Библиографическое описание:
Боровкова, И. В. Изменение социальных ролей мужчин и женщин, как феномен в современной культуре / И. В. Боровкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 512-514. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4584/ (дата обращения: 21.11.2024).
- Тема «мужского» в современной гендерной проблематике
вызывает все больший интерес. Ее актуальность обусловлена рядом
причин. Во-первых, феминистская направленность гендерных
исследований последних десятилетий во многом исчерпала себя. Далее,
современная социокультурная ситуация заставляет все более обращаться
к теме «мужского» как наиболее проблемной для России.
-
На сегодняшний день гендер и его исследования до сих вызывают
большой интерес. Его актуальность обусловлена рядом причин. Следует
заметить, гендерные исследования никогда не утрачивают свою новизну.
А также, с каждым днем, они формируют ряд новых проблем в
гуманитарных науках, которые предстоит решить ученым.
-
Термин «гендер» был введен в науку психоаналитиком
Робертом Столлером в 1958 году. В 1963 он выступил на конгрессе
психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового
(гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении
«биологического» и «культурного»: «изучение
пола, считал Р. Столлер, является предметной областью биологии и
физиологии, а анализ гендера — может быть рассмотрен как
предметная область исследований психологов и социологов, анализа
культурно-исторических явлений» [3, с. 71]. Предложение
Р. Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в
изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию
особого направления в современном гуманитарном знании —
гендерным исследованиям.
-
На сегодняшний день, на стыке культур находятся два образа, которые
вызывают огромной интерес в гендерных исследованиях. Это образ
«маскулинный» и «метросексуала».
- Под «маскулинностью» обществом понимается комплекс
психологических и характерологических особенностей, традиционно
приписываемых мужчинам. К ним можно соотнести силу, твердость,
решительность, жестокость. Данный термин был раскрыт И.С. Коном
«Маскулинность как дескриптивная, описательная категория
обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и
особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин»
[2, с. 60].
-
В культуре массового общества «маскулинность» понимается
как мужской образ в стиле «мачо» с соотношением силы,
твердости, решительности, жестокости. Однако образ маскулинности в
реальном историкокультурном контексте был не столь примитивно
однозначен. Понятие маскулинности, начиная с древности, включало в
себя женственные черты В Римской империи «маскулиность»
уже закладывала в себе задатки «женского». Массовое
мужское общество было обременено такими заботами, как выжить в
данных условиях. Завоевание, охота и поединки насмерть, закаляли их
внутренний дух, что способствовало полноценному формированию
«маскулиности».
-
Термин же «метросексуала» был введен британским
журналистом Марком Симпсоном. Он служил для обозначения современных
мужчин любой сексуальной ориентации, имеющих ярко выраженный
эстетический вкус и тратящих подчас много времени и денег на
совершенствование своего внешнего вида и образа жизни.
-
В 90-е годы с падением «железного занавеса» в Россию
хлынули многие формы массовой культуры, в том числе и «глянцевые»
журналы. Сперва это были женские международные журналы мод, а затем
и мужские. Они продвигали новый образ жизни, пропагандирующий
культуру потребления высших слоев среднего класса, новые ценности и
образы культуры.
- Ознакомившись с каждым из образов, можно проследить значительные
изменение не только в во внешнем виде мужской половины общества, но
и выявить их социальную роль в семье.
-
Не маловажным фактором является отношение к определённой субкультуре
каждого из образов.
-
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих
исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей,
преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые
меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры
провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение
стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими
вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие
«городские племена» для обозначения молодёжных
субкультур.
-
Субкультура это особая форма организации людей (чаще всего молодежи)
– автономное целостное образование внутри господствующей
культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей,
отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже
институтами [1, с. 623].
-
Не маловажным, также являются ценности, которые культивируются двумя
образами. Каждый из образов создает вокруг себя идеальный мир. Это
успешность в рабочей сфере, посещение увеселительных мероприятий,
чтобы поддерживать свой статус, а также быть в курсе свежих
новостей. Знакомство с интересными людьми для воплощения каких-либо
целей совместно. Происходит создание среды комфорта и удобства для
каждого из образов.
-
Традиционный образ мужчины и образ «метросексуала»
выражают различные ценностные ориентации. С одной стороны, они
претендуют на некую элитарность. С другой, – мужские образы
глянцевых журналов отражают систему ценностей. Несмотря на его
новизну, данный образ уже создает новые гендерные проблемы в
обществе. Традиционный образ мужчины, укоренившийся в ментальности
русской культуры, входит в противоречие с теми образами, которые
рекламирует субкультура глянца. В настоящее время наряду с понятием
«глянца» сосуществует понятие «гламура». Оба
эти явления составляют субкультуру, имеющую свою систему ценностных
ориентаций, а также символических значений.
-
Представители первого образа имеют стойкую позицию в культуре.
Данный образ получил большее признание у женской половины общества.
