Системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.11.2021

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Бильдиенко, Д. С. Системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания / Д. С. Бильдиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85264/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания. Анализируются два различных вида организации урочного и внеурочного занятия (комбинированный урок и урок альтернатива).

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, историческое знание, урочное занятие, внеурочное занятие.

Образование на сегодняшний день реализует новые векторы развития. Связанно это с тем, что социальные преобразования в России становятся самым главным ресурсом социально-экономического, политического, и культурного обновления всего государства в целом. В связи этим, развивающемуся обществу, непременно, нужны современно мыслящие, образованные и нравственные люди, отличающиеся предприимчивостью и ответственностью, способные на принятие самостоятельных решений. Навыки такого человека включают в себя и мобильность, и желание сотрудничества. Самое главное — это то, что такие сформированные качества помогают стать активным гражданином, обрести чувство ответственности за судьбу своей Родины.

В связи с динамичным изменением мира, меняется и система образования. Сегодня освоение новых знаний и каких-либо необходимых для жизни навыков должно происходить не только при исключительно ведущей роли учителя. Современные урочные и внеурочные занятия основываются на системно-деятельностном подходе. Это такое построение учебного процесса, где отводится место активной, разнообразной, а самое главное, познавательной деятельности ученика [1, с. 51]. В процессе такой деятельности можно сформировать личность ребенка. Закономерным является и то, что данный подход был разработан совместными усилиями известных психологов и педагогов, таких как С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов.

Предполагается создание такой системы, которая включает в себя два неразрывно связанных элемента: человека и общество в целом. Благодаря системно-деятельностному подходу, учащийся любого возраста получает возможность реализовать активное творческое начало. Иными словами, самые главные «действующие лица» — это сами ученики, которые познают мир посредством собственной активной умственной деятельности [3, с. 85]. Самоактуализация личности, попытка взаимодействия с миром, помогают шаг за шагом построить свое будущее. Учитель же здесь играет роль проводника, который лишь направляет детей.

Другими словами, вместо обыкновенной передачи знаний от учителя к ученику, приоритетным становится развитие у каждого ребенка умения ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, а также контролировать и оценивать свои достижения и промахи. Информация не должна быть представлена в готовом виде для запоминания, очень важно направить ученика, чтобы он постарался ее отыскать, осмыслить и освоить [1, с. 18]. Также системно-деятельностный подход в современном мире направлен на приобретение навыков не только получения и обработки информации, но и на ее передачу. Важно уметь изложить свои мысли и письменно, и устно [1, с. 19]. Умение грамотно вести диалог, результативно работать самостоятельно и в группах, помогут ученику в дальнейшем социализироваться. В этом вся суть современного урока, построенного на принципах системно-деятельностного подхода.

В развитии личности ребенка с социально-значимыми качествами не только для него самого, но и для государства в целом особое место занимает история. Ведь изучая прошлое своего государства, мы можем понять и объяснить настоящее и определить направления перспективного развития.

Современное урочное или внеурочное занятие должно начинаться с целеполагания. Это очень важный этап, так как именно он направляет учащихся действовать дальше. Конечно, задачи урока не должны сводиться только к перечню исторических сюжетов. Школьникам предстоит сделать вывод о том, чему они могут научиться. Например, сравнивать причины того или иного события, составлять описание и характеристику личности. Роль учителя же заключается в формировании проблемных ситуаций. Эти ситуации включают в себя те основы, которые так или иначе должны быть заложены в компетенциях учащихся. Также учитель должен научиться корректировать и направлять самостоятельные рассуждения и поиск решения познавательных задач, но не давать готовых ответов и информацию для запоминания. Иными словами, учащийся вынужден доказать существование той или иной гипотезы, отстоять свою точку зрения, а задача учителя — «направить в нужное русло».

Помимо прочего, еще одна задача учителя — замотивировать учеников, чтобы те как бы «спрашивали прошлое», а не только поглощали «правильный материал», написанный в учебниках.

На уроках истории можно применять различные формы занятий, включающие знакомство с историческим источником или же сопоставление различных версий и оценок каких-либо исторических событий. Наиболее стандартным методом в этом отношении является комбинированный урок. Однако, и здесь предполагается самостоятельная работа учеников. Так, например, при изучении темы «Появление неравенства и знати» в пятом классе, учитель может предложить заполнить таблицу, где нужно сравнить родовую и соседскую общины. Используя дополнительный раздаточный материал, ученики с легкостью смогут ответить на вопросы: «Кто был во главе той или иной общины?», «Кому принадлежало имущество?», «Были ли общинники равны по своему положению?». Работая с источником, каждый школьник сможет самостоятельно преодолеть нелегкий путь познания. Затем, в ходе коллективного обсуждения, ученикам предлагается подумать над проблемным вопросом: «Неравенство среди первобытных людей — хорошо или плохо?». С помощью уже полученных знаний и ценностно-нравственных ориентиров, учащиеся смогут выразить свою точку зрения на данный вопрос. Немаловажной и трудоемкой задачей является работа с картой. Учебную ситуацию, возможно организовать таким образом, чтобы ученики не только конкретизировали географическое расселение первобытных людей, но и предположили возможные способы их жизнедеятельности в зависимости от природно-климатических условий.

Продуктивным в рамках системно-деятельностного подхода представляется нестандартный вид занятия — «урок-альтернатива» [2, с. 31]. Это такая организация учебного процесса, которая посвящена реконструкции несостоявшегося сценария исторического события или какого-либо явления. Определенно, мы должны понимать, что в истории, и в историко-культурном стандарте нет сослагательного наклонения. Однако, грамотная организация учебной ситуации, содержащая формирование гипотетического мышления, основанного на изучении конкретных исторических источников, делает продуктивным и такой вид построения урока. «Урок-альтернатива» включает в себя несколько этапов, где школьникам предлагаются различные варианты развития событий. Например, на первом этапе происходит анализ познавательной ситуации с альтернативным проектом будущего [2, с. 32]. Предположим, что такой вид урока проходит в седьмом классе, где изучается тема: «Смутное время». Каждый ряд учащихся получает свои вопросы на размышление. Например, «Что было бы, если бы король Владислав стал править на русском престоле?», «Каким бы было русское государство, если бы шведский король захватил трон?» или «Вступила ли бы на другой путь развития Россия, если бы на престоле остался Борис Годунов?» и т. д. Затем, подводя итоги, педагог с учениками возвращаются к официальной истории. Такие вопросы позволяют стимулировать познавательную деятельность каждого ученика в рамках курса отечественной истории.

Таким образом, системно-деятельностный подход выступает средством формирования исторического знания. Благодаря ему, отмечается повышение активности, успешное формирование общеучебных умений, а также общекультурных и деятельностных способностей.

Динамичное общество предполагает жесткие требования для каждого человека. К ним относятся и умение нестандартно мыслить, и целеустремленность, и высокое качество образования. Очень важно сделать так, чтобы школьники сами сумели ориентироваться в огромнейшем потоке информации, а также с легкостью могли социализироваться в обществе. Благодаря системно-деятельностному подходу, мы можем сформировать у детей историческое знание и критическое мышление.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18–22.
  2. Щуринова, И. А. Игра на уроках истории и обществознания как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов / И. А. Щуринова // Лучшая научно-исследовательская работа 2016: сборник статей III Международного научно-практического конкурса (г. Пенза, 2016). — Пенза: Наука и просвещения, 2016. — С. 96–104. — Библиогр.: с. 103–104.
  3. Головастова, Т. В. Использование системно-деятельностного подхода в преподавании истории / Т. В. Головастова // Актуальные методики обучения истории: материалы Всероссийской конференции (г. Орехово-Зуево, 2015). — Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. — С. 31–36. — Библиогр.: с. 35–36.
  4. Гибельгаус, Т. А. Средства и приемы реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения истории / Т. А. Гибельгаус // Актуальные вопросы современной науки: материалы XVI международной научно-практической конференции (г. Томск, 2018). — Томск: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. — С. 51–55. — Библиогр.: с. 54–55.
Основные термины (генерируются автоматически): историческое знание, внеурочное занятие, подход, ученик, задача учителя, комбинированный урок, Россия, средство формирования, учебная ситуация, учебный процесс.


Похожие статьи

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности

В статье освещена проблема событийного подхода в организации жизнедеятельности образовательной организации дополнительного образования детей, предпринята попытка рассмотреть детское объединение системы дополнительного образования как особую событийну...

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях

В статье рассматриваются: а) индивидуальный подход как необходимое условие подготовки ребенка к учебной деятельности; б) феномен «педагогическое сопровождение»; в) проектирование индивидуальной образовательной программы.

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Похожие статьи

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности

В статье освещена проблема событийного подхода в организации жизнедеятельности образовательной организации дополнительного образования детей, предпринята попытка рассмотреть детское объединение системы дополнительного образования как особую событийну...

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях

В статье рассматриваются: а) индивидуальный подход как необходимое условие подготовки ребенка к учебной деятельности; б) феномен «педагогическое сопровождение»; в) проектирование индивидуальной образовательной программы.

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Задать вопрос