Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 2785 раз

Библиографическое описание:

Ипполитова, Е. А. Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений / Е. А. Ипполитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3927/ (дата обращения: 19.11.2024).

В современных условиях интенсивных социальных изменений для отдельного человека «внешнее ускорение превращается во внутреннее», заставляя его все чаще перестраивать свои представления о реальности с тем, чтобы мысленный образ «успевал» за усиливающейся динамикой реального социального мира [4]. В ситуации разрушения традиционных представлений о полоролевых моделях поведения человека, большое значение приобретает изучение образа семьи в представлениях современных россиян, выступающего ориентиром для самореализации в данной социальной сфере [3].

В психологической науке методологически образ является одной из центральных категорий, объясняющей и описывающей внутреннюю психическую реальность. С середины XX века начинается широкое теоретико-практическое исследование образа. К разработке данной проблематики в той или иной степени обращаются практически все видные отечественные ученые-психологи: Ф.Е. Василюк, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов и др. [1].

В теоретико-методологическом контексте категория образа в работах отечественных авторов рассматривается в рамках теории отражения. Образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С другой позиции изучения образ, помещенный в пространство сознания, - это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало. Исследованию интегрального образа реальности посвящены работы целого ряда психологов (В.А. Барабанщиков, А.А. Гостев, А.Н. Леонтьев, С.Д.Смирнов и др.) [1, 2].

С.Л. Рубинштейн пишет, что образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует. По его мнению, под образом следует понимать не всякое чувственное впечатление, а лишь такое в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания [2].

В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе как многомерном психологическом образовании. Его формирование – это сложный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более адекватным отражаемому предмету. Являясь отражением предметов (явлений) объективной, то есть существующей вне, и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. Отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально-неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает.

А.В. Петровский под образом понимает субъективную картину мира или его фрагментов, включающего самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В свою очередь образ мира более сложная категория – целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности [2].

Сторонники социальной психологии уделяли большое внимание изучению социальной перцепции и социального познания: С. Московиси, Г.М. Андреева, Н.Н. Обозова. Прикладные исследования социальных образов проводили: И.Г. Дубов, С.Р. Пантелеев, А.Н. Крылов, А.Ю. Панасюк и др. [1]. Можно сделать вывод о том, что социальные представления являются основой представлений о различных объектах социальной действительности. На этой базе строятся представления о мире в целом (образ мира) и представления об образе личности в частности, которые отражают личностные особенности каждого индивида.

Социальный образ – результат социального восприятия и продукт познания социального мира. Особенности воспринимающего зависят от его субъективных и объективных характеристик. Они влияют на глубину, всесторонность и скорость познания другого человека. Н.Т. Волкова относит к ним пол, возраст, национальность, социальный интеллект, психические состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности.

Многие авторы признают, что образ зависит от ряда факторов, он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются, поэтому образ требует постоянной поддержки и коррекции. Важной особенностью образа является активность, то есть он способен действовать на сознание, эмоции, отдельных людей и целых групп [2].

Таким образом, прослеживается актуальность проблематики образов в психологии, по которой производится достаточно много исследований, в том числе направленных на выявление специфики их содержания, обусловленной принадлежностью к определенной возрастной группе, поколению.

В ХХ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между ними. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях и отношениях представителей различных поколений одной семьи.

Межпоколенная связь – это сложный и неоднозначный феномен. Сильная связь или зависимость друг от друга представителей разных поколений может делать их более жизнестойкими и, наоборот, уязвимыми, беспомощными, неспособными противостоять стрессу; может как усиливать, так и ослаблять индивидуальную систему ресурсов человека. С одной стороны, связь между поколениями необходима для нормального функционирования и развития общества, так как является важным социально-психологическим фактором его интеграции. С другой стороны, прогрессивное развитие общества невозможно без отказа или замены «старого» на «новое». Нередко необходимое «новое» (не имеет принципиального значения, в какой сфере) настолько существенно отличается от «прежнего», что происходит резкий разрыв между поколениями, что может привести к кризисным явлениям, как, например, это происходит в современной российской семье, в которой проблема «отцов и детей» приобретает особую остроту [5].

Здесь в противопоставление юности выступает именно взрослый, социально зрелый человек. Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание собственной жизни перед самим собой и перед другими людьми. В период средней взрослости происходит избавления от неоправданного максимализма, характерного для молодости, формируется взвешенность и многогранность подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам собственной семейной жизни. Скопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новейших идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошедший опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности.

