Состояние и перспективы развития выставочной деятельности в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.10.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Любарская, К. А. Состояние и перспективы развития выставочной деятельности в России / К. А. Любарская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84603/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье рассмотрены точки зрения различных авторов по теме состояния выставочной деятельности в России. Представлены основные перспективные направления развития.

Ключевые слова: выставочная деятельность, туристические потоки, социально-экономическое развитие, трансформация экономики, выставки.

Становление рыночной экономики в России привело к переформатированию выставочной деятельности. В настоящее время в ее рамках делается упор на экономическую составляющую, то есть, окупаемость любого из предложенных проектов. В связи с разницей в уровне социально-экономического развития и неравномерным распределением туристических потоков внутри страны, выставочная деятельности в основном охватывает крупные города, так в малых городах к ней мало интереса со стороны жителей и отмечается низкий уровень посещаемости мероприятий в таком формате. В советский период времени выставочная деятельность находилась под контролем государства, за счет его финансировалась и развивалась. В то же время существовала довольно строгая цензура в отношении того, что планировалось показать посетителям выставки. Сейчас же в условиях рыночной экономики вся выставочная деятельность рассматривается как форма бизнеса, которая не подвержена цензуре и функционирует в соответствии с условиями рынка.

В исследовании К. Сулеймановой обращается внимание на состояние и перспективы выставочного маркетинга в России [1]. Автор сводит свою точку зрения к тому, что популяризация выставочных мероприятий не может обойтись без маркетинга, так как такие мероприятия находятся в конкуренции с теми, что предлагает индустрия развлечений. Поэтому характерной проблемой выставочной деятельности являются высокие расходы бизнеса на маркетинг, который в конечном итоге и позволяет рассчитывать экономическим субъектам на окупаемость проектов. К. Симонов в своем исследовании обращает внимание на то, что выставочная деятельность в России развивается в условиях влияния на нее сил конкуренции. Дело в том, что у современного потребителя всегда есть выбор между выставочным мероприятием и любым другим мероприятием из индустрии развлечений. Характерной тенденцией является то, что выставочная деятельность сегодня пытается создать такой продукт, который будет востребован среди молодежи, так как именно эта категория населения не питает интереса к выставкам. В то же время автор обращает внимание на появление новых тематик и направлений выставочной деятельности. В качестве примера здесь он приводит выставки техники и научных достижений, которые как раз интересны молодежи. Проблему представляет то, что техника и достижения, которые представляются на таких выставках, в большинстве своем так и не выходят в сферу массового производства и продаж.

В исследовании Д. Свешниковой подводятся итоги и делается вывод по тенденциям в выставочно-ярмарочной деятельности [3]. Как отмечает автор, как раз такой вид деятельности может составить конкуренцию продуктам из индустрии развлечений. Дело в том, что такие мероприятия являются массовыми, посещаются целыми семьями, положительным образом отражаются на сохранении ремесел. Что немаловажно, выставочно-ярмарочная деятельность рассматривается как особая форма бизнеса, в ее рамках имеются возможности для презентации своих продуктов и продажи, нахождения каналов оптового сбыта и т. д.

К. Симонов в своем исследовании приводит точку зрения о том, что торговые выставки сегодня не имеют коммерческого успеха, на что есть ряд причин [4]. Во-первых, такие выставки не ориентированы на оптовый сбыт в силу отсутствия производственных мощностей. Во-вторых, такие выставки в основном связаны с презентацией товаров повседневного спроса, которые и так в изобилии представлены на полках магазинов. В-третьих, такие выставки проводятся не столько с целью расширения продаж или презентации инноваций производства, сколько с формальной целью заявить о своем присутствии на рынке.

О. Улановская в своем исследовании обращает внимание на существование проблемы, связанной с установлением справедливой цены для участия в выставке [2]. С одной стороны, эта цена должна быть оправдана рыночной ситуацией и окупать затраты организаторов. С другой стороны, она должна гарантировать получение определенных преимуществ и возможностей для участников выставки. Для решения проблемы автор предлагает учитывать региональный рыночный аспект при установлении цены участия.

А. Садовничая в своей исследовательской работе обращается к теме регулирования и стандартизации как функции и форме стратегирования выставочно-ярмарочной отрасли [5]. С проведением анализа материалов промышленных выставок автор обращается к идее о необходимости разрешения правовых и экономических проблем в рамках выставочно-ярмарочной отрасли с применением для этого регулирования рынка и стандартизации деятельности. По мнению автора, устранение пробелов в законодательстве и введение принципов стандартизации в отношении всех участников рынка позволит повысить эффективность проведения выставочных мероприятий.

Е. Романовская в своем исследовании рассматривает выставочно-ярмарочную деятельность как одно из направлений коммуникационной политики. Проблема здесь заключается в том, что у коммуникационной политики при проведении выставок и ярмарок должны быть четкие цели и задачи, а также прогнозируемый социальный эффект. К примеру, при проведении выставки на тему военных подвигов цель сводится к развитию патриотизма и уважительного отношения к героям войны. Задачи выставки сводятся к предоставлению актуальной информации о военных действиях, причинах и результатах. Выставки на военную тематику являются одним из инструментов для патриотического воспитания современной молодежи [6].

Теперь обратимся к исследованию актуального состояния выставочной деятельности в России. В связи с распространением эпидемии многие из выставок были отменены или перенесены с весны 2020 г. на более поздний период [7].

Некоторые выставочные мероприятия все же состоялись, хотя и с использованием измененного подхода к их организации. Современные информационные технологии позволили предоставить возможность участия в выставках для всех заинтересованных лиц. А посмотреть на участников выставок и экспонаты посетители имели возможность онлайн. Крупные музеи с учетом ограничений на их работу перешли на организацию виртуальных туров и экскурсий. В наибольшей степени к этому оказались готовы те музеи и комплексы, где внедрены и активно используются современные технологии.

Пандемия уникальным образом отразилась на рынке услуг, связанных с организацией и проведением выставок. Если раньше цифровые технологии рассматривались лишь в качестве вспомогательного инструмента, то в период пандемии они стали едва ли не единственным источником для планирования и проведения выставочных мероприятий. В этом нашлись своим преимущества для организаторов и посетителей выставочных мероприятий.

Участники выставочных мероприятий обеспечили экономию ресурсов, обеспечили доступ к своим продуктам даже без участия в полноформатных выставках. А посетители получили возможность посещения выставок, не выходя для этого из своего дома [8].

В связи с распространением эпидемии многие из выставочных мероприятий были отменены. Так как в их основе находится экономическая составляющая, то окупаемость инвестиций частично или полностью была достигнута за счет проведения онлайн-мероприятий. И как показала практика, спрос на посещение выставочных мероприятий оказался даже больше, чем это прогнозировалось изначально. В период пандемии в России начал работу единый портал с информацией по запланированным мероприятиям. На одном интернет-сайте была собрана вся информация по выставкам, которые можно посетить без необходимости выходить для этого из дома.

Статистика указывает на то, что количество аудитории выставок онлайн превышает в несколько раз ту численность зрителей, которая собирается на посещение выставок, проводимых в обычном формате. Что примечательно, именно переход на дистанционные технологии позволил обеспечить выживание многих организаций, которые в период эпидемии были полностью закрыты для посетителей. В настоящее время эти ограничения снимаются, однако необходимо понимать, выставочные продукты должны быть переформатированы с учетом требований к их окупаемости и планам по посещаемости.

Другими словами, параллельно с обычной выставочной деятельностью должны планироваться и проводиться мероприятия в онлайн-среде. Заложить применение современных цифровых технологий необходимо в концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в России [9].

Что касается перспектив выставочной деятельности в России, то стоит ожидать увеличения спроса на мероприятия, которые проводятся с использованием современных цифровых технологий. Те же мессенджеры сегодня позволяют вести публичные страницы организаций, обеспечивать коммуникацию с пользователями, проводить прямые эфиры для презентации и проведения полноформатных выставок. Вполне возможно, что выставочная деятельность в России пойдет по новому пути коммерциализации. Это может быть продажа электронных билетов на выставки, разработка и продажа подписок на посещение онлайн-мероприятий через сервисы-агрегаторы и т. д. Другими словами, пандемия положительным образом отразилась именно на развитии выставочной деятельности, так как ускорила переход на использование современных цифровых возможностей.

Таким образом, с учетом проведенного исследования необходимо отметить, что выставочная деятельность в России развивается в условиях конкуренции с продуктами индустрии развлечений и широкого использования информационно-коммуникационных технологий.

Применение современных цифровых технологий позволяет стирать границы между городами и странами, проводить мероприятия в онлайн-среде без обязательного посещения выставки в очном формате. Здесь имеются удобства для предпринимателей и зрителей. Преимущества для предпринимателей заключаются в возможности выхода на широкую аудиторию, в экономии ресурсов и средств на решение организационных вопросов.

Для зрителей этот формат удобен с той точки зрения, что необходимости ехать в другой город или страну, чтобы посетить выставку. И такой продукт может и должен быть коммерциализирован с использованием для этого рыночного подхода. К примеру, окупаемость инвестиций в выставки может быть достигнута за счет организации продажи электронных билетов, подписок на посещение сразу целой серии мероприятий, продажи товаров, представленных в ходе выставки. Пандемия позволила убедиться в том, что не все организации и предприниматели готовы к тому, чтобы выстраивать выставочную деятельность с использованием для этого цифровых технологий. Поэтому задачей государства на перспективу должна стать разработка стандартов и мер для регулирования выставочной деятельности с учетом использования в этой сфере современных цифровых возможностей.

Литература:

  1. Сулейманова К. А. Состояние и перспективы выставочного маркетинга в России// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки — 2018 г. — с. 17–22
  2. Улановская О. А. Современное состояние выставочной отрасли в Российской Федерации: проблемы и пути их решения// Российское предпринимательство — 2018 г. — с.29–32
  3. Свешникова Д. В. Выставочно-ярмарочная деятельность России в 2015 году: итоги и тенденции// Торгово-экономический журнал — 2016 г. — с.108–110
  4. Симонов К. В. Выставочная индустрия России под влиянием сил конкуренции// Современная конкуренция — 2016 г. — с.78–84
  5. Садовничая А. В. Регулирование и стандартизация как функция и форма стратегирования выставочно-ярмарочной отрасли (на материалах промышленных выставок)// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки — 2018 г. — с.102–106
  6. Ласкова М. В., Сергиенко Е. С. Коммуникативные практики в новой парадигме экономического развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11–2 (64–2). С. 71–73.
  7. Isabelle Lomholt. Level Green — Exhibition // online architecture resource «e-architect», 2016. URL: https://www.e-architect.co.uk/exhibitions/level-green-exhibition (дата обращения: 10.09.2020).
  8. Уилкинсон Филипп. Архитектура. 50 идей, о которых нужно знать. М.: Фантом Пресс, 2017. 208 с.
  9. Платонова Т. Л. Чудеса архитектуры. М.: Эксмо, 2014. 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выставочная деятельность, Россия, выставка, мероприятие, выставочно-ярмарочная деятельность, индустрия развлечений, выставочно-ярмарочная отрасль, коммуникационная политика, положительный образ, рыночная экономика.


Задать вопрос