Мультипликация как инновационный метод в работе с одаренными детьми
Автор: Чухно Светлана Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 17.05.2015
Статья просмотрена: 2864 раза
Библиографическое описание:
Чухно, С. В. Мультипликация как инновационный метод в работе с одаренными детьми / С. В. Чухно. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8177/ (дата обращения: 16.01.2025).
В статье рассматривается работа педагога-психолога с одаренными детьми, с применением средств мультипликации.
Ключевые слова:инновационные технологии, одаренность, мультипликация.
В условиях преобразования нашего общества все большее внимание на страницах самых разных изданий уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и прежде всего проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества.
Первым и основополагающим принципом ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Уважая личность ребенка, мы должны поддерживать его инициативу в различных видах деятельности, творческую и познавательную активность.
Деятельность педагога — психолога в дошкольном учреждении, в основном, направлена на коррекцию проблем в развитии и воспитании детей. И, как правило, мы считаем, что дети с высоким уровнем развития не требуют нашего повышенного внимания, ведь у них и так все хорошо. К тому же на занятиях им определена ответственная роль — «палочки — выручалочки».
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо разработать систему по психолого-педагогической поддержке и сопровождению именно одаренных детей.
Соблюдая принцип непрерывности в развитии ребенка во всех моментах образовательного процесса, мы решили, что для работы нужно использовать такую форму, которая позволила бы в полной мере раскрыть возможности одаренных воспитанников.
Из многообразия форм, наиболее приемлемой, на наш взгляд, является кружковая деятельность, которая позволяет расширить образовательную среду для одаренных детей и дает им возможность взаимодействовать через совместную деятельность со взрослым, со сверстником, а так же проявлять самостоятельную активность. Немало важную роль играет добровольность участия, свобода выбора видов и максимальное разнообразие деятельности, а так же ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей.
Так как в дошкольном возрасте важнейшим аспектом становления личности является развитие эмоционально-волевой сферы, я решила направить свой интерес на работу по созданию условий для формирования, развития и оптимизации эмоциональной компетентности детей старшего дошкольного возраста, средствами изобразительного искусства с включением информационно-коммуникативных технологий.
Таким образом, проблема недостаточного сопровождения педагогом — психологом одаренных детей стала целью деятельности кружка — развитие интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей.
Путями достижения поставленной цели, стали задачи, которые были сформулированы на основе существующих критериев определения одаренности.
- развивать и поддерживать уровень познавательной, интеллектуальной активности;
- создавать условия для развития психосоциальной чувствительности;
- развивать специальные склонности и способности на основе формирования «ядра» одаренности;
- развивать интерес к эстетически выразительным объектам действительности, умение вычленять их с помощью эстетических категорий, своеобразие восприятия произведений искусства.
Для осуществления кружковой деятельности по работе с одаренными детьми нами была разработана программа «Вундеркинд с пеленок».
Работая над методической частью программы, мы определили, что основным направлением по взаимодействию с детьми будет работа по созданию мультфильмов, как основы развития специальных склонностей и способностей наших воспитанников.
Мультипликация — (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. Анимация (от фр. animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология.
Выбирая работу по созданию мультфильмов в качестве основополагающего образовательного процесса, мы опирались на то, что выразительные средства мультипликации наиболее естественные для детского возраста стимуляторы творческой активности и раскрепощения мышления. Так же мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента — компьютера, который выступает не только как средство для игр и просмотра мультфильмов, но и способ создания чего-то нового, неизвестного.
Для определения уровня развития эмоциональной компетентности, а так же уровня творческого воображения мною был сформирован пакет диагностических методик на основе методический рекомендаций О. М. Дьяченко. Работа по выявлению одаренных детей проводилась в два этапа. На первом этапе я определяла детей с высоким уровнем общих способностей, на втором из тех детей, что показали высокие результаты, я выделила детей с высоким уровнем специальных способностей, в частности: художественных, а так же уровень эмоционального интеллекта. Таким образом, была сформирована группа детей, обладающая высоким уровнем общих, специальных способностей и высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Педагоги,родители:
- карта одаренности Хаана и Каффа;
Дети
- наблюдение в группах;
- методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко;
- методика «Расскажи картинками» О. М. Дьяченко;
- методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- методика «Что — почему — как»
Занятия по созданию мультфильмов мы разбили на этапы, к каждому из которых были разработаны конспекты, подобраны приемы, средства и методы взаимодействия с детьми.
На первых занятиях дети узнали более подробно, что такое мультипликация, историю ее появления и развития, познакомились со знаменитыми мультипликаторами и способами создания мультфильмов.
На практических занятиях стало понятно, что детей наиболее увлекла предметная мультипликация и для этого, широко использовалось пространство кабинета педагога — психолога, оформленное в виде Фиолетового леса, а так же героев технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры.
В процессе создании сюжета дети проявляли самостоятельность. Их сюжеты отличались нестандартностью мышления, высоким уровнем творческого воображения. Еще одной особенностью в процессе разработки сюжета было, то, что дети демонстрировали высокий уровень межличностного взаимодействия (рис.1)
Рис. 1
Разработав линию сюжета, мы перешли к достаточно сложному и интересному этапу — раскадровке, которая позволяет проявлять детям развитость логического мышления, умение вычленять основное из фона, демонстрировать нестандартность идей. В процессе работы дети самостоятельно выбирали способ деятельности, распределяли роли в создании мультфильма, руководствуясь адекватной оценкой, как своих способностей, так и каждого члена коллектива (рис. 2,3)
Рис. 2
Рис. 3
Съемка — это процесс непосредственного создания мультфильма. Как правильно выставить кадр, проверить его чистоту, сделать нужную подсветку все это дети осваивали в опытной, экспериментальной деятельности, поисковой деятельности. К тому же у детей была возможность примерить на себя различные социальные роли — мультипликатора, аниматора, оператора, режиссера, звукорежиссера (рис. 4).
Последним этапом создания мультфильма является озвучка, которая придает эмоциональный окрас сюжету и зависит от правильности постановки голоса, умения им владеть. Для более качественного уровня озвучки мультфильмов мы тесно взаимодействовали с музыкальными руководителями ДОУ, которые помогали в освоении навыков владения голосом, развитию диапазона, интонационной выразительности и эмоциональной окраски голоса, предлагая нам специальные музыкальные игры и этюды (рис. 5).
Рис. 4
Рис. 5
Сегодня с уверенностью можно сказать, что кружковая работа позволила развить и поддержать талант каждого ребенка. Эффективность деятельности кружковой работы с одаренными детьми проявилась в результативных достижениях наших выпускников в учебной деятельности. Итоговая диагностика показала высокий уровень готовности детей к обучению в школе, в дальнейшем это нашло подтверждение в легкой форме прохождения адаптации.
Похожие статьи
Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования
В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.
О возможностях веб-квеста в мультикультурном воспитании младших школьников
В статье аргументируется актуальность мультикультурного воспитания младших школьников на современном этапе развития образования. Описывается система работы учителя начальных классов по использованию веб-квеста в мультикультурном воспитании детей млад...
Образовательная медиация как действенный инструмент защиты прав детства в условиях службы примирения
В статье рассматриваются особенности деятельности службы примирения образовательной организации на основе медиативного подхода; раскрыты возможности образовательной медиации в обеспечении и защите основных прав детства.
Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников
В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.
Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей путем применения разнообразных педагогических методов и технологий.
Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества
В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель статьи заключается в демонстрации практико-теоретического подхода к организац...
Использование мнемотаблиц в работе учителя-логопеда
В статье описан опыт использования мнемотаблиц в практике учителя-логопеда, их роль в улучшении речи и социализации детей с речевыми нарушениями. Рассматриваются преимущества метода и его влияние на образовательный процесс.
Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста
Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...
Разнообразные подходы к изобразительным навыкам в средних группах
Педагогика, как и любая другая наука не должна стоять на месте, она, так или иначе, меняется в зависимости от условий, которое диктует нам время. В статье рассмотрены разнообразные подходы, используемые сегодня воспитателями детских садов в процессе ...
Использование педагогом элементов арт-терапии в обучении иностранным языкам в средней школе
В статье рассматривается арт-терапия как направление в педагогической работе, основанное на использовании изобразительных материалов с целью выражения обучаемым своего внутреннего мира. Выделены основные функции арт-терапии. Особое внимание уделяется...
Похожие статьи
Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования
В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.
О возможностях веб-квеста в мультикультурном воспитании младших школьников
В статье аргументируется актуальность мультикультурного воспитания младших школьников на современном этапе развития образования. Описывается система работы учителя начальных классов по использованию веб-квеста в мультикультурном воспитании детей млад...
Образовательная медиация как действенный инструмент защиты прав детства в условиях службы примирения
В статье рассматриваются особенности деятельности службы примирения образовательной организации на основе медиативного подхода; раскрыты возможности образовательной медиации в обеспечении и защите основных прав детства.
Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников
В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.
Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей путем применения разнообразных педагогических методов и технологий.
Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества
В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель статьи заключается в демонстрации практико-теоретического подхода к организац...
Использование мнемотаблиц в работе учителя-логопеда
В статье описан опыт использования мнемотаблиц в практике учителя-логопеда, их роль в улучшении речи и социализации детей с речевыми нарушениями. Рассматриваются преимущества метода и его влияние на образовательный процесс.
Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста
Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...
Разнообразные подходы к изобразительным навыкам в средних группах
Педагогика, как и любая другая наука не должна стоять на месте, она, так или иначе, меняется в зависимости от условий, которое диктует нам время. В статье рассмотрены разнообразные подходы, используемые сегодня воспитателями детских садов в процессе ...
Использование педагогом элементов арт-терапии в обучении иностранным языкам в средней школе
В статье рассматривается арт-терапия как направление в педагогической работе, основанное на использовании изобразительных материалов с целью выражения обучаемым своего внутреннего мира. Выделены основные функции арт-терапии. Особое внимание уделяется...