Виды исторического материала и особенности его использования на уроках математики в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.11.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Иванова, О. А. Виды исторического материала и особенности его использования на уроках математики в начальных классах / О. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 378-380. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85523/ (дата обращения: 26.01.2022).



Вопросом использования исторического материала в математическом образовании занимались такие педагоги и методисты, как Н. А. Медникова В. В. Бобынин, Ю. А. Дробышев, О. Н. Макара, В. Ф. Ефимов и другие. Они предлагали знакомить учащихся с историческими фактами из области математики для более глубокого и полного осмысления различных математических понятий.

С использованием исторического материала, как отмечают С. А. Васи, Н. С. Наумчик, связываются две области знания — математика и история. Исторические сведения сближают эти предметы, история обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, способствует развитию образного мышления школьников. Математика в свою очередь, развивающая логическое и абстрактное мышление, помогает лучше понять историю [3].

Использование исторического материала на уроках математики, как отмечает В. Ф. Ефимов, способствует решению следующих задач:

— установление взаимосвязи между историей страны, мировой историей и историей математики;

— раскрытие причинных связей и закономерностей математического процесса;

— углубление, конкретизация и закрепление математических знаний;

— активизация учебной исследовательской деятельности школьников, приобщение их к самостоятельному поиску информации, получению знаний [1, с. 5].

Включение в уроки математики исторического материала приведет учащихся к пониманию того, что в развитие математики внесли свой вклад различные народы и великие математики.

Можно преподносить математические исторические сведения в занимательном виде. Это могут быть краткие беседы, рассказы о начале развития математики в Древней Греции, о математике Киевской Руси, а также в виде использования старинных математических игр. Учитель может показать процесс решения старинных математических задач, сопровождая это показом видеофрагментов или рисунков.

Исторический материал может быть представлен в следующих видах заданий:

— подготовке сообщений о происхождении современных цифр, знаков и названий арифметических действий;

— изучение счетных приборов;

— изучение старинных таблиц арифметических действий;

— овладение учащимися старинными алгоритмами и способами вычислений;

— сравнения способов вычисления;

— знакомство с великими математиками;

— решение старинных задач.

История отечественной математики помогает лучше разъяснить учащимся ее значение в повседневной жизни. Включение элементов исторических сведений из отечественной истории (например, рассказ о нашем земляке, профессоре Московского Университета С. А. Рачинском, который организовал в XIX в. на собственные средства школу для крестьянских детей и разработал специальные задачи «для умственного счета») поможет развивать чувство патриотизма у учащихся, интереса к изучению биографии великих математиков.

Для школьников могут быть организованы небольшие исторические экскурсы, беседы, связанные с историей математики. Они могут самостоятельно готовить сообщения, сопровождая показом презентаций.

Можно использовать старинные математические игры, включать их во внеурочную деятельность.

Необходимо привлекать дополнительный материал из истории математики, раскрывать значение исторических слов, используя определенную систему заданий, а также предлагать интересную дополнительную информацию.

Главная трудность учителя состоит в том, чтобы суметь преподнести исторический факт в тесной связи с темой урока. То есть учитель не только должен отбирать тот или иной исторический материал, но и преподносить его учащихся в доступной форме.

Учителя на уроках математики в начальных школе используют рассказы о великих математиках (Архимед, Ньютон, Пифагор и др.). Причем беседы можно сопровождать видеофрагментами, инсценировками.

Хорошо использовать практические упражнения. Например, учитель сообщает: «Раньше людям приходилось считать на пальцах, к счету привлекали много людей. Давайте и мы попробуем, так посчитать». Если дети попробовали осуществить древнейший способ счета практическим путем, это может показать интересным слабоуспевающим учащимся, которые еще не так хорошо освоили навыки вычислений.

Далее учитель ведет проблемный диалог: «Ребята, а удобно было ли изображать на пальцах числа?». Учащиеся делают самостоятельный вывод.

При знакомстве учащихся со старинными величинами, в частности мерами длины, беседу можно начать с вопросов. Одним из вариантов может быть: «Какие старинные меры длины вам известны?».

Затем учитель предлагает выполнить практическую работу, раздает группам учащихся ленты и дает задание измерить длину ленты с помощью своей мерки (локоть, пядь, фут). После того как задания выполнены учитель спрашивает:

— Почему результаты оказались разными?

Школьники делают вывод о том, что у разных людей руки разной длины. Учитель сообщает, что старинные меры встречаются в литературных произведениях, в пословицах.

В настоящее время методисты (Ю. А. Дробышев, О. Н. Макара, В. Ф. Ефимов, И. В. Мусихина, З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, А. В. Тихоненко и др.) обращаются к проблеме использования исторических задач на уроках математики.

Для развития ключевых компетенций, познавательных способностей и универсальных учебных действий в рамках ФГОС применяются математические задачи, которые содержат различные исторические факты.

Решение таких задач расширяет кругозор учащихся, формирует их мыслительные процессы. Обращение к историческим задачам не только вызовет у учащихся желание глубоко изучить математику, но и заставит внимательнее относиться к тому, что они изучают, увидеть связь математики с жизнью.

Исторические задачи, как отмечают З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, играют важную роль в формировании математических способностей. Ученики знакомятся с историческим прошлым, что оказывает влияние на формирование уважительного отношения к истории, культуре своей страны, развитие потребности в совершенствовании, в самореализации [2, с. 17].

Н. С. Наумчик, С. А. Васи исторические задачи определяют как уникальное средство научного познания и пробуждения познавательного интереса к математике у младших школьников. По мнению авторов, введение в начальный курс математики исторических задач способствует решению учебных задач, развитию познавательного интереса [1].

Старинные задачи, как отмечают различные авторы, пришли к нам из глубины веков, от наших предков. Разные народы нашей планеты и страны придумывали их, оттачивали логику заданий. Они бывают остроумны и занимательны, так как в них собран опыт поколений. Некоторые задачи, включенные в методические пособия, учебники, имеют историческую ценность (задачи П. С. Гурьева, С. А. Рачинского, Л. H. Толстого и др.).

В целом, можно отметить, что использование исторических задач на уроках математики позволит разнообразить содержание математического материала, сделать его более познавательным.

Исторические факты побуждают у школьников желание самостоятельно находить интересные сведения, связанные с математическими открытиями, законами, делиться ими с одноклассниками. Можно использовать групповую работу, проектную деятельность по темам из истории чисел и математических открытий, из истории геометрии. Работа над проектом будет способствовать обучению школьников умению сотрудничать, учиться вместе, отстаивать собственные убеждения.

Таким образом, использования исторического материала поможет показать младшим школьникам важность предмета математики, роль математических знаний не только в развитии умственных способностей, но и в общественной жизни. Систематическое использование старинных задач и исторических сведений в обучении математике, их интеграция с учебным материалом позволят разнообразить урок, сделать его более интересным, познавательным, развивающим.

Литература:

1. Ефимов В. Ф. Гуманистическая направленность математического образования младших школьников: автореф. дис.... д-ра пед. наук./ В. Ф. Ефимов. — М., 2005. — 34 с.

2. Колокольникова З. У. Из опыта использования старинных задач на уроках математики в начальной школе/ З. У. Колокольникова // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2018. — № 2. — С. 11–19.

3. Наумчик Н. С., Васи С. А. Текстовые задачи как средство реализации межпредметных связей математики и истории [Электронный ресурс] URLhttps://docviewer.yandex.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): исторический материал, задача, урок математики, математик, история математики, учащийся, учитель, история, познавательный интерес, сведение.


Задать вопрос