Таким образом, опираясь на результаты анализа литературы по проблемам межпоколенного взаимодействия в семье, можно заключить, что образы семьи, отражающие понимания различных аспектов семейной жизни, могут существенно определять его стиль, интенсивность передачи, конфликтность. В этой связи было предпринято эмпирическое исследование, направленное на выявление специфики содержания образов семьи людей молодого и зрелого возраста.

В исследовании использовался комплекс методов: изучение и анализ научно-теоретических источников по проблеме, экспертный опрос, семантический дифференциал Ч. Осгуда, методы статистического анализа данных (расчет средних значений, непараметрический T-критерий Уилкоксона, критерий Манна-Уитни, критерий Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента, факторный анализ), с применением компьютерного пакета программ SPSS 17.0. В качестве респондентов выступили мужчины и женщины в возрасте 18-25 лет (30 человек), являющиеся студентами ВУЗов г. Барнаула (АлтГУ, АлтГТУ), не женатые и проживающие в полной родительской семье, а так же состоящие в браке родители этих студентов – работающие люди 40-55 лет (30 человек).

В результате применения метода семантического дифференциала выявлены представления об идеальной семье, характерные для разных поколений. Установлено отсутствие значимых различий в содержании данных представлений у 18-25 летних юношей и девушек и людей среднего возраста. Так, и те и другие в равной степени представляют идеальную семью, прежде всего, как счастливую, стабильную, гармоничную, поддерживающую, комфортную, в большей степени ориентированную на сохранение традиций, относительно демократичную и открытую. В то же время идеальная семья и молодым и зрелым людям представляется романтичной, необычной, интересной. Акцент делается на сохранении здоровья ее членов: спортивная, сексуально удовлетворяющая супругов. Следовательно, можно заключить, что, согласно полученным данным, представления об идеале, на который респонденты ориентируются в своей семейной жизни, схожи. Это указывается на сохранение определенных традиций у представителей разных поколений, выросших в одной большой семье. Вместе с тем, интерес представляют данные, согласно которым молодежь, современные юноши и девушки, в достаточной мере поддерживают представления о семье как о патриархальной и многодетной, что соответствует исторически сложившимся установкам.

В свою очередь анализ результатов исследования с применением методов статистического анализа (критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента) позволил установить наличие значимых различий в содержании представлений о реальной семье, характерных для людей разных возрастов.

Выявлено, что юношам и девушкам в возрасте 18-25 лет реальная семья представляется менее традиционной (р=0,011), менее закрытой (р=0,13), более интересной (р=0,14), более веселой (р=0,17), более счастливой (р=0,022), в большей степени поддерживающей ее членов (р=0,022), более стабильной и гармоничной (р=0,023), более демократичной (р=0,025) и в целом более привлекательной (р=0,028) и комфортной (р=0,043). Следовательно, можно заключить о более оптимистичных представлениях о реальной семье у юношей и девушек. Это может объясняться как некоторой идеализацией различных сторон жизни, в том числе семейной, характерной для возраста поздней юности, а так же отсутствием опыта проживания в собственной семье, в которой могут быть трудности не только детско-родительских, но и супружеских отношений. В то же время в зрелом возрасте человеку свойственны более реальные, трезвые оценки своих достижений. Кроме того, может иметь место кризис зрелого возраста, который связан с осознанием расхождения между целями, поставленными в молодости и действительностью. На данном возрастном этапе происходит переоценка ценностей, при которой нередко возникает чувство общей неудовлетворенности жизнью, что так же может способствовать некоторому пессимизму по поводу жизни в реальной семье.

Для большей четкости различения интегральных образов семьи между поколениями обратимся к результатам факторного анализа.

В ходе проведения факторного анализа содержания образа идеальной семье в группе молодого возраста выявлено 7 главных компонент, суммарно объясняющих 76% дисперсии.

Первый фактор, объясняющий 16% дисперсии, включает шкалы: «веселая» (р=0,533), «легкая» (р=0,566), «счастливая» (р=0,602), «поддерживающая» (р=0,818), «любящая» (р=0,791), «комфортная» (р=0,537), «спортивная» (р=0,553), «образованная» (р=0,662), «нерелигиозная» (р=0,658). Его можно условно обозначить как «поддерживающая идеальная семья». Второй фактор, объясняющий 13% дисперсии: «стабильная» (р=0,633), «обеспеченная» (р=0,785), «мирная» (р=0,863), «привлекательная» (р=0,843), его обозначим как «устойчивая семья» (13%). Третий фактор: «спокойная» (р=0,634), «оптимистичная» (р=0,607), «гармоничная» (0,655), «романтичная» (р=0,838), «многодетная» (р=0,740), он обозначается как «созидающая» (12%). Четвертый фактор: «интересная» (р=0,565), «единая» (р=0,627), «сексуально удовлетворяющая» (р=0,770), «творческая» (р=0,742), как «креативная» (10%). Пятый фактор: «разнообразная» (р=0,671), «интересная» (р=0,589), «насыщенная» (р=0,831), обозначим его как «динамичная семья» (9%). Шестой фактор: «необычная» (р=0,740), «закрытая» (р=0,876), «бурная» (р=0,816) – «обособленная семья» (8%). Седьмой фактор: «демократичная» (р=0,816) – (6%).

