Реализация Федеральной целевой программы «Жилище» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 2475 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, А. Г. Реализация Федеральной целевой программы «Жилище» / А. Г. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4566/ (дата обращения: 24.12.2024).

По данным 2010 года, общая площадь жилых помещений Российской Федерации, приходящаяся в среднем на 1 человека, составляет 22,4 кв. м. (при допустимой норме – 18 кв. м.), в среднем на одного человека приходится 0,93 комнаты [4]. При этом по разработанному ООН стандарту минимальных жилищных условий, на каждого жителя должно приходиться не менее 30 кв. м. общей площади, а число комнат в квартире должно быть на одну больше, чем жильцов в ней [1]. Кроме того, по данным статистики, всего 38,1% россиян в 2010 г. оценивали свои жилищные условия как хорошие [4]. При подобном положении жилищная политика государства должна быть направлена на увеличение объема ввода строящегося жилья, повышения его доступности и качества для граждан.

Действующая Федеральная целевая программа «Жилище» характеризуется довольно расплывчатой целью, а именно: «комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем». Несмотря на отсутствие четко поставленной цели, в программе прописаны конечные результаты, на основе которых и проведем анализ.

Одним из важнейших целевых показателей Федеральной целевой программы «Жилище» является индикатор годового объема ввода жилья. В ходе реализации программы было предусмотрено увеличение данного показателя с 33,8 млн. кв. м. в 2002 г. до 80 млн. кв. м. в 2010 г. (рисунок 1).

Рисунок 1. Годовой объем ввода жилья в 2002 – 2010 гг., млн. кв. м.

В 2009 г. из-за экономического кризиса объемы строительства жилья стали сокращаться. В результате к 2010 г. план по вводу жилья был выполнен лишь на 73 %. За все время действия программы на территории РФ было введено около 442 млн. кв.м. При этом Правительством РФ не приняло соответствующих мер по оживлению рынка жилья (например, обратить внимание на альтернативные виды жилья – кооперативные товарищества и арендное жилье). В Программе на 2011 – 2015 гг. к 2015 г. запланирован годовой объем ввода жилья 90 млн. кв. м. [6].

Для того чтобы оценить валовую величину ввода жилья в 442 млн. кв. м., необходимо выяснить, какова реальная потребность населения в жилой площади и какие должны быть показатели годового объема ввода жилья для решения данной проблемы в стране. Для обеспечения каждого российского гражданина хотя бы отдельной комнатой необходимо дополнительно ввести в действие 180,2 млн. кв. м. (дополнительный объем ввода жилья = (1 – 0,93) * 18 кв. м. * 143 млн. = 180,2 млн. кв. м., где 0,93 – обеспеченность комнатами в среднем на одного человека; 18 кв. м. – федеральный стандарт социальной нормы площади жилья; 143 млн. – численность населения Российской Федерации на 1 января 2012 г.). Как видно из полученных данных, в Федеральную целевую программу не заложен даже минимум необходимого объема ввода жилья.

Следует также добавить, что в жилищной сфере прослеживается дисбаланс региональных показателей. Например, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа особенно отличаются несоответствием объема ввода жилья доле населения, проживающего на этой территории, что характеризует ситуацию как крайне тяжелую.

Наряду с показателем годового объема ввода жилья в программе «Жилище» также определены другие важнейшие индикаторы. Например, было запланировано увеличить объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов с 3,3 млрд. руб. в 2002 г. до 415 млрд. руб. в 2010 г. [5]. Однако в силу негативного влияния финансового кризиса объем выданных ипотечных жилищных кредитов в 2009 г. сократился на 76,8 % до 152,2 млрд. руб. В результате в 2010 было выдано лишь 380,1 млрд. руб., что составляет 91,6 % от плана [4].

Программой «Жилище» также было предусмотрено улучшение жилищных условий (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета к 2010 г. для 295,7 тыс. молодых семей [5]. Однако в ходе реализации программы улучшили жилищные условия 217,2 тыс. семей (73,5 % от запланированного показателя) [4].

В программе «Жилище» также определены желаемые результаты, характеризующие коэффициент доступности жилья. Для комплексной оценки доступности приобретения жилья в программе «Жилище» используется такой показатель, как доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств. В 2004 г. значение данного показателя составило 9%, а к 2010 г. планировалось увеличить его до 30% [5]. Однако фактически в 2010 г. доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств составила 19,8% (66% от запланированного показателя) [4] (рисунок 2).

Рисунок 2. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств в 2004 – 2010 гг., %

Согласно исследованиям, минимальный совокупный доход семьи, необходимый для приобретения жилья, составляет 77500 руб. Однако по итогам 2010 г. таким доходом обладали около 12% семей. Ситуация усугубляется еще и тем фактом, что доля семей, оформивших жилищный кредит в 2009 г. от общего количества домохозяйств в стране составляет всего 3% [3]. Это доказывает несовершенство законодательных актов и финансовых инструментов, направленных на поддержку граждан с невысоким уровнем доходов.

Федеральная целевая программа «Жилище» была продлена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 на 2011 – 2015 гг., но поставленные задачи на 2002 – 2010 гг. так и не выполнены. При этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями федеральной целевой программы «Жилище» добавились новые направления жилищного обеспечения, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства. Цель программы на 2011 – 2015 гг. приобрела более конкретный вид, а именно: «формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» [6]. Общий объем финансирования программы был увеличен более чем в 2 раза (с 298,8 млрд. руб. до 620,69 млрд. руб.). При этом ожидаемые конечные результаты реализации программы также остаются далеки до реальных потребностей (например, запланирован объем ввода жилья в 90 млн. кв. м. в 2015 г. при необходимости введения дополнительного жилья в настоящее время в размере 180,2 млн. кв. м.; запланирован рост жилищной обеспеченности к 2015 г. до 24,2 кв. метра на человека при разработанном ООН стандарте минимальных жилищных условий не менее 30 кв. м. на каждого жителя; плановый показатель доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств не изменился (30%) (при среднестатистическом показателе 19,8%)).

Анализируя Федеральную целевую программу «Жилище», следует отметить абсолютно низкий уровень реализации данного законодательного акта. Тенденция к возобновлению жилищного фонда является хорошим индикатором общего состояния экономики страны, а также определяющим фактором демографического роста населения. Поэтому невыполнение программы «Жилище», расхождение ожидаемых результатов, прописанных в программе, с действительными негативно сказывается на дальнейшем пути социально-экономического развития и политической безопасности России. Главной причиной, которая тормозит развитие доступного и комфортного жилья в России, видится в отсутствии в Федеральной целевой программе «Жилище» альтернативных вариантов решения жилищной проблемы, помимо приобретения квартиры в ипотеку. В условиях неравномерной территориальной организации российского общества, пространственной дифференциации производительных сил необходим комплексный подход к решению жилищной проблемы, в основу которого целесообразно заложить культурные, климатические и природно-ресурсные факторы.

При дальнейшей реализации программы целесообразно не только работать над созданием эффективного рыночного механизма приобретения жилья, но и закладывать новые стандарты и типы жилищ, активнее задействовать скрытые человеческие ресурсы, которые способны превратить малоэтажное строительство в локомотив национальной экономики [2]. Например, в южных аграрных районах страны наиболее оптимальным вариантом решения жилищной проблемы может стать программа по развитию индивидуального строительства. При этом необходимо разработать систему гибких схем частичного погашения ипотечных кредитов за счет сельскохозяйственной продукции. В средней полосе жилищную проблему следует решать посредством развития жилищных кооперативов и арендного жилья, закладывая в основу функционирования локальные инженерные системы, которые значительно снизят себестоимость затрат. Развитие локальных коммунальных систем и новых строительных технологий малоэтажного строительства весьма актуально для районов крайнего севера, которые очень чувствительны к антропогенным нагрузкам [3]. Только в условиях комплексного подхода к решению жилищной проблемы, учитывая существующую региональную дифференциацию, можно эффективно решать проблему комфортного и доступного жилья для граждан России.


Литература:

  1. Глущенко К.П. Программа «Жилище»: критический взгляд / К.П. Глущенко, Е.Б. Кибалов // ЭКО. – 1996. – № 12. – С. 82 – 95.

  2. Казьмин П.П. Перспективы развития малоэтажного строительства в России / П.П. Казьмин // Жилищное строительство. – 2009. – № 1. – С. 20 – 22.

  3. Михеева З.А. К вопросу о реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы / З.А. Михеева // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2011. – № 4. – С. 168 – 175.

  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

  5. Официальный текст федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fcpdom.ru/prog.php?s=off&id=129

  6. Официальный текст федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fcpdom.ru/prog.php?s=off&id=466

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): Федеральная целевая программа, ввод жилья, жилищная проблема, доля семей, Жилища, стандарт обеспечения, годовой объем ввода жилья, приобретение жилья, программа, Российская Федерация.


Задать вопрос