Анализ федеральных программ, направленных на поддержку предоставления социального жилья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.10.2018

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Артемьева, Е. В. Анализ федеральных программ, направленных на поддержку предоставления социального жилья / Е. В. Артемьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 179-183. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53264/ (дата обращения: 19.11.2024).



Ключевые слова: программа «Молодая Семья», арендное жилье, социальное жилье, субсидии для льготной ипотеки, проект «Ипотека и Арендное Жилье»

По мере того, как в России продолжаются кризисные явления, медленными темпами растет уровень бедности — численность людей, которые получают денежных доходов в месяц меньше прожиточного минимума. Они в данный момент не в состоянии улучшить свой уровень жизни и жилищные условия самостоятельно, или даже при помощи заемных средств банков. Данные Росстата приводят следующую статистику на 2017 год: в процентном соотношении к общему числу жителей страны это 13,2 %, в количественном выражении это 19,6 млн. чел., причем данное число можно сравнить с уровнем кризисного 2008 года и за последний десяток лет это очень высокий, устойчивый показатель [1].

Бедность населения также дифференцируется по различным регионам, в частности самый высокий процент бедного населения в стране это: Республика Тыва (41,2 %), Республика Ингушетия (32,0 %), Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика, (25,8 % и 24,8 % соответственно). В Москве и Санкт-Петербурге данные доли составляют 8,9 и 8,0 %. Наименьший процент имеется в Ямало-Ненецкий авт. Округе (7,4 %) и республике Татарстан (7,5 %). По России, в среднем, 63,59 % населения находятся на уровне доходов ниже среднедушевого по стране, что говорит о большой дифференциации доходов и о том, что население в среднем имеет невысокую кредитоспособность. В стране происходит убыль населения, 2017 год стал уже третьим годом, в котором фиксируется снижение рождаемости, а за полгода 2018г. смертность оказывается выше. Одна из причин данного явления — отсутствие собственной жилой площади или большие расходы по ипотечным кредитам.

Аналогично статистика приводит число в 357 817 семей которые в 2017 ждали своей очереди на получение социальной помощи в виде денежных средств на покупку жилых помещений. [2]

Для лиц, которые признаны малоимущими, а также молодым семьям вне зависимости от наличия детей государство может и должно предоставлять возможность улучшить свое жилищное положение. Существует несколько способов, которые помогают населению — разным группам добиться такой помощи — получить собственное жилье с помощью субсидий от регионов или социальное жилье. Социальным жильем можно назвать жилую площадь, право на которую принадлежит государству или некоммерческим организациям и которое на определенных условиях сдается гражданам. Так же это инструмент, при помощи которого можно на условиях минимальных ставок за оплату квартиры получить стандартное жилье, а именно приватизировать его. Некоммерческий наем отличается от социального найма тем, что его могут получить не малоимущие люди, но у которых все же проблемы с проживанием вследствие малых площадей квартир или плохого состояния дома в целом [3]. Такой договор в целом строже, он срочный, нет возможности приватизировать жилье, нету поднайма, который позволяет жильцу подселять к себе других граждан за плату. Все методы поддержки граждан в обеспечении жильем сгруппированы в основной программе, единственной в стране, утвержденной на федеральном уровне: «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на период с 2018 по 2025 гг. Ответственный исполнителем является Минстрой России.

Самые главные задачи вышеуказанного проекта — это снижение стоимости жилья, увеличение объемов строительства, повышение производительности труда. Она объединяет в себе такие программы, как «Ипотека и арендное жилье» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». Именно первая призвана оказывать помощь с обеспечением жилья, регулировать развитие ипотечного кредитования и строительства жилищной недвижимости [4].

Проект «Ипотека и арендное жилье» собирает в себе программы, которые ранее существовали отдельно друг от друга. Туда вошли подпрограммы ФЦП «Жилище» которая с 1 января 2018 года перестала существовать, такие как «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации», «Обеспечение жильем молодых семей» а так же деятельность АО «ДОМ.РФ» (ранее Агентство по Ипотечному Жилищному Кредитованию), которая занимается развитием ипотечного кредитования и развитием арендного жилья а так же является руководителем и исполнителем проекта.