Исходя из обозначенных факторов, можно характеризовать идеальную семью в представлениях юношей и девушек, как эмоционально и экономически устойчивую и комфортную, направленную на творчество и созидание, обособленную и демократичную.

Факторный анализ данных, отражающих содержание образа реальной семьи в молодом возрасте, показал в своей основе 8 факторов.

Первый фактор – «продуктивная реальная семья»: «разнообразная» (а=0,666), «интересная» (а=0,792), «единая» (а=0,514), «насыщенная» (а=0,557), «поддерживающая» (а=0,756), «любящая» (а=0,628), «комфортная» (а=0,622), «образованная» (а=0,811), «привлекательная» (а=0,648), «творческая» (а=0,746). Второй фактор - «позитивная семья»: «спокойная» (а=0,688), «оптимистичная» (а=0,743), «стабильная» (а=0,583), «насыщенная» (а=0,515), «обеспеченная» (а=0,834), «спортивная» (а=0,596), «патриархальная» (а=0,773), «многодетная» (а=0,763). Третий фактор – «комфортная семья»: «веселая» (а=0,509), «легкая» (а=0,905), «счастливая» (а=0,661), «гармоничная» (а=0,813), «комфортная» (а=0,558). Четвертый фактор – «требовательная семья»: «закрытая» (а=0,847), «мирная» (а=0,533). Пятый фактор – «драматичная»: «романтичная» (а=0,761), «нерелигиозная» (а=0,616), «бурная» (а=0,751). Шестой фактор – «экстремальная»: «необычная» (а=0,872), «спортивная» (а=0,520). Седьмой фактор – «привязанность в семье»: «единая» (а=0,577), «сексуально удовлетворяющая» (а=0,685). Восьмой фактор – «демократичная» (а=0,946).

Исходя из обозначенных факторов, можно характеризовать реальную семью в представлениях людей молодого возраста, как демократичную, активную и прогностическую, в плане озабоченности своим будущим. В то же время важными элементами образа реальной семьи являются эмоциональный комфорт и приятое времяпрепровождение, максимально насыщенное и разнообразное.

Из чего следует, что в сравнении с образом идеальной семьи, носящим более абстрактный характер всестороннего благополучия, образ реальной семье у молодых людей несколько четче определен и более осмыслен. Это можно объяснить тем, что в то время как идеал остается в категории мечты и фантазий, образ реальной семьи связан с планами на будущее, которые хочется осуществить.

В результате сравнения образов реальной и идеальной семье в зрелом возрасте, по результатам факторного анализа было выявлено следующее:

В основе образа идеальной семье в зрелом возрасте лежат 7 факторов, объясняющих 71% общей дисперсии. Первый фактор (18% дисперсии) – «насыщенная» (а=0,840), «поддерживающая» (а=0,763), «любящая» (а=0,770), «обеспеченная» (а=0,654), «образованная» (а=0,634), «интересная» (а=0,577), «сексуально удовлетворяющая» (а=0,513). Обозначим его «любящая семья». Второй фактор (10%) – «оптимистичная семья»: «легкая» (а=0,845), «спокойная» (а=0,763), «оптимистичная» (а=0,770), «сексуально удовлетворяющая» (а=0,524). Третий фактор: (10%) – «сплоченная семья»: «единая» (а=0,840), «поддерживающая» (а=0,823), «патриархальная» (а=0,770), «привлекательная» (а=0,559). Четвертый фактор: (9%) – «крепкая семья» «закрытая» (а=0,744), «многодетная» (а=0,727), «спортивная» (а=0,701), «необычная». Пятый фактор: (8%) – «религиозная семья»: «реалистичная» (а=0,760), «религиозная» (а=0,733). Шестой фактор: (7%) – «креативная семья»: «творческая» (а=0,788), «демократичная» (а=0,689). Седьмой фактор: (6%) – «счастливая идеальная семья»: «счастливая» (а=0,819), «веселая» (а=0,662).

