Понятие и условия эффективности электронного обучения
Автор: Чумакова Валерия Алексеевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 06.11.2016
Статья просмотрена: 816 раз
Библиографическое описание:
Чумакова, В. А. Понятие и условия эффективности электронного обучения / В. А. Чумакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11165/ (дата обращения: 16.12.2024).
Зарождение электронного обучения как особой формы обучения можно связать с семинаром «Computer Based Training Systems», который проходил в Лос-Анжелесе в 1999 году. На данном семинаре впервые было употреблено понятие «e-learning», или «электронное обучение». Чаще всего под электронным обучением понимают обучение, построенное с использованием информационных технологий. Данное понятие часто замещается близкими по значению понятиями, такими как интернет-образование, онлайн-образование, дистанционное обучение и другие, каждое из которых имеет свою особенность и специфику.
Чаще всего электронное обучение считают составляющей дистанционных форм обучения. Дистанционное обучение имеет продолжительную историю становления, претерпевая значимые изменения с течением времени: от обучения, которое проводилось при помощи корреспонденции, к постепенному использованию аудио и видео материалов и, наконец, переход к третьему поколению, предполагающему активное внедрение в процесс обучения компьютерных технологий и интернета. Традиционно зарождение дистанционного обучения связывают со становлением TheOpenUniversity в Великобритании 1960-е годы.
Электронное обучение как самостоятельную форму обучения или же составляющую дистанционного обучения можно рассматривать в качестве процесса обучения и преподавания с использованием электронных технологий, который обеспечивает гибкий доступ к обучающим ресурсам, экспертам, коллегам, образовательным сервисам и услугам, и раскрывающий потенциал компьютерных технологий в возможности сделать обучение доступным в любое время и в любом месте [1].
В мировом научном сообществе еще не сложилось единой точки зрения на понимание сущности и особенностей обучения в электронной среде. Одни исследователи полагают, что нет значимой разницы между обучением в электронной среде и традиционными формами обучения как на самом этапе обучения, так и на этапе полученных в результате обучения знаний (T. R. Tyler). Другие, которых на данный момент большинство, полагают, что обучение в электронной среде представляет собой абсолютно новую парадигму образования, которая формирует и формируется на основе особой «культуры» обучения. Поэтому важным элементом обучения в электронной среде становится его организация и методология, которые в большей степени отличаются от традиционных форматов и методов обучения (Е. В. Данильчук; C. O’Connor) [2].
Современное электронное обучение, как отмечает Ю. Б. Рубин, включает в себя on-line обучение (обучение с помощью интернета), off-line обучение (обучение с помощью электронных носителей, например мультимедийных CD, DVD и прочего), m-Learning (мобильное обучение с помощью мобильных телефонов, планшетов и прочего, что позволяет также использовать интернет) [3].
Касаясь развития электронного обучения в Республике Беларусь, можно отметить, что в последние годы данная тема все чаще поднимается как в рамках частных вопросов педагогики и психологии в пределах учреждений образования и других организациях, так и на государственном уровне. Можно отметить следующие значимые аспекты.
Во-первых, включение в Национальную программу ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 гг. подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала». Главной целью этой подпрограммы является создание условий, содействующих развитию информационного общества, на основе развития человеческого капитала и широкого внедрения элементов электронного обучения. Ожидаемый результат выполнения — повышение качества и доступности образования в нашей стране.
Во-вторых, электронное обучение упоминается в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании», где в статье 17 прописано, что дистанционная форма получения образования — вид заочной формы образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.
Также открыт белорусский портал электронного обучения (www.e-learning.by), включающий статьи, опросы, мероприятия, обучающие ресурсы, посвященные данной тематике; портал Национального института образования (www.e-vedy.adu.by), в котором отдельный раздел посвящен электронному обучению.
Неизбежность использования электронного обучения или его элементов в вузе отображено во вступившем в силу с 1 сентября 2013 г. стандарте третьего поколения для высшего образования. В макете данного стандарта предусмотрено наличие и использование электронных средств обучения и электронных информационных ресурсов по всем учебным дисциплинам.
Также следует подчеркнуть, что активно развиваются дистанционные формы обучения в ведущих ВУЗах страны: Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Академия управления при Президенте РБ и другие.
Таким образом, можно увидеть активную позицию государства и частных лиц в развитии электронного обучения в Беларуси, которое чаще упоминается в контексте дистанционного образования. Однако можно видеть определенную особенность данной позиции: практически отсутствует психолого-педагогическое содержание данных программ и деклараций, выводя на первый план технико-технологические показатели и внешние аспекты данного вопроса. Так, в подпрограмме «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» в качестве основных показателей внедрения электронного обучения определены: количество единиц действующих электронных образовательных ресурсов, количество единиц действующих электронных библиотек научно-образовательных информационных ресурсов, количество единиц электронных средств обучения для использования в коррекционно-образовательном процессе лиц с особенностями психофизического развития, охват (в процентах) информационными сервисами для обеспечения взаимодействия учреждений образования, органов управления и населения. Можно заметить, что система показателей базируется исключительно на количественных показателях, не фиксируя при этом качество образовательных ресурсов, а также готовность использовать данные ресурсы субъектами образовательного процесса.
Однако сам по себе доступ к информации не означает, что обучающиеся могут автоматически приобретать новые знания; как и доступность информации еще не создает систему концепций, которую обучающиеся могли бы использовать для лучшего понимания реальности. Американский исследователь K.Deed отмечает, что использование информационных инфраструктур для подачи еще большего объема информации в образовательную среду только ухудшит сложившуюся ситуацию, и без квалифицированной помощи многие учащиеся, имеющие доступ к сегодняшним образовательным ресурсам, будут «барахтаться в трясине несистематизированной информации» [4]. Таким образом, электронное обучение должно иметь определенную концепцию, отлаженную систему существования, иметь в основе психолого-педагогические основания, только тогда подобную форму обучения можно будет назвать состоятельной.
Также необходимо отметить, что система электронного обучения представляет собой не просто совокупность дидактических технологий, информационных ресурсов, программного обеспечения и т. п., она предполагает также создание «образовательных событий», которые стимулируют активное обучение, интегрируя содержание курсов и наличные знания студентов. То есть, опять же, электронное обучение предполагает создание новой целостной системы обучения.
Возможность создания полноценной виртуальной образовательной среды обусловливается учетом следующих положений:
1) акцент на зависимости познания (и приобретения знания) от социального контекста;
2) наличие тесной связи между обучением («созреванием») и развитием, что предполагает необходимость связывать (или выбирать) ту или иную форму обучения в зависимости от уровня развития, потребностей обучающихся и т. д.;
3) необходимость рассматривать обучающегося как центральную фигуру и элемент системы обучения;
4) эффективность обучающихся сообществ, в которых социальное, педагогическое и когнитивное присутствие обеспечивают плодотворную среду для развития личности и трансформации жизненных перспектив как обучающих, так и обучающихся [5; 6].
Таким образом, электронное обучение является сравнительно новой формой обучения и сферой научных исследований. Электронное обучение представляет собой процесс обучения и преподавания с использованием электронных технологий, обеспечивающий гибкий доступ к обучающим ресурсам, экспертам, коллегам, образовательным сервисам и услугам, и раскрывающий потенциал компьютерных технологий в возможности сделать обучение доступным в любое время и в любом месте. В Беларуси в настоящее время активно развивается тема электронного обучения, что подтверждается открытием новых порталов, посвященных данной теме, государственных программ (подпрограмма Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 гг — «Электронное обучение и развитие человеческого капитала»; вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. стандарт третьего поколения для высшего образования и прочее). Однако в качестве результата внедрения электронного обучения в Беларуси необходимо рассматривать не только количественные показатели эффективности его внедрения, но и анализировать психологические составляющие электронного обучения. Ни одна из программ электронного обучения не будет эффективна, если не учтен психологический аспект, не созданы психологические условия для электронного обучения, в том числе и психологические условия аутентичности взаимопонимания участников образовательного процесса.
Литература:
- Sampson, D. G. Ubiquitous and Mobile Learning in the Digital Age / D. G. Sampson [et al.]. — Springer Science & Business Media, 2013. — 294 p.
- Розина, И. Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и перспективы развития / И. Н. Розина // EducationalTechnologyandSociety. — 2004. — Vol. 7, № 2. — P. 257–269.
- Рубин, Ю. Б. Инструментальные методы e-learning: путь к комплексному ускорению / Ю. Б. Рубин // Прикладная информатика. — 2006. — № 5. — С. 85–92.
- Dede, C. The Evolution of Distance Education: Emerging Technologies and Distributed Learning / C. Dede // The American Journal of Distance Education. — 1996. — Vol. 10, № 2. — P. 4–36.
- Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Академия-Центр, 1995 — с. 124
- Atherton, J. S. Critical Reflection Learning and Teaching [электронный ресурс]: http://www.learningandteaching.info/learning/critical1.htm; дата доступа: 18.08.2016.