Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории и практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 31.07.2016

Статья просмотрена: 8976 раз

Библиографическое описание:

Гапликова, Д. С. Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории и практике / Д. С. Гапликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33046/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается понимание такого явления, как корпорация, опыт определения и классификации данного понятия в развитых странах мира, а также возможность применения зарубежного понимания корпорации в рамках российской специфики.

В настоящее время одними из главных игроков на рынке являются различные корпорации.

Впервые в России понятие корпорации было введено в связи с введением поправок в Гражданский Кодекс РФ в Главу 4 Части I от 05.05.2014. Cт.65.1, Главы 4, Части I, Гражданского Кодекса РФ дает следующее определение корпорации: «Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Исторически, корпорация возникла и развивалась как синоним юридическому лицу. На определенном промежутке исторического развития так называемые персональные объединения (или товарищества) больше не могли соответствовать требованиям экономической системы. Так как хозяйственные связи усложнялись с развитием истории, необходимо было появление некоего объединения, которое было в некоторой степени обособлено от состава участников данного объединения, а также от их воли. Таким образом, возникает корпорация или юридическое лицо.

В XII-XIII вв. корпорации возникли впервые как профессиональные союзы. Это были первые ремесленные корпорации в странах Западной Европы. В XVII-XVIII вв. корпорации стали возникать как частные владения. Примером такой корпорации служит Восточно-Индийская компания. Она была первой в мире по экономическому могуществу. В конце XVIII — начале XIX в. в США существовало небольшое количество корпораций: в 1796г. их было всего 20; в 1800 г. — 335. В 1843 г. в Англии насчитывалось около 994 корпораций.

Статистику о том, сколько насчитывается непосредственно корпораций сейчас, найти довольно сложно ввиду нечеткого и разного рода понимания корпорации в различных странах мира. Данный момент будет рассмотрен ниже.

Брейли и Майерс (2010) определяю корпорацию как фирму, принадлежащую держателям ее акций [3]. Отличительными признаками корпорации они выделяют:

− отделение собственности от управления;

− наличие совета директоров и исполнительного менеджмента корпорации;

− ограниченный характер ответственности;

− юридическая самостоятельность компании по отношению к ее владельцам;

− коллективная собственность.

То есть по сути, с их точки зрения, корпорация — это акционерное общество с ограниченной ответственностью. В качестве примеров корпораций Брейли и Майерс (2010) приводят GeneralMotors, BankofAmerica, Microsoft, Unilever, Sony, Volkswagen, Nestle.

Как уже было отмечено, в различных странах мира существуют свое видение и понимание понятия «корпорации».

Касательно США, например, в научной литературе существует два подхода к определению корпораций. Согласно первому, широкому подходу, понятие «корпорация» относится к самому широкому кругу юридических лиц. Здесь, корпорации могут быть публичными (public), полупубличными (quasi-public), предпринимательскими (private, business) и непредпринимательскими объединениями (non-profit). Сюда входят акционерные общества, безакционерные корпорации, прибыльные и бесприбыльные корпорации. Согласно второму подходу, корпорация в США являет собой акционерное общество и его различные модификации. Сюда не включаются другие виды учреждений.

Американская модель корпорации имеет две отличительные особенности. Первая заключается в том, что только акционеры корпорации имеют право влиять на политику организации и принимать стратегические решения. Вторая особенность — это высокая раздробленность пакета акций [4].

Английское законодательство подразделяет корпорации на несколько видов. Эти виды представляют собой единоличные корпорации (corporationsole) и совокупность лиц (corporationaggregate). Последний вид, по своим характеристикам, может быть также определен как юридическое лицо. Совокупность лиц может быть также разделена на публичные и частные компании [1].

Континентальная модель корпорации, напротив, заключается в том, что в деятельности корпорации важную роль играют все заинтересованные группы лиц: менеджмент, акционеры, работники, представители государства. Также, отличительной чертой континентальной модели от американской является то, что в континентальной государство владеет значительным пакетом акций корпорации. В американской — это является нежелательным моментом.

Рис. 1. Топ-10 крупнейших корпораций мира по данным Fortune-500 [8]

Что касается российского законодательства, то оно еще не определилось с понятием «корпорация», но в законе «О некоммерческих организациях» дается определение государственной корпорации: «… не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. <…> Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом … не предусмотрено иное» [6]. Иными словами, государственная корпорация в России — это общественно-полезное юридическое лицо.

Большой энциклопедический словарь дает определение «корпорации» как «объединение, союз, общество, совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели» [2]. Современный экономический словарь дает следующее определение: «Совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерных обществ» [5]. Кембриджский словарь дает, по мнению автора, самое удачное определение корпорации как большой компании или группы компаний, которые контролируются и управляются как единая организация [7]. Такие организации, как Walmart, ExxonMobil, Apple, BerkshireHathaway и друг (Рис. 1) соответствуют последнему определению. Обобщая смысл всех данных определений, можно сказать, что корпорация — это союз, объединение лиц, юридическое лицо с определенной целью создания.

В целом, исходя из всего выше рассмотренного, можно сделать вывод о том, что за рубежом корпорация понимается как некое капитальное общество, объединение капиталов, создаваемое для достижения общих целей (в первую очередь, финансовых) при обособленности имущества корпорации от имущества лиц ее создавших. Можно ли наложить такое понимание корпораций на российскую специфику?

Исходя из определения корпорации в ГК РФ, корпорация не относится к какой-либо определенной правовой форме юридического лица, это, если можно так назвать, суть юридического лица, некий отличительный признак, потому что корпоративные юридические лица противопоставляются в ГК РФ унитарным юридическим лицам (унитарные юридические лица — это юридические лица, учредители которых не становятся участниками и не приобретают в них прав членства).

Законодательство РФ ставит под определение корпорации казачьи общества, общины коренных многочисленных народов, что сильно затрудняет применение зарубежного понимания корпорации в рамках российской специфики.

Литература:

  1. Белых В. С., О корпорации, корпоративных отношениях и корпоративном праве, 2010 // Электронный ресурс: «Интернет портал по безопасности», режим доступа: http://secandsafe.ru/pravovaya_baza/blogi/yuridicheskaya_bezopasnost/o_korporacii_korporativnyh_otnosheniyah_i_korporativnom_prave (Дата обращения: 19.03.16).
  2. Большой энциклопедический словарь — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/30323/ (Дата обращения 19.03.2016).
  3. Брейли Ричард, Майерс Стюарт, Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010.
  4. Кочетков Г. Б., Супян В. Б., Корпорация: Американская модель. — ПИТЕР, 2005.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь». — М., ИНФРА-М, 2011.
  6. Федеральный Закон от 12.01.96 № 7-ФЗ (Ред. От 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 14.07.2013) «О некоммерческих организациях» — Электронный ресурс: «Консультант плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194966 (Дата обращения 19.03.2016).
  7. Кембриджский словарь — Электронный ресурс. Режим доступа: http://dictionary.cambridge.org/ru/ %D1 %81 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %8C/ %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B3 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %B9 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9/corporation (Дата обращения 19.03.2016).
  8. Fortune500 — Электронный ресурс. Режим доступа: http://beta.fortune.com/fortune500 (Дата обращения 18.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): корпорация, юридическое лицо, Российская Федерация, государственная корпорация, Совокупность лиц, российская специфика, США, акционерное общество, Гражданский Кодекс РФ, зарубежное понимание корпорации.


Похожие статьи

Понятие и правовая природа злоупотребления правом в науке гражданского права

В статье раскрывается аспект появления и зарождения злоупотребления правом как института. Также внимание уделяется проблеме неоднозначного толкования злоупотребления правом, приводится несколько позиций ученых относительно самого понятия.

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

В статье рассматривается понятие юридического лица, проблемы в данной сфере на современном этапе, а также предлагаются пути решения выявленных проблем.

Электоральное поведение: проблемы определения понятия

Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведе...

Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне

В статье рассматривается определение термина «цифровизация» и закрепление как единого термина в нормативных правовых актах на федеральном уровне. В качестве методов исследования был использован системный анализ, контент-анализ, сравнительный анализ, ...

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Понятие медицинских услуг в российском законодательстве и научных исследованиях

В статье анализируются существующие определения и классификации медицинских услуг в российском законодательстве и научной литературе. Рассматриваются различные подходы к определению медицинских услуг, их ключевые отличия и общие черты. На основе пров...

Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве

В данной статье на основе изучения различных экономических и юридических исследований зарубежных ученых, сложившейся практики правового регулирования разных стран, а также нормотворческой деятельности международных организаций исследуется понятие «эл...

Правовой режим электронных расчетов в отношениях с участием потребителей

Настоящая статья посвящена проведению классификации правовых режимов, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации, на общие, специальные и особые с приведением примеров из действующего законодательства, делающих...

Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается медиация как эффективный метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации и выделяются этапы работы для службы школьной медиации, также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная образо...

Подлинный и мнимый патриотизм

В данной статье выделены и разграничены два суждения: мнимый и подлинный патриотизм. Проанализированы характерные особенности данного понятия. Рассмотрена социологическая проблемы патриотизма и его толкования. Выявлена и обоснована необходимость реше...

Похожие статьи

Понятие и правовая природа злоупотребления правом в науке гражданского права

В статье раскрывается аспект появления и зарождения злоупотребления правом как института. Также внимание уделяется проблеме неоднозначного толкования злоупотребления правом, приводится несколько позиций ученых относительно самого понятия.

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

В статье рассматривается понятие юридического лица, проблемы в данной сфере на современном этапе, а также предлагаются пути решения выявленных проблем.

Электоральное поведение: проблемы определения понятия

Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведе...

Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне

В статье рассматривается определение термина «цифровизация» и закрепление как единого термина в нормативных правовых актах на федеральном уровне. В качестве методов исследования был использован системный анализ, контент-анализ, сравнительный анализ, ...

Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты

В статье рассмотрена актуальная тема, относительно новое явление для российской действительности — персональный бренд. Авторами предпринята попытка провести обзор научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к толкованию понятий «бренд»...

Понятие медицинских услуг в российском законодательстве и научных исследованиях

В статье анализируются существующие определения и классификации медицинских услуг в российском законодательстве и научной литературе. Рассматриваются различные подходы к определению медицинских услуг, их ключевые отличия и общие черты. На основе пров...

Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве

В данной статье на основе изучения различных экономических и юридических исследований зарубежных ученых, сложившейся практики правового регулирования разных стран, а также нормотворческой деятельности международных организаций исследуется понятие «эл...

Правовой режим электронных расчетов в отношениях с участием потребителей

Настоящая статья посвящена проведению классификации правовых режимов, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации, на общие, специальные и особые с приведением примеров из действующего законодательства, делающих...

Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается медиация как эффективный метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации и выделяются этапы работы для службы школьной медиации, также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная образо...

Подлинный и мнимый патриотизм

В данной статье выделены и разграничены два суждения: мнимый и подлинный патриотизм. Проанализированы характерные особенности данного понятия. Рассмотрена социологическая проблемы патриотизма и его толкования. Выявлена и обоснована необходимость реше...

Задать вопрос