Механизм стратегического планирования и его составляющие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.10.2021

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Обухова, А. А. Механизм стратегического планирования и его составляющие / А. А. Обухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84660/ (дата обращения: 16.12.2024).



В рыночных условиях каждое предприятие представляет собой открытую производственно-техническую систему, связанную определенными отношениями с внешней средой. В условиях рынка предприятие должно своевременно определять предстоящие научно-технические, организационно-экономические, социально — политические и другие виды воздействия внешней среды и принимать соответствующие плановые решения.

Поэтому планирование деятельности на предприятии является необходимым условием его успешного, эффективного функционирования. Это связано с тем, что анализ и планирование предшествуют принятию любых управленческих решений. Планирование определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием.

Особая роль в современных условиях принадлежит стратегическому планированию. Это новый подход к осуществлению функции долгосрочного планирования на предприятии. Этот подход характеризуется тем, что делает возможным поддержание долгосрочной конкурентоспособности и финансово-экономических показателей предприятия в условиях нестабильной внешней среды.

В таблице 1 приведены различные определения понятия «стратегическое планирование», предлагаемые российскими и зарубежными учеными.

Таблица 1

Понятие стратегического планирования

Авторы

Определение

М. И. Бухалков

Долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур, с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников [4]

И. В. Гуськова

Долгосрочное развитие предприятия, на основе формирования и реализации стратегии, для достижения намеченных целей, под влиянием изменяющейся среды в сложившемся конкурентном окружении [4]

А. В. Сорокина

Одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения [8]

Ю. Т. Шестопал и В. Д. Дорофеев

Долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур, с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников

Е. А. Исаев

Логический аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности [5]

Проведя анализ определений данных разными авторами, считаем, что стратегическое планирование представляет собой систему знаний, относящихся к процессам определения будущего развития предприятия. Предметная область стратегического планирования охватывает, прежде всего, явления и события, которые происходят внутри и вовне предприятия.

Стратегическое планирование осуществляется с помощью различных механизмов. К основным механизмам стратегического планирования можно отнести:

— административно-правовой;

— экономический;

— организационный;

— информационный;

— структурный;

— финансовый и др.

Эффективное функционирование механизма стратегического планирования определяется, в первую очередь, наличием соответствующего административно-правового механизма, под которым понимается совокупность средств и методов, при помощи которых осуществляется воздействие на процесс стратегического планирования.

Основу данного механизма составляют законы, нормы, правила, стандарты. По отношению к стратегическому планированию основная база нормативно-правовых документов была сформирована в 2014–2017 годах. Так, в 2014 году был принят ФЗ РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В последующем были приняты ряд постановлений по стратегическому планированию: «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования», «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации», «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов» и др.

Анализ принятых законодательных актов показал, что в основном они относятся к федеральному или региональному уровню. Что же касается отраслей и предприятий, то на данный момент такие документы практически отсутствуют.

На качество стратегического планирования важное влияние оказывает информационный механизм. В настоящее время информация превращается в один из основных факторов производства, повсеместное использование которой стало возможным благодаря появлению новых эффективных систем её распространения. Современные коммуникации превращают мир в единое связанное информационное пространство, поэтому отрасль связи и информатизации остается одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся базовых отраслей экономики, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста.

Под информационным механизмом предприятия понимается своевременное предоставление лицам, принимающим решения в области управления, объективной, актуальной, исчерпывающей и достоверной информации о состоянии управляемых объектов и «внешней среды» [1].

Важнейшей задачей здесь является создание оптимальных условий «максимально полного удовлетворения информационных потребностей руководящих работников и специалистов на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов и материалов с применением прогрессивных технологий».

Для информационного функционирования предприятия целесообразным является разработка механизма управления информационными ресурсами, посредством которого осуществляется реализация подсистем функциональной структуры и их информационное взаимодействие.

Данный механизм обеспечивает ускорение выполнимых управленческих операций, способствует совершенствованию некоторых видов управления, тем самым обеспечивает конкурентоспособность предприятия, финансовый успех, рентабельность продукции, безопасное и устойчивое развитие. Эта модель информационного механизма может быть адаптирована к различным хозяйственным системами с учетом специфики их размерности и корпоративности.

Необходимо отметить, что на мировом рынке возможность эффективно функционировать получают только те предприятия, которые обладают максимально полным объемом информации. В итоге лидерство в конкурентной борьбе зависит от таких факторов, которые должны создавать реальные барьеры для конкурентов: бизнес-процессы, организационные структуры, специфические навыки персонала, научно-исследовательские работы и т. п. Важно отметить, что одним из наиболее значительных преимуществ любой компании является мощный информационный потенциал, эффективное использование которого способно обеспечить хозяйствующему субъекту долгосрочное конкурентное преимущество.

Управление предприятием требует анализа вероятностных изменений в политической, социальной и экономической ситуации в стране и регионах.

В этих обстоятельствах актуальное значение в решении поставленных проблем отводится информации как важнейшему экономическому и социальному ресурсу современного производства [2]. Таким образом, обладание своевременной и достоверной информацией — одно из главных условий обеспечения жизнедеятельности предприятий.

В настоящее время основные проблемы, лежащие в плоскости информационного обеспечения стратегического менеджмента, которые мешают получать качественную стратегическую информацию, — это отсутствие или недостаток информационной поддержки внутренних и внешних стейкхолдеров, что ведёт к принятию решений на основе ненадёжной или устаревшей информации. Негативным последствием недостаточной информационной поддержки стейкхолдеров может стать непрозрачность бизнеса, необоснованность стратегических, инвестиционных и прочих решений, отсутствие у стейкхолдеров возможности оперативного реагирования на изменения. В качестве мер, направленных на улучшение подобной ситуации, можно выделить юридические и организационные меры: совершенствование корпоративного законодательства, создание и поддержку внутрикорпоративных процедур и регламентов.

В данном контексте относительно новых направлений, имеющих как теоретическую, так и практическую значимость, являются: изучение роли информации в процессе управления хозяйствующим субъектом; разработка новых методов и инструментов принятия управленческих решений, способствующих эффективному развитию компаний; обоснование стратегического значения информационных ресурсов компаний и их информационного потенциала. Вышеперечисленные направления можно рассматривать как особые формы экономической работы, обеспечивающие эффективную реализацию стратегии поведения компаний в условиях динамичных трансформаций факторов внешней среды.

Литература:

  1. Андреева Т. А. Информационное обеспечение стратегического менеджмента предприятия// Информационная безопасность региона. 2012. № 2 (11).
  2. Богомолова И. С. Проблемы информационного обеспечения процесса управления современными предприятиями//Тематический выпуск. Известия ЮФУ. Технические науки
  3. В. А. Дресвянников, В. Д. Дорофеев, Е. П. Страхов, В. А. Скворцова Состояние теории и методологии управления внедрением аддитивных технологий в промышленности // Общественные науки. Экономика, № 2 (50), 2019
  4. И. Д. Кузнецова, И. В. Гуськова // Стратегическое планирование коммерческой деятельности торгового предприятия. –М.: ТиРу, 2013. — С. 178–184.
  5. Исаев Д. В. Информационное обеспечение корпоративного управления и стратегического менеджмента: монография [Текст] / Д. В. Исаев; [Гос. ун-т высш. шк. экономики]. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ; 2008. — 219 с.– ISBN 978–5-7598–0697–4.
  6. Кузнецова И. Д. Маркетинговая стратегия торговых предприятий / И. Д. Кузнецова, И. В. Гуськова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования: Научно-практический журнал. Серия «Экономика, право, социология, философия». — 2014. — № 1 (4). — С. 312–316.
  7. Кыштымова Е. А., Лытнева Н. А. Стратегический анализ как метод формирования информационно-аналитического обеспечения прогнозирования элементов собственного капитала// Научные записки ОрелГИЭТ-2014.-№ 2. (10)
  8. Патрахина, Т. Н. Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы / Т. Н. Патрахина, С. В. Секриеру. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 442–444. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16220/ (дата обращения: 14.10.2021).
  9. Сорокина А. В. Система взаимоотношений уровней управления при формировании и реализации стратегии компании // Экономика. Управление. Право. 2013. № 4 (30). — С. 25–29.
  10. Махмудов М. В. Теория и методика формирования информационного механизма управления на предприятии // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена ISSN: 1992–6464
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, внешняя среда, предприятие, высокое качество работы персонала, долгосрочное развитие, достоверная информация, информационный механизм, поэтапное совершенствование, Российская Федерация, экономический рост.


Задать вопрос