Педагогические условия использования мультипликации как средства социализации детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 12.11.2021

Статья просмотрена: 512 раз

Библиографическое описание:

Морозова, В. В. Педагогические условия использования мультипликации как средства социализации детей старшего дошкольного возраста / В. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85434/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье раскрыты особенности социализации обучающихся старшего дошкольного возраста посредством включения их в совместную мультипликационную деятельность взрослых и детей.

Ключевые слова: социализация, обучающиеся старшего дошкольного возраста, мультипликация.

Старший дошкольный возраст — это важный период в жизни каждого ребенка. В данном возрасте закладываются основы личности, усваиваются нормы социального поведения. Социализация ребенка является одним из ведущих направлений работы современного дошкольного образования. Особую значимость при реализации данного направления имеет приобщение ребёнка к базовым социальным, нравственным нормам и ценностям, воспитании. основных нравственных качеств и соответствующего им опыта нравственного поведения.

Одной из основных задач значимого в плане социализации этапа развития старших дошкольников является подготовка к школьному обучению будущих первоклассников. При поступлении в школу значительно расширяется круг общения ребенка, ему приходится взаимодействовать не только с членами семьи, но и с учителями, сверстниками, работниками образовательного учреждения (библиотекарь, медицинский работник и др.), что активизирует процесс социализации.

Соответственно, будущему первокласснику необходимо знать и соблюдать нормы этикета, правила социального поведения, а также необходимо использовать навыки коммуникативного общения.

Проблемы социального развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста вызывали научный интерес исследователей на протяжении всего периода развития дошкольной педагогики. Первые обращения к данному вопросу прослеживаются в научных трудах К. Д. Ушинского, Я. А. Каменского, Е. И. Тихеевой. Основная мысль, которая в них заложена, заключается в том, что сфера приобщения ребенка старшего дошкольного возраста к социальной действительности должна соответствовать возможностям ребенка и его возрастным особенностям [3].

Современные отечественные социальные педагоги А. С. Мудрик, М. А. Галагузова, зарубежные и отечественные психологи Н.Смелзер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев рассматривали социализацию детей старшего дошкольного возраста как процесс развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [2].

Сущность социализации детей старшего дошкольного возраста заключается в овладении ими социального опыта в предметно-деятельной сфере, сфере личностного роста и социальной грамотности.

Особенностью социализации детей старшего дошкольного возраста является то, что ведущей деятельностью на данном возрастном этапе выступает игра, с помощью которой ребенок закрепляет знания, умения, приобретает собственный жизненный опыт, исполняя в игровых ситуациях определенные роли, востребуемые в его дальнейшей реальной жизни.

Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационно-коммуникативных технологий, на наш взгляд, одним из эффективных средств социализации является использование мультипликации в процессе совместной творческой деятельности ребенка и взрослого [5].

Мультипликация — это творческое инновационное средство обучения и развития обучающихся в дошкольных образовательных организациях.

В исследовании педагога О. Г. Шустовой представлены педагогические условия использования мультипликации как средства социализации детей старшего дошкольного возраста:

– первое условие — организация доступной предметно-пространственной среды для всех участников образовательного процесса;

– второе условие — при организации мультипликационной деятельности с обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка старшего дошкольного возраста;

– третье условие — создание благоприятного психологического климата [5].

Педагогический потенциал использования мультипликационной деятельности заключается в том, что анимационное творчество: способствует развитию высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста, развивает чувство эмпатии; знакомит с примерами социально одобряемого поведения человека в обществе; способствует формированию эстетического вкуса ребенка [4].

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развития детей старшего дошкольного возраста. Этому способствует интеграция всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательно развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Названное обстоятельство обуславливает актуальность и значимость разработки социально значимого проекта с использованием мультипликационной деятельности и информационно-коммуникативных технологий для детей старшего дошкольного возраста: «Мультфильмы о главном» на базе СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования» с обучающимися старшей подготовительной группой.

Цель проекта: формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста, а также создание условий для коррекции и развития высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сфер, обучающихся посредством мультипликационной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Реализация проекта «Мультфильмы о главном» проходила в три этапа:

Подготовительный этап реализации проекта.

На первом этапе реализации проекта в СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», была проведена комплексная диагностика уровня социального развития обучающихся старшей подготовительной группой. В исследование приняли участие 12 человек. Работа проводилась в два этапа. На первом этапе исследования мы выявили уровень социально-коммуникативного развития детей (диагностика социально-коммуникативного развития И. А. Орловой), на втором — уровень развития познавательной сферы обучающихся (диагностика познавательной сферы Н. Н. Павлова. Л. Г. Руденко).

Результаты диагностики показали, что высокий уровень социального развития обучающихся выявлен у четырех обучающихся старшего дошкольного возраста, средний уровень социального развития выявлен у пяти обучающихся, у трех обучающихся выявлен низкий уровень социального развития.

Полученные результаты подтвердили необходимость в реализации проекта, направленного на социальное развитие обучающихся посредством мультипликационной деятельности.

Основной этап проекта «Мультфильмы о главном».

  1. Дети старшего дошкольного возраста вместе с воспитателем на данном этапе придумывают сюжет мультфильма. Педагог постоянно держит в поле профессионального внимание те нормы социального поведения, которые «закладываются» в содержание мультфильма. В ходе этой работы у детей формируются начальные представления о социально-одобряемого поведении, опыт поведения в различных ситуациях посредством идентификации с образами мультипликационных героев. При создании героев мультфильма у обучающихся старшего дошкольного возраста развиваются не только творческие способности, но и способность понимать особенности поведения различных персонажей, что способствует процессу социализации.
  2. Покадровая съёмка мультфильма. На данном этапе детям необходимо постоянно контролировать свои действия, переставлять фигурки, убирать руки из кадра, делать множество кадров. Данный этап работы учит детей терпению, ответственности, исполнительности, умению работать в команде.
  3. Монтаж. Соединение кадров в фильме при помощи компьютерной программы.
  4. «Озвучивание» мультфильма. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев, оцениваем поведение героев с моральной точки зрения.

Заключительный этап проекта «Мультфильмы о главном».

Итогом работы над созданием мультфильма являлась рефлексия. Детям предлагалось объяснить поведение персонажа, причины, подтолкнувшие к конкретным поступкам, а затем проанализировать поступки с точки зрения соответствия нравственным нормам. Как показали наши наблюдения, введение этого игрового приема позволило развить у детей способность к пониманию поступков других детей, способность анализировать причины поступков. Особо важным для нас было приобщить к этой работе детей с средним и низким уровнем социального развития, так как опыт нравственного поведения в игровой деятельности не только проецировал накопленный опыт в новые измененные условия, но и вносил качественные изменения в ориентировочную, эмоционально-потребностную основу поведения (осмысление себя, своих поступков, преобразования своих действий) посредством открытия для себя смысла и значения собственного поведения.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что мультипликация, соответствующая возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, может выступать эффективным средством социализации детей.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира: монография / В. В. Абраменкова. — М., 1999. — 224 с.
  2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие / Р. С. Буре. — М.: «Мозаика-синтез», 2011. — 80 с.
  3. Вавилова И. Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.07: защищена 9.01.79: утв.30.07.79 / Вавилова Ирина Николаевна. — Екатеринбург.2009. — 64 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: тескт с изме. и доп.на 2013 г.- М.: Эксмо, 2013.- 67 с.
  5. Шустова О. Г. Неисчерпаемый потенциал мультипликации / О.Г Шустова // Искусство в школе. — 2004. — № 2. — С.88–91.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, мультипликационная деятельность, социальное развитие, обучающийся, социальное поведение, социальное развитие обучающихся, нравственное поведение, социально-коммуникативное развитие, старшая подготовительная группа.


Ключевые слова

социализация, мультипликация, обучающиеся старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами:  Принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников...

Социально-коммуникативное развитие — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [3]. Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии...

Использование мультипликационных фильмов для...

Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного

Цель программы: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с ТНР, формирование социальной компетентности.

Развитие социальной активности детей 6–7 лет...

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет.

Библиографическое описание: Ноёфтова, М. Н. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М. Н. Ноёфтова, М. Р. Шамтиева.

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Итак, старший дошкольный возраст— это первый период приобщения ребенка кобщественной жизни всоциально значимой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его...

Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет.

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из.

Психологические условия формирования социального...

Социальное поведение дошкольников рассматривается с точки зрения принятых норм в обществе и способах их формирования.

Социально-ориентированное поведение дошкольников способствует накоплению у детей самостоятельности действий и поступков...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре. Автор: Салова Людмила Вениаминовна.

 Важнейшим условием интеллектуального и социального развития ребёнка, по мнению психологов и педагогов, считается его постоянное общение со...

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами:  Принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников...

Социально-коммуникативное развитие — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [3]. Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии...

Использование мультипликационных фильмов для...

Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного

Цель программы: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста с ТНР, формирование социальной компетентности.

Развитие социальной активности детей 6–7 лет...

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет.

Библиографическое описание: Ноёфтова, М. Н. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М. Н. Ноёфтова, М. Р. Шамтиева.

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Итак, старший дошкольный возраст— это первый период приобщения ребенка кобщественной жизни всоциально значимой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его...

Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет.

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из.

Психологические условия формирования социального...

Социальное поведение дошкольников рассматривается с точки зрения принятых норм в обществе и способах их формирования.

Социально-ориентированное поведение дошкольников способствует накоплению у детей самостоятельности действий и поступков...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре. Автор: Салова Людмила Вениаминовна.

 Важнейшим условием интеллектуального и социального развития ребёнка, по мнению психологов и педагогов, считается его постоянное общение со...

Задать вопрос