Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — ФЗ «О некоммерческих организациях») государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Среди основных признаков государственной корпорации как организационно-правовой формы юридического лица в его классическом гражданско-правовом понимании можно выделить как правовые — самостоятельная роль в гражданском обороте, ответственность по своим обязательствам, принадлежащим ей на праве собственности имуществом и пр., так и материальные — имущественная обособленность, внутреннее организационное единство, внешняя автономия и т. д.
Статус некоммерческой организации для государственной корпорации предполагает отсутствие в качестве цели ее создания получение прибыли. Государственная корпорация осуществляет предпринимательскую деятельность, если только это направлено на достижение целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.
Сама цель создания государственных корпораций направлена скорее не на удовлетворение потребностей отдельных физических или юридических лиц, а на реализацию социальных или управленческих функций в интересах общества и государства в целом или отдельной отрасли народного хозяйства, то есть носит более масштабный характер. При этом государственная корпорация не является органом государственной власти и тем более публично-правовым образованием.
Государственная корпорация наделена целым комплексом властных полномочий, в том числе, в части нормативно-правового регулирования, а это, согласно общей теории права, является исключительной прерогативой органов государственной власти. Она не имеет учредительных документов, создается на основании специального федерального закона, и в этом состоит ключевое отличие ее от иных видов юридических лиц.
Данные признаки обуславливают сходство государственных корпораций с органами государственной власти, поскольку последние, выступая в качестве юридических лиц, действуют на основании нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок их деятельности, и также не имеют учредительных документов.
Именно публично-правовым содержанием актов, предусматривающих создание и деятельность государственных корпораций, объясняется особое правовое положение данной формы организации, что не умаляет ее статуса в строгом понимании концепции нормативного регулирования деятельности юридических лиц исключительно или приоритетно
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
О статусе государственных корпораций существует немало современных исследований. Особенно остро дискуссия разворачивается в цивилистической среде, где в большинстве своем критика касается вопроса о возможности отнесения данной организационно-правовой формы к общей классической системе юридических лиц, хотя и не носит при этом характер рекомендаций категорического отказа от такой их разновидности.
Например, Ю. А. Макарова обратила внимание на то, что государственная корпорация как некоммерческая организация не подпадает под существующую классификацию юридических лиц, имеющую как теоретическую, так и доктринальную обусловленность [5, с.7].
По мнению Д. М. Стрихановой, государственная корпорация представляет собой юридическое лицо публичного права, созданное для реализации общественно значимых публичных интересов в экономической сфере и обладающее властными полномочиями, что влечет сочетание в их статусе частноправовых и публично-правовых элементов [9, с. 7–8].
Критика выделения в российской правовой системе государственной корпорации носит не только юридико-технический, но концептуальный характер. Сам термин «корпорация» (ориг. — на лат. «corpus») означает «союз», «общество», «объединение». В словаре русского языка С. И. Ожегова корпорация понимается как объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия либо как одна из форм монополистического объединения [6, с. 298].
В соответствии со ст. 65.1 ГК РФ корпоративными юридическими лицами признаются те из них, участники которых обладают правом членства в них и формируют высший орган управления, они же приобретают в отношении самой организации корпоративные права и обязанности. Вне юридической науки корпорацией чаще всего называют хозяйствующий субъект, организованный по иерархическому принципу и созданный, как правило, на основе акционерной собственности. Это более известные в широких кругах концерны и холдинги. Однако включение термина «корпорация» в название юридического лица еще не основание для утверждения такой их организационно-правовой формы. Это делается порой для придания некой презентабельности фирменному наименованию и является его частью, не более того. При этом ФЗ «О некоммерческих организациях» не запрещает указание слова «корпорация» в наименованиях иных организаций, отличных от государственных корпораций.
Как считает В. И. Добровольский, всерьез смысл термина «корпорация» в органах государственной власти никто не брал в расчет, предпочтение слову ему было отдано в связи с тем, что в глазах населения все возможные фонды давно дискредитировали себя, а под словом «корпорация», да еще и «государственная», обывателю видится некая незыблемость, мощь в лице государства [3, с. 539].
Стоит отметить, однако, что ни о какой подмене понятий и речи не может быть, законодатель использовал термин «корпорация» не в традиционном его понимании, а лишь в значении слова «организация».
А вот словом «государственная» подчеркиваются такие важные обстоятельства, как то, что формирование имущества государственной корпорации происходит за счет государства, а ее деятельность направлена на реализацию задач, предусмотренных государством в конкретном нормативно-правовом акте, предусматривающем ее создание.
Тут сложно не отметить позицию Э. В. Талапиной, согласно которой каждый закон о создании государственной корпорации будто заново создает правовой статус данного вида юридического лица [10, с. 36–50]. По мнению О. В. Романовской, это неизбежно ведет к подмене общего нормативно-правового регулирования индивидуально-правовым [7, с. 5].
Действительно, общего комплекса норм права на уровне специального федерального закона о государственных корпорациях нет, а применение ФЗ «О некоммерческих организациях» недостаточно для единообразия правового регулирования.
По верному суждению О. В. Романовской, несмотря на слабую теоретическую базу, сопровождавшуюся при создании государственной корпорации «Росатом», дорога государству для делегирования некоторых государственно-властных полномочий открыта, однако необходима выработка единой концепции такого делегирования [8, с. 41].
Примечательно, что ввиду отсутствующих до сих пор четко выработанных единых требований к деятельности государственной корпорации каждым новым законом о создании отдельного ее вида повторяются нормы уже действующих законов.
По мнению В. А. Вайпана, необходима реализация на законодательном уровне общих принципов в отношении однотипных юридических лиц, должна быть разработана некая правовая матрица, в которую нужно вписать все известные нам субъекты права, и эта матрица должна быть на уровне федерального закона, нарушение данной логики правотворчества так или иначе ведет к разрушению принципов права, искажению равенства правовых возможностей [2, с. 5].
На наш взгляд, принятие общего закона поможет закрепить целый ряд правовых институтов, что уменьшит количество споров как в юридической, так и в экономической и даже политической среде. Как указал В. И. Лафитский, «необходимо <…> издание специального общего закона о юридических лицах публичного права, в котором были бы установлены нормы о специальной их правоспособности. <…> Такая общая нормативная правовая база послужит основой для разработки специальных законов об отдельных видах либо уникальных юридических лицах публичного права [4, с. 12].
Необходима четкая законодательная регламентация гражданско-правового положения юридических лиц публичного права, особенностей их создания, регистрации, управления ими, оснований и порядка привлечения их к ответственности, порядка управления закрепленным за ними имуществом и т. д.
С 2016 года действует Федеральный закон «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 № 236-ФЗ (далее — Федеральный закон № 236-ФЗ). Подобным нормативно-правовым актом необходимо регламентировать общий порядок деятельности государственных корпораций.
На это также указывает В. В. Бондаренко, полагающий, что законодательное закрепление концепции разделения хозяйствующих субъектов на юридических лиц частного и юридических лиц публичного права, в первую очередь, на уровне кодифицированных источников предопределит принятие специального нормативно-правового акта о правовом положение юридических лиц публичного права [1, с. 115].
Таким образом, функционирование в российской правовой системе юридических лиц, всеобъемлющее правовое регулирование которых не может осуществляться исключительно в соответствии с нормами гражданского права, позволяет судить о важности закреплении на законодательном уровне разграничения юридических лиц по критерию сферы деятельности — на лиц частного и публичного права. При этом, несомненно, правовой статус, характер и механизм деятельности публичных юридических лиц должен найти нормативное регулирование в специальном законодательстве.
Анализируя существующие доктринальные споры, можно охарактеризовать государственную корпорацию как особый вид юридического лица с административно-правовым статусом, обусловленным ее специфическим участием в сфере публичных отношений с органами государственной власти. Это именно публичное юридическое лицо, применительно к которому установлены определенные правила нормативно-правового регулирования.
Литература:
- Бондаренко В. В. Публично-правовой статус государственных корпораций. Правовое поле современной экономики. 2012. № 2.
- Вайпан В. А. К вопросу о юридических лицах публичного права. Право и экономика. 2011. № 3.
- Добровольский В. И. Применение корпоративного права: практическое руководство для корпоративного юриста. — М.: Волтерс Клувер, 2008.
- Лафитский В. И. К вопросу о юридических лицах публичного права. Журнал российского права. 2011. № 3.
- Макарова Ю. А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 2008.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1989.
- Романовская О. В. Правовой статус государственных корпораций в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1.
- Романовская О. В. Правовой статус государственной корпорации «Росатом» // Гражданин и право. 2015. № 3.
- Стриханова Д. М. Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. — М., 2010.
- Талапина Э. В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2009. — № 2.