Метод круговой тренировки в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 1715 раз

Библиографическое описание:

Серебрянская, О. Д. Метод круговой тренировки в начальных классах / О. Д. Серебрянская, К. А. Забелин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 991-993. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36962/ (дата обращения: 30.10.2024).



Методы круговой тренировки и поточного проведения занятий известны давно. Ими успешно пользуются учителя физической культуры, особенно в старших классах. С помощью данных методов увеличивают нагрузочные режимы, повышают моторную плотность уроков. Эти методы продуктивны. И при применении их на уроках в старших классах не возникает каких — либо серьезных препятствий. Что же касается начальных классов, то здесь эти вопросы решаются с известными трудностями. Во- первых младшие школьники слабокоординированы и не владеют достаточным арсеналом физических упражнений. Во- вторых, сами условия проведения занятий не всегда способствуют уплотнению уроков: небольшие спортивные залы, отсутствие нестандартного оборудования и инвентаря и т.д. В тоже время традиционная методика проведения уроков с этой категорией учащихся пока ещё не дают должный эффект. В частности, она не позволяет в полной мере решить задачу физической и функциональной подготовленности организма юных школьников.

На уроках физической культуры в младших классах присутствуют, как правило, не менее 25 учащихся. В условиях такой скученности (особенно в малых залах) дети подчас не могут сосредоточится на малоэмоциональных видах двигательной деятельности, быстро устают. Правда, играть (подвижные игры, эстафеты) они способны без устали. Но вполне понятно, что учебную программу нельзя построить лишь по принципу развлекательности. Детей необходимо развивать физически, разучивать с ними простые и сложные упражнения, надо уделять время индивидуальной работе с тем или иным ребенком, страховать его, корректировать упражнение, помогать в сложных ситуациях. И при этом не нужно забывать о моторной плотности урока. Ведь нельзя же допустить, чтобы младшеклассник на уроке пару тройку раз выполнил кувырок вперёд, сделал две-три попытки влезть по канату, несколько раз метнул малый мяч, а остальное время просидел на скамейке в ожидании своей очереди.

Выход из этого положения можно найти в использовании и в младших классах поточного и кругового методов проведения отдельных фрагментах уроков. К примеру, после предварительной подготовки дети с успехом выполняют простейшие упражнения на месте или в движении поточным методом (одно упражнение кончается, другое начинается) под команду учителя. При выполнении упражнений в движении (ходьба по кругу) частота пульса постоянно удерживается на относительно высоком уровне: 130 — 140 уд./ мин. при маховых движениях рук (руки вперед, в стороны, вверх, вниз и т. д.), 135 — 150 уд./ мин. при наклонах и поворотах туловища с махами рук, 140 — 160 уд./ мин. при ходьбе выпадами, в наклоне и т.д.

Зная влияние различных упражнений на сердечно-сосудистую систему, можно составить примерные комплексы с таким расчётом, чтобы нагрузка на сердечно-сосудистую систему была волнообразной (чередование малых и больших величин), возрастающей или убывающей.

Для ведения занятий круговым методом учащиеся разбиваются на четыре или более (в зависимости от размеров зала) равные группы и распределяются по станциям. Каждая группа знает, что ей предстоит выполнять, так как упражнения заранее разучиваются.

По сигналу учителя все учащиеся одновременно начинают выполнять упражнения, а закончив задание, продвигаются по часовой стрелке к следующей станции. Учитель располагается лицом к залу в том месте, где необходима страховка учащихся (например, при лазанье по канату).

Для разнообразия кругового метода полезно приучить детей к выполнению упражнений в парах, учить их самостраховке и страховке партнера. В парах можно выполнять упражнения, стоя на месте, сидя на гимнастической скамейке, где партнер фиксирует на полу (опоре) голени находящегося на скамейке ученика, в метании набивных мячей и т. п.

После того как дети достаточно прочно освоят необходимые навыки выполнения упражнений, в том числе и трудоёмких, можно приступать к работе по методу круговой тренировки или поточному выполнению упражнений в течение уже более длительного времени (12 — 15 мин.). Это ещё больше повысит моторную плотность урока, а дети с пользой для себя будут чередовать выполнение разнохарактерных упражнений.

В этом случае на одной из станций (только на одной!) учитель может осуществлять обучение какому — то новому, мало знакомому детям упражнению. Предположим, что по программе 3- го класса идет обучение опорному прыжку на гимнастического козла. Учитель располагается на этой станции и помогает учащимся выполнять вскок на козел в упор стоя на коленях и соскок со взмахом рук. Остальные учащиеся в это время на трёх других станциях выполняют уже хорошо освоенные ими упражнения. К примеру, на первой станции — опорный прыжок на козла, на второй — лазанье по наклонной гимнастической скамейке, на третей — ходьба по бревну в равновесии, на четвертой — подтягивание на высокой перекладине из виси (мальчики) и подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (девочки). Вполне возможно, что младшие школьники вначале будут допускать ошибки, что- то путать, с чем — то не справляться, но в конце концов научатся выполнять все запланированные учителем упражнения. Большую пользу учащимся здесь могут оказать подготовленные учителем учебные карточки — задания. Естественно, учитель должен вначале обучить ребят пользоваться ими.

Комплексы упражнений по типу круговой тренировки можно составлять самые разнообразные, как направление на закрепление изученных двигательных навыков и умений, так и способствующие развитию двигательных качеств. В любом случае полезно составлять комплексы из разнонацеленных упражнений. Например, одно упражнение — на развитие мышц ног, другое — рук, третье — туловища, четвертое — на равновесие и т. д.

Чтобы учащиеся выполняли упражнения правильно, необходимо в полной мере использовать возможность домашних заданий. Дома дети могут закрепить двигательные навыки не только простейших, но и в относительно сложно координированных упражнений, таких например, как приседания на носках, выпады, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, удержание на одной ноге. Задание необходимо давать конкретные и не объемные по нагрузке, например: десять приседаний с удержанием равновесия или пять сгибаний рук в упоре на каком-либо неподвижном предмете. Выполнение домашних заданий надо обязательно проверять и оценивать.

При проведении уроков необходимо особое внимание обращать на музыкальное сопровождение. Под современную, динамическую дети работают с большим интересом и отдачей, меньше устают. Через каждые 3- 4 мин. такой интенсивной работы надо делать небольшие паузы для смены станций. Включение музыки служит сигналом к началу работы.

В заключительной части урока целесообразно использовать спокойную, мелодичную музыку, способствующую более полному восстановлению работоспособности организма детей.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, круговая тренировка, круговой метод, ребенок, выполнение упражнений, моторная плотность урока, опорный прыжок, полная мера, сердечно-сосудистая система, физическая культура.


Задать вопрос