Реализация жилищных прав граждан РФ. Жилищные программы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.09.2023

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Тебуева, Ф. С. Реализация жилищных прав граждан РФ. Жилищные программы / Ф. С. Тебуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105970/ (дата обращения: 22.12.2024).



Реализация права граждан на жилье осуществляется путем предоставления жилого помещения на условиях социального найма, найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также путем купли-продажи или строительства жилых помещений за счет жилищных субсидий, собственных и привлеченных средств.

Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года».

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее — государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

Для реализации своих прав граждане должны знать источники жилищного права — это нормативные акты, изданные органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и содержащие правовые нормы, регулирующие жилищные правоотношения.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) [1] ребенок имеет право жить и воспитываться в семье и право на совместное проживание с родителями. Нормы ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [2] определяют местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20). Следовательно, реализуя свое право на совместное проживание с ними, ребенок имеет право пользования жилым помещением законных представителей [3].

На федеральном уровне и в законодательстве субъектов РФ могут быть определены отдельные категории граждан, которые пользуются правом на бесплатное предоставление жилого помещения (по договору социального найма). В частности, в настоящее время Федеральные законы от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», Закон РФ от 14.04.1993 № 4791–1 «О статусе судей в Российской Федерации» предоставляют такое право ветеранам войны, военнослужащим, прокурорским и следственным работникам, судьям и другим категориям работников как «иным указанным в законе гражданам» с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной и иной государственной службы, продолжительного труда и других обстоятельств, связанных с особенностями службы или работы.

Реализация прав сирот на жилье — насущный вопрос государственной политики в сфере защиты детства, которому уделяется особое внимание. Число сирот, нуждающихся в жилье, растет из года в год. На 1 января 2022 года в списках сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, значилось более 288 тыс. сирот в возрасте от 14 лет и старше. На 1 января 2021 года их было более 282 тыс., то есть прирост на 6 тыс. Из 288 тыс. человек 193 тыс. — это сироты старше 18 лет, при этом 75 тыс. человек — старше 23 лет. Около 7 % лиц данной возрастной группы впервые были включены в список сирот, нуждающихся в жилье, в возрасте старше 23 лет.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены в федеральном законе 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4]. Указанный федеральный закон закрепил законодательно право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья.

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 — ФЗ «Об опеке и попечительстве» в ст. 7 определяет одной из задач органов опеки и попечительства контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, в том числе за имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5]. В ФЗ № 159 данная норма представлена в виде обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ.

Основные рабочие программы поддержки семей

— Материнский капитал (в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан»)

За счет предоставляемых государством денежных средств молодая семья имеет право приобрести жилье.

Так, в частности, можно направить средства маткапитала, сумма которого в 2020 году для семей с двумя детьми, рожденными в период действия данной государственной программы, составляет 616 617 рублей, на погашение ипотеки, на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

— Получение ипотечного кредита (займа) на покупку недвижимости на льготных условиях — по ставке не выше 6 % годовых

На сегодняшний день размер льготной ставки для многодетных составляет 6 процентов. Некоторые банки предлагают и еще более низкие ставки. Разница между стандартной и льготной ставками в пользу банка покрывается государством.

— Программа «Дальневосточная ипотека» дает возможность получения ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на территории ДФО на льготных условиях

В ближайшие несколько лет (до 2024 года) жилье на Дальнем Востоке можно взять в кредит и по весьма выгодной ставке — 2 %. Ставку может быть увеличена, если не подтвердить прописку или же отказаться от страховки.

Размер кредита составляет не более 6 миллионов рублей и покрывает не более 80 процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо стоимости приобретаемого жилья с земельным участком, либо стоимости строящегося индивидуального жилого дома на земельном участке, либо стоимости приобретаемого земельного участка и строящегося на нем дома.

— Программа «Молодая семья»

В рамках программы, срок реализации которой заканчивается в 2025 году, молодые семьи, соответствующие установленным условиям и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право претендовать на финансовую помощь на приобретение жилья от государства.

Это не ипотека и не кредит, а субсидия, которую возвращать не придется. При этом полную стоимость жилья за счет бюджетных средств не покроют, но помощь от государства все равно существенная.

Размер выплачиваемой субсидии считается исходя из расчетной стоимости жилья. Молодая семья, в которой растет хотя бы один ребенок, получить субсидию в размере 35 % от расчетной стоимости. Если же в программе участвует бездетная пара, государство выделит только 30 %.

— Единоразовая выплата на погашение ипотечного кредита (займа) в размере 450 000 тысяч рублей

При рождении третьего ребенка у семьи автоматически появляется право на получение целевой федеральной выплаты в 450 тысяч рублей, которая может быть использована только на погашение ипотеки. И это еще не все! Помимо федеральной выплаты, многие регионы также в дополнительном порядке предоставляют аналогичную субсидию на ипотеку, как правило, в размере 100 или 150 000 тысяч рублей.

— Обеспечение социальным жильем на условиях социального найма

Льгота предоставляется на безвозмездной основе, но только при условии, что семья является малоимущей и не имеет жилого помещения на праве собственности, либо площадь жилья слишком мала и не соответствует нормам для проживания, предусмотренным в регионе.

— Субсидии на приобретение квартиры или частного дома

В этом случае речь идет о предоставлении региональными властями от 30 до 50 процентов денежных средств, необходимых для покупки недвижимости, при условии, что оставшуюся часть стоимости семья сможет оплатить самостоятельно.

— Предоставление земельного участка для строительства частного дома

Земля предоставляется на безвозмездной основе в объеме до 15 соток, только один раз и только в том регионе, в котором проживает многодетная семья. Землю можно также использовать и для строительства дачи, либо под фермерство или для ведения садоводства.

Суммируя все вышеизложенное, следует отметить, что под реализацией права на жилье следует понимать реальное осуществление такого права, которое предполагает приобретение, получение, сохранение права и т. д. Реализация права на жилье связывается не только с обеспечением базовой потребности, но и с достижением достойного уровня жизни.

Таким образом, жилье — это неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, которая необходима для удовлетворения его потребности. Поддержка населения в виде принятия программ, очень важная часть экономики, государства и субъектов страны, безусловно, грамотное принятие решений по реализации программ помощи населения приводит, не только к повышению экономического роста, но и демографического.

Целенаправленная реализация программ, помогает решить множество глобальных проблем, касающихся населения. Объединение общегосударственных задач ведет на высокий уровень решения проблем с жилищем, а также к удовлетворению главной потребности человека.

Литература:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2013. № 48. Ст. 6165.
  2. Гражданский кодекс (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г. № 245-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2013. № 44. Ст. 5641.
  3. Иванова С. А. Правовые проблемы защиты жилищных прав несовершеннолетних // Адвокат. 2010. № 1. С. 76.
  4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Российская газета. — 1996. — № 248; [Электронный ресурс] // URL:http://pravo.gov.ru., 14.07.2022.
  5. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755; 2013. № 27. Ст. 3477.
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г. № 417-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 14; Российская газета. 2013. № 295. 30 декабря.
  7. Грушевая Е., Стриженко Г. Новый жилищный кодекс // Законность. 2005. № 5. С. 9–10.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, жилое помещение, социальный найм, дом, жилье, земельный участок, ипотечный кредит, общее имущество, ребенок, средство.


Задать вопрос