятельности личности обучающегося является одной из наиболее важных в современной педагогической науке.

Необходимо определить, что же понимается под познавательной самостоятельностью. Анализ литературы показал, что в педагогической науке не существует единого определения данного понятия. Ученые-педагоги, раскрывая его сущность, отразили в своих определениях различные его аспекты.

И. Я. Лернер предлагает рассматривать познавательную самостоятельность как качество личности, выражающееся в способности обучаемого собственными силами организовать свою познавательную деятельность и осуществлять ее для решения новой познавательной проблемы («сформированное у учащихся стремление и умение познать в процессе целенаправленного творческого поиска») [6, с. 35].

Согласно точке зрения Т. И. Шамовой, познавательная самостоятельность — одно из ведущих качеств личности, проявляющееся в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели [9, с. 69].

П. И. Пидкасистый выделяет три определяющих компонента познавательной самостоятельности: содержательный (знания индивида о явлениях общества и природы в их взаимосвязи и взаимообусловленности), операционный (способы овладения вышеуказанными знаниями) и мотивационный (личное отношение к процессу получения знаний, а также к практическому применению их в преобразующей деятельности). Ведущим в данной структуре познавательной самостоятельности является мотивационный компонент, так как он определяет активное отношение субъекта к познанию и преобразованию реальной действительности [8].

А. Е. Богоявленская в своей работе использует обобщенное определение познавательной самостоятельности. Согласно ее точке зрения, данное свойство личности характеризуется стремлением без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения в своей самостоятельной познавательной деятельности; сформированностью умений получать знания из разных источников не в готовом виде, а путем глубокой умственной переработки этих знаний; оперированием всеми учебными умениями; положительной мотивацией к учебной деятельности; осуществлением самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности; способностью к дальнейшему самосовершенствованию [1, с. 18].

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся различия в подходах ученых к формулированию определения познавательной самостоятельности и структурированию ее компонентов, основное содержание данного понятия раскрывается схоже.

Основной методологической базой в формировании познавательной самостоятельности, по нашему мнению, является деятельностный подход (П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.), основным положением которого можно назвать утверждение о том, что усвоение личностью социального опыта осуществляется в процессе собственной деятельности. Обучаемый является субъектом обучения в том случае, если он активно участвует в учебно-познавательной деятельности, выступающей как часть общечеловеческой деятельности. Из этого следует, что формирование познавательной самостоятельности студента главным образом происходит в процессе самостоятельной учебной деятельности (как на занятиях, так и в рамках выполнения внеаудиторных самостоятельных работ). В свою очередь, занятия, включающие в себя задания для самостоятельной работы студентов, могут быть спроектированы на основе различных технологий обучения — диалоговых, проектных, информационных и т. д.

Рассматривая психологический аспект данной проблемы, необходимо отметить наличие в структуре познавательной самостоятельности мотивационного компонента. Являясь одним из видов психической регуляции, мотивация определяет поведение личности. В основе ее лежат мотивы. Раскрывая понятие мотива, мы руководствуемся определением А. Н. Леонтьева: «мотив — это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности» [5]. Одним из важнейших мотивов учения является познавательный интерес, который, согласно Г. И. Щукиной, можно охарактеризовать как «сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств» [10]. А. Е. Богоявленская отмечает, что на начальной стадии познавательный интерес проявляется, как правило, к содержанию [1, с. 50]. Из этого следует, что для учащегося содержание действия имеет большое значение. Учитывая это, можно целенаправленно формировать положительную мотивацию учащегося в процессе его учебной деятельности. Хорошие результаты дает максимальная опора на активную мыслительную деятельность: создание учебных ситуаций, требующих активного поиска, размышлений, напряжения мысли, нахождения путей разрешения противоречий, принятия решений и т. п. [1, с. 53] Не менее важными условиями формирования положительной мотивации учения являются формирование благоприятного психологического климата на занятии, установление доверительных отношений между преподавателем и студентами.

Формирование мотивационной сферы личности — процесс управляемый. Однако это зависит от организации учебно-воспитательного процесса, от правильного управления им. Также важно и управление формированием мотивации. При этом следует учитывать возрастные особенности мотивации учения — чем старше учащийся, тем устойчивее мотивация. Оценивая мотивационную сферу студентов, А. Е. Богоявленская полагает, что ей по большей части свойственны те же мотивы, что и у старших школьников, а именно — зрелые социальные мотивы, а также высокие уровни учебно-познавательных мотивов (совершенствование своей учебной деятельности, самостоятельное приобретение знаний, самообразование, самовоспитание и т. п.) [1, с. 56]

При организации обучения, направленного на развитие у студентов желания и умения вести самостоятельную познавательную деятельность, преподаватели вуза сталкиваются с различными трудностями. Это происходит по ряду причин.

Во-первых, имеет место невысокий уровень разработанности проблемы развития познавательной самостоятельности непосредственно в отношении студентов вуза — зачастую преподавателю вуза очень сложно адаптировать рекомендации педагогов, написанные для школьных учителей [5, с. 3].

Во-вторых, это обусловлено личностными особенностями современных студентов — а именно, несформированность у студентов (в особенности, первокурсников) умений и личностных качеств, необходимых для успешной самостоятельной работы. Так, А. Е. Богоявленская отмечает, что в процессе работы со студентами вуза был выявлен т. н. «школярский» стереотип учебной деятельности — отсутствие как учебных умений, так и мотивации к учению, т. е. «неумение учиться формирует нежелание учиться» [1, с. 78]. А. А. Орлов в статье, посвященной проблеме развития познавательного потенциала студентов в образовательном пространстве педагогического вуза, отмечает, что для современных студентов характерны сниженный уровень профессиональной мотивации, недостаточная общая эрудиция, несформированность умений самостоятельной работы [7]. Е. Р. Исаева, исследуя проблему трудностей в обучении у студентов-первокурсников, выявляет следующие особенности: необходимость в организующей и направляющей помощи преподавателя, несамостоятельность, отсутствие навыков самоорганизации, поверхностный подход к анализу информации [4]. В диссертации А. А. Извольской систематизированы затруднения, возникающие у студентов в познавательной деятельности и препятствующие их адаптации в педагогическом вузе — эти затруднения связаны с несформированностью мотивов обучения, умений учебно-познавательной деятельности, а также навыков самоанализа [3].

В-третьих, обучение в вузе, как правило, происходит по традиционной системе. В таком случае при организации самостоятельной работы студентов не уделяется должного внимания уровню их умственного развития, характеру деятельности и другим индивидуальным особенностям.

Таким образом, становится возможно выявить следующие противоречия:

  1. Между необходимостью формирования познавательной самостоятельности студентов как условия эффективности их профессиональной подготовки и деятельности и недостаточной разработанностью этого вопроса в учебном процессе высшей школы.
  2. Между требованиями высшей школы к определенному уровню развития умений познавательной самостоятельной деятельности студентов и несформированностью данных умений у поступивших в вуз.
  3. Между потенциалом учебного процесса в вузе для развития познавательной самостоятельности студентов и недостаточной его реализацией.

Данные противоречия определяют нашу точку зрения на проблему познавательной самостоятельности — каковы педагогические условия для создания эффективного положительного влияния учебного процесса в вузе на формирование познавательной самостоятельности студентов?

Со своей стороны, мы считаем, что для успешного преодоления указанных трудностей и разрешения обозначенных противоречий преподавателю вуза необходимо знать условия формирования познавательной самостоятельности студентов, наиболее продуктивно использовать средства формирования познавательной самостоятельности (в том числе информационные, диалоговые технологии, проектные методы и т. д.), а также учитывать в своей деятельности индивидуальные особенности обучающихся.

В нашем исследовании планируется целенаправленное формирование познавательной самостоятельности студентов. Средством развития познавательной самостоятельности были избраны диалоговые технологии обучения, так как мы считаем, что в них заложен значительный потенциал для стимулирования самостоятельности мышления студентов, совершенствования их общеучебных и общеинтеллектуальных умений, повышения общей эрудиции и расширения кругозора, а также создания положительной мотивации учения.

Литература:

  1. Богоявленская А. Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов: Монография / А. Е. Богоявленская. — Тверь, 2004. — 160 с.
  2. Жарова Л. В. Учить самостоятельности: Книга для учителя / Л. В. Жарова. — М.: Просвещение, 1993. — 205 с.
  3. Извольская А. А. Адаптация студентов первого курса к образовательному процессу педагогического вуза как фактор повышения их академической успешности: авт. дис. канд. пед. наук / А. А. Извольская. Тула, 2012. 25 с.
  4. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] / Е. Р. Исаева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. № 4 (15). Доступ через URL: http://medpsy.ru.
  5. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и сознание / А. Н. Леонтьев // Проблемы общей психологии. — М., 1966. — С. 25.
  6. Лернер И. Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся / И. Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. — М.: Педагогика, 1971. — № 4. — С. 34–39.
  7. Орлов А. А. Развитие познавательного потенциала студентов в образовательном пространстве педагогического вуза / А. А. Орлов // Педагогика. — № 8. Октябрь 2009. — C. 47–57.
  8. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  9. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. — М.: Педагогика, 1982. — 208 с., ил.
  10. Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. — М., 1971. Доступ через URL: http://mglukp.narod.ru/shukina.do
Основные термины (генерируются автоматически): познавательной самостоятельности, познавательной самостоятельности студентов, формирование познавательной самостоятельности, развития познавательной самостоятельности, формирования познавательной самостоятельности, структуре познавательной самостоятельности, учебной деятельности, познавательной деятельности, познавательной самостоятельности личности, Формирование познавательной самостоятельности, познавательной самостоятельности студента, познавательной самостоятельности мотивационного, компонента познавательной самостоятельности, определение познавательной самостоятельности, определения познавательной самостоятельности, формировании познавательной самостоятельности, познавательной самостоятельности учащихся, проблему познавательной самостоятельности, Развитие познавательной самостоятельности, самостоятельной познавательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос