Авторы: Алгафри Махмуд Абдулкадер, Мохаммад Моханнад Али

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 445 раз

Библиографическое описание:

Алгафри М. А., Мохаммад М. А. Деловой туризм в России // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 588-591.



Работа посвящена рассмотрению нынешнего состояния межкорпоративного делового туризма в Российской федерации. Исследуются важнейшие проблемы и предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова:межкорпоративный деловой туризм, Россия, проблемы туризма.

Деловой туризм сегодня — это одна из самых высокодоходных отраслей не только российской, а так же и мировой туристической индустрии. Некоторые эксперты считают, что эту отрасль, по своим доходам, можно будет скоро сопоставить с нефтегазовым бизнесом. Считается, что на деловой туризм приходится не менее 30 % от всех туристических поездок в мире. Ежегодно количество таких поездок составляет примерно 100 миллионов.

В России, как и в любой динамично развивающейся стране, рынок делового туризма с каждым годом набирает обороты роста. Этот бизнес уже вошел в первую двадцатку самых крупных отраслей Российской Федерации. За 2014 год в нашу страну посетило 28 миллионов человек, а это 9 место в мире. Доходы от делового туризма в 2014 году составили примерно 11 миллиардов долларов США.

Деловой туризм — это совокупность двух видов туризма. Это в свою очередь корпоративный деловой туризм и межкорпоративный деловой туризм. Их особенности и различия будут представлены в Таблице-1.

Таблица 1

Отличительные особенности корпоративного имежкорпоративного туризма

В российской Федерации основой делового туризма является корпоративный сектор. Межкорпоративный сектор у нас только начинает появляться. Это можно наглядно объяснить на примере 2004 года — по статистическим данным Международной Ассоциации конгрессов и съездов ICAA (Таблица-2)

Таблица 2

Количество проведенных межкорпоративных мероприятий вразличных городах

Межкорпоративный туризм это в основном «Конгрессная деятельность». Эксперты оценивают его долю на Европейском рынке в 50 %, когда в России это оценка существенно ниже — 5 %.

Есть много причин того, почему мы слабо развиты в этом направлении. Чтобы лучше их понять разберем понятие и сущность «Конгрессно-выставочной деятельности».

Конгрессно-выставочная деятельность — это та часть межкорпоративного делового туризма в которой принимают участие предприниматели, исследователи, врачи, преподаватели и представители других профессий. Такие мероприятия в основном проводят в формате: конгресс, выставка, ярмарка, конференция, семинар или форум. Участники приезжают на эти мероприятия с разными целями — кто то приехал услышать выступление ученого, кто то приехал на встречу и поиск новых партнеров, кто то приехал провести переговоры в большом формате.

На Западе деловой туризм принято называть словами «Бизнес путешествие» (business travel). Чаще всего европейцы называют деловой туризм аббревиатурой из английских слов — MICE. Она расшифровывается как — Meetings, Conferences, Incentives, Exibitions (Встречи, Конференции, Инвестиции, Выставки)

Кто же является заказчиком и организатором таких мероприятий? Конргессные мероприятия направленны на массовый сбор нужных людей. Они обычно организуются государством, большими фирмами или некоммерческими организациями. Участники таких мероприятия обычно люди науки или бизнеса, поэтому и требования к организации мероприятий очень высоки. Для хорошей организации требуются высококвалифицированные кадры, а поскольку такие мероприятия чаще всего бывают международными, обслуживающему мероприятие персоналу желательно владение несколькими языками.

Зачем же проводят такие мероприятия? Конгрессно-выставочная деятельность хоть и является хорошим ударом по карману, но она приносит существенную пользу заказчикам.

Таблица 3

Преимущества иминусы Конгрессно-выставочых мероприятий

Основной причиной такого слабого развития в этом направлении делового туризма в Российской Федерации можно назвать отсутствие целенаправленной государственной программы развития делового туризма. Глобальность таких мероприятий, их экномо-политическое значение должно подразумевать подготовку и организацию на государственном уровне. Так же желательно и участие государственных органов (министры, депутаты и т. д.)

Решение этой проблемы можно опять же увидеть у зарубежных коллег. Там мероприятия такого уровня организовывают обычно органы, которые называются конгрессные бюро. В Европе они существуют на всех уровнях — начиная с государственного и заканчивая городским. Эти органы созданы с целью развивать конгрессную деятельность и продвигать свой регион, к которому они закреплены, на рынках делового туризма.

Таблица 4

Функции конгрессных бюро

Функции

Продвижение своего региона на международном рынке

Учет статистики проведенных международных мероприятий в своем регионе

Представление своего региона на зарубежных международных выставках

Реклама своего региона, маркетинг

Конгрессные бюро в Европе — это не коммерческие организации. Они финансируются со стороны государства и направлены на развитие региона, города. Очень часто конгрессные бюро — это связующий элемент государства и малого бизнеса, который так же вовлечен в конгрессно-выставочную деятельность. Это способствует финансированию не только со стороны государства, но и со стороны малого бизнеса.

В Российской Федерации есть подобные организации и их достаточно много. Но их минус в том, что они все являются частными и поэтому их интересует только коммерческая выгода.

Хотелось бы еще обратить внимание на то, что инвестиции со стороны государства в эту отрасль приносили бы значительны деньги и самому государству. В пример можно привести конгрессное бюро Гётеборга, Швеция. При ежегодном бюджете в 900 тысяч евро эта организация приносит доход городу в 50 000 000 в год.

Конечно же очевидно, что развитие этой отрасли в Российской Федерации просто необходимо. Это позволит поднять наши позиции на мировом туристическом рынке и развивать перспективные регионы нашей страны. Для создания конкурентно-способного и успешного рынка делового туризма потребуется:

  1. Открытие Государственного конгрессного бюро. Основной его функций должно стать координирование и объединение деятельностью субъектов и объектов делового туризма в создании и улучшения общих норм и принципов регулирования делового туризма.
  2. Создание конгрессных бюро в регионах Российской Федерации. Если посмотреть на опыт зарубежных коллег, то можно заметить их успехи в этом направлении. Проведения выставок или других любых мероприятий за пределами столицы способствует развитию региона, в котором оно проводится. Сейчас в этом направлении делаются какие-то шаги. В пример можно привести город Владивосток. Каждый год в сентябре на площадке Дальневосточного Федерального университета проводят «Восточный экономический форум». В свою очередь сам Дальневосточный Федеральный университет и еще много объектов инфраструктуры были построены к саммиту АТЭС-2012. Это способствовало к резкому толчку развития в этом регионе и сам город серьезно преобразился.
  3. Создание российских представительств за границей. Они способствуют продвижению туризма в нашей стране за рубежом. Они бы занимались рекламой, представлением нашей страны на международных туристических выставках. Все таки Россия имеет огромный потенциал для проведения таких мероприятий на ее территорий и поэтому следует продвигать нас и за рубежом.
  4. Развитие инфраструктуры на территории РФ. Чтобы проводить мероприятия в регионах страны, а не в столицы, требуется, чтобы инфраструктура городов соответствовала уровню мероприятия. Гостиницы, дорого, выставочные комплексы — мало-того что они должны быть, так они должны выглядеть презентабельно и соответствовать уровню гостей. Все это требует вложений и инвестиций со стороны государства.
  5. Подготовка высококвалифицированных кадров для проведения таких мероприятий. На данный момент не все города могут похвастаться человеческими ресурсами, способными организовывать и проводить мероприятия на международном уровне. В регионах требуется повышать уровень образования, поскольку когда придет время понадобится больше количество образованных людей.

В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день рынок делового туризма в Российской Федерации еще слишком слабо развит. Причинами скорее всего являются отсутствие финансовой и правовой поддержки со стороны государства, плохая инфраструктура в регионах страны, отсутствие нужного количества высококвалифицированных кадров для проведение таких мероприятий за пределами столицы. Решение всех этих проблем должно дать свободу для динамического развития межкорпоративного делового туризма в России.

Литература:

  1. Ленкова М. И., Марченко Е. Г. Конгрессно-выставочный туризм — динамично развивающийся сектор делового туризма//Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 3–4 (24–25). С. 63–69.
  2. Морозова Н. Н. Деловой туризм как социально-экономический инструмент инновационного развития региона//Вестник Донского государственного технического университета. 2012. Т. 12. № 3 (64). С. 94–101.
  3. Клименко Т. И. Деловой туризм в Казани: реалии и перспективы//Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 2. С. 65–69.
  4. Кравченко Е. В. Тенденции развития российского туризма: деловой туризм//Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 9–2. С. 12–15.
  5. Логвиненко М. И. Развитие туризма в Приморье и его влияние на экономику края//Взгляды креативного общества. 2016. Т. 5. № 2. С. 18–23.
Основные термины (генерируются автоматически): делового туризма, Российской Федерации, деловой туризм, Деловой туризм, стороны государства, рынок делового туризма, межкорпоративного делового туризма, направлении делового туризма, основой делового туризма, развития делового туризма, рынках делового туризма, рынка делового туризма, регулирования делового туризма, объектов делового туризма, видов туризма, корпоративный деловой туризм, развития российского туризма, межкорпоративный деловой туризм, деловой туризм аббревиатурой, Западе деловой туризм.

Ключевые слова

Россия, межкорпоративный деловой туризм, проблемы туризма

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос