Россия как сегмент международного рынка выставочных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.12.2015

Статья просмотрена: 1119 раз

Библиографическое описание:

Яровая, Н. С. Россия как сегмент международного рынка выставочных услуг / Н. С. Яровая, Я. Н. Руденко, В. А. Французов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 632-636. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24424/ (дата обращения: 19.03.2024).

 

Выставочная отрасль является визитной карточкой, по которой судят об экономике территории и ее инвестиционной привлекательности. Участие страны в международных выставках и ярмарках, на сегодняшний день, представляется как действенное средство коммуникационной политики в международном маркетинге, которое способно простимулировать продажи товаров и услуг на зарубежных рынках и является эффективным методом в конкурентной борьбе. Международные выставки и ярмарки организуются в разных странах. Эпицентрами активности на сегодняшний день являются Германия, Англия, США, Франция и Италия, ибо на их долю выпадает более 2/3 всех выставок и ярмарок, проводимых в мире. Сегодня наблюдается постоянное увеличение числа выставок и ярмарок, расширение выставочных площадей, повышение доли машин и оборудования в номенклатуре экспонируемых товаров, колоссальное увеличение сумм заключаемых экспортно-импортных сделок.

Ключевые слова: выставка, ярмарка, международный бизнес, торговая выставка, публичная выставка, рынок выставочных услуг.

 

Стабилизация экономики Российской Федерации, необходимость стимулирования положительных структурных изменений в пользу наукоемких и высокотехнологических производств, ставят новые задачи по продвижению отечественных технологий, товаров и услуг на внутренний и внешний рынки. Как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных методов решения вышеизложенных проблем является выставочная индустрия.

Выставки — это связующее звено между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных направлений развития экономики. Чрезвычайно возросшая прозрачность рынка, низкие издержки поиска информации, прогрессирующее дерегулирование обостряют конкуренцию в отношении сроков и компетенций. Глобализация влечет за собой слияния компаний, перегруппировку сил, формирование новых структур, образование стратегических альянсов. Как один из важнейших инструментов торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны, выставочная индустрия становится системным сегментом национального хозяйства, продвигающим ключевые отрасли. И, как следствие, развитие страны напрямую зависит от того, насколько развита выставочная деятельность.

По своей сложности и многофункциональности российский выставочный бизнес сравним с такими секторами национальной экономики как промышленность, научная, технологическая, предпринимательская деятельность.

Особенностью современного этапа развития выставочного бизнеса является необходимость совершенствования механизма комплексного развития выставочных услуг. Это связано с общими экономическими тенденциями и с появлением новых рыночных законов: жесткая конкуренция, необходимость поиска оптимальных контрагентов и формирования новых способов сбыта продукции, возрастание роли рекламы. [1]

Ускоренное технологическое развитие, прежде всего информационных и коммуникационных технологий, и связанное с этим наступление глобализации приводит к росту значения выставочных проектов в ряду коммуникативных инструментов, которые:

                    становятся одним из эффективных механизмов реализации инновационного процесса;

                    обеспечивают мобильность рынка;

                    создают необходимое информационное поле;

                    формируют значительные финансовые потоки;

                    приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.

Начало нового этапа развития выставочно-ярмарочной деятельности определяется и изменениями условий ведения бизнеса, связанными с процессом вступления России в ВТО. В данной связи выставочно-ярмарочная деятельность приобретает качественно новое значение в контексте поддержки отечественных товаропроизводителей. Порядок регулирования торговли услугами в рамках ВТО неизбежно влечет усиление конкуренции с иностранными фирмами с одной стороны, и ограничение инструментария защиты российских производителей — с другой. Все это объективно приводит к необходимости защиты российских выставочных организаций, которые после снятия барьеров могут оказаться в уязвимом положении, и посредством этого защищать отечественных товаропроизводителей.

Динамика развития выставочного бизнеса в настоящее время свидетельствует о переходе количественных изменений в качественные. Иначе говоря, происходит преобразование выставочного рынка в сторону его глобализации, преобладания тенденций кооперации. Отмеченная тенденция является результатом исчезновения мелких фирм, сокращения как выставок и ярмарок, так и операторов; постепенного исчезновения однотипных выставок. [2]

Изменения претерпевает сама философия формирования выставочных проектов, которые сегодня не ограничиваются только экспозиционной составляющей, преобразуясь в Форумы и отраслевые Недели. Реалиями сегодняшнего этапа развития выставочного рынка становятся перепродажи перспективных брендов слабыми операторами более мощным, формирование выставочных холдингов. Например, в 2010–2013 гг. общее количество выставок и ярмарок, в том числе и универсальных выставок, уменьшилось почти на треть, специализированных — на четверть, операторов стало меньше на 20 %.

Особенности нового этапа развития выставочного бизнеса вызывают к жизни и новую парадигму системы управления процессами в выставочной индустрии. Надо признать, что существующие способы и методы данной системы не всегда удовлетворяют динамичным требованиям глобального экономического развития. И потому важнейшей задачей сегодня является разработка научно обоснованных путей и направлений рационального использования механизма управления выставочно-конгрессной деятельностью, базирующихся на общеметодологических положениях планирования экономического и социального развития национального хозяйства страны. [3] Научные основы обеспечения организации полного комплекса выставочных услуг предусматривают постоянное совершенствование методологии, рационализацию подхода к комплексной оценке развития выставочных бизнес-проектов.

Перспективы развития выставочной индустрии сегодня связаны с обеспечением на государственном уровне ее координации и поддержки, обеспечением правовой защиты отечественных выставочников, оценкой выставочной деятельности по результатам эффективности выставочных мероприятий, развитием конгрессной индустрии, созданием современных (и обновлением действующих) выставочных комплексов, формированием многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации кадров для выставочной отрасли и, как первоначальный этап совершенствования качества и эффективности реализации бизнес-проектов в данной области — методическое обеспечение процедур подготовки и реализации выставочных проектов.

Москва продолжает оставаться лидером выставочно-ярмарочной деятельности. Речь идет не только о России, но и обо всем пространстве бывшего СССР: более половины всех выставочных и конгрессных мероприятий приходится на российскую столицу. По аренде экспозиционных площадей этот показатель еще выше: более 60 % всего объема. [4]

Выставочная деятельность в Москве, по своим масштабам достигла мирового уровня, став важной составной частью экономической жизни столицы. Сегодня выставочно-конгрессная сфера — мощный стимул социально-экономического и культурного развития Москвы, способствующий формированию рыночной инфраструктуры, расширению рынка сбыта товаров и росту экспортно-импортного обмена. Кроме того, интенсификация бизнесс-коммуникаций создает благотворный предпринимательский и инвестиционный климат в городе, способствуя переходу на качественно новый уровень производства товаров и услуг, развитию внешнеэкономических связей Москвы, рациональной интеграции экономики столицы в мировую экономику.

Выставочно-конгрессная сфера Москвы, наряду с вышеуказанным, сама остается источником значительных финансовых поступлений в бюджет города и одновременно увеличивает коммерческую отдачу сферы обслуживания (гостиницы, транспорт, связь, общепит, бытовые услуги, индустрия досуга и др.).

Правительство Москвы, исходя из роли, которую играет выставочно-конгрессная деятельность в реальном секторе экономики города, отводит ей достойное место в приоритетах развития столицы и связывает с ней решение многих насущных задач, стоящих перед Москвой, в том числе и задачи по удвоению внутреннего валового продукта в 2010 году. [5]

Таким образом, роль и место выставочно-ярмарочной деятельности в народнохозяйственном комплексе города Москвы подтверждается самим ходом экономического развития столицы на современном этапе. Именно от нее, в частности, в значительной мере зависит наращивание потенциала города и последовательное вхождение Москвы в мировое экономическое пространство.

По статистике Международного союза выставок и ярмарок более 50 % всех выставочных мероприятий, устраиваемых сегодня в странах СНГ и Балтии, проводятся в Москве. По площадям это показатель еще выше — свыше 60 %. [6] В этой связи программа московских выставок может служить достаточно достоверной базой для анализа процессов формирования и развития выставочного рынка в России.

На выставочном рынке Москвы в настоящее время действует порядка 120 выставочных операторов, 25 из которых являются членами Международного Союза выставок и ярмарок, что составляет порядка трети всех членов Союза. На 15 выставочных площадках столицы ежегодно проводится около 550 выставочно-ярмарочных мероприятий с международным участием, в том числе по предложениям иностранных организаций. Их общая экспозиционная площадь достигает 1.5 млн. кв.м. В этих мероприятиях ежегодно принимает участие около 100 тыс. отечественных, в том числе более 16 тыс. иностранных экспонентов из почти 130 стран ближнего и дальнего зарубежья. Последние 2–3 года столичные выставочные мероприятия устойчиво посещают от 8 до 8.5 млн. посетителей, из которых 2.0 млн. — специалисты практически всех отраслей отечественной экономики, включая малое предпринимательство, ремесла и народные промыслы.

Анализ выставочного рынка Москвы позволяет выделить основные тематические приоритеты, характерные для московских выставочных мероприятий. Наибольшую долю выставочных мероприятий, проводимых крупнейшими операторами в Москве, составляют выставки мебели, текстиля и одежды, транспорта, строительства, здравоохранения, продуктов питания, информатики, средств связи, образования; выставки, посвященные спорту и досугу.

Далеко за пределами нашей страны известны такие крупнейшие московские выставки, как “Мебель”, “Химия“, “Здравоохрание”, Мосбилд”, “Продэкспо”, “Связь-Экспоком”, “Московская международная книжная ярмарка”, “Лесдревмаш”, “Росупак”, “Золотая осень”, “Текстильлегпром” и другие. Именно на этих форумах, демонстрирующих основные достижения развития отрасли, стимулирующих профессиональное развитие и повышение престижа отрасли, стремятся заявить свое присутствие основные игроки отраслевых рынков.

Организаторами наиболее значимых для экономики города выставочных мероприятий являются члены Международного союза выставок и ярмарок. На сегодняшний день 62 московских выставки отмечены профессиональным знаком МСВЯ и 30 московских выставок имеют знак Всемирной Ассоциации выставочной индустрии (UFI). [7]

Подвергается серьезной реконструкции и материально-техническая база выставочно-конгрессной деятельности. Строятся новые павильоны и реконструируются старые во Всероссийском выставочном центре, возводится новый павильон в «Экспоцентре» на Красной Пресне, реконструируется КВЦ «Сокольники», введен в строй новый современный выставочный павильон в ВК «Крокус-Экспо», заново возрожден ЦВЗ «Манеж».

Приведенная оценка выставочного рынка Москвы позволяет сделать следующие выводы:

  1.                Современное состояние и тенденции развития выставочно-конгрессной деятельности в Москве свидетельствует о становлении города в качестве крупнейшего в Восточной Европе центра данного вида услуг;
  2.                В столице сложился костяк профессиональных организаторов выставочной деятельности, представляющих наиболее насыщенные выставочные программы, имеющие заметное влияние на развитие отраслей национальной экономики. Данной группой выставочников созданы российские выставочные «брэнды», активно продвигающиеся как на внутрироссийском, так и на международном рынке;
  3.                Решение задач и проблем современного развития выставочного рынка Москвы сегодня, безусловно, лежит в плоскости вхождения Москвы в мировое экономическое пространство, оптимизации отношений делового партнерства с международным выставочным сообществом, реализацией потенциала крупнейшего европейского бизнес-центра.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность относится к числу существенных факторов, стимулирующих развитие всех отраслей российской экономики. Постоянно проводимые исследования рынка выставочно-ярмарочных услуг способствуют развитию экспозиционной деятельности, как в нашей стране, так и во всем мире.

Рынок выставочно-ярмарочных услуг в России, как и по всему миру, имеет неуклонную тенденцию к росту. Основными центрами выставочной активности в нашей стране являются Москва и Санкт-Петербург. Главной задачей организаторов любой экспозиции является создание продукта, удовлетворяющего всем запросам потребителя. Успех проведения экспозиции зависит и от эффективности подготовки и учета всех особенностей отрасли предоставляемой услуги, качества подготовленных материалов и умения выставочных операторов максимально заинтересовать потребителя.

Анализ рынка потребителей и поставщиков выставочных услуг показал, что основными участниками выставок являются предприятия постоянно развивающиеся, имеющие четкую организацию производства и управления, отлаженную маркетинговую политику. При этом большая часть предприятий, участвующих в выставках не получают должного удовлетворения от проведенных экспозиций (40 % от числа всех предприятий страны). Организаторы выставок, в свою очередь, имея своей главной целью — привлечение участников на выставку, стремятся к оказанию всего спектра услуг в организации выставочных мероприятий. [8]

Серьезной проблемой является нехватка выставочных площадей в регионах и их качество, не соответствующее современным требованиям. Необходимо в тесном взаимодействии с администрациями регионов разработать схемы финансирования создания и модернизации выставочных комплексов, формы участия в них торгово-промышленных палат.

Выставочные мероприятия представляют собой один из инструментов коммуникации в рыночной среде: выставки являются достаточно эффективным способом поиска и обмена информацией — экспоненты распространяют информацию в соответствии с поставленными целями и собирают необходимую рыночную информацию о состоянии отрасли, поведении конкурентов, положении собственной компании и т. п.

Рассмотрение выставки как продукта, позволяет по-новому взглянуть на этот инструмент маркетинга, определить все возможности, которые он предоставляет, и использовать их для получения максимального эффекта от экспонирования. Маркетинговые коммуникации являются основным источником информации для предприятия, которая на сегодняшний момент является достаточно важным ресурсом. [9] Знание особенностей процесса коммуникации, каналов получения и распространения информации поможет предприятию повысить эффективность своей работы за счет уменьшения неопределенности, сокращения срока принятия маркетинговых и управленческих решений.

Основной проблемой в сфере оценки состояния рынка выставочно-ярмарочных услуг в России является отсутствие механизма получения полной и достоверной информации о развитии отрасли. В этой связи одним из вариантов ее решения может быть разработка единой системы сбора, обработки и анализа статистических данных по выставочно-ярмарочной деятельности. Наблюдается нехватка систематизированной оперативной информации и рекомендаций о зарубежных выставках и ярмарках, наиболее перспективных для российских экспортёров. Это вызывает необходимость в отладке информационного потока между предприятиями-поставщиками выставочных услуг, как в нашей стране, так и с компаниями-коллегами за рубежом.

С целью повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку участия российских предприятий в зарубежных выставках, представляется целесообразным использовать систему патронажа выставочных мероприятий. Разработать систему конкурсного отбора организаторов выставок, проводимых с финансовой, организационной и информационной поддержкой государства.

Требует финансовой поддержки государства участие отечественных предприятий в наиболее значимых международных выставках, проводимых на территории России.

Для повышения эффективности выставочной деятельности предприятий необходимо более рационально и результативно использовать выставку как инструмент маркетинговых коммуникаций с целью создания благоприятного информационного поля для принятия управленческих решений.

 

Литература:

 

1.                  Гильдия выставочно-ярмарочных организаций МТПП / Выставочный бизнес России: тенденции и перспективы развития. expo.mtpp.org

2.                  Стровский Л. Е., Фролова Е. Д., Демченко Е. А. Рынок выставочно-ярмарочных услуг: формирование, функционирование, регулирование / Под общ. редакцией д. э.н., проф. Л. Е. Стровского. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004.

3.                  Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями. СПб.: Питер, 2001.

4.                  Шматов М. Е. Роль маркетинга и рекламы в развитии выставочного бизнеса в России. // Материалы научно-практической конференции «Современные тенденции развития выставочно-ярмарочной деятельности. М.: ОАО «Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр».

5.                  Шпаков В. Н. Россия на Всемирных выставках 1851.2000. М.: Росинэкс, 2000.

6.                  Журнал «Экспомир», Каталог «Выставки в России и за рубежом» — www.expomir.ru.

7.                  Международный союз выставок и ярмарок — www.uefexpo.ru.

8.                  Международный союз ярмарок (UFI) — www.ufinet.org.

9.                  Торгово-промышленная палата России — www.tpprf.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): выставка, Москва, выставочно-ярмарочная деятельность, выставочная индустрия, мероприятие, Россия, услуга, ярмарка, выставочная деятельность, выставочный бизнес.


Ключевые слова

выставка, международный бизнес, ярмарка, торговая выставка, публичная выставка, рынок выставочных услуг

Похожие статьи

К вопросу о современном рынке выставочных услуг в туризме

Российский выставочный бизнес перенимает опыт ведущих стран выставочной индустрии.

Стремительный рост экономики Китая в последнее десятилетие стимулировал бурное развитие выставочно-ярмарочного бизнеса в стране.

Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной...

Цель работы: выявить тенденции развития конгрессно-выставочной деятельности. Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельности –это одна из самых важных сфер экономики...

Выставочный бизнес Сибири: состояние и перспективы развития

Выставочно-ярмарочная деятельность оказывает существенное воздействие на отдельные отрасли экономики и в итоге активно стимулирует развитие всего национального хозяйства страны.

Особенности организации выставочной деятельности в туризме...

Сфера услуг в настоящее время быстро развивается, поэтому любые мероприятия, связанные с повышением ее эффективности, приводят, в итоге, к общему экономическому росту и улучшению макроэкономических показателей.

Конгрессно-выставочные мероприятия как сочетания двух...

Конгрессно-выставочные мероприятия: симбиоз бизнес-форматов.

2. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 32608–2014.

Маркетинговая деятельность выставочного предприятия: опыт...

В России выставки проводятся как в специализированных выставочных комплексах, так и в спортивных комплексах, музеях, гостиницах и других помещениях. В Самаре пока функционирует только один специализированный выставочный центр – «Экспо-Волга».

Деловой туризм в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Конгрессно-выставочная деятельность — это та часть межкорпоративного делового туризма в которой принимают участие предприниматели, исследователи, врачи

Такие мероприятия в основном проводят в формате: конгресс, выставка, ярмарка, конференция, семинар или форум.

Роль первых всемирных выставок в развитии архитектуры...

Выставки и ярмарки прочно зарекомендовали себя наиболее эффективным инструментом в маркетинговой области. Подтверждения этому можно найти в результатах исследований, проводимых ведущими мировыми выставочными странами.

Лояльность клиентов выставочного бизнеса: условия, виды...

1. Деятельность выставочно-ярмарочная.

торговая выставка; экспобизнес; выставочная организация; выставочные услуги; экспонент.

Похожие статьи

К вопросу о современном рынке выставочных услуг в туризме

Российский выставочный бизнес перенимает опыт ведущих стран выставочной индустрии.

Стремительный рост экономики Китая в последнее десятилетие стимулировал бурное развитие выставочно-ярмарочного бизнеса в стране.

Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной...

Цель работы: выявить тенденции развития конгрессно-выставочной деятельности. Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельности –это одна из самых важных сфер экономики...

Выставочный бизнес Сибири: состояние и перспективы развития

Выставочно-ярмарочная деятельность оказывает существенное воздействие на отдельные отрасли экономики и в итоге активно стимулирует развитие всего национального хозяйства страны.

Особенности организации выставочной деятельности в туризме...

Сфера услуг в настоящее время быстро развивается, поэтому любые мероприятия, связанные с повышением ее эффективности, приводят, в итоге, к общему экономическому росту и улучшению макроэкономических показателей.

Конгрессно-выставочные мероприятия как сочетания двух...

Конгрессно-выставочные мероприятия: симбиоз бизнес-форматов.

2. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 32608–2014.

Маркетинговая деятельность выставочного предприятия: опыт...

В России выставки проводятся как в специализированных выставочных комплексах, так и в спортивных комплексах, музеях, гостиницах и других помещениях. В Самаре пока функционирует только один специализированный выставочный центр – «Экспо-Волга».

Деловой туризм в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Конгрессно-выставочная деятельность — это та часть межкорпоративного делового туризма в которой принимают участие предприниматели, исследователи, врачи

Такие мероприятия в основном проводят в формате: конгресс, выставка, ярмарка, конференция, семинар или форум.

Роль первых всемирных выставок в развитии архитектуры...

Выставки и ярмарки прочно зарекомендовали себя наиболее эффективным инструментом в маркетинговой области. Подтверждения этому можно найти в результатах исследований, проводимых ведущими мировыми выставочными странами.

Лояльность клиентов выставочного бизнеса: условия, виды...

1. Деятельность выставочно-ярмарочная.

торговая выставка; экспобизнес; выставочная организация; выставочные услуги; экспонент.

Задать вопрос