Изменение социальных ролей мужчин и женщин, как феномен в современной культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 14381 раз

Библиографическое описание:

Боровкова, И. В. Изменение социальных ролей мужчин и женщин, как феномен в современной культуре / И. В. Боровкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 512-514. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4584/ (дата обращения: 22.12.2024).

Тема «мужского» в современной гендерной проблематике вызывает все больший интерес. Ее актуальность обусловлена рядом причин. Во-первых, феминистская направленность гендерных исследований последних десятилетий во многом исчерпала себя. Далее, современная социокультурная ситуация заставляет все более обращаться к теме «мужского» как наиболее проблемной для России.
На сегодняшний день гендер и его исследования до сих вызывают большой интерес. Его актуальность обусловлена рядом причин. Следует заметить, гендерные исследования никогда не утрачивают свою новизну. А также, с каждым днем, они формируют ряд новых проблем в гуманитарных науках, которые предстоит решить ученым.
Термин «гендер» был введен в науку психоаналитиком Робертом Столлером в 1958 году. В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: «изучение пола, считал Р. Столлер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера — может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений» [3, с. 71]. Предложение Р. Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании — гендерным исследованиям.
На сегодняшний день, на стыке культур находятся два образа, которые вызывают огромной интерес в гендерных исследованиях. Это образ «маскулинный» и «метросексуала».
Под «маскулинностью» обществом понимается комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. К ним можно соотнести силу, твердость, решительность, жестокость. Данный термин был раскрыт И.С. Коном «Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин» [2, с. 60].
В культуре массового общества «маскулинность» понимается как мужской образ в стиле «мачо» с соотношением силы, твердости, решительности, жестокости. Однако образ маскулинности в реальном историкокультурном контексте был не столь примитивно однозначен. Понятие маскулинности, начиная с древности, включало в себя женственные черты В Римской империи «маскулиность» уже закладывала в себе задатки «женского». Массовое мужское общество было обременено такими заботами, как выжить в данных условиях. Завоевание, охота и поединки насмерть, закаляли их внутренний дух, что способствовало полноценному формированию «маскулиности».
Термин же «метросексуала» был введен британским журналистом Марком Симпсоном. Он служил для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, имеющих ярко выраженный эстетический вкус и тратящих подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни.
В 90-е годы с падением «железного занавеса» в Россию хлынули многие формы массовой культуры, в том числе и «глянцевые» журналы. Сперва это были женские международные журналы мод, а затем и мужские. Они продвигали новый образ жизни, пропагандирующий культуру потребления высших слоев среднего класса, новые ценности и образы культуры.
Ознакомившись с каждым из образов, можно проследить значительные изменение не только в во внешнем виде мужской половины общества, но и выявить их социальную роль в семье.
Не маловажным фактором является отношение к определённой субкультуре каждого из образов.
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур.
Субкультура это особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами [1, с. 623].
Не маловажным, также являются ценности, которые культивируются двумя образами. Каждый из образов создает вокруг себя идеальный мир. Это успешность в рабочей сфере, посещение увеселительных мероприятий, чтобы поддерживать свой статус, а также быть в курсе свежих новостей. Знакомство с интересными людьми для воплощения каких-либо целей совместно. Происходит создание среды комфорта и удобства для каждого из образов.
Традиционный образ мужчины и образ «метросексуала» выражают различные ценностные ориентации. С одной стороны, они претендуют на некую элитарность. С другой, – мужские образы глянцевых журналов отражают систему ценностей. Несмотря на его новизну, данный образ уже создает новые гендерные проблемы в обществе. Традиционный образ мужчины, укоренившийся в ментальности русской культуры, входит в противоречие с теми образами, которые рекламирует субкультура глянца. В настоящее время наряду с понятием «глянца» сосуществует понятие «гламура». Оба эти явления составляют субкультуру, имеющую свою систему ценностных ориентаций, а также символических значений.
Представители первого образа имеют стойкую позицию в культуре. Данный образ получил большее признание у женской половины общества. Мужчины, принадлежащие данному образу имеют доминирующую социальную роль в семье в первую очередь, а также в каких-либо других отношениях. Именно за ними стоит последнее слово, прежде чем принять серьезное решение. Большая часть инициативы всегда принадлежит им.
Таким образом, в семье, мужчина представитель данного образа, является главой семьи, то есть занимает активную позицию.
Представители же второго образа, на сегодняшний день имеют шаткую позицию в культуре. Вызвано это в первую очередь их женственностью. Им пресуще утонченность во всех сферах. В семье представители данного образа имеют вторичную социальную роль.
Между мужчиной данного типа и женщиной возникает некий языковой барьер, вследствие чего происходит непонимание друг друга. Данный факт является предпосылкой отторжения института брака. В женщине закладывается две стороны жизни – мужская и женская. А представители данного мужского образа живут в своем мире и по своим порядкам. Для них не стоит на первом месте обретение семьи и высокого положения на социальной лестнице. Эгоистичность данного образа порождает все больше опасений, касающихся нового образа мужчины в будущем.
На сегодняшний день, это является феноменом для всего общества. Некий переворот в смене позиций в отношениях между женщиной и мужчиной. На женскую половину приходится доминирующая роль.
Возможно, возникновение данного феномена объяснимо такими не маловажными факторами, как мода и смена ценностей.
В современной культуре мода – это не только определенные тенденции одежды. В традиционном понимании мода – временное господство определённого стиля, в какой-либо сфере жизни или культуры. Она определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни каждого человека в определенной субкультуре. Самый главный атрибут моды новизна и ее бесконечное достижение.
Как правило, мода рассматривается как проявление женского в культуре, как сфера реализации женщины. Такое восприятие обуславливается тем, что основным потребителем моды являются именно женщины (хотя большинство кутюрье — мужчины); к тому же, мода характеризуется непостоянством («капризы моды») и требует непрерывного внимания к себе, что часто ассоциируется с чертами именно женского характера.
Текучесть и непостоянство данного фактора дает не малый толчок в смене социального положения в обществе, что в свою очередь влияет на ценности. С внесением каких-либо изменений в один из них, происходит изменение во всей цепочке. Что, в свою очередь, может оказать огромное влияние на сам образ и внести значительные изменения.
В связи с данным феноменом, на сегодняшний день женщина находится на одной ступени с мужчиной в социальном плане. Это доказывает лестница карьерного роста, на которой расположены оба пола. Происходит расслоение как в мужском обществе, как и в женском, с выделением отдельных групп. Например, в России появились женщины со статусом «бизнес-вумэн», которые стремятся занять должное положение в политике и бизнесе и вполне способна выполнять «мужскую» работу, не хуже самого мужчины. И мужчины, примыкающие к образу «метросексуала», стремящиеся к устремлению на них внимания, как массового, так и элитарного общества, ярким примером являются представители «шоу-бизнеса».
Все это приводит к проблемам взаимоотношения мужчин и женщин в целом. Образ мужчины «метросексуала» зарождает гендерные проблемы, связанные с социальным аспектом в понятиях, что такое «мужское» и «женское». В конце XX – начале XXI века наблюдаются тенденции изменений социальных ролей мужчины и женщины в России, происходит трансформация образов феминности и маскулинности. Изменение тендерной и сексуальной культуры людей, резкое увеличение людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, нежелание мужчин выполнять свои исторически сложившиеся функции, т.е. очевидное изменение социокультурного статуса
На сегодняшний, данный образ еще не до конца укоренился в нашей стране, но уже не уступает по своей численности (речь идет о мегаполисах – Москве и Петербурге) традиционному образу «маскулинности». В него входят представители разного возрастного контингента, но относящиеся к высшей планке потребления модных товаров и услуг. Эта тенденция отражает процессы глобализации культуры, наступление ее массовых потребительских форм, под влиянием которых образ мужчины и стиль его жизни все более склонен эволюционировать, утрачивая черты традиционной маскулинности.
Данный феномен, вызвавший столь значительные перемены в смене социальных ролей в обществе, исследуется гендером в дальнейшем, для выявления больших факторов его возникновения и возможных прогнозов в будущем в культуре.

Литература:
  1. Волков Ю.Г. Политическая социология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 640 с.
  2. Германовна, И. Малкина-Пых Гендерная терапия. – М.: Эксмо, 2008. – 491 с.
  3. Центр Гендерных Исследований.// Под общей редакцией Л.Д. Ерохина Л.Д. Коваленко С.В. – Владивосток: 2006. – 133 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ, Россия, женщина, мужчина, образ жизни, образ мужчины, субкультура, внешний вид, мужской образ, традиционный образ мужчины.


Задать вопрос