ФЦП «Жилище» была создана в 2002 году, подпрограмм всего было 6, к 2018 году их стало 4.основными мероприятиями были снижение стоимости жилья в целом и поддержка людей, которые трудятся на государственной службе или нуждаются в помощи — это военнослужащие, молодые семьи, молодые ученые и лица, которые должны получить льготу из-за федерального долга перед ними. В основном это происходило посредством субсидирования или выпуска государственных жилищных сертификатов. Но подпрограммы продолжается уже внутри новой программы, в отличии, например, от программы «Жилье для российской семьи» которую за 3 года не реализовали, регионы не освоили бюджетные деньги, не нашли инвесторов, а строительные организации не заинтересовало строить жилье для продажи по очень низким ценам. Проекты строительства, которые были запущены в этот период, постепенно завершаются. Всего их по программе было 226 или 3,3 % от изначального плана [5].

Основной целью проекта «Ипотека и арендное жилье» можно обозначить высокий ввод жилья на территории РФ в сроки с 2017 по 2020 годы. Паспорт проекта говорит о следующих плановых данных: предполагается к 2020 году нарастить количество выданных ипотечных кредитов до 1200 000 шт., а объем ввода жилья до 100 000 000 кв. м по России. Помимо этого, необходимо отметить, что поставлена цель производить инвестиции в создание арендного жилья — 15 млрд рублей в 2018 году и 20 млрд в двух следующих. По итогам 2017 и шести месяцев 2018 года практически реализована цель перевода ипотечного кредитования в цифровой вариант для ускорения соответствующих процедур и расширения баз данных. Это позволяет снизить наценку банков их услуг и облегчить, ускорить процедуры выдачи кредитов, без долгих очередей. Все это производится рамках поддержки АО «ДОМ.РФ».

Мерой социальной поддержки проект выделяет создание арендного жилья. Из гражданского кодекса можно выделить три вида аренды — коммерческий наем, социальный наем и некоммерческий наем, введенный 2017-ФЗ. Первый часто уходит в теневой сектор, если это сдача жилья собственником (до 70 %), так же сдавать помещения могут и застройщики. АИЖК запустило первые проекты арендного жилья в Москве, это один из первых проектов такого типа в России [6]. Один дом на 2018г. сдан и в ближайшее время введут еще три подобных здания, но жить там смогут совсем не многие — цены в этих домах высокие, среди рыночных предложений можно найти варианты дешевле, поэтому далеко не все могут воспользоваться данной услугой, а те кто хорошо зарабатывает вполне может вместо этого приобрести собственную жилую площадь. Это попытка воссоздать европейские доходные дома, которые пользуются большим спросом внутри стран среди местных жителей (до 75 %), но в России граждане все-таки хотят приобрести собственные дома, о чем говорит то что люди продолжают брать ипотечные кредиты. Примерно 5,7 млн. семей снимают жилье в аренду [7]. К тому же на конец 2018 года это пока всего один дом в регионе, в котором наиболее высокий уровень жизни.

Теневой сектор, а также социальный наем с последующей возможностью приватизации жилья в соответствии с законодательством определяются как риски для развития сектора арендного жилья. Однако социальный наем это важный инструмент для помощи малоимущим гражданам, особенно в бедных регионах с получением жилья за счет государства, которые собрали пакет документов, доказывающий, что они в данном конкретном случае — или малоимущие, или имеют жилье по площади ниже нормы на человека, нет своего жилья, а также, если в квартире находится больной человек с которым сосуществовать рядом невозможно. Несмотря на то, что это хорошая альтернатива для таких семей, зачастую в регионах людям сложно добиться такого жилья из-за небольшого государственного жилищного фонда, недостатка средств на создание отдельных домов и большой очереди из желающих.

