Метод кругового обучения: характеристики и особенности применения на уроках физической культуры | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Метод кругового обучения: характеристики и особенности применения на уроках физической культуры / Б. О. Ерменова, Ю. Б. Черкасов, А. В. Батюков [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7064/ (дата обращения: 21.11.2024).



Введение. Круговой метод обучения обеспечивает развитие важных и незаменимых навыков в современном образе жизни. Кроме того, эта система упражнений улучшает мышечный тонус, подвижность, выносливость, физическую активность, силу, ловкость и повышает двигательную плотность во время физических упражнений.

Изначально круговая тренировка была инновацией в области физической культуры. Комплекс упражнений предполагал использование четырех основных групп мышц. Методику предлагали использовать для тренировок школьников и студентов, но она стала популярной среди спортсменов.

Основная часть. Используемый в тренировках профессиональных спортсменов разных направлений новый подход зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных в повышении степени физической подготовленности. Введение такого комплекса упражнений позволяет интегрировать общую тренировку в специальную.

Круговой метод тренировки — это серия упражнений, выполняемых определенное количество раз в строгом порядке. Занятие выполняется в соответствии с заданными движениями, и выполняйте их в указанный промежуток времени.

Как правило, это технически простые элементы с ациклической структурой. Благодаря простоте исполнения повторяйте их много раз. В свою очередь, сами упражнения распределяются по заранее установленной схеме, обеспечивая постепенную нагрузку на все группы мышц и внутренние органы.

Благодаря такому методу чередования работы и отдыха можно значительно увеличить рост физических способностей всего организма.

Существует несколько особенностей метода круговой тренировки:

  1. В соответствии с формой. Это специально разработанная система для выполнения упражнений в строю.
  2. По смыслу. Это сочетание тренировочных программ, направленных на формирование физических качеств.
  3. На самом деле. Это программа физических упражнений, включающая комплекс строго определенных методов выполнения заданий.

Для выполнения упражнений обучаемые делятся на группы. Каждый из них размещен на отдельной площадке, где заранее приготовлен спортивный инвентарь и необходимое снаряжение. Желательно, чтобы каждая группа состояла из четного количества человек, тогда они смогут выполнять задания в парах.

Согласно рекомендациям специалистов, комплекс кругового метода тренировок должен состоять из 10–12 упражнений. Среднее время выполнения каждого элемента составляет 30–40 секунд, и столько же времени отводится на отдых. Все упражнения занимают около 10–15 минут.

Важный момент — дозирование нагрузки. Уже с первого занятия тренированные люди ставят перед собой цель — выполнить максимально возможное количество повторений за определенный промежуток времени. Регулирование нагрузки определяется через определенные промежутки времени путем измерения импульса. Исходя из показателей, для каждого человека подбирается индивидуальная нагрузка.

Впоследствии, улучшая собственные показатели, увеличивайте количество упражнений или сокращайте время на их выполнение. Комплектование групп осуществляется в соответствии с физической подготовкой людей. Переход к следующему этапу не должен быть более интенсивным, чем предыдущий, на который было затрачено максимум усилий. Упражнения на каждой площадке и способ их выполнения вместе образуют комплекс, который позволяет решать задачи развития физических качеств с использованием метода круговой тренировки.

Этот метод сочетает в себе движение, развивающее гибкость и выносливость:

  1. Силовые элементы развивают соответствующие способности, которые проявляются в выполнении статических или динамических движений с отягощениями.
  2. Симбиоз силы со скоростными движениями позволяет быстро выполнять упражнения, преодолевая влияние внешних сил.
  3. Элементы, способствующие развитию выносливости, учат преодолевать усталость и утомление, продолжая при этом выполнять поставленную задачу.
  4. Круговая тренировка для развития гибкости постепенно способствует выполнению движений с большей амплитудой.

Для достижения наилучшего результата важно разработать комплекс упражнений для формирования определенных физических качеств. Каждый тренировочный процесс может быть направлен на развитие одной характеристики.

Научная методология. Традиционно метод круговой тренировки используется для комплексного развития всех физических качеств одновременно.

Есть такие разновидности:

  1. Метод непрерывного потока.
  2. Метод интервального потока.
  3. Интенсивно-интервальный метод.

Далее мы рассмотрим их более подробно.

Метод непрерывного потока

Она направлена на формирование выносливости. Каков метод кругового обучения по этой технологии? Она выполняется непрерывно, без интервалов или с минимальным перерывом на отдых. В зависимости от количества прорабатываемых областей элементы выполняются по кругу несколько раз. Преимуществом метода является постепенное увеличение личной нагрузки за счет увеличения мощности работы и количества упражнений в каждом раунде.

Этот комплекс может быть выполнен в одном из трех вариантов:

  1. Все упражнения выполняются без пауз между переходами с одного участка на другой и кругами. После определения элементов, которые будут использоваться, и тестов, в ходе которых будет выявлено максимально возможное количество повторений для конкретного человека в соответствии с его возможностями, обучаемый получает индивидуальную нагрузку, вдвое превышающую полученные результаты. Элементы в каждом разделе выполняются свободно, без временных рамок. Дальнейшее увеличение нагрузки происходит за счет увеличения повторений на 1–2 на каждом участке или за счет замены его более сложными движениями.
  2. Упражнения выполняются без пауз, но в течение определенного промежутка времени. После прохождения заданного комплекса на каждом участке рассчитывается продолжительность тренировки. Результат умножается на количество подходов, результатом будет целевое время. Усложнение комплекса осуществляется за счет перехода на более сложный уровень элементов.
  3. Комплекс упражнений проводится без интервалов, со стандартным количеством повторений и определенным временем. В этом случае количество проходов кругов может быть разным. По завершении упражнений выполняется круговая тренировка с равным промежутком времени для каждого движения и перерыва на отдых. Дозировка и время выполнения остаются стандартными, при этом количество кругов увеличивается. Эта опция очень важна для второй части урока, так как время выполнения стандартизировано.

Этот метод круговой тренировки используется для отработки от 10 до 15 площадок, в зависимости от наличия необходимого спортивного инвентаря.

Метод интервального потока

Круговая тренировка таким образом со строго определенным временем отдыха выполняется с короткими интервалами не только между элементами, но и между кругами. Этот метод круговой тренировки характеризуется тем, что прохождение двух-трех кругов в первой части занятия способствует развитию таких качеств, как выносливость, скорость, сила. Это улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Этот метод имеет два варианта:

  1. Первый основан на таком принципе: 15 секунд на упражнение на каждом участке и перерыв 30–45 секунд. Тренировка проводится с индивидуальной дозировкой, в то время как остальное должно соответствовать интенсивности упражнений и физической подготовке тренируемого человека. Чем активнее выполняются элементы, тем эффективнее происходит развитие скорости, силы и выносливости. Использование этого варианта должно осуществляться в соответствии с четкими правилами выполнения упражнений, в умеренном темпе, нельзя допускать его увеличения из-за худшего выполнения движений.
  2. Второй вариант основан на более длительном выполнении упражнений — в течение 30 секунд. и такой же интервал отдыха. Работая таким образом, необходимо обращать внимание на подбор физической нагрузки. Комплекс упражнений должен включать элементы, которые выполняются спокойно и с максимальной точностью. Увеличение сложности достигается за счет увеличения повторений на каждом участке и количества кругов.

Интенсивно-интервальный метод

Этот метод используется, когда тренированные люди достигают определенного уровня физической подготовки. Использование круговых тренировок методом длительной непрерывной работы позволяет значительно повысить показатели силы, скорости и выносливости.

Комплекс выполнен в одном из двух вариантов:

  1. На каждое упражнение отводится 10–15 секунд с интервалом для отдыха 0,5–1,5 минуты. Увеличение нагрузки осуществляется за счет сокращения времени, затрачиваемого на элемент, количество повторений остается прежним.
  2. Этот вариант предполагает выполнение упражнения без ограничений по времени, с количеством повторений 8–10 раз, в умеренном темпе. Интервал отдыха колеблется от 0,5 до 3 минут, определяющим фактором является физическая активность. Усложнение круговой тренировки обеспечивается за счет увеличения интенсивности выполняемого элемента. В то же время отдыха остается постоянным. Во время перерыва необходимо выполнять дыхательные упражнения и расслаблять мышцы, чтобы быстро восстановиться и подготовить тело к следующему подходу.

Особенность организационного процесса состоит в расположении обучаемых таким образом, что пока одна пара людей выполняет элементы, остальные отдыхают.

Как уже упоминалось, использование кругового метода в спортивной тренировке основано на постоянном циклическом повторении комплекса физических упражнений в течение ограниченного промежутка времени. В то же время важно отметить, что эти занятия подчиняются набору правил, благодаря которым эффективность значительно возрастает:

  1. Прохождение круга можно считать завершенным только после выполнения всех упражнений в определенной последовательности.
  2. Период отдыха должен соблюдаться в соответствии с используемым методом.
  3. После завершения полного цикла упражнений и перед тем, как приступить к новому кругу, отдохните не менее 2–3 минут. Точное время передышки зависит от количества выполненных элементов.
  4. Повторение каждого упражнения на каждом участке следует выполнять не менее 10 раз. По мере увеличения сложности тренировочного процесса количество повторений увеличивается до 30.
  5. Тренировка должна проводиться с прохождением не менее трех кругов упражнений.
  6. Использование того или иного подхода зависит от возраста обучаемого, целей и уровня подготовки.
  7. Классы в этом методе могут быть реализованы в нескольких отдельных или комбинированных вариантах.

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки

Вы можете использовать этот набор сбалансированных элементов для выполнения:

— Приседающие пальцы ног. Стоя, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдохните, присядьте под углом 90 градусов, вытяните руки перед собой. Выдохните, встаньте, приподнимитесь на цыпочки.

