Организация и проведение ярмарок и выставок в Российской Федерации
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Организация и проведение ярмарок и выставок в Российской Федерации

В статье раскрываются нормативно-правовые основы организации и проведения ярмарок и выставок на территории Российской Федерации. По результатам анализа организации и проведения ярмарок и выставок в РФ автором сформулирован вывод о необходимости упрощения административных процедур в сфере ярморочно-выставочной деятельности, разработан перечень рекомендаций по разрешению выявленной проблемы.
Поделиться в социальных сетях
10 просмотров
Библиографическое описание

Плотникова, Л. В. Организация и проведение ярмарок и выставок в Российской Федерации / Л. В. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81474/ (дата обращения: 02.08.2021).



В статье раскрываются нормативно-правовые основы организации и проведения ярмарок и выставок на территории Российской Федерации. По результатам анализа организации и проведения ярмарок и выставок в РФ автором сформулирован вывод о необходимости упрощения административных процедур в сфере ярморочно-выставочной деятельности, разработан перечень рекомендаций по разрешению выявленной проблемы.

Ключевые слова: выставка, заявка, организатор, организация, проведение, продажа, товары, требования, участник, ярмарка.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что ежегодно на территории Российской Федерации проводится огромное количество ярмарок и выставок различного уровня. Так, только за 2020 г. в 90 городах России было проведено 2498 выставок различного уровня, что свидетельствует о масштабности и востребованности ярморочно-выставочной деятельности [1]. На территории большинства субъектов РФ функционируют специализированные торгово-выставочные центры. Однако, несмотря на большую распространенность ярморочно-выставочной деятельности, тем не менее, ее организация и проведение характеризуются наличием ряда неразрешенных проблем. Одной из основных является слабая нормативно-правовая основа регулирования данного вида деятельности.

На сегодняшний день организация и проведение ярморочно-выставочной деятельности регулируется многими нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровня.

На федеральном уровне необходимо выделить следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (далее — Закон № 381-ФЗ), Распоряжение Правительства РФ «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ» от 10 июля 2014 г. № 1273-р (далее — Концепция) и др.

На уровне Концепции [2] раскрываются законодательные дефиниции понятий «выставочно-ярмарочная деятельность», «выставка (ярмарка)», «регулирование выставочно-ярмарочной деятельности»; принципы, цели и задачи развития выставочно-ярмарочной деятельности; современное состояние и проблемы развития данного вида деятельности и др.

В Законе № 381-ФЗ требованиям к организации ярмарок и продажи товаров отведена самостоятельная статья 11 [3]. Анализ данной статьи закона позволяет нам прийти к выводу о том, что ярмарки могут быть организованы как государственными и местными органами власти, так и организациями и индивидуальными предпринимателями. Уровень законодательного регулирования проведения ярмарок зависит от ее организатора. Если организация ярмарки инициируется федеральными государственными органами, то проведение ярмарки осуществляется в соответствии с нормами Закона № 381-ФЗ. Если организаторами ярмарки являются региональные и местные органы власти, а также организации и индивидуальные предприниматели, то проведение ярмарки осуществляется на основании законодательных норм регионального и местного уровня.

Организация и проведение ярморочно-выставочных мероприятий охватывает следующие этапы: подготовительный (организационный), основной и заключительный.

Так, в рамках организационного этапа, в соответствии со ст. 11 Закона № 381-ФЗ, организатором ярмарки осуществляются следующие действия: разработка плана мероприятий по организации ярмарки, определение режима работы ярмарки, порядка организации ярмарки, порядка предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке; опубликование в СМИ и размещение в сети интернет информации о проведении ярморочно-выставочного мероприятия.

Для проведения ярмарок организатором обеспечивается оборудование мест для продажи товаров. Данные места предоставления за плату организациям, индивидуальным предпринимателям, гражданам, осуществляющим продажу товаров. Размер платы за продажу товаров на ярмарке устанавливается ее организатором. При установлении размера платы во внимание принимаются расходы, связанные с обеспечением уборки мест продажи товаров; расходы, обусловленные организацией и проведением ярмарки [4].

В рамках основного этапа осуществляется проведение ярмарки и выставки, проводится продажа товаров. К проведению ярморочно-выставочных мероприятий, наряду с Законом № 381-ФЗ, применяются также нормы законодательства в сфере защиты прав потребителей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности и др.

На заключительном этапе подводятся результаты проведенной ярмарки (выставки), оформляется отчет о ее проведении. На основании анализа отчета определяется эффективность ярморочно-выставочного мероприятия, выявляются слабые стороны, недостатки в проведении ярмарки, позволяющие в дальнейшем избежать организационных и иных ошибок.

Как нами ранее отмечалось, правовое регулирование организации и проведения ярмарок осуществляется в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства. Несмотря на отсутствие на федеральном уровне отдельного закона, регулирующего ярморочно-выставочную деятельность в РФ, на региональном уровне принимаются специальные нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и проведение ярморочно-выставочной деятельности. Так, к примеру, на территории Тюменской области принято и действует Постановление Правительства Тюменской области «Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в Тюменской области» от 27 декабря 2013 г. № 600-п [5]. В соответствии с п. 2.1 постановления организаторами ярмарки могут быть местные органы власти, организации и индивидуальные предприниматели. Организатором ярмарки разрабатывается план мероприятий по организации ее проведения и подается в орган местного самоуправления соответствующее заявление. О проведении ярмарки органом местного самоуправления принимается решение. В рамках организационного этапа проведения ярмарки устанавливаются: организатор ярмарки; тип ярмарки; место и сроки ее проведения; количество предоставляемых на ярмарке торговых мест, а также размер платы за одно торговое место. Для участия в ярмарке лицо подает заявку в орган местного самоуправления, которым ведется реестр заявок участников и принимается решение о предоставлении торгового места или об отказе в его предоставлении, при наличии законных оснований. При принятии решения о предоставлении торгового места с участником ярмарки составляется договор и выдается документ, подтверждающий оплату пользования торговым местом. В рамках проведения ярмарки в обязанности организатора входит учет участников ярмарки, обеспечение надлежащего санитарно-технического состояния торговых мест, обеспечение сбора и вывоза мусора, ежедневной уборки и др. Товары, продажа которых осуществляется в рамках проведения ярмарки, должны соответствовать законодательно установленным требованиям.

На территории Челябинской области организация и проведение ярморочно-выставочных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства Челябинской области «О Положении о порядке организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках на территории Челябинской области» от 16 февраля 2011 г. № 31-П [6]. На уровне данного нормативно-правового акта урегулированы: основные термины, порядок организации ярмарок, требования к организации продажи товаров на ярмарках.

В отношении проведения ярмарок определенного типа на местном уровне также разрабатываются и принимаются муниципальные нормативно-правовые акты.

По результатам анализа норм регионального законодательства, регулирующих организацию и проведение ярмарок и выставок, можно прийти к выводу о том, что, несмотря на гарантируемую доступность участия граждан в проведении ярмарок и выставок, тем не менее, сложной и длительной является процедура подачи заявок, их рассмотрения и принятие по ним решения. Изложенное свидетельствует о необходимости упрощения административных процедур в сфере ярморочно-выставочной деятельности.

Во-первых, необходимо сокращать сроки рассмотрения заявок на участие в ярмарках и выставках, целесообразнее во всех субъектах РФ переводить подачу заявок в электронный формат. Так, в настоящее время подтвердила свою эффективность подсистема «Региональные ярмарки» ЕГАС «Оптово-продовольственные рынки города Москвы», действующая в г. Москве. Благодаря использованию данной системы срок рассмотрения заявок на участие в ярмарках сокращен до 20 дней [7].

Во-вторых, организаторами ярморочно-выставочных мероприятий могут быть как государственные и местные органы власти, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом, на законодательном уровне не урегулированы требования, предъявляемые к организаторам — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Данный пробел нуждается в устранении. По нашему мнению, на федеральном уровне необходимо урегулировать вышеуказанные требования. Также признаем целесообразным создание профессионального сообщества организаторов ярморочно-выставочных мероприятий. Кроме того, на федеральном уровне необходимо разработать и вести в электронной форме Реестр недобросовестных организаторов ярмарок и выставок, определив основания признания организатора недобросовестным. Наряду с федеральным, на территории субъектов РФ могут быть разработаны также и региональные реестры недобросовестных организаторов.

В-третьих, необходимо обеспечить формирование единой информационной среды для организаторов и участников ярмарок, а также потребителей. Так, в сети интернет следует не только публиковать информацию о проведении ярмарки и выставки, но также ежедневно актуализировать информацию о свободных торговых местах для участия в ярмарке и выставке.

В-четвертых, торговые места на ярмарках предоставляются в соответствии со Схемой размещения торговых мест. При разработке данной Схемы принимаются во внимание требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования и др. При этом, анализ норм федерального и регионального законодательства свидетельствует о том, что на законодательном уровне не урегулированы требования к разработке, согласованию и утверждению такой схемы. Данная проблема также нуждается в законодательном устранении.

Таким образом, по результатам анализа организации и проведения выставок и ярмарок на территории РФ можно прийти к выводу о том, что основными проблемами данного направления деятельности являются, прежде всего, разрозненный характер законодательного регулирования ярморочно-выставочной деятельности, что обуславливает необходимость систематизации и обобщения правовых норм в данной сфере на уровне постановления Правительства РФ «О ярморочно-выставочной деятельности в Российской Федерации». Принятие такого акта позволит сформировать стандарт единообразия организации и проведения ярмарок и выставок на территории всех субъектов РФ. Кроме того, нуждаются в упрощении административные процедуры, связанные с организацией ярмарок и выставок. В рамках проведенного исследования нами был сформулирован ряд рекомендаций по упрощению данных административных процедур.

Литература:

  1. Казаков, С. М. Пандемия — толчок к организации выставок онлайн / С. М. Казаков // Modern Science. — 2021. ‒ № 2–1. — С. 70–75.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» от 10 июля 2014 г. № 1273-р // Российская газета. — 2014. ‒ 17 июля.
  3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ // Российская газета. — 2009. ‒ 30 декабря.
  4. Улановская, А. Н. Современное состояние выставочной отрасли в Российской Федерации: проблемы и пути их решения / А. Н. Улановская // Российское предпринимательство. — 2018. ‒ Том 19. ‒ № 8. — С. 228–237.
  5. Постановление Правительства Тюменской области от 27 декабря 2013 г. № 600-п «Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в Тюменской области». ‒ URL: base.garant.ru/21710035 (дата обращения: 21.05.2021).
  6. Постановление Правительства Челябинской области от 16 февраля 2011 г. № 31-П «О Положении о порядке организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках на территории Челябинской области». ‒ URL: base.garant.ru/8779994 (дата обращения: 21.05.2021).
  7. Аликиева, А. М. Правовое регулирование отношений в сфере выставочно-ярмарочной деятельности / А. М. Аликиева // Сибирское юридическое обозрение. — 2020. ‒ Том 17. ‒ № 2. ‒ С. 250–258.

основные термины

генерируются автоматически
выставка, заявка, организатор, организация, проведение, продажа, товары, требования, участник, ярмарка
публикация
№22 (364) май 2021 г.
дата публикации
май 2021 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована