Применение топонимики на уроках географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.09.2021

Статья просмотрена: 772 раза

Библиографическое описание:

Скуратова, П. Н. Применение топонимики на уроках географии / П. Н. Скуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83999/ (дата обращения: 16.12.2024).



Топонимика имеет большое значение для географической науки. Первая и главная задача любых географических названий-дать название объекту, отличить его от других окружающих однородных объектов. Использование имен обеспечивает общение между людьми, позволяет идентифицировать объекты в устной речи или письменном общении, связывать с ними различные события. Эти функции названий (топонимов) также важны для географии как «пространственной» науки, которая широко использует географическую номенклатуру для увязки географических фактов и явлений, для их пространственной локализации.

Следует также отметить, что эти топонимы могут быть очень полезны в школе — при преподавании географии и при проведении внеклассной работы. Прежде всего, вам нужно четко представить, что географическая номенклатура — это топонимика, или географические названия. Краткое, убедительное и, самое главное, грамотное объяснение значения «трудного» названия иностранного языка или местного географического термина значительно облегчает его усвоение студентами. А выучить название означает знать, где на карте расположен указанный им объект, уметь правильно написать название и правильно его произнести.

При изучении географической номенклатуры в школе необходимо следить за тем, чтобы учащиеся усваивали правильное написание изучаемых названий и их произношение с правильным ударением. Необходимость выполнения этого требования очевидна-правильное написание географических названий является важной частью грамотности учащихся, а правильное произношение названий повышает культуру речи. Правила написания и произношения названия также включены в управление топонимикой. Очевидно, что знакомство с ними очень полезно учителю географии в целях повышения эффективности учебного процесса [30].

Образовательная и познавательная роль географических названий велика. Они отражают изменения на политической карте мира и историю географических знаний о Земле. Имена многих мореплавателей, путешественников и исследователей также записаны в названиях на географической карте

Многие названия четко характеризуют природные условия (строение земной поверхности, животный и растительный мир и т. д.), особенности населения, его хозяйственную деятельность. А благодаря тому, что названия часто сохраняются на протяжении веков и даже тысячелетий, они служат бесценным источником информации о географических условиях прошлого времени. Эти свойства названий могут быть широко использованы в краеведческой работе по изучению их местности.

Изучение географических названий также открывает большие возможности для установления широких междисциплинарных связей между географией и историей, а также с изучением русского и иностранных языков. Такие связи в первую очередь обеспечивают наиболее полное и всестороннее изучение самих названий, т. е. способствуют более глубокому изучению географической номенклатуры. Но кроме того, основываясь на таком интересном материале, как географические названия, они помогут более глубокому усвоению знаний по каждому из этих предметов [31].

Топонимика также является важным элементом краеведческой работы. Это служит отличным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего вашего региона путем поиска связей между географическими условиями местности и их отражением в географических названиях. Топонимика может занять ведущее место в работе географических кружков, школьных музеев, при работе с дежурной картой, при проведении географических викторин, игр и других внеклассных мероприятий [30].

Одним из факторов успешного усвоения географической номенклатуры является изучение происхождения и семантического значения географических названий. Географические названия являются обязательным элементом географии. Топонимика — это наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Важное образовательное и воспитательное значение изучения топонимов отражено в проекте образовательного стандарта основного общего образования по географии. Согласно требованиям этого документа, основная нагрузка по реализации историко-экологического подхода к преподаванию регионального курса географии, топонимики ложится на географию вашего региона. Образовательный процесс включает в себя три основные функции: обучающую, воспитательную, развивающую. Работа с топонимами предоставляет большие возможности для их формирования на уроках географии и во внеклассной работе. Знакомясь с топонимами, студенты могут представить, насколько разнообразна и интересна наука топонимика, насколько увлекательна работа, связанная с разгадкой происхождения знакомых с детства названий. Как часто именно с удивительных историй о происхождении топонимов начинается увлечение будущего географа. В. А. Сухомлинский писал: «Школа становится истинным центром культуры только тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова» [24]. Родина для человека начинается с деревни, с города, где он родился, с тех ручьев и рек, для которых люди придумали столько замечательных, поэтических названий. Обращение учителя к таким именам не только расширит кругозор детей, углубит их знания, пробудит интерес к языку, но и воспитает патриотические чувства, любовь к родной земле, что особенно важно сегодня.

Изучение топонимики в курсе географии средней школы возможно практически на всех уроках. При изучении географии континентов и океанов в 7 классе мы можем говорить о географических названиях континентов, частей света, океанов, рек, водопадов, озер, горных вершин и крупных городов мира.

В курсе географии России в 8-х и 9-х классах можно изучать топонимику как России, так и ее региона. Особое внимание следует уделять географическим названиям, их истории и происхождению при изучении природы России в 8 классе.

Основной целью изучения топонимики в школьном курсе географии является использование топонимов в географическом краеведении. Топонимика — важнейший элемент краеведческой работы. Это служит отличным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего региона путем поиска связей между географическими условиями местности и их отражением в географических названиях. Топонимический материал представляет большой интерес для учащихся начальных классов: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Материал топонимики предоставляет широкие возможности для развития познавательного интереса студентов, а, следовательно, и их мышления [30].

Помимо положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е. М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и речевой культуры учащихся, поскольку правила написания и произношения географических названий также включены в руководство по топонимии [23].

Наиболее целесообразно начинать изучение топонимики вашей местности с уроков физической географии в 6-м классе. Изучение краеведческого материала в« Начальном курсе физической географии» играет важную роль. Начальный курс — это первый этап физико-географического образования студентов, азбука нового предмета географии. Знания о вашей области в этом курсе обеспечивают конкретность, доступность и наглядность.

Традиционно краеведческие знания в курсе географии 6-го класса распределялись по отдельным темам. Для повышения познавательной активности учащихся на уроках географии можно впервые использовать топонимы — местные названия географических объектов (населенных пунктов, рек, озер, прудов и т. д.), которые наиболее близки, понятны и понятны учащемуся [32].

При знакомстве с физической картой вашего района на уроке рассматриваются вопросы географического расположения территории, здесь учитель также может ввести основные понятия и термины (топонимика, топоним, микротопоним), раскрывается роль географических названий в нашей жизни, особенности образования географических названий региона. Здесь учитель объясняет, что все топонимы делятся на следующие классы: — ойконимы — названия населенных пунктов; — гидронимы — названия рек; — оронимы — названия горных вершин; — годонимы — название улиц. Учитель знакомит учащихся с происхождением названия нашего областного центра. Для активизации познавательной деятельности учащихся целесообразно привести легенду о происхождении названия города и его этимологии.

Литература:

1. Аникина Т. Н. Юный географ. Топонимика // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1. — С. 2–4.

2. Жучкевич В. А. Топонимика и работа с географическими названиями. — География в школе, 1969, № 2, с.54–57.

3. Жучкевич В. А. Общая топонимика. 3 –е изд., перераб. Минск, Высшая школа,1980,288 с.

4. Марденский Н. А. Изучение топонимики.- География в школе, 1976, № 1, с.52–53.

5. Мгеладзе Д. С., Колесников Н. А. Слова топонимических происхождения (топонимы) в русском языке. Изд-во Тбилисского ун-та, 1965, 127 с.

Основные термины (генерируются автоматически): географическая номенклатура, краеведческая работа, топонимика, ваш регион, внеклассная работа, географическое условие местности, изучение прошлого, начальный курс, отличное средство стимулирования интереса, физическая география.


Задать вопрос