Интерпретируя полученные факторы, описанные выше, можно заключить, что образ идеальной семьи в зрелом возрасте содержит такие ведущие характеристики как любящая, оптимистичная, сплоченная, крепкая, религиозная, креативаня, счастливая. Необходимо отметить, что в этой возрастной группе по сравнению с поздней юностью, образ идеальной семьи носит более практико-ориентированный характер, хотя в целом эти образы очень схожи как отмечалось ранее.

В содержании образа реальной семье в зрелом возрасте факторный анализ позволили выявить шесть компонент, объясняющих суммарно 74% общей дисперсии.

Первый фактор: (19%) – «динамичная реальная семья»: «необычная» (а=0,819), «веселая» (а=0,746), «интересная» (а=0,679), «гармоничная» (а=0,676), «оптимистичная» (а=0,611), «обеспеченная» (а=0,588), «разнообразная» (а=0,513). Второй фактор: (15%) – «надежная семья» «единая» (а=0,862), «закрытая» (а=0,707), «патриархальная» (а=0,674), «насыщенная» (а=0,585), «спокойная» (а=0,578), «стабильная» (а=0,577), «творческая» (а=0,522). Третий фактор: (10%) – «заботливая семья»: «поддерживающая» (а=0,856), «любящая» (а=0,748), «комфортная» (а=0,567). Четвертый фактор: (10%) – «страстная семья»: «бурная» (а=0,855), «романтичная» (а=0,814). Пятый фактор: (10%) – «демократичная семья»: «демократичная» (а=0,798), «многодетная» (а=0,689), «привлекательная» (а=0,686). Шестой фактор: (7%) – «здоровая семья»: «спортивная» (а=-0,881), «сексуально удовлетворяющая» (а=0,648).

Полученные данные отражают образ реальной семьи в представлениях людей зрелого возраста, которая динамично развивается, является точкой опоры в их жизни, что отражают такие характеристики как надежная и заботливая. Кроме того, эта семья демократичная и страстная.

Итак, опираясь на результаты проведенного исследования можно заключить, что образ семьи приобретает большое значение в контексте проблемы взаимодействия людей молодого и зрелого возраста. Согласно полученным данным, представления об идеальной семье, в которой хотелось бы жить людям как молодого, так и зрелого возраста, в целом совпадают и строятся на основе соблюдения традиций и норм, однако в зрелости отличаются большим акцентом на практичности и комфортности семьи. Особенности в содержании образов реальной семьи отражают значимость таких характеристик как счастливая, надежная, демократичная как для молодых, так и для зрелых людей. Однако в средней взрослости образ реальной семьи становится менее позитивным, значительно отличающимся от образа реальной семьи, которая характеризуется страстностью и динамичностью. В свою очередь для молодежи важными элементами образа реальной семьи являются эмоциональный комфорт и разнообразное времяпрепровождение. Полученные результаты отражают, с одной стороны, мотивированность молодежи и людей зрелого возраста на создание и сохранение в целом традиционной семьи, с другой – идеализацию семьи в молодом возрасте и понимание ее изменчивости в зрелости.

Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации (МК-4817.2011.6)

Литература:
  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 450 с.

  3. Андреева Т.В. Психология современной семьи .- СПб.: Речь, 2005.- 436 с.

  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учеб. пособие для высших учеб заведений. – М.: «Академия», 2009. – 304 с.

  5. Жукова С.А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках /Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. – Саратов: Издательско-коммерческое предприятие «Волжский сад», 1999. – С.313-317.

Основные термины (генерируются автоматически): реальная семья, зрелый возраст, идеальная семья, образ, молодой возраст, представление, семья, факторный анализ, поколение, возрастная группа.


Похожие статьи

Изменение социальных ролей мужчин и женщин, как феномен в современной культуре

Роль культурных медиаторов в жизни человека

Формирование культуры свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей как педагогическая проблема

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России

Социальная адаптация и духовная самоидентификация личности

Роль семьи в процессе экономической социализации подрастающих поколений в США и в России

Смех как компонент межличностного взаимодействия в группах детей трех и пяти лет

Содержание этнических представлений современной российской молодежи

Формирование свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей при изучении гуманитарных дисциплин

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Похожие статьи

Изменение социальных ролей мужчин и женщин, как феномен в современной культуре

Роль культурных медиаторов в жизни человека

Формирование культуры свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей как педагогическая проблема

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России

Социальная адаптация и духовная самоидентификация личности

Роль семьи в процессе экономической социализации подрастающих поколений в США и в России

Смех как компонент межличностного взаимодействия в группах детей трех и пяти лет

Содержание этнических представлений современной российской молодежи

Формирование свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей при изучении гуманитарных дисциплин

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Задать вопрос