В статье обсуждается проблема подготовки будущих педагогов-психологов к формированию учебной мотивации младших школьников. На основе результатов экспериментального исследования особенностей учебной мотивации младших школьников авторами представлена соответствующая программа производственной практики.
Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, производственная практика, педагог-психолог.
Abstract. The article discusses the problem of training future educational psychologists to form educational motivation of younger students. The authors presented a program of practical training based on the results of experimental investigation of features of educational motivation of younger students.
Keywords: learning motivation, younger students, practical training, educational psychologist.
Одной из важных проблем в сфере современного образования является психолого-педагогическое обеспечение развития учебной мотивации младших школьников. Работа по развитию учебной мотивации требует от педагога-психолога владения определенными знаниями, навыками и техниками преодоления трудностей, с которыми он может встретиться во взаимодействии не только с учениками, но и с их родителями и учителями-предметниками. Студенты нуждаются в специальной подготовке для профессионального решения проблемы учебной мотивации (вплоть до того, с каких слов начинать диалог с родителями, детьми, учителями). При индивидуальном изучении материала в вузах многие студенты не акцентируют внимание на такие «мелочи», от которых, возможно, зависит залог успеха в достижении поставленных задач.
Проблема мотивации представляет собой одно из важнейших направлений исследований отечественных и зарубежных психологов. Особое место она занимает в отечественной педагогической психологии и школьной педагогике в связи с выявленными значимыми изменениями в психологии современного детства и ситуации развития школьного образования в России (ФГОС ДО, ФГОС ООО, «Наша «новая школа»») [2]. В этом смысле приобретают особую актуальность исследования содержания учебной мотивации младших школьников, количественная и качественная характеристика мотивов учения, а также факторов и условий их развития и коррекции. Среди условий, обеспечивающих формирование продуктивных мотивов учения и в целом учебной мотивации, исследователи выделяют:
– усвоение научных понятий, раскрытие условий их происхождения, формирование специфической учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин),
– создание противоречий между известным и неизвестным (Н.Г. Морозова), положение ученика в системе межличностных отношений (Е.И. Киричук, В.Ф. Моргун),
– организация коллективной деятельности (С.Е. Злочевский, Л.К. Золотых, Т.А. Матис и др.),
– использование системы поощрений и порицаний (Б. Г. Ананьев, И. Лингарт, А. И. Липкина и др.),
– показ значимости знаний (Н.Ф. Добрынин), создание перспектив (А.И. Епифанцева, А.Б. Орлов) и т. п.
Знание и компетентное использований выделенных условий может стать основой в разработке программ подготовки будущих педагогов-психологов к коррекции уровня учебной мотивации младших школьников.
Изучение уровня школьной мотивации с помощью «Опросника школьной мотивации» Ратанова Т.А., Шляхты Н.Ф.; «Методики исследования мотивации учения младших школьников» Гинзбург М.Р.; проективного теста «Я в школе» Овчаровой. Р.В. [1] свидетельствует о том, что для 30% учащихся характерен средний уровень учебной мотивации, у 23% учащихся уровень мотивации снижен, мотивация 15% учащихся – низкая. Чем привлекают полученные результаты педагога-психолога? Средне мотивированные дети – это основной состав учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью, однако возможные факторы риска снижения учебной мотивации знать необходимо, а значит, – диагностировать, осуществлять профилактику.
Дети со сниженной мотивацией находятся в особой зоне риска, поскольку их достаточно благополучное ощущение себя в школе попадает под угрозу, когда имеющийся запас знаний и опыт общения с друзьями, с учителем перестают отвечать новым требованиям к роли и деятельности успешного ученика. Работа педагога-психолога именно с этими детьми становится особенно важной в плане профилактики школьной дезадаптации и ранних форм девиантного поведения, что не позволит учащимся успешно пережить кризис перехода на многопредметное обучение.
Особое внимание – школьникам с низким уровнем учебной мотивации, испытывающим серьезные затруднения в освоении материала начальной школы и неустойчиво адаптирующимся в школе. Такие дети уже изначально, по определению, – «группа риска» по многим факторам – прекращение учебной деятельности, уход из школы и совершение правонарушения, возникновения зависимостей и т.п.
Подробный анализ мотивов показал, что у младших школьников, принимавших участие в исследовании, преимущественно представлен позиционный мотив – 38,46% (10 человек), связанный с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. По 15,38% (4 человека) набрали оценочный мотив (недостаточно развитые познавательные и социальные мотивы опасны нежелательными способами достижения относительных успехов в учебе – списывание, обман, несамостоятельность выполнения заданий, неумение оценить их правильность) и игровой мотив, отрицательно сказывающийся на успешности усвоения учебного материала и формирования учебной деятельности. У 11,54% (3 человека) мотивация учения не сформирована; социальный мотив не был выявлен.
Полученные данные и их анализ настоятельно диктуют необходимость дополнительной подготовки специалистов психолого-педагогической сферы к профессиональному обеспечению развития мотивации учения у детей в начальной школе как самостоятельном этапе и этапе подготовки к основной школе, многопредметному обучению. В этом плане отметим, что проблема профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов достаточно основательно разрабатывается в русле:
– теории деятельности (Ю.М. Забродин, Г.М. Зараковский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.В. Телятников, В.Д. Шадриков, А.Ф. Шикун и др.),
– теории профессионального становления (Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К.Маркова и др.),
– психологической теории личности (А.Г. Асмолов, В.С. Мерлин, К.К.Платонов и др.).
Однако происходящие в системе образования в целом и в высшем образовании в частности отражают некий кризис поиска эффективных, продуктивных стратегий и технологий подготовки специалистов названной сферы с учетом особенностей психологических характеристик их самих, мотивов освоения выбранной профессии, отношения к перспективам самореализации в ней.
Исходя из полученных выше данных о том, что современные ученики младших классов нуждаются в планомерной работе по формированию у них учебной мотивации, будущему педагогу-психологу следует использовать как познавательные умения и навыки, так и практические, закрепляя все полученные знания опытом. Это означает, что для решения одной проблемы – низкая учебная мотивация у детей младшего школьного возраста, следует решить другую проблему – проблему подготовки будущих педагогов психологов к развитию учебной мотивации младших школьников.
В качестве пробного варианта решения сформулированной проблемы была разработана программа подготовки студентов «педагогов-психологов», проходящих практику в общеобразовательных учреждениях непосредственно в младших классах.
Первый этап программы включал подготовительную работу, направленную на выявление студентов, стремящихся усовершенствовать свои знания и умения в психолого-педагогической работе с детьми начальной школы. Во время организационных собраний по подготовке к практике, выбору и распределению на курсы по выбору и др. со студентами проводились беседы, в ходе которых раскрывалась значимость формирования и развития учебной мотивации младших школьников для успешного проживания данного возрастного этапа, необходимость соответствующей психолого-педагогической помощи родителям и педагогам.
На втором этапе сформированная группа студентов дополнительно актуализировала под руководством методиста необходимые знания и компетенции для формирования и развития учебной мотивации учащихся современной начальной школы, а также для консультаций педагогов и родителей по вопросам психологии младшего школьника, мотивации учения в этом возрасте, причин и форм нарушений мотивационной сферы учащихся.
На третьем этапе программы подготовки студентам предлагалось определиться с выбором той школы, в которой они будут проходить практику. Это предполагало дополнительное закрепление уверенности в своей компетентности, умении себя преподнести руководству и специалистам, обозначая ту проблему и то направление деятельности, которое интересно студенту, и которое может быть полезным для школы.
Четвертый этап связан непосредственно с работой в школе и постоянной рефлексией процесса и результатов практики с позиций поставленных целей и задач – дополнительное освоение компетенций профессионального решения проблемы развития мотивации учения современных младших школьников. Этап завершался подготовкой к общей рефлексии на итоговой конференции.
Пятый этап предполагал подведение итогов в ходе осмысления результатов, сложностей, освоенных технологий, приобретенного опыта взаимодействия и профессионального решения проблем. Итогом стала памятка практиканту, заинтересовавшемуся данным направлением работы на практике.
Таким образом, представленные в статье выводы и предложения могут стать основой для совершенствования разработанных программ практики в условиях реализации уровневого психолого-педагогического образования. Дальнейшая экспериментальная проверка сформулированных идей и предложений позволит определить адекватность выбранного пути и скорректировать способы их реализации.
Литература:
1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
2. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №2. – С.28-32.