В статье рассматривается работа педагога-психолога с одаренными детьми, с применением средств мультипликации.
Ключевые слова:инновационные технологии, одаренность, мультипликация.
В условиях преобразования нашего общества все большее внимание на страницах самых разных изданий уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и прежде всего проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества.
Первым и основополагающим принципом ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Уважая личность ребенка, мы должны поддерживать его инициативу в различных видах деятельности, творческую и познавательную активность.
Деятельность педагога — психолога в дошкольном учреждении, в основном, направлена на коррекцию проблем в развитии и воспитании детей. И, как правило, мы считаем, что дети с высоким уровнем развития не требуют нашего повышенного внимания, ведь у них и так все хорошо. К тому же на занятиях им определена ответственная роль — «палочки — выручалочки».
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо разработать систему по психолого-педагогической поддержке и сопровождению именно одаренных детей.
Соблюдая принцип непрерывности в развитии ребенка во всех моментах образовательного процесса, мы решили, что для работы нужно использовать такую форму, которая позволила бы в полной мере раскрыть возможности одаренных воспитанников.
Из многообразия форм, наиболее приемлемой, на наш взгляд, является кружковая деятельность, которая позволяет расширить образовательную среду для одаренных детей и дает им возможность взаимодействовать через совместную деятельность со взрослым, со сверстником, а так же проявлять самостоятельную активность. Немало важную роль играет добровольность участия, свобода выбора видов и максимальное разнообразие деятельности, а так же ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей.
Так как в дошкольном возрасте важнейшим аспектом становления личности является развитие эмоционально-волевой сферы, я решила направить свой интерес на работу по созданию условий для формирования, развития и оптимизации эмоциональной компетентности детей старшего дошкольного возраста, средствами изобразительного искусства с включением информационно-коммуникативных технологий.
Таким образом, проблема недостаточного сопровождения педагогом — психологом одаренных детей стала целью деятельности кружка — развитие интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей.
Путями достижения поставленной цели, стали задачи, которые были сформулированы на основе существующих критериев определения одаренности.
- развивать и поддерживать уровень познавательной, интеллектуальной активности;
- создавать условия для развития психосоциальной чувствительности;
- развивать специальные склонности и способности на основе формирования «ядра» одаренности;
- развивать интерес к эстетически выразительным объектам действительности, умение вычленять их с помощью эстетических категорий, своеобразие восприятия произведений искусства.
Для осуществления кружковой деятельности по работе с одаренными детьми нами была разработана программа «Вундеркинд с пеленок».
Работая над методической частью программы, мы определили, что основным направлением по взаимодействию с детьми будет работа по созданию мультфильмов, как основы развития специальных склонностей и способностей наших воспитанников.
Мультипликация — (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. Анимация (от фр. animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология.
Выбирая работу по созданию мультфильмов в качестве основополагающего образовательного процесса, мы опирались на то, что выразительные средства мультипликации наиболее естественные для детского возраста стимуляторы творческой активности и раскрепощения мышления. Так же мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента — компьютера, который выступает не только как средство для игр и просмотра мультфильмов, но и способ создания чего-то нового, неизвестного.
Для определения уровня развития эмоциональной компетентности, а так же уровня творческого воображения мною был сформирован пакет диагностических методик на основе методический рекомендаций О. М. Дьяченко. Работа по выявлению одаренных детей проводилась в два этапа. На первом этапе я определяла детей с высоким уровнем общих способностей, на втором из тех детей, что показали высокие результаты, я выделила детей с высоким уровнем специальных способностей, в частности: художественных, а так же уровень эмоционального интеллекта. Таким образом, была сформирована группа детей, обладающая высоким уровнем общих, специальных способностей и высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Педагоги,родители:
- карта одаренности Хаана и Каффа;
Дети
- наблюдение в группах;
- методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко;
- методика «Расскажи картинками» О. М. Дьяченко;
- методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- методика «Что — почему — как»
Занятия по созданию мультфильмов мы разбили на этапы, к каждому из которых были разработаны конспекты, подобраны приемы, средства и методы взаимодействия с детьми.
На первых занятиях дети узнали более подробно, что такое мультипликация, историю ее появления и развития, познакомились со знаменитыми мультипликаторами и способами создания мультфильмов.
На практических занятиях стало понятно, что детей наиболее увлекла предметная мультипликация и для этого, широко использовалось пространство кабинета педагога — психолога, оформленное в виде Фиолетового леса, а так же героев технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры.
В процессе создании сюжета дети проявляли самостоятельность. Их сюжеты отличались нестандартностью мышления, высоким уровнем творческого воображения. Еще одной особенностью в процессе разработки сюжета было, то, что дети демонстрировали высокий уровень межличностного взаимодействия (рис.1)
Рис. 1
Разработав линию сюжета, мы перешли к достаточно сложному и интересному этапу — раскадровке, которая позволяет проявлять детям развитость логического мышления, умение вычленять основное из фона, демонстрировать нестандартность идей. В процессе работы дети самостоятельно выбирали способ деятельности, распределяли роли в создании мультфильма, руководствуясь адекватной оценкой, как своих способностей, так и каждого члена коллектива (рис. 2,3)
Рис. 2
Рис. 3
Съемка — это процесс непосредственного создания мультфильма. Как правильно выставить кадр, проверить его чистоту, сделать нужную подсветку все это дети осваивали в опытной, экспериментальной деятельности, поисковой деятельности. К тому же у детей была возможность примерить на себя различные социальные роли — мультипликатора, аниматора, оператора, режиссера, звукорежиссера (рис. 4).
Последним этапом создания мультфильма является озвучка, которая придает эмоциональный окрас сюжету и зависит от правильности постановки голоса, умения им владеть. Для более качественного уровня озвучки мультфильмов мы тесно взаимодействовали с музыкальными руководителями ДОУ, которые помогали в освоении навыков владения голосом, развитию диапазона, интонационной выразительности и эмоциональной окраски голоса, предлагая нам специальные музыкальные игры и этюды (рис. 5).
Рис. 4
Рис. 5
Сегодня с уверенностью можно сказать, что кружковая работа позволила развить и поддержать талант каждого ребенка. Эффективность деятельности кружковой работы с одаренными детьми проявилась в результативных достижениях наших выпускников в учебной деятельности. Итоговая диагностика показала высокий уровень готовности детей к обучению в школе, в дальнейшем это нашло подтверждение в легкой форме прохождения адаптации.