В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.
Ключевые слова: психологическая культура, саморазвитие, развитие личности, школьная мотивация, учебная мотивация, диагностика учебной мотивации.
The article underlines the necessity of introducing developing activities of psychological cycle in the school curriculum to increase psychological culture of children of primary school age and to develop the school motivation of students.
Key words: psychological culture, self-development, personal development, school motivation, learning motivation, diagnostics of educational motivation.
Основная образовательная программа начального общего образования, в основу которой положено гуманистическое понимание уникальности личности каждого ребёнка, предполагает создание оптимальных условий для саморазвития. В этих условиях главной задачей педагога становится не формирование личности, а организация процесса помощи детям в саморазвитии. Эта цель может быть реализована педагогом во всех предметных областях. Однако, в школьных программах заметно сокращены часы на изучение гуманитарных дисциплин. По словам И. В. Дубровиной, «ослабление гуманитарной составляющей современного образования обедняет область духовной, психологической культуры личности». Мы предлагаем использовать возможности преподавания предмета психологии в начальной школе для формирования основ психологической культуры младших школьников. Введение данного предмета, по нашему мнению, может помочь детям познать себя в процессе саморазвития.
Процесс саморазвития младших школьников тесно связан с их ведущей деятельностью — учебной, результаты которой зависят от уровня школьной мотивации учащихся. На одном из этапов нашего исследования, организованного на базе ГБОУ Школа 1208, была проведена диагностика по методике Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации», целью которой являлось определение уровня учебной мотивации. В процессе диагностики было проведено анкетирование, согласно которому дети ответили на десять вопросов, отражающих отношение к школе, учителям, одноклассникам и учебному процессу. Для оценки результатов был использован специальный ключ. Результаты этого анкетирования предоставили возможность проследить связь между положительными ответами на вопросы о желании учиться, рассказывать о школе родителям, дружить с одноклассниками и высокой успеваемостью детей. Различия между группами учащихся были оценены по критерию Стьюдента, в результате чего установлены пять уровней школьной мотивации: очень высокий уровень, высокий, средний уровень, низкий и очень низкий уровень. Выявленные уровни учебной мотивации детей подкреплены рисунками «Я в школе», интерпретированные ниже.
С помощью данной методики мы выяснили, что среди общего числа испытуемых, 41 % — это дети со средним уровнем школьной мотивации. Не смотря на то, что таким детям не всегда нравится ходить в школу, у них есть друзья среди одноклассников и они испытывают интерес к учёбе. На рисунках этих детей ученики не сидят за партами. Рядом с детьми изображены одноклассники и предметы быта (часы, комнатные растения).
29 % составили учащиеся с высоким уровнем школьной мотивации. Они успешно справляются с учебной деятельностью, предпочитают уроки переменам. Эти дети нарисовали самих себя, сидящих за партами, на которых находятся все школьные принадлежности, а в тетрадях выставлены положительные отметки. Равное количество учащихся (11 %) распределены в две группы, имеющие низкую и очень низкую школьную мотивацию. Эти дети неохотно посещают школу. Им интересны одноклассники, но среди них они мало с кем дружат. Изображения этих учеников говорят о страхе детей перед учителем: его изображение преувеличено во много раз и закрашено черным цветом. На рисунках дети за партами сидят по одному.
И только 10 % от общего количества детей имеют очень высокий уровень школьной мотивации. Такие дети являются добросовестными, ответственными, умеют следовать инструкции и любят учиться. Эти учащиеся нарисовали не только себя, но и своих одноклассников, которые сидят за партами и учатся. Перед ними стоит учитель. На лицах всех изображённых учениками людей улыбки. На рисунках, помимо школьных принадлежностей на партах учащихся, также изображена доска, учитель, а рядом — добрая пословица «меньше говори, больше делай».
Результаты диагностики учебной мотивации были исследованы для дальнейшего определения разработанных развивающих программ, подходящих для повышения психологической культуры как фактора развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Опираясь на наши исследования, проведённые на базе ГБОУ школа № 1208, г.Москвы, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой работы для начальной школы является экспериментальная программа развивающих занятий, которая была разработана И. В. Вачковым, Т. А. Аржакаевой, А. Х. Поповой «Психологическая азбука». Эта авторская программа нацелена на знакомство детей с основными психологическими понятиями, тренировку элементарных умений, навыков рефлексии. В результате этого можно ожидать повышение уровня психологической культуры младших школьников. Основным отличием данного курса от других, по словам И. В. Вачкова, является смена акцентов с обучения на развитие личности, мотивов ее поведения, что является целью нашего обучения.
Литература:
- И. В. Вачков, Т. А. Аржакаева, А. Х. Попова «Психологическая азбука» (1–4 классы);
- И. В. Вачков, Основные идеи программы «Психологическая азбука»;
- И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан, Психология;
- ФГОС НОО: http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/.