Банкротство физических лиц является относительно новой для России процедурой. Однако существует множество перспектив ее развития, но имеют место и проблемы законодательства, которые затрудняют само банкротство, это и обуславливает актуальность данной статьи. В статье изложен анализ проблем, которые связаны с расходами на процедуру банкротства физических лиц. Несмотря на то, что данная процедура очень востребована, практическое применение самого банкротства физических лиц несовершенно. В статье изложены рекомендации решения проблем на процедуру банкротства гражданина.
Ключевые слова: банкротство физических лиц, стоимость процедуры банкротства гражданина несостоятельность (банкротство), расходы на процедуру банкротства физических лиц, финансовый управляющий.
The bankruptcy of individuals is a relatively new procedure for Russia. However, there are many prospects for its development, but there are also legal problems that complicate the bankruptcy itself, which determines the relevance of this article. The article presents an analysis of the problems that are associated with the costs of the bankruptcy procedure of individuals. Despite the fact that this procedure is very popular, the practical application of the bankruptcy of individuals is imperfect. The article presents recommendations for solving problems in the bankruptcy procedure of a citizen.
Keywords: bankruptcy of individuals, the cost of the bankruptcy procedure, insolvency (bankruptcy), the cost of the bankruptcy procedure of individuals, the financial manager.
В России на сегодняшний день именно банкротство гражданина вызывает наибольший интерес, особенно в связи с тем, что был принят Федеральный закон от 29.12.2014 № 476–ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» [4]. Определенные новшества законодательства в части банкротства физического лица на практике вызывают некоторые проблемы и противоречия, касающиеся финансовых затрат на процедуру банкротства гражданина.
В 2015 году с принятием закона как раз и появилась возможность граждан признавать себя банкротами. Статистика показывает, что все же потребительские банкротства продолжают стремительно расти. Количество граждан (включая индивидуальных предпринимателей), признанных банкротами в 2020 году, составило 119 049, что на 72,6 % больше, чем в 2019 году.
За период существования процедуры потребительского банкротства, с октября 2015 года по конец 2020 года несостоятельными стали уже 282 284 гражданина [6].
Граждане в большинстве своем сами инициируют собственное банкротство: в 94,5 % случаев в 2020 году (90,7 % в 2019 году). Доля конкурсных кредиторов в качестве заявителей упала с 7,5 % до 4,6 %, ФНС России — снизилась с 1,7 % до 1,0 %.
МФЦ в период с 1 сентября по 31 декабря 2020 года опубликовали в Федресурсе 1849 сообщений о возбуждении процедур внесудебного банкротства и 4564 сообщений о возврате гражданину поданного им заявления. Доля возбужденных процедур выросла с 20,5 % в сентябре до 41,4 % в декабре [6].
Однако, граждане до конца не могут представить полную стоимость всей процедуры банкротства, так как она зависит от различных факторов, в том числе от наличия имущества гражданина, а также сколько процедур придётся пройти должнику: реструктуризацию долга, реализацию имущества, либо все вместе. Поэтому каждый гражданин может решать выгодно ли для него данная процедура или нет.
Разделим условно затраты должника, которыми он обременен в рамках процедуры банкротства физического лица: подача заявления в Арбитражный суд, публикации в газете «Коммерсантъ», ЕФРСБ, а также расходы на финансового управляющего и иные расходы.
К первой группе расходов можно отнести государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей при подаче искового заявления о признании банкротом в Арбитражный суд (Налоговый кодекс РФ ст. 333.21) [1]. Также являются обязательными публикации сведений о должнике в газете «Коммерсантъ», а это выходит порядка 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей. Необходимо публиковать сведения и в Едином федеральном реестре о банкротстве, что составит в среднем 3 000 (три тысячи) рублей. Выделим также почтовые расходы, их общая стоимость составит в среднем 2000 (две тысячи) рублей.
Ко второй группе расходов относится вознаграждение финансовому управляющему в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей единовременно за каждую процедуру банкротства, которые в обязательном порядке необходимо внести на депозит Арбитражного суда (ст. 213.4. Заявление гражданина о признании его банкротом Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3]. Необходимо обратить внимание, что ранее, до 3 июля 2016 года финансовый управляющий получал вознаграждение всего лишь 10 000 (десять тысяч) рублей, что указывает на отсутствие мотивации в работе управляющих. Повышение размера вознаграждения — это очень верное и необходимое решение законодателя.
Также к вышеупомянутым расходам необходимо указать, что финансовый управляющий получает плюс 7 % от денежных средств, которые должник выплачивает кредитору в процедуре реструктуризации долга, или от реализации имущества.
Институт банкротства физических лиц существует относительно недолговременно, но уже четко вырисовываются две основные проблемы, которые не может обойти должник. Первая заключается в том, что недостаточное финансирование работы управляющих не мотивирует их вести процедуры банкротства физических лиц должным образом. Вследствие этого, должнику очень сложно найти кандидатуру и вызвать интерес управляющего для участия в процедуре банкротства, в итоге Арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу ввиду невозможности утверждения кандидатуры арбитражного управляющего в установленный законом трехмесячный срок (п. 1 ст. 213.9 закона о банкротстве). Вторая проблема заключается в суммарной ответственности финансового управляющего, которая приравнивается к размеру его гонорара за одну процедуру, ведь за каждое допущенное им нарушение минимальная сумма штрафа составит 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей (КоАП РФ ст. 14.13. Неправомерные действия при банкротстве) [2].
Таким образом, можно представить, что решение вышеизложенной проблемы возможно путем предоставления определенных субсидий со стороны государства.
В третью группу расходов, возможно, отнести услуги юриста. Так как ввиду юридической неграмотности большинства граждан, которые порой не знают, как и где именно искать нужный материал, им приходится нанимать для ведения всех процедур банкротства квалифицированных юристов. Эти услуги составляют от 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей до 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, данная сумма зависит от суммы долга.
Подводя итог вышеизложенному, следует указать, что если у должника не будет хватать денежных средств для покрытия расходов собственного банкротства, то процедура судом прекращается [5]. Банкротство физических лиц может быть рассмотрено как избавление от кредитных обязательств граждан, но может и стать преградой для признания гражданина банкротом ввиду дороговизны самой процедуры. Поэтому будет целесообразным предусмотреть пособия на банкротство хотя бы закредитованных многодетных семей
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.04.2021).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.04.2021).
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) // [Электронный ресурс] // URL: https://10aas.arbitr.ru/law/docs/g247 (дата обращения: 16.04.2021).
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» от 29.12.2014 N 476-ФЗ // [Электронный ресурс]:URL: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172973/ (дата обращения: 16.04.2021).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» // [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.04.2021).
- Статистический релиз Федресурса «Банкротства в России: итоги 2020 года» // [Электронный ресурс] // URL: https://fedresurs.ru (дата обращения: 16.04.2021).