Статья посвящена изучению содержания обвинительной речи прокурора в прениях сторон, обоснованию ее структуры и содержания. Предлагается нормативно закрепить в отдельной статье УПК РФ требования, касающиеся обвинительной речи прокурора.
Ключевые слова: обвинительная речь прокурора; поддержание государственного обвинения в суде; прения сторон, структура судебного разбирательства.
Участие прокурора в судебных прениях является итогом всей его деятельности в судебном рассмотрении и призвано вобрать в себя все достигнутые прокурором при этом результаты. Характер данного этапа обобщает не только предыдущую деятельность самого прокурора по поддержанию государственного обвинения, но и систематизирует все его участие в конкретном уголовном деле, поскольку прокурор осуществляет свои полномочия в уголовном судопроизводстве, выполняя функцию уголовного преследования с момента поступления сообщения о совершенном преступлении и до завершения уголовного судопроизводства.
Целью этой статьи является выработка рекомендаций относительно содержания, структуры и требований к обвинительной речи прокурора во время поддержания им государственного обвинения в суде.
Этап судебных прений и последнего слова подсудимого, регламентированный ст.ст. 292–293 УПК РФ, является итоговым для стороны обвинения и защиты, где у них есть последняя возможность донести до суда первой инстанции свою позицию, реализовать возложенное на них назначение и повлиять на итоговое судебное решение.
Прения — это самостоятельная часть в структуре судебного разбирательства при производстве по уголовному делу, в котором прокурор формулирует свои выводы по итогам исследования доказательств и предлагает их суду. Выводы прокурора основаны на материалах судебного следствия, которые были представлены и исследованы в ходе рассмотрения судом уголовного дела. Поэтому однозначно можно утверждать, что предмет судебной речи прокурора составляют вопросы установления всех юридически значимых обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, а также оценка достаточности доказательств виновности подсудимого в совершении преступления, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела.
Участие прокурора в судебных прениях начинается с произнесения им обвинительной речи. Эта речь прокурора должна содержать ответы на все те вопросы, которые суд решает при вынесении приговора. Цель обвинительной речи — доказать вину и убедить суд в виновности подсудимого, устранить любые сомнения в доказанности вины [7, c. 593].
Задачи государственного обвинителя на этапе выступления с обвинительной речью, заключаются в следующем:
1) предоставить надлежащую оценку исследованным в суде доказательствам;
2) высказать соображения от имени государственного обвинителя по поводу предмета доказывания, предъявленного в обвинительном заключении (акте), вопросов, решаемых судом при вынесении приговора (статья 299 УПК РФ);
3) оказать влияние на формирование внутреннего убеждения судьи (судей) в доказанности обвинения;
4) осуществить предупредительное (воспитательное) влияние на самого подсудимого (подсудимых), присутствующих в зале суда, всех лиц, которые слушают его выступление по радио или телевидению [3, c. 105].
Стоит согласиться, что прокурор, публично обвиняя подсудимого, выдвигая и обосновывая требования по их наказанию, в каждом своем выступлении на судебном процессе одновременно выполняет важную и ответственную функцию — общей и частной превенции, т. е. предупреждение преступности, поскольку способствует формированию в сознании присутствующих в зале суда уважения к закону и суду, пропагандирует идею верховенства закона и права.
Предмет доказывания, очерченный в ст. 73 УПК РФ обусловливает и его пределы. Но главным вопросом обвинения есть событие и виновность конкретного лица в совершении конкретного преступления. Оратору следует уделить этому основное внимание в своем выступлении.
Речь прокурора всегда должна быть подготовлена в виде детального и логического плана. Это позволяет заранее продумать свое выступление и в соответствии с требованиями закона осуществить от имени государства функцию обвинение в деле. На практике одни прокуроры пишут выступления полностью, другие ограничиваются письменным планом (тезисами) выступления, третьи очень активно работают во время судебного разбирательства, делая заметки, что дает им возможность на достаточно высоком уровне осуществить государственное обвинение [4. C. 242].
Выбор варианта подготовки речи зависит от многих факторов: практического опыта, личной эрудиции прокурора, количества обвиняемых в деле, сложности и объема материалов уголовного дела.
Подготовка судебной речи делится на несколько этапов:
– изучение фактических обстоятельств дела;
– сбор доказательных материалов;
– анализ доказательных материале в;
– систематизация материалов;
– письменная подготовка речи [2, c. 105].
Первый этап ораторской деятельности прокурора включает в себя разработку речи. Ее основу составляют знания государственным обвинителем материалов уголовного дела, судебной практики, а также предварительная подготовка текста или тезисов обвинительной речи.
Готовясь к речи, прокурор должен выяснить три вопроса:
– что случилось и почему случилось?
– что нужно доказать судьям?
– чем можно повлиять на их решение? [5, c. 85].
Это основные вопросы, на которые должен быть однозначный ответ в речи прокурора в любом уголовном деле. Прокурор, исходя из конкретных материалов дела, выбрав индивидуальный подход к освещению фактических обстоятельств совершенного преступления и доказательств вины обвиняемого, определяет содержание и структуру речи в судебных прениях.
Что касается структуры речи (ее составляющих), то некоторые из ученых считают, что речь прокурора должна состоять из 3 частей: вводная, мотивировочная и резолютивная.
Во вводной части:
– отмечается, какое лицо, и в каких преступлениях обвиняется;
– дается общественная оценка совершенного преступления;
– определяется «фабула уголовного дела», то есть дается характеристика фактических его обстоятельств, установленных в ходе расследования уголовного дела и изложенных в обвинительном заключении (акте).
В мотивировочной части:
– приводятся фактические обстоятельства дела, которые нашли подтверждение в суде;
– проводится оценка каждого доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а совокупности доказательств — с точки зрения достаточности и взаимосвязи для принятия процессуального решения;
– освещается вопрос юридической квалификации преступления;
– дается характеристика личности виновного;
– указываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;
– приводятся мотивы назначения вида и размера наказания;
– мотивируется размер и порядок возмещения ущерба.
В резолютивной части:
– приводятся требования прокурора о признании виновным по соответствующей норме УК РФ относительно наказания и возмещения вреда, причиненного преступлением;
– судьба вещественных доказательств;
– порядок и способ удовлетворения гражданского иска и т. п. [5, c. 88].
Коммуникативный аспект речи (процесс доведения до сведения судей, других лиц содержания обвинительной речи) обеспечивается с помощью вербальных и невербальных средств, которыми должен обладать оратор. Учитывая это, основными требованиями к обвинительной речи должны быть ее ясность и понятность.
Еще в прошлом веке П. Сергеич (П. С. Пороховщиков) отмечал: «Нужна понятная речь; в суде нужна необыкновенная исключительная ясность», поэтому «не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять Вас судья». Поэтому, после речи прокурора «все присутствующие в судебном зале должны разобраться в деле и понять законность принятого судом решения» [6, c. 17].
Обобщая мнения теоретиков, опыт практиков, общие требования к обвинительной речи прокурора можно изложить следующим образом: четкость, логичность, убедительность, ясность, понятность для широкой общественности, юридическая и языковая грамотность, этическая выдержанность, политическая нейтральность.
Указанную выше структуру обвинительной речи необходимо закрепить в отдельной статье УПК РФ, в частности, в ст. 292–1 «Содержание обвинительной речи». Отдельной частью следует установить запрет на высказывания в обвинительной речи, унижающие честь и достоинство, выражающие неуважение к другим лицам.
В отраслевом приказе Генерального прокурора России, кроме организационных вопросов, целесообразно предусмотреть общие требования к содержанию обвинительной речи.
Таким образом, основная цель выступления государственного обвинителя в прениях сторон состоит в том, чтобы убедить суд в законности и обоснованности своей позиции по вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора.
Подготовка обвинительной речи прокурора и использование права на реплику, с правильной постановкой целей и задач, которые он хочет достигнуть имеет принципиально важное значение для постановки справедливого и объективного приговора и формирования внутреннего убеждения судьи и присяжных заседателей, однако, выполнение данной работы требует колоссального количества времени и сил государственного обвинителя, аналитики и подготовки.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52. Ст. 4921.
- Галкина К. В. Подготовка прокурора к обвинительной речи. В сборнике: Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. Электронный сборник статей по материалам Х студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 103–107.
- Колоколов Е. А. Цели и задачи выступления государственного обвинителя в прениях // Интеграция науки, общества, производства и промышленности: сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 2018. С. 104–108.
- Морозова А. А. Обвинительная речь прокурора // Актуальные проблемы российского права и законодательства: сборник материалов Х Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых, Красноярск, 2017. С. 241–242.
- Сытина А. В. Риторика для юристов: учебное пособие. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. 103 с.
- Сергеич П. (Пороховщиков П. С.). Искусство речи на суде. М.: Юридическая литература, 1960. 384 c.
- Шигурова Е. И. Обвинительная речь прокурора в суде первой инстанции // Е. И. Шигурова, М. Ф. Вельмякин. В сборнике: XLVIII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях. Сост. А. В. Столяров, отв. за выпуск П. В. Сенин. 2020. С. 592–597.