— Отжимания. Акцент на ладонях и пальцах ног. Вдохните, согните руки в локтях, слегка коснитесь грудью пола. Выдохните, выпрямите руки. Держите свое тело прямо.

— Сделайте выпад вперед руками. Исходное положение — стоя прямо. Вдохните, сделайте шаг вперед, сгибая колени. Выдохните, руки с усилием «оттолкнитесь» от воздуха, чтобы встать в исходное положение.

— Обратные отжимания. Сидя на скамейке, руками упритесь в ее край, сдвиньте таз вперед за пределы сиденья. Вдохните, опуститесь на пол, опора прямыми ногами на пятки. Выдохните, выпрямите руки.

— Скручивание. Лежа на спине, руки в замке за головой, колени согнуты. На выдохе поднимите корпус к коленям с поворотом в сторону. Выдыхайте, падайте на пол.

— «Лодка». Лягте на живот, руки выпрямлены над головой, ноги вместе. Одновременно поднимите корпус и прямые ноги, задержитесь в этом положении на три-пять секунд.

— «Ремень». Выполните стойку на локтях и носках. Голова, спина, ноги — на одной линии. Задержитесь на 30 секунд, повторите до пяти раз.

Тренировка физических качеств методом круговой тренировки эффективна и психологически, так как учит нас не останавливаться на достигнутом уровне из-за временных трудностей.

Со временем эффективность упражнений снижается из-за привыкания к нагрузке собственного веса. Далее нужно подумать о приобретении отягощений: штанги, гантелей, съемных утяжелителей для конечностей, турника, гирь.

Методы круговой тренировки на уроках физической культуры и их преимущества

Использование этого комплекса для обучения школьников разных возрастных групп неоднократно доказывало свою эффективность. Его систематическое использование дает положительные результаты после нескольких тренировок с преподавателем. Педагогическая практика, основанная на использовании круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию, выделяет ряд основных преимуществ метода:

  1. Урок проходит в интересном и активном для ребенка формате.
  2. Доказанная эффективность в любых возрастных группах.
  3. Метод позволяет всем студентам учиться вместе и в то же время самостоятельно при наличии минимального набора оборудования.
  4. Постоянно меняющиеся упражнения позволяют использовать все группы мышц за одну тренировку.
  5. Профессия характеризуется высокой двигательной плотностью.

Заключение. Учитель физкультуры должен тщательно использовать метод круговой тренировки на уроках физкультуры. Рекомендуется регулярно анализировать текущий уровень подготовленности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Круговая тренировка адаптирует студентов к самоанализу в формировании и развитии двигательных функций, к разработке порядка выполнения упражнений, учит организованности, концентрации и сосредоточенности при выполнении спортивных элементов. Важным моментом является эффективное использование времени, отведенного на занятия. В процессе изучения нового упражнения используются определенные физические навыки. Например, при развитии силовых качеств, развитии скорости и выносливости создается основа для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.

В заключение стоит отметить, что метод круговой тренировки в физкультуре играет важную роль и должен применяться во всех учебных заведениях. Это может чередоваться или сочетаться с другими способами повышения уровня силовых и скоростных возможностей обучаемых.

Литература:

  1. Ким, Т. К. Круговая тренировка для детей и родителей / Т. К. Ким // Физическая культура в школе. — 2011. — № 1. — С. 53–56.
  2. Немеровский, В. М. Интеграция оздоровительного инвентаря в развитии вариативной двигательно-познавательной сферы дошкольников / В. М. Немеровский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. –2008. — № 1 (35). — С. 71–75.
  3. Романова, Е. Е. Использование круговой тренировки при проведении занятий по физическому воспитанию дошкольников с нарушением речи / Е. Е. Романова, Е. В. Диулина // Ученые записки имени П. Ф. Лесгафта. — 2007. — № 11 (33). — С. 74–77.
  4. Шарманова, С. Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров. — М.: Советский спорт, 2004. — 120 с.
  5. Himberg C., Hutchinson G. E., Roussell J. M. Teaching Secondary Physical Education. Preparing Adolescents to be Active for Live. United States: Human Kinetics, 2003.-P.150.
  6. Lykesas G., Tyrovola V. Creativity as an Approach and Teaching Method of Greek Traditional Dance in Secondary Education. Studies in Physical Culture and Tourism , 2009, vol. 16(2), pp. 207–214.

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры

Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры

Виды исторического материала и особенности его использования на уроках математики в начальных классах

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии

Формы и методы использования истории математики на уроках и факультативных занятиях

Методические аспекты постановки целей обучения

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры

Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры

Виды исторического материала и особенности его использования на уроках математики в начальных классах

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии

Формы и методы использования истории математики на уроках и факультативных занятиях

Методические аспекты постановки целей обучения

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос