Автор: Кобзева Наталья Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Кобзева Н. И. Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественно-научного «Образа Мира» студентов университета // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 418-420.

В связи с реформой образования и переходом на двухуровневое обучение, большое значение отводится формированию умений и активизации самостоятельности студентов в познавательной деятельности.

Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной работы обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их освоения, осознавали, что самостоятельная работа способствует активизации познавательной деятельности и становится подлинным достоянием личности.

Как свидетельствует многовековой педагогический опыт, знания не передаются человеку в готовом виде. Человек приобретает их в результате своей сознательной самостоятельной деятельности.

Усиление роли самостоятельной работы студентов – один из самых важных аспектов модернизации педагогического образования в России. Значительное увеличение доли самостоятельной активности при сокращении аудиторных занятий приводит к тому, что повышение качества образовательного процесса зависит от оптимизации методов обучения и внедрения в него новых технологий. Одним из путей такой оптимизации может стать формирование учебных умений студентов в их внеаудиторной самостоятельной деятельности. Такой подход помогает становлению естественнонаучного «Образа Мира».

Процесс формирования у студентов способностей к самостоятельной деятельностной активности должен начинаться с формирования определенной направленности его личности, при которой ценность самостоятельной работы оказывается не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций студента.

Я.А. Пономарев в своем исследовании схематично представил процесс самостоятельной работы как творческий акт в виде четырех фаз:

  1. Первая фаза (сознательная работа) – подготовка – особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

  2. Вторая фаза (бессознательная работа) – созревание – бессознательная работа над проблемой.

  3. Третья фаза (переход бессознательного в сознательное) – вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла.

  4. Четвертая фаза (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [4, c.3].

Данная схема не объясняет возникновения замысла и оригинальность формы его воплощения, но позволяет выявить последовательность действий в процессе самостоятельной деятельности.

К понятию самостоятельной работы необходимо подойти через осознание деятельностной среды, окружающей человека, а, следовательно, и через способность воздействия на нее для достижения своих поставленных целей, но при организации действий понятных для других участников совместной деятельности. Это становится возможным в результате осознания:

  • желания познавать окружающую действительность в ее многообразии;

  • собственных ценностных ориентаций, субъективных потребностей и мотивов, специфики индивидуальной работы;

  • личных перцептивных и индивидуальных творческих умений;

  • способности слушать и слышать других участников учебного процесса;

  • готовности мышления адекватно реагировать и воспринимать новое во внешней изменяющейся среде;

  • собственных возможностей и потребностей в понимании установок, приемов, норм и культурных ценностей других социальных групп;

  • индивидуальных психических свойств и своих эмоциональных качеств в результате воздействия и соприкосновения с негативными факторами внешней среды;

  • степени развития собственной культуры личности.

Самостоятельная работа относится к числу основных форм обучения естествознанию. Она формируется в процессе учебной и профессиональной деятельности. Интерес, желание студента к самостоятельному поиску нужной информации, к усвоению на ее основе профессиональных знаний, к творческому использованию их в различных ситуациях – это качество личности воспитывается на протяжении всей жизни человека и в особенности, интенсивно в период обучения [7].

Становление естественнонаучного «Образа Мира» предполагает планирование и организацию разноплановой и систематической самостоятельной деятельности студентов.

Активизировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов возможно благодаря подбору материала отражающего преемственность естественнонаучного знания с будущей профессией.

Исходя из психолого-педагогической специфики естествознания и задач, решаемых в ходе ее изучения, вытекают следующие формы самостоятельной работы студентов:

  • изучение основной и дополнительной естественнонаучной литературы;

  • выполнение домашних работ: рефераты, презентации, кроссворды;

  • выполнение контрольных и самостоятельных работ: диктанты по определению, сочинения, тестовые задания;

  • подготовка к выступлениям: доклады, дебаты, дискуссии, пресс-конференции.

Успех самостоятельной работы зависит от систематичности выполнения заданий, вдумчивого прочтения учебных изданий, умений выделять главное, правильно конспектировать лекции и дополнительную литературу, рекомендуемую для самостоятельного изучения.

В педагогике существуют различные подходы к пониманию умений студентов самостоятельно ориентироваться в сложившейся ситуации на основе деятельностного подхода.

В.Н. Максимова, Г.И. Щукина трактовали умения как сложную систему осознанных действий, которые обеспечивают продуктивное применение знаний в новых условиях в соответствии с целью. В структуру умения входят простые действия – операции, овладев которыми, студент начинает сознательно использовать их как прием и переносить в новые, изменившиеся условия учебно-познавательной деятельности. Наиболее распространенной оценкой уровней овладения умениями самостоятельно работать являются: репродуктивный, поисковый, творческий.

По своей природе умения разнообразны и многозначны: умения – простые и умения – специальные (Г.И. Щукина [6]), умение – мастерство (В.Н. Максимова [3]), умения, связанные с организационными действиями (Л.И. Уманский [5]) и интеллектуальными умения (А.А. Деркач [1]). Характерной специфической чертой развивающего обучения является накопление не только фонда знаний, норм и установок, но и умственных операций, приемов и правил, хорошо и прочно отраженных в сознании. Умение целенаправленно и неразрывно связано с мотивацией, побуждением к получению результата. Мотив побуждает субъекта ставить и достигать цели, являясь воплощением теоретических желаний в практические действия.

Рассматривая классификацию А.Н. Ксенофонтовой [2], следует подчеркнуть, что умения – это подготовленность субъекта к действиям на основе знаний и опыта, это единство содержательного и операционного качества деятельности.

Процесс становления естественнонаучного «Образа Мира» преломляется через определенную структуру умений и навыков самостоятельной работы студентов вуза. Можно выделить три уровня развитие самостоятельной деятельностной активности.

Высший уровень:

  • интерес и желание самостоятельно работать (позитивное отношение);

  • умение слушать и слышать;

  • умение действовать по образцу и без образца, индивидуально и в коллективе;

  • использование современных информационных технологий;

  • самостоятельно устно и письменно излагать изученный материал в ходе контрольной работы, диктанта по определениям;

  • умение определять основные цели и задачи предложенной ситуации и соотносить ее с реальной жизнью, вырабатывать стратегию и тактику поведения, прогнозировать свои действия, привлекать знания и умения, полученные ранее и необходимые в данный момент;

  • ориентация в пространственно-временных условиях самостоятельной деятельности;

  • самостоятельное восприятие, извлечение и анализ полученной естественнонаучной информации, умение использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности;

  • хорошая устойчивость, переключаемость и распределение внимания;

  • умение вести себя в нестандартных ситуациях, способность к корректировке своего поведения при изменении условий работы и к принятию своевременных решений;

  • умение применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

Средний уровень:

  • отсутствие интереса к самостоятельной познавательной деятельности;

  • не всегда четкая ориентация в процессе самостоятельной деятельности, то есть смутное представление о целях и задачах работы, а также о способах их достижения;

  • умение самостоятельно действовать по образцу и потребность в помощи извне при индивидуальной работе;

  • сложности при самостоятельном поиске и работе с научной литературой;

  • хорошая устойчивость и распределение внимания, но слабая переключаемость;

  • умение слушать, но не слышать;

  • отсутствие четкой позиции индивидуальной работы;

  • несистематическое применение полученных в ходе изучения естествознания знаний и умений в других областях деятельности.

Низкий уровень:

  • негативное отношение к самостоятельной деятельности;

  • отсутствие умений индивидуальной работы;

  • неспособность к прогнозированию, коррекции и анализу ситуации в процессе самостоятельной работы;

  • отсутствие способности к математической обработке информации;

  • прекращение действий в случае возникновения затруднений или нестандартных ситуаций;

  • рассеянность и неустойчивость внимания;

  • отсутствие желания учиться;

  • боязнь и неуверенность в собственных самостоятельных действиях.

В последнее время преподаватель чаще сталкивается с решением задачи повышения степени учебно-познавательной активности студентов на занятиях. Многие студенты проявляют нежелание работать самостоятельно, да и просто учиться. Одной из причин, безусловно, является однообразие лекционных и практических занятий, такое проявление стабильности разрушает и убивает интерес, особенно студенческий. Необходим творческий подход к построению занятий: неповторимость, интенсивность приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность учебного процесса.

Существует множество способов развития учебно-познавательной инициативности студентов. Одним, из которых может являться коллективная самостоятельная работа (дебаты) студентов по актуализации естественнонаучных знаний и развитию критического мышления на основе формирования коммуникативной компетентности. Другим способом может служить использование компьютера, сфера применения которого в учебно-воспитательном процессе очень велика, что дает возможность разнообразить систему обучения, повысить уровень индивидуальной активности и интереса студентов.

Использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий обуславливает достижение фундаментальных целей образования: компетентность, мировоззрение, творчество студентов вуза. Поскольку новые информационные технологии служат цели формирования целостного мировоззрения, постольку они оказывают влияние на образование человека как творческой личности. Истинное творчество предполагает компетентность человека. Компьютерные и коммуникативные технологии, обеспечивая компетентные действия личности, как в его профессиональной области, так и в культуре в целом, укрепляют духовные силы человека, способствуя его духовному развитию [8].

На основе компьютерных технологий развиваются новые методы обучения, которые ориентированы на развитие творческих способностей студентов.

Особое значение в процессе становления естественнонаучного «Образа Мира» имеет внедрение в образовательный процесс учебных студенческих презентаций и кроссвордов, которые позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Таким образом, эффективность становления естественнонаучного «Образа Мира» преломляется через развитие самостоятельной деятельностной активности студентов вуза на основе актуализации естественнонаучных знаний и формирования ценностно-мотивационных ориентаций, способствующих переходу потребностей в систему ценностей.


Литература:

  1. Деркач, А.А. Акмеология [текст]: учебное пособие для вузов / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин . – CПб.: Питер, 2003. – 256с.

  2. Ксенофонтова, А.Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников [текст]: монография / А.Н. Ксенофонтова. – CПб.: [б. и.], 1999. – 166c.

  3. Максимова, В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования [текст] / В.Н. Максимова // Педагогика. – 2002, №2. – С.9-14.

  4. Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию [текст] / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 205с.

  5. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [текст]: учебное пособие для пед. ин-тов / Л.И. Уманский. – М.: Просвещение, 1980. – 160с.

  6. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [текст]: кн. для учителя / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.

  7. Юдина, О.И. Педагогика [текст]: методические рекомендации к курсу «Педагогика» для студентов специальности: 031001 Филология / О.И. Юдина. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. – 54с.

  8. Янкина, Н.В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации [текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: спец. 13.00.08: Теория и методика проф. образования / Н.В. Янкина. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. – 19с.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, самостоятельной работы студентов, самостоятельной деятельности, естественнонаучного «Образа Мира», самостоятельной деятельностной активности, процессе самостоятельной деятельности, Активизация самостоятельной, становления естественнонаучного «Образа, Активизация самостоятельной работы, развитие самостоятельной деятельностной, студентов вуза, самостоятельной деятельности студентов, познавательной деятельности, Активизация самостоятельной деятельности, умений студентов, условие становления, сознательной самостоятельной деятельности, внеаудиторной самостоятельной деятельности, педагогическое условие становления, методами самостоятельной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос