Государственные корпорации Российской Федерации: анализ законодательства и деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 20.09.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Демушкина, Д. К. Государственные корпорации Российской Федерации: анализ законодательства и деятельности / Д. К. Демушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 96-97. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117795/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье авторы исследуют появление государственных корпораций в Российской Федерации

Ключевые слова: государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, Счетная палата, Государственный герб, государственная власть

В начале XXI века в Российской Федерации впервые было образовано направление государственной корпорации в качестве нового института права. Оно рассматривалось для содействия развитию экономики страны, а также в организации взаимодействия между разными структурами (предприятия, компании) и государством.

Согласно пункту 1 статьи 7.1 Закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года N 7-ФЗ [1], государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона, а также не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В Федеральном законе о создании государственной корпорации (далее — госкорпорации) указывается: наименование, место нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества в случае ликвидации (пункт 3 статьи 7.1 Закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года N 7-ФЗ. [1]

Акинфеева Е., Никонова М. А., подчеркивали, что «созданный новый институт государственной корпорации имеет возможность, используя государственные ресурсы, создавать коммерческие организации, которые не подконтрольны ни акционерам, ни государству как собственнику» [2].

Исходя из содержания пункта 1 статьи 7.1 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», сообщающего что: «имущество, передаваемое государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации», наблюдение Акинфеевой Е., Никоновой М. А. о госкорпорациях совпадает с федеральным законом, обращает внимание на его толкование.

В настоящее время контроль за деятельностью госкорпораций осуществляет Счетная палата Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3.4 статьи 7.1 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: Счетная палата Российской Федерации (статья 15 Закона «О Счетной палате Российской Федерации» [3]) и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций. Стоит отметить, пункт 1 статьи 15 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» имеет первую редакцию от 2016 года и издан в 2013 году, в то время как государственные корпорации начали активно создаваться и укореняться в экономике Российской Федерации с 2007 года.

Каждая госкорпорация обладает атрибутами и полномочиями органа государственной власти. Все госкорпорации имеют гербовые печати, на которых изображен Государственный герб Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25.12.2000 N 2-ФКЗ [4] Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского населения.

Следовательно, гербовые печати вправе иметь только органы государственной власти, а организации — лишь в том случае, если они наделены отдельными государственно-властными полномочиями [5]. В то же время, госкорпорации выражают общественные интересы и наделены широкими управленческими полномочиями. Полномочия указываются в актах об создании государственной корпорации.

Тип российского влияния государства на экономику через образование государственных корпораций подразумевает участие государства в управлении, капитале, создание государственных корпораций и холдингов как основы преодоления кризисных ситуаций в экономике. Первоначальной идеей создания государственных корпораций было временное объединение капитала и включение индивидуальных средств на приоритетных направлениях развития и реализация конкурентных преимуществ с целью ускорения развития экономики. Одним из основных отличий влияния на экономику российского типа госкорпораций от зарубежных госкорпораций чаще всего указывают «большие расходы при проведении сделок на рынке, риски коррупции и высокий уровень бюрократизма».

Государственные корпорации учреждаются государством за счет средств бюджета, обладают повышенным запасом финансов и поддержкой государства. Государство может выступать частичным или полным собственником государственных корпораций, при наличии контрольного пакета акций. При этом, госкорпорации располагают преимуществом в организации собственной деятельности, имея возможность свободно расходовать и использовать средства и самостоятельно управлять своей собственностью. Данные привилегии в состоянии способствовать появлению злоупотреблений со стороны руководящего состава корпораций в отношении нерационального использования ресурсов или нецелевого расходования бюджетных средств.

Понятие «государственная корпорация» допускает неоднозначное трактование термина и часто используется для обозначения юридических лиц не только в отечественном, но и в зарубежном праве [6]. Обобщая зарубежный опыт развития и функционирования госкорпораций, можно отметить, что корпорации в основном создаются с участием государства с целью стимулирования и поддержки приоритетных отраслей экономики. Государственные корпорации могут иметь как коммерческий, так и некоммерческий характер своей деятельности, преследовать общественные, политические и бизнес-интересы, осуществлять свою деятельность в «чистом» виде (публичные, правительственные, общественные корпорации) или со смешанным участием частного капитала и государства [7].

По своему экономическому содержанию государственные корпорации в Российской Федерации аналогичны с государственными холдингами стран с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику страны. Но правовой точки зрения ни одна государственная корпорация в России не имеет аналогов в мире [8].

С точки зрения права, под госкорпорациями понимают широкий круг институтов и организаций. Госкорпорации могут решать общественные проблемы, но их необходимо отличать от других органов государственного управления и государственных предприятий, деятельность которых направлена исключительно на достижение некоммерческих целей. Главное отличие государственных корпораций заключается в осуществлении коммерческой деятельности от имени государства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024);
  2. Акинфеева Е., Никонова М. А. Анализ деятельности государственных корпораций в России (на примере «Росатом» и «Ростех») // Общество и экономика. — 2020. — Выпуск 8 C. 105–119. URL: https://oie.jes.su/s020736760010804–3-1/. DOI: 10.31857/S020736760010804–3;
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О Счетной палате Российской Федерации»;
  4. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О Государственном гербе Российской Федерации»;
  5. Бадирова А. В. Анализ создания государственных корпораций в России // Основы экономики, управления и права. — 2012. — № 5 (5) С. 53–56.;
  6. Брагин Д. А. Государственные корпорации в России и их эволюция // Экономика и управление. Экономические науки. 2010. № 11 (72). С. 195–198;
  7. Комилов С. Д., Тошпулотов А. А. Мировой опыт развития государственных корпораций // Вестник Евразийской науки, 2020 № 1, https://esj.today/PDF/76ECVN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. URL: https://esj.today/PDF/76ECVN120.pdf.;
  8. Рогожин С. А. Современное состояние и проблемы функционирования государственных корпораций в условиях глобализации экономики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. Выпуск 4 (23), июль-август. URL: http://naukovedenie.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная корпорация, корпорация, Счетная палата, государственная власть, Государственный герб, госкорпорация, государство, деятельность, участие государства.


Похожие статьи

Понятие и признаки корпораций в Российской Федерации

В статье автор пытается определить понятие и признаки корпораций в РФ и вносит предложения по внесению в законодательство понятия «корпорации».

Понятие и развитие института исполнения бюджета в Российской Федерации

В статье анализируются дефиниции понятия «исполнение бюджета», дается авторское определение, а также исследуются исторические аспекты развития системы исполнения бюджета в Российской Федерации.

Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации

Автор статьи дает понятие нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации.

Правосудие как функция судебной власти в РФ

В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

История развития и современное правовое регулирование корпоративных ценных бумаг

Статья посвящена рассмотрению истории развития законодательства о корпоративных ценных бумагах. Автор выделяет четыре периода развития законодательства с присущими им особенностями. Также рассматривается современное правовое регулирование корпоративн...

Актуальные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации

В статье автор проводит анализ проблем управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации.

Модели множественного единоличного исполнительного органа корпорации

В статье автор описывает возникновение множественного единоличного органа в российском правопорядке, раскрывает сложившиеся на практике модели множественного единоличного органа, а также обозначает существующие проблемы при введении такого органа в к...

Основные приоритеты промышленной политики

В статье автор пытается определить ключевые приоритеты промышленной политики Российской Федерации.

Открытое правительство в механизме государственного управления Российской Федерации

В статье рассматриваются основные вопросы и задачи функционирования и формирования открытого правительства в Российской Федерации. Открытое правительство для Российской Федерации относительно новое явление, которое, тем не менее, играет важную роль в...

Российская Федерация как правовое образование

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы Российской Федерации как публично-правового государства.

Похожие статьи

Понятие и признаки корпораций в Российской Федерации

В статье автор пытается определить понятие и признаки корпораций в РФ и вносит предложения по внесению в законодательство понятия «корпорации».

Понятие и развитие института исполнения бюджета в Российской Федерации

В статье анализируются дефиниции понятия «исполнение бюджета», дается авторское определение, а также исследуются исторические аспекты развития системы исполнения бюджета в Российской Федерации.

Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации

Автор статьи дает понятие нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации.

Правосудие как функция судебной власти в РФ

В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

История развития и современное правовое регулирование корпоративных ценных бумаг

Статья посвящена рассмотрению истории развития законодательства о корпоративных ценных бумагах. Автор выделяет четыре периода развития законодательства с присущими им особенностями. Также рассматривается современное правовое регулирование корпоративн...

Актуальные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации

В статье автор проводит анализ проблем управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации.

Модели множественного единоличного исполнительного органа корпорации

В статье автор описывает возникновение множественного единоличного органа в российском правопорядке, раскрывает сложившиеся на практике модели множественного единоличного органа, а также обозначает существующие проблемы при введении такого органа в к...

Основные приоритеты промышленной политики

В статье автор пытается определить ключевые приоритеты промышленной политики Российской Федерации.

Открытое правительство в механизме государственного управления Российской Федерации

В статье рассматриваются основные вопросы и задачи функционирования и формирования открытого правительства в Российской Федерации. Открытое правительство для Российской Федерации относительно новое явление, которое, тем не менее, играет важную роль в...

Российская Федерация как правовое образование

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы Российской Федерации как публично-правового государства.

Задать вопрос