В статье автор освещает проблему психологической готовности ребенка к школе, проводится эмпирическое исследование на основе блока учебно-важных качеств младшего школьника по В. Д. Шадрикову.
Ключевые слова: психологическая готовность, учебно-важные качества, школа.
К моменту поступления в школу одни психические функции оказываются на необходимом уровне, другие нет. Психологическая готовность рассматривается для выявления детей не готовых к школьному обучения, с целью проведения развивающей работы с детьми. Важно отметить, что неготовность по отдельным качествам ребенка не является препятствием для поступления в школу. Неготовность помогает нам определить какую индивидуальную работу следует проводить с ребенком.
При рассмотрении готовности ребенка к школе, важно учитывать, что исходя из особенностей роста и развития детского организма, созревание и формирование отдельных физиологических систем и функций происходит в разное время (гетерохронно). Дети, которые оказались на пороге школы, готовы в разной степени. Отсюда возникает проблема готовности ребенка к школе. «Психическое развитие проявляется, как плавный переход, но при рассмотрение внутренних закономерностей, каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек» [1, с.146]. В психолого-педагогической литературе авторы акцентируют внимание на конкретных аспектах готовности, при этом понятие «готовность детей к обучению в школе» включает все аспекты развития ребенка.
Теоретическая основа исследования базируется на работе Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность к школе». Авторы рассматривают психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). В начале обучения базовые и ведущие учебно-важные качества практически одинаковые, но именно на эти качества следуют обращать внимание при диагностике старших дошкольников на предмет подготовки к школе. Базовые качества объединяют другие качества в соответствие с целями обучения, поэтому высокий показатель уровня развития данных качеств является основой и компенсирует другие УВК» [2, с.144]. Ведущие качества оказывают прямое влияние на успешное усвоение программного материала.
Диагностическое исследование проводилось на базе детского сада. В эмпирическом исследование приняли участие 10 детей подготовительной группы. Целью исследования являлось определить, насколько сформированы базовые качества у детей, которые готовятся к поступлению в первый класс. Подбирая методики для диагностики, мы руководствовались возрастной группой (подготовительная группа детского сада).
Перед вами представлены психологические профили испытуемой группы детей (рис.1, рис.2). Мы разбили графики на две части для удобства зрительного восприятия. На графиках мы видим, что все дети развиваются гетерохронно, степень готовности у всех разная, кроме профилей Димы и Ильи (Рис.1). Они совпали и также они находятся выше остальных, что свидетельствует о высокой степени готовности детей к школе. Рассмотрим детально уровень сформированности каждого качества и ошибки, которые допустили испытуемые при диагностике.
Рис. 1. Психологический профиль (1)
Рис. 2. Психологический профиль (2)
Для оценки УВК «Графический навык» мы использовали метод наблюдения. За основу мы взяли «Прописи с элементами письменных букв» из которой мы оценивали выполнение конкретного упражнения у всех испытуемых. На основание полученных результатов мы можем говорить о полной готовности у 50 % детей 6–7 летнего возраста. У оставшихся 50 % возникают трудности при выполнение графических упражнений, но при правильной коррекции с помощью упражнений, они смогут поднять свои результаты.
Для диагностики УВК «Мотивы учения» мы использовали методику Р. С. Немова «Отношение ребенка к школе». В данной методике детям требовалось ответить на ряд поставленных вопросов, связанных с учебой. На основание полученных результатов мы можем говорить о полной готовности у 100 % детей 6–7 летнего возраста.
Для определения уровня развития УВК «Зрительный анализ геометрических фигур» мы использовали методику «Тест на развитие зрительного анализа». На основе полученных результатов мы можем говорить о высоком уровне сформированности качества у 50 % испытуемых, 40 % не умеет выделять элементы графического изображения и соотносить их по форме и размеру, 10 % имеют слабое развитие зрительного анализа.
Для определения уровня обобщений и предпосылок логического мышления мы использовали методику «Классификация предметных картинок». В данной методике требовалось разложить по группам карточки на которых изображены различные предметы и назвать эти группы, одним словом. На основе полученных результатов мы можем говорить о высоком уровне сформированности качества обобщений и предпосылок логического мышления у 50 % испытуемых. Остальные 30 % обладают уровнем предварительного словесного обобщения и 20 % уровнем наглядного обобщения. Также с помощью методики «Классификация предметных картинок» мы смогли оценить обучаемость детей с помощью метода наблюдения. Трудности возникли только у Артема, по М. Н. Костиковой данный вид помощи называется обучающая помощь (объяснение способа выполнения задания). На основе этого мы можем сделать вывод, что качество сформировано у всех детей, кроме Артема.
Для определения УВК «Принятие учебной задачи» мы использовали методику «Раскрась картинку» Е. Е. Кравцовой. На основе полученных результатов мы можем говорить о высоком уровне качества «Принятие учебной задачи».
Для оценки уровня сформированности учебно-важного качества «Произвольность регуляции деятельности», мы использовали методику «Графический диктант». На основе полученных результатов мы можем говорить о высоком уровне сформированности качества. Все испытуемые набрали высокие баллы, что говорит о достаточной сформированности навыка работы по инструкции взрослого.
Подведем общий итог по сформированности качеств у группы детей 6–7 лет. Мы не можем говорить о полной готовности у детей, набравших неудовлетворительный результат хотя бы по одному из качеств. Благодаря проведенным диагностикам мы смогли выделить плохо сформированные качества. Такими качествами стали графический навык, зрительный анализ геометрических фигур и уровень обобщений. Из-за низкого уровня графического навыка у ребенка могут возникать трудности при обучении письму в школе, что повлечет за собой слабую успеваемость, невнимательность на уроках, а в первом классе обучение письму занимает большую часть времени. Низкий уровень зрительного анализа геометрических фигур приводит к ошибкам в чтении, письме и математики. Ребенку становится сложно выделять элементы, чаще всего дети начинают путать буквы при письме. На литературном чтении у детей начинают возникать трудности также с похожими буквами, они начинают их заменять. На математике они становятся менее концентрированными и допускают ошибки при черчении, решении и т. д. Уровень обобщений влияет на усвоение учебного материала. Несформированность данного качества приводит к механическому заучиванию, неспособности применения ранее полученных знаний, трудностям в обучение.
Для развития УВК, которые в эксперименте оказались ниже требуемого уровня, на основе психолого-педагогических источников, мы подобрали следующие упражнения.
Для развития УВК «Графический навык» можно предложить упражнения на отработку графического навыка. На Рис.3 представлено упражнение «Рисование линий», при выполнении задания требуется провести линию посередине дорожки, не съезжая с нее и не открывая карандаша от бумаги.
Рис. 3. Рисование линий
На Рис.4 представлено упражнение «Дорисовывание незаконченного рисунка», при выполнении задания требуется закончить рисунок и раскрасить его.
Рис. 4. Дорисовывание незаконченного рисунка
На Рис. 5 представлено упражнение «Рисование по точкам», при выполнении задания требуется соединить точки одной линией, стараясь не открывать карандаш от бумаги.
Рис. 5. Рисование по точкам
На Рис.6 представлено упражнение «Задание на штриховку», при его выполнении требуется заштриховать фигуру по образцу. Все приведенные задания направленны на подготовку руки к письму.
Рис. 6. Задание на штриховку
Для развития УВК «Зрительный анализ» можно предложить игру «Контурные рисунки» (рис. 7).
Рис. 7. Зрительный анализ
Ребенку показывают картинку, на которой изображены наложенные контурные рисунки друг на друга и просят выполнить следующие задания:
– Задание 1. Внимательно посмотри и расскажи, что ты видишь на рисунке.
– Задание 2. Какие животные здесь изображены? Назови их.
– Задание 3. Сколько на рисунке треугольников, кругов и квадратов? Сосчитай. Обведи фигуры карандашом: круги — зеленым, квадраты — красным, а треугольники — желтым.
На Рис.8 представлено задание на зрительный анализ предметного изображения. Задание заключается в том, чтобы и выделить нужный элемент из целого изображения.
Рис. 8. Зрительный анализ предметного изображения
Рекомендации по улучшению сформированности качества «Уровень обобщений». Для коррекции данного качества можно использовать игры для развития предпосылок логического мышления и способностей к обобщениям. Например, игра «Зоологическое лото», «Назови три предмета», «Назови одним словом». В процессе подобных игр детям задается план классификации: сообщаются обобщающие слова и предлагаются обобщающие картинки. Задача детей заключается в том, чтобы найти предметы (их изображения) и слова, их обозначающие, которые входят в указанную группу, относятся к ней.
Определение психологической готовности требуется для выявления детей не готовых к школьному обучения, с целью проведения развивающей работы. Условия и качество подготовки ребенка к школе оказывают прямое влияние на уровень готовности к школе. Задача педагогов не упустить несформированность качеств, из-за трудностей у ребенка появится нежелание выполнять задания, пропадет мотивация. Педагог должен помочь, заинтересовать ребенка, ведь начальная школа является базой, на которой строится дальнейшее обучение.
Литература:
- Хомская Е. Д., Ахутина Т. В. I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докл. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. психологии, Рос. психол. о-во; Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: Фак. психологии МГУ, 1998. 368 с.
- Шадриков В. Д., Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе. Яр.: РИО ЯГПУ, 2019. 297 с.