Первые проекты строительства и заселения такого жилья были запущены в Санкт-Петербурге по заказу города. Пока что это один из первых городов который реализовал строительство двух домов на 178 и 32 квартиры. Далее жильцы могут приватизировать жилье. Это очень маленький объем, но хороший опыт для регионов, которые могут его повторить. Но новых домов с таким назначением пока не планируется. Остальные регионы предлагают социальное жилье из своего фонда, который не всегда в хорошем состоянии, это могут быть как аварийные дома, так и общежития, или дома дешевого эконом класса.

Очень часто люди прибегают к программам либо переселения из аварийного жилья или коммунальных квартир в своем регионе, либо пытаются получить денежные средства на новое жилье посредством программ для определенных категорий граждан. Основа этой возможности — программа «Молодая семья». В ней ставятся задачи по денежной поддержке граждан — льготной ипотеке. В ней предоставляются субсидии в районе 30 или 35 % от стоимости жилого помещения при исполнении ряда условий, таких как возраст (менее 35 лет), наличие или отсутствия детей, жилищные условия за последние 10 лет и других. При этом региональное законодательство может несколько отличатся от федерального в некоторых пунктах и об этом знают не все граждане, проживающие в регионах, по-разному оценивается изменения жилищной ситуации. Поэтому периодически возникают исковые заявления и дела по данной программе попадают в суд.

Обобщенно по крупным городам можно привести следующую статистику по программе «Молодая семья»:

В Москве на очереди стоит около 70 тысяч семей [8]. По имеющимся данным — это наименьшее количество за последние несколько лет. За 2017 год около 3 тысяч улучшили свои жилищные условия, посредством получения субсидий или социального жилья, но большей частью это были семьи, которые встали на учет в 1994 году. Однако очередь хотят расселить к 2023 году.

В Санкт-Петербурге за тот же год производилась помощь 545 семьям, которые так же получили субсидии или приняли участие в жилищных программах региона. [9]

В Новосибирске так же делается упор на поддержку молодых или многодетных семей, посредством выплат субсидий. Однако, в 2017 году деньги не выделялись, и никто данную субсидию не получал. В 2018 запланировано 237 участников. [10]

В Екатеринбурге число семей в 2017 году достигло 14 [11]. Нижний Новгород за 2016 около 90 [12], в Республике Татарстан около 61 [13]. В Ямало-Ненецком автономном округе это порядка 180 семей за 2016 год [14].

Если проанализировать статистику по наиболее бедным регионам, это следующие данные, выложенные в доступ. В Республике Тыва это 226 семей, в Карачаево-Черкесии это 190 семей из 4000. В Кабардино-Балкарии это порядка 500 семей. В республике Ингушетия на 2018 год такие субсидии не предусмотрены, но это регион с высокой рождаемостью в отличие от других, здесь нужна поддержка в предоставлении жилья, но не так нужна мотивация для граждан создавать полноценные семьи посредством данного метода [15].

Из статистики видно, что более обеспеченные регионы реализуют меньше средств на расход по программе, чем с наивысшим уровнем бедности. Это хорошая тенденция, которая позволит проживающим там людям укрепится в регионе, снизить миграцию населения, застройщикам — построить начатые объекты. Несмотря на это, в более заселенных развитых областях, где горожане и сами могут при помощи ипотеки приобрести жилье в собственность, необходимо реализовывать больше финансовых средств, снижать кредитную нагрузку на людей и таким образом поддерживать развитие региона, демографии. При этом большая часть семей не успевает получать помощь, так как очень большие очереди из других участников программы на много лет затягивают данный процесс.

Поскольку в последние годы делается упор на запуск проектов арендного жилья меньше акцентируется внимание именно на социальном жилье в том виде, в котором оно представлено в законодательстве в Жилищном кодексе. Строительство новых зданий под социальные нужды позволит расширить жилищный фонд, в стране большой объем авариного и ветхого жилья и это не лучший вариант для проживания малоимущих семей.

Важно гарантировать то, что в ближайшие годы программа Молодая Семья продолжит действовать, во-первых, в каждом регионе стоят очереди, во-вторых, это поможет все-таки использовать свои возможности без опасений что строительство приостановится, будут потеряны денежные средства и выплаты по кредитам станут неподъёмными.

Литература:

  1. Неравенство в распределении денежных доходов населения — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/bednost/tabl/tab-bed2–7.htm (дата обращения: 12.10.2018).
  2. Число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец года — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения: 12.10.2018).
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» от 21.07.2014 N 217-ФЗ — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165811/ (дата обращения: 12.10.2018).
  4. Паспорт приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» — URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/12816/ (дата обращения: 10.10.2018).
  5. Реализация программы «Жилье для российской семьи» составила 3,3 % от запланированного объема — URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/29986 (дата обращения: 13.10.2018).
  6. Объекты программы «Арендное жильё» — URL: https://xn--80aald4bq.xn--d1aqf.xn--p1ai/ (дата обращения: 13.10.2018).
  7. В России примерно 3,5 млн семей живут на съемных квартирах, еще 8 млн готовы арендовать жилье — URL: https://www.restate.ru/material/v-rossii-primerno-3–5-mln-semey-zhivut-na-semnyh-kvartirah-eshhe-8-mln-gotovy-arendovat-zhile-164269.html (дата обращения: 14.10.2018).
  8. Пока не все дома. К 2032 году все очередники получат жилье в Москве. — URL: https://rg.ru/2017/10/19/reg-cfo/ochered-na-zhile-v-moskve-likvidiruiut-v-2032-godu.html (дата обращения: 15.10.2018).
  9. Обеспечение жильем граждан, проживающих в Санкт-Петербурге — URL: https://www.gov.spb.ru/helper/sod_fonda/jilie/ (дата обращения: 15.10.2018).
  10. Министерство строительства Новосибирской области — обеспечение жильем молодых семей — URL: https://minstroy.nso.ru/page/122 (дата обращения: 15.10.2018).
  11. Екатеринбург РФ — Обеспечение жильем молодых семей — URL: -https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/ %D0 %B6 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8F %D0 %BC/ %D0 %BF %D0 %BE %D0 %BC %D0 %BE %D1 %89 %D1 %8C/ %D0 %B6 %D0 %B8 %D0 %BB %D0 %BF %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0/ %D0 %B6 %D0 %B8 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %B5/ %D0 %BC %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B4 %D1 %8B %D0 %B5 (дата обращения: 15.10.2018).
  12. Программа «Молодая семья» в Нижнем Новгороде и Нижегородской области — URL: http://molodaja-semja.ru/regiony/v-gorode-nizhniy-novgorod-i-nizhegorodskoy-oblasti/ (дата обращения: 15.10.2018).
  13. В 2018 году 67 молодых семей Татарстана получат жилье — URL:http://minstroy.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1135461.htm (дата обращения: 15.10.2018).
  14. Программа «Молодая семья» в Салехарде и Ямало-Ненецком автономном округе — URL:http://molodaja-semja.ru/regiony/v-yamalo-neneckom-avtonomnom-okruge/ (дата обращения: 15.10.2018).
  15. Реализация основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» по состоянию на 1 апреля 2018— URL:http://www.ohome.ru/osnovnye_izmenenija/realizaciya_osnovnogo_meropriyatiya_obespechenie_zhilem_molodyh_semej_po_sostoyaniyu_na_1_aprelya_2018_goda/ (дата обращения: 15.10.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): арендное жилье, социальное жилье, регион, Россия, семья, программа, дом, ипотечное кредитование, Москва, Санкт-Петербург.


Ключевые слова

программа «Молодая Семья», арендное жилье, социальное жилье, субсидии для льготной ипотеки, проект «Ипотека и Арендное Жилье»

Похожие статьи

Практический опыт исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева по ликвидации в течение трех лет очереди многодетных семей на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка

В статье изучаются основные механизмы, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей в Свердловской области, анализируется их практическая целесообразность. Проводится анализ современного законодательства Свердловской области.

Вопросы финансирования государственной программы «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

В данной статье рассматриваются источники финансирования реализуемой в республике федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены объемы и структура финансирования государс...

Проблемы реализации права на жилье детей-сирот

Настоящая статья посвящена проблемам реализации права детей — сирот на своевременное получение жилья, гарантированное государством. Авторы пытаются проанализировать действующее законодательство в данной области в целях выявления проблем и предлагают ...

Реализация права военнослужащих по контракту на обеспечение жильем посредством участия в накопительно-ипотечной системе

Участие ПАО Сбербанк в программе льготного кредитования сельского хозяйства

В статье представлены результаты исследования динамики кредитования ПАО Сбербанк, в т.ч. участие в программе льготного кредитования АПК. Проведена оценка динамики объемов льготных кредитов. Рассмотрено состояние субсидирования по льготным кредитам, в...

Школа для родителей “Мы вместе” — инновации в дополнительном образовании

Рассмотрена инновационная деятельность проекта “Школа для родителей “Мы вместе” в сфере дополнительного образования.

Социальная реабилитация на примере отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов

В статье изложен опыт работы отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Представлен материал о программах, реализованных в отделении дневного пребывания, обобщен опыт работы по организации социальной реабилитации граждан ста...

О проблеме доступности социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам

В статье рассмотрена работа по вопросам предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидов, а также проанализировано новое социальное законодательство.

Реализация регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на территории Свердловской области» как одно из направлений семейной политики Свердловской области

Приоритетные направления развития современного российского общества закреплены в майском указе Президента Российской Федерации № 204, в том числе повышение рождаемости и улучшение условий жизни семей. На достижение этой национальной цели направлены н...

Социальная поддержка многодетных семей в Псковской области

Статья является результатом оценки наметившихся тенденций основных демографических процессов, анализа и систематизации мер государственной поддержки многодетных семей, эмпирического исследования факторов многодетности.

Похожие статьи

Практический опыт исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева по ликвидации в течение трех лет очереди многодетных семей на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка

В статье изучаются основные механизмы, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей в Свердловской области, анализируется их практическая целесообразность. Проводится анализ современного законодательства Свердловской области.

Вопросы финансирования государственной программы «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

В данной статье рассматриваются источники финансирования реализуемой в республике федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены объемы и структура финансирования государс...

Проблемы реализации права на жилье детей-сирот

Настоящая статья посвящена проблемам реализации права детей — сирот на своевременное получение жилья, гарантированное государством. Авторы пытаются проанализировать действующее законодательство в данной области в целях выявления проблем и предлагают ...

Реализация права военнослужащих по контракту на обеспечение жильем посредством участия в накопительно-ипотечной системе

Участие ПАО Сбербанк в программе льготного кредитования сельского хозяйства

В статье представлены результаты исследования динамики кредитования ПАО Сбербанк, в т.ч. участие в программе льготного кредитования АПК. Проведена оценка динамики объемов льготных кредитов. Рассмотрено состояние субсидирования по льготным кредитам, в...

Школа для родителей “Мы вместе” — инновации в дополнительном образовании

Рассмотрена инновационная деятельность проекта “Школа для родителей “Мы вместе” в сфере дополнительного образования.

Социальная реабилитация на примере отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов

В статье изложен опыт работы отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Представлен материал о программах, реализованных в отделении дневного пребывания, обобщен опыт работы по организации социальной реабилитации граждан ста...

О проблеме доступности социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам

В статье рассмотрена работа по вопросам предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидов, а также проанализировано новое социальное законодательство.

Реализация регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на территории Свердловской области» как одно из направлений семейной политики Свердловской области

Приоритетные направления развития современного российского общества закреплены в майском указе Президента Российской Федерации № 204, в том числе повышение рождаемости и улучшение условий жизни семей. На достижение этой национальной цели направлены н...

Социальная поддержка многодетных семей в Псковской области

Статья является результатом оценки наметившихся тенденций основных демографических процессов, анализа и систематизации мер государственной поддержки многодетных семей, эмпирического исследования факторов многодетности.

Задать вопрос