Мужчины, принадлежащие данному образу имеют доминирующую социальную
роль в семье в первую очередь, а также в каких-либо других
отношениях. Именно за ними стоит последнее слово, прежде чем принять
серьезное решение. Большая часть инициативы всегда принадлежит им.
- Таким образом, в семье, мужчина представитель данного образа,
является главой семьи, то есть занимает активную позицию.
-
Представители же второго образа, на сегодняшний день имеют шаткую
позицию в культуре. Вызвано это в первую очередь их женственностью.
Им пресуще утонченность во всех сферах. В семье представители
данного образа имеют вторичную социальную роль.
- Между мужчиной данного типа и женщиной возникает некий языковой
барьер, вследствие чего происходит непонимание друг друга. Данный
факт является предпосылкой отторжения института брака. В женщине
закладывается две стороны жизни – мужская и женская. А
представители данного мужского образа живут в своем мире и по своим
порядкам. Для них не стоит на первом месте обретение семьи и
высокого положения на социальной лестнице. Эгоистичность данного
образа порождает все больше опасений, касающихся нового образа
мужчины в будущем.
-
На сегодняшний день, это является феноменом для всего общества.
Некий переворот в смене позиций в отношениях между женщиной и
мужчиной. На женскую половину приходится доминирующая роль.
-
Возможно, возникновение данного феномена объяснимо такими не
маловажными факторами, как мода и смена ценностей.
- В современной культуре мода – это не только определенные
тенденции одежды. В традиционном понимании мода – временное
господство определённого стиля, в какой-либо сфере жизни или
культуры. Она определяет стиль или тип одежды, идей, поведения,
этикета, образа жизни каждого человека в определенной субкультуре.
Самый главный атрибут моды новизна и ее бесконечное достижение.
-
Как правило, мода рассматривается как проявление женского в
культуре, как сфера реализации женщины. Такое восприятие
обуславливается тем, что основным потребителем моды являются именно
женщины (хотя большинство кутюрье — мужчины); к тому же, мода
характеризуется непостоянством («капризы моды») и
требует непрерывного внимания к себе, что часто ассоциируется с
чертами именно женского характера.
-
Текучесть и непостоянство данного фактора дает не малый толчок в
смене социального положения в обществе, что в свою очередь влияет на
ценности. С внесением каких-либо изменений в один из них, происходит
изменение во всей цепочке. Что, в свою очередь, может оказать
огромное влияние на сам образ и внести значительные изменения.
-
В связи с данным феноменом, на сегодняшний день женщина находится на
одной ступени с мужчиной в социальном плане. Это доказывает лестница
карьерного роста, на которой расположены оба пола. Происходит
расслоение как в мужском обществе, как и в женском, с выделением
отдельных групп. Например, в России появились женщины со статусом
«бизнес-вумэн», которые стремятся занять должное
положение в политике и бизнесе и вполне способна выполнять «мужскую»
работу, не хуже самого мужчины. И мужчины, примыкающие к образу
«метросексуала», стремящиеся к устремлению на них
внимания, как массового, так и элитарного общества, ярким примером
являются представители «шоу-бизнеса».
-
Все это приводит к проблемам взаимоотношения мужчин и женщин в
целом. Образ мужчины «метросексуала» зарождает гендерные
проблемы, связанные с социальным аспектом в понятиях, что такое
«мужское» и «женское». В конце XX
– начале XXI века наблюдаются
тенденции изменений социальных ролей мужчины и женщины в России,
происходит трансформация образов феминности и маскулинности.
Изменение тендерной и сексуальной культуры людей, резкое увеличение
людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, нежелание мужчин
выполнять свои исторически сложившиеся функции, т.е. очевидное
изменение социокультурного статуса
-
На сегодняшний, данный образ еще не до конца укоренился в нашей
стране, но уже не уступает по своей численности (речь идет о
мегаполисах – Москве и Петербурге) традиционному образу
«маскулинности». В него входят представители разного
возрастного контингента, но относящиеся к высшей планке потребления
модных товаров и услуг. Эта тенденция отражает процессы глобализации
культуры, наступление ее массовых потребительских форм, под влиянием
которых образ мужчины и стиль его жизни все более склонен
эволюционировать, утрачивая черты традиционной маскулинности.
-
Данный феномен, вызвавший столь значительные перемены в смене
социальных ролей в обществе, исследуется гендером в дальнейшем, для
выявления больших факторов его возникновения и возможных прогнозов в
будущем в культуре.
-
- Литература:
-
Волков Ю.Г. Политическая социология. – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 1997. – 640 с.
-
Германовна, И. Малкина-Пых Гендерная терапия. – М.: Эксмо,
2008. – 491 с.
-
Центр Гендерных Исследований.// Под общей редакцией Л.Д. Ерохина
Л.Д. Коваленко С.В. – Владивосток: 2006. – 133 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ, Россия, женщина, мужчина, образ жизни, образ мужчины, субкультура, внешний вид, мужской образ, традиционный образ мужчины.