Особенности внесудебного банкротства граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 10.04.2021

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Богреева, Т. П. Особенности внесудебного банкротства граждан / Т. П. Богреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79913/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья отражает актуальность введения внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации. Исследованы условия признания гражданина банкротом во внесудебном порядке, порядок подачи должником документов в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, проверка поданных документов МФЦ, права кредиторов, обязанность должника, последствия процедуры для граждан. Выявлены недостатки и преимущества новой процедуры банкротства.

Ключевые слова: внесудебное банкротство граждан, условия признания гражданина банкротом, бесплатная альтернатива банкротства.

The article reflects the urgency of introducing extrajudicial bankruptcy of citizens in the Russian Federation. The conditions of recognition of a citizen as bankrupt out of court, the procedure of the debtor's filing of documents in a multifunctional center providing state and municipal services, verification of submitted documents of the IFC, the rights of creditors, the duty of the debtor, the consequences of the procedure for citizens were investigated. The shortcomings and advantages of the new bankruptcy procedure have been revealed.

Keywords: extrajudicial bankruptcy of citizens, conditions of recognition of the citizen bankrupt, free alternative to bankruptcy.

Банкротство граждан в настоящее время является актуальным как никогда. Количество банкротств физических лиц с каждым годом в России увеличивается. Основной причиной является ухудшение материального положения населения. Пандемия способствовала усилению данной негативной тенденции. Потеря работы из-за приостановления, прекращения деятельности многих фирм, индивидуальных предпринимателей из-за ограничительных мер, отразилась негативно на материальном положении граждан. Тот факт, что граждане оформляют новые кредиты, чтобы погасить старые или как средство к существованию, способствует тому, что долги только увеличиваются.

Как сообщает федеральный реестр «Федресурс», количество решений судов о банкротстве граждан, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), за январь-сентябрь 2020 года составило 77 050 шт., что на 64,9 % больше, чем в январе-сентябре 2019 года. Т. е. увеличилось по сравнению с прошлым годом более чем в 2 раза.

«В сентябре 2020 года суды признали несостоятельными рекордные 12 225 человек, что на 94,6 % больше, чем в сентябре 2019 года. За весь период существования процедуры личного банкротства с октября 2015 по сентябрь 2020 года несостоятельными стали уже 240 285 российских граждан» [6].

Институт банкротства служит важным средством защиты прав граждан в условиях нестабильной рыночной экономики, отмечает Карелина С. А.

«Основной целью института банкротства является возможность социальной реабилитации граждан, возможность нового старта путем реализации механизма освобождения от долгов путем обеспечения реализации социальной функции граждан в обществе» [4, с.90].

Банкротство граждан оставалось недоступным для многих граждан вследствие дороговизны процедуры.

В сентябре 2020 года стартовала новая для России процедура внесудебного банкротства гражданина. Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» вступил в силу с 1 сентября 2020 года. Этот закон обсуждался несколько лет.

Законопроект № 792949–7 об упрощенном банкротстве граждан инициирован 12 сентября 2019 года депутатом Госдумы Николаем Николаевым.

В пояснительной записке к законопроекту автором отмечалось: «По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве у 70–80 % граждан-должников, вступающих в процедуру банкротства, инвентаризация не выявила имущество, с помощью которого можно погасить долги. В 2018 году число судебных решений о признании граждан несостоятельными выросло в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом, в среднем до 44000 шт. В среднем 65–75 % кредиторов ничего не получают по итогам банкротства. При этом с каждым годом количество дел о банкротстве граждан неуклонно растет. Число реабилитационных процедур уменьшается, а это значит, что доходы граждан не позволяют реструктуризировать долг. Указанное свидетельствует, что в большинстве своем судебное рассмотрение таких дел о банкротстве является трудоемким, малоэффективным и дорогостоящим» [3, с.90].

По статистике 2019 года, при росте общего количества завершенных процедур реализации имущества (в 2018 году — около 12 тыс., в 2019 году — более 18 тыс.) — доля дел, где кредиторы ничего не получили по итогам процедуры реализации имущества составила 71 %.

Это свидетельствует о возрастающей нагрузке на суды, а также об отсутствии результатов — должники не могут ни удовлетворить требования кредиторов, ни оплатить процедуру банкротства. Таким образом, анализ статистических данных и стал главной причиной введения института внесудебного банкротства граждан в российское законодательство. В феврале 2020 г. Госдума приняла документ в первом чтении.

В связи с коронавирусом, Президент РФ Владимир Путин в марте 2020 года, поручил Госдуме ускорить принятие законопроекта о внесудебном порядке признания гражданина банкротом, который должен повысить доступности этой процедуры для малообеспеченных.

Ко второму чтению депутаты существенно изменили условия, которым должны соответствовать потенциальные банкроты. Ранее предполагалось, что гражданин должен быть неплатежеспособным, безработным или получать доход ниже прожиточного минимума, не иметь имущества, кроме единственного жилья.

«При всех историко-культурных особенностях задачи института банкротства граждан в различных странах понимаются сходно. Если взять историческое понимание банкротства как конкурсного процесса, то его основная задача — наиболее справедливым способом распределить недостаточные средства должника между несколькими кредиторами. При этом банкротство граждан призвано не только максимально удовлетворить кредиторов, но и освободить добросовестного должника от обязательств и дать ему шанс на новую экономическую жизнь. Какими бы ни были особенности законодательных моделей, эти основные идеи остаются неизменными» [5, с.54].

Условия признания гражданина банкротом во внесудебном порядке:

  1. Общий размер денежных обязательств составляет не менее 50 тыс. и не более 500 тыс. руб.;
  2. В отношении гражданина должно быть окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю из-за отсутствия у него имущества, на которое может быть обращено взыскание и после возвращения исполнительного документа взыскателю не возбуждено иное исполнительное производство.

Согласно пункта 2 статьи 223.2 ФЗ, «Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [1].

Форма заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке и порядок заполнения и подачи заявления утверждена Приказом Минэкономразвития России от 04.08.2020 № 497 «Об утверждении формы, порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке» [2].К заявлению прилагается список всех известных должнику кредиторов.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг проверяет в течение одного рабочего дня соответствие заявителя установленным критериям, проверит — завершилось ли в отношении гражданина исполнительное производство и в течение трех рабочих дней включает сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве. С этого момента прекращается начисление штрафов, пеней, а также процентов по всем обязательствам гражданина. Гражданин в течение всей процедуры внесудебного банкротства не имеет права осуществлять сделки по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иные сделки. Если поданные должником сведения не соответствуют заявленным требованиям, МФЦ в течение трех рабочих дней возвращает гражданину заявление, указав причину возврата. После возврата заявления, повторно можно обратиться только через месяц.

Внесудебное банкротство граждан осуществляется:

  1. Без участия финансового управляющего;
  2. Без суда.

Для должника банкротство бесплатное. Госпошлина не оплачивается, публикации в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве подаются Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Все расходы покрывает государство.

Гражданин обязан уведомить МФЦ, если в течение шестимесячного срока ему поступит в собственность имущество (в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар), которое позволит удовлетворить требования кредиторов полностью или частично. Срок для уведомления — пять рабочих дней. Кредиторы, не указанные должником в заявлении, могут обратиться в период процедуры внесудебного банкротства с заявлением о судебном банкротстве гражданина.

Во внесудебном банкротстве появился очень важный пункт в правах кредиторов: кредиторы, указанные в заявлении должника, вправе направить в уполномоченные органы запрос о наличии зарегистрированного имущества или имущественных прав должника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 223.6. Закона, «по истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве завершается процедура внесудебного банкротства гражданина и такой гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке» [1].С помощью процедуры внесудебного банкротства нельзя списать алименты, долги по возмещению морального вреда и вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные долги, которые неразрывно связаны с личностью кредитора.

Последствия внесудебного банкротства для гражданина:

  1. Гражданин может воспользоваться не ранее чем по истечении десяти лет повторно процедурой внесудебного банкротства;
  2. Если гражданин менее чем за год до банкротства был индивидуальным предпринимателем, он не сможет в течение пяти лет заниматься предпринимательством и занимать руководящие должности.

По данным «Федресурса» (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, bankrot.fedresurs.ru) на 12 ноября 2020 года процедура внесудебного банкротства возбуждена в отношении 1001 гражданина.

«Всего граждане подали 4144 заявления в многофункциональные центры о признании их банкротами во внесудебном порядке, 3143 было возвращено заявителям. Таким образом, процедура внесудебного банкротства возбуждалась в 24 % случаев. Лидерами по числу обращений за внесудебным банкротством стали Санкт-Петербург -330 заявлений, Москва (306), Тюменская (193) и Алтайский край (180). Но подавляющее большинство заявлений было возвращено МФЦ, в связи несоответствий обратившегося обязательным условиям. В итоге в Москве возбуждено всего 17 внесудебных процедур банкротства (5,56 % от общего числа обращений), в Санкт-Петербурге и Тюменской области по шесть (1,8 % и 3,1 % соответственно), в Алтайском крае —28 (15,56 %)» [7].

«Достаточно неплохой старт новой для России процедуры внесудебного банкротства, особенно с учетом коротких сроков от принятия закона до вступления его в силу. Правда, граждане пока не до конца понимают критерии допуска к процедуре, поэтому сейчас возвратов заявлений почти в четыре раза больше, чем возбужденных процедур. Думаю, с течением времени и появлением методических материалов для граждан, возвратов станет меньше» [7] — прокомментировал руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин.

Внесудебное банкротство позволило сделать процедуру более доступной для простых граждан. Это реальная возможность помочь безработным и малоимущим гражданам. Бесплатная альтернатива банкротства с реализацией имущества.

Преимуществами процедуры внесудебного банкротства граждан являются следующие моменты:

  1. Социально-реабилитационная цель внесудебного банкротства– списание долговых обязательств гражданина;
  2. Простота инициирования внесудебного банкротства — подача заявления не в суд, а в МФЦ; оперативность его рассмотрения;
  3. Срок процедуры внесудебного банкротства гражданина;
  4. Бесплатность процедуры для гражданина;
  5. Проведения процедуры без участия финансового управляющего.

Однако у процедуры внесудебного банкротства граждан есть и недостатки. Это:

  1. Общеустановленные размеры задолженности;
  2. Необходимое условие — прекращение исполнительного производства в отношении должника;
  3. Затруднительность в определении общего размера денежных обязательств, особенно в части финансовых санкций. Кроме того, в указанной части могут быть разногласия между кредитором и должником, которые подлежат разрешению судом.

Все это ограничивает круг лиц, которые могут прибегнуть к внесудебному банкротству. Так, исполнительное производство пенсионеров или официально работающих граждан не будет закрыто, так как они имеют постоянный доход. На получение постановления судебных приставов о прекращении исполнительного производства можно потратить ни один год из-за возможного (неоднократного) возобновления исполнительного производства в связи с периодическим появлением доходов у должника. Следовательно, данное требование является существенным стопором для граждан.

Данная процедура внесудебного банкротства гражданина больше всего направлена на списание безнадежной задолженности. Таким образом, охарактеризовав положительно идею государственной поддержки граждан, находящихся в непростом материальном положении, можно сделать вывод о том, что данная процедура банкротства для определенной категории граждан является важным и нужным механизмом защиты их прав, который нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии.

Литература:

  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина»//СПС КонсультантПлюс.2020.
  2. Приказ Минэкономразвития России от 04 августа 2020 № 497 «Об утверждении формы, порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке» (зарегистрирован в Минюсте России 10.08.2020 № 59221) //СПС КонсультантПлюс.2020.
  3. Проект Федерального закона № 792949–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части внесудебного банкротства гражданина» с пояснительной запиской. Субъект права законодательной инициативы: Депутат Государственной Думы Н. П. Николаев [Электронный ресурс].Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill /792949–7.
  4. Карелина С. А. Институт несостоятельности (банкротства) граждан как средство защиты прав в условиях рыночной экономики // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2016. № 6, С. 85–93.
  5. Смирных А. Г., Амелин А. В. П. Упрощенное банкротство граждан. Почему нужно заимствовать опыт Новой Зеландии. ПАО «Сбербанк»//Журнал: Арбитражная практика для юристов № 7(35), 2018. С.54–61.
  6. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве// [Электронный ресурс] — Режим доступа: bankrot.fedresurs.ru–06.10.2020.
  7. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве// [Электронный ресурс] — Режим доступа: bankrot.fedresurs.ru — 13.11.2020.
Основные термины (генерируются автоматически): внесудебное банкротство, внесудебный порядок, гражданин, внесудебное банкротство граждан, внесудебное банкротство гражданина, исполнительное производство, банкротство граждан, Единый федеральный реестр, Многофункциональный центр предоставления, процедура банкротства.


Ключевые слова

внесудебное банкротство граждан, условия признания гражданина банкротом, бесплатная альтернатива банкротства

Похожие статьи

Практические проблемы расходов на процедуру банкротства физических лиц

Банкротство физических лиц является относительно новой для России процедурой. Однако существует множество перспектив ее развития, но имеют место и проблемы законодательства, которые затрудняют само банкротство, это и обуславливает актуальность данной...

Место несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица

В статье проведён анализ места несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица. Показаны особенности правового регулирования отношений сфере законодательства о банкротстве. Выявлены отличительные черты пр...

Проблемы финансирования процедуры несостоятельности (банкротства) гражданина

В статье рассматривается проблема финансирования мероприятий, проводимых в рамках введенной процедуры несостоятельности (банкротства) в отношении гражданина. Определяются пути решения обозначенного спорного вопроса.

Актуальные проблемы защиты прав граждан — участников строительства при банкротстве застройщика

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков и применении способов защиты прав граждан участников строительства, а также определены пути их решения.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) физических лиц

Статья посвящена законодательным актам, регулирующим процедуру банкротства физических лиц, анализу данных законов, а также возможным решениями проблем, которые могут возникнуть в процессе признания физического лица несостоятельным (банкротом).

Основные аспекты участия уполномоченного органа в процедурах банкротства

В рамках данной статьи изучаются правовые аспекты участия Уполномоченного органа (в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации) в процедурах банкротства физических и юридических лиц. Рассматриваются формы участия государства в делах о бан...

Уполномоченный орган с правами залогового кредитора в деле о банкротстве

В статье рассмотрена история становления прав залогодержателя у уполномоченного органа, динамика развития залогового права в отношении уполномоченного органа в рамках дела о банкротстве, а также важные изменения законодательства, связанные с введение...

Некоторые проблемы применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в процедуре банкротства — наблюдении

В данной статье рассматриваются основные проблемы применения норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года № 127-ФЗ, регулирующих процедуру наблюдения. Указанные недостатки законодательства, приводят к затягиванию пр...

Банкротство юридических лиц

В данной статье рассмотрены изменения, касающиеся порядка привлечения контролирующих лиц в качестве солидарных должников по процедуре банкротства, а также особенности установления процедуры реализации имущества должника в порядке Федерального закона ...

Совершенствование правовых механизмов назначения финансового управляющего в процедуре несостоятельности (банкротства) физических лиц

В статье описывается действующий механизм взаимодействия арбитражного (конкурсного) управляющего и гражданина в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) физических лиц. Исследуется беспристрастность назначения и действий конкурсного управляющ...

Похожие статьи

Практические проблемы расходов на процедуру банкротства физических лиц

Банкротство физических лиц является относительно новой для России процедурой. Однако существует множество перспектив ее развития, но имеют место и проблемы законодательства, которые затрудняют само банкротство, это и обуславливает актуальность данной...

Место несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица

В статье проведён анализ места несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица. Показаны особенности правового регулирования отношений сфере законодательства о банкротстве. Выявлены отличительные черты пр...

Проблемы финансирования процедуры несостоятельности (банкротства) гражданина

В статье рассматривается проблема финансирования мероприятий, проводимых в рамках введенной процедуры несостоятельности (банкротства) в отношении гражданина. Определяются пути решения обозначенного спорного вопроса.

Актуальные проблемы защиты прав граждан — участников строительства при банкротстве застройщика

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков и применении способов защиты прав граждан участников строительства, а также определены пути их решения.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) физических лиц

Статья посвящена законодательным актам, регулирующим процедуру банкротства физических лиц, анализу данных законов, а также возможным решениями проблем, которые могут возникнуть в процессе признания физического лица несостоятельным (банкротом).

Основные аспекты участия уполномоченного органа в процедурах банкротства

В рамках данной статьи изучаются правовые аспекты участия Уполномоченного органа (в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации) в процедурах банкротства физических и юридических лиц. Рассматриваются формы участия государства в делах о бан...

Уполномоченный орган с правами залогового кредитора в деле о банкротстве

В статье рассмотрена история становления прав залогодержателя у уполномоченного органа, динамика развития залогового права в отношении уполномоченного органа в рамках дела о банкротстве, а также важные изменения законодательства, связанные с введение...

Некоторые проблемы применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в процедуре банкротства — наблюдении

В данной статье рассматриваются основные проблемы применения норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года № 127-ФЗ, регулирующих процедуру наблюдения. Указанные недостатки законодательства, приводят к затягиванию пр...

Банкротство юридических лиц

В данной статье рассмотрены изменения, касающиеся порядка привлечения контролирующих лиц в качестве солидарных должников по процедуре банкротства, а также особенности установления процедуры реализации имущества должника в порядке Федерального закона ...

Совершенствование правовых механизмов назначения финансового управляющего в процедуре несостоятельности (банкротства) физических лиц

В статье описывается действующий механизм взаимодействия арбитражного (конкурсного) управляющего и гражданина в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) физических лиц. Исследуется беспристрастность назначения и действий конкурсного управляющ...

Задать вопрос