Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 30.08.2021

Статья просмотрена: 2312 раз

Библиографическое описание:

Попова, О. В. Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада / О. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83840/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время в системе дошкольного образования происходит поиск новых моделей и путей организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В 2020 году наш детский сад стал инновационной площадкой Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования по модернизации образования дошкольной организации и внедрению инновационной программы « Вдохновение » .

Свою работу я решила начать с изучения теоретических основ и идей программы «Вдохновение».

Цели и задачи данной программы оказались близки нашему пониманию педагогического процесса. Мы считаем, что целостное и разностороннее развитие детей возможно только при создании системы благоприятных условий для развития. [1, с.147]

В нашей группе мы постарались создать мотивирующую образовательную среду для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей. [1, c. 109]

Среда, которую мы создали в группе, предоставляет ребенку возможности для развития по индивидуальной образовательной траектории через общение, игру, исследование, различные формы детской активности. [1, с.240]

Когда в группе стала внедряться инновационная программа « Вдохновение » , была проведена встреча с родителями по ознакомлению с данной программой. Родители группы активно поддержали наше стремление реализовать программу.

И вот мы приступили к работе с детьми.

Дневной цикл группы представлял собой следующую модель «План-дело-анализ». В течение дня воспитанники вместе со взрослыми совершали увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу.

Важным общим событием начала дня в детском саду стал утренний круг, именно он стал нашим Планом. По сигналу колокольчика мы собирались вместе, чтобы почувствовать себя одним целым и отметить общее начало дня. Мы обсуждали общие темы, рассказывали о своих чувствах, играли и пели.

Интересным методом для нас стала организация утреннего совета с детьми. Нами ставилась задача: что бы вы хотели изучить, какую тему мы выберем. Детям предлагалось выбрать из нескольких возможных тем, показанных на стенде.

А уже после по каждой теме составлялся план-паутинка, в котором отображалась вся запланированная деятельность в центрах развития.

В процессе утреннего круга дети вместе с педагогом играли в какую-либо игру по теме проекта: пальчиковую, подвижную, дыхательную гимнастику или релаксационное упражнение, которые способствовали объединению воспитанников между собой и были направленны на создание радостного настроя в группе.

Также в ходе выбора я сообщала детям о том, какие центры сегодня работают и давала обдумать свой выбор и определиться.

Компонент «Дело» активно происходил в таких центрах, как: центр STEM-образования, уголок творчества, центр игры, центр спорта, а также в ходе режимных моментов, в непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной игре воспитанников.

Работа с детьми в группе «Теремок» строилась на основе проектно-тематического подхода. [1, с.204] В программе «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста. Тема может быть подана как педагогом, так и детьми. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта. [1, с. 117]

Для реализации целей и задач программы нами были созданы речевые проекты, поддерживающие мотивацию и интересы детей.

Развитие речи детей происходило в театрализованной деятельности. Активно применялась инсценировка изученных произведений в театральной студии «Волшебная маска». Также воспитанники могли самостоятельно сочинить сказку и под руководством воспитателя воплотить ее на сцене студии.

Чтобы сформировать предпосылки к изучению грамоте выстраивалась работа в центе STEM-образования: используя кубики дидактического набора Фридриха Фребеля воспитанники выкладывали буквы по заданным фотокарточкам. Детям было интересно, ведь карточка и кубики в результате представляли яркую и запоминающуюся модель. [2, с.11]

В ходе образовательной деятельности обязательно учитывался принцип дифференцированного обучения, при котором учитывались готовность, интересы и особенности каждого ребенка. [1, с.217]

Кроме того, активный самостоятельный опыт более ценен для ребенка, нежели пассивное участие или участие по принуждению. Поэтому организация игр в группе была построена на интересе воспитанников и их желании участвовать в совместной деятельности.

Воспитанники нашей группы играли по известным им сюжетам, а также самостоятельно сочиняли сюжетно-ролевые игры, а после подбирали необходимые атрибуты, которые находились в группе.

Образовательный процесс не ограничивался деятельностью в группе. Для становления сознательного отношению детей к своему здоровью организовывались спортивные праздники и подвижные игры. Активное движение положительно воздействовало как на общее самочувствие детей, так и на их эмоциональное состояние.

Каждый день по программе «Вдохновения» был особенным. Итогом деятельности детей могли стать: выставка рисунков или детских поделок; танцевальное выступление или театральный номер, защита проекта и его обсуждение.

В течение дня мы ненавязчиво спрашивали, есть ли идеи. Нам приятно было наблюдать, как рождаются и оформляются детские замыслы. По окончанию самостоятельной творческой работы детям давался сигнал колокольчиком, и дети собирались на «рефлексивный круг», чтобы показать свои работы другим детям и рассказать, чем они занимались, что узнали нового и чему научились.

Дети активно обсуждали свои работы, а я старалась не критиковать и не исправлять произведения детей, а лишь направлять их, старалась показать, что каждая работа для меня по-своему ценна.

Диагностика развития воспитанников основывается на наблюдении за игрой детей и анализом результатов их деятельности. [3, с.33] Данные вносятся в карту развития ребенка в соответствии с образовательными областями и выделенными критериями по каждому направлению развития. [4, с.56]

Программа предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии, учитывает широкий спектр предпосылок развития детей.

Программа «Вдохновение» позволила нам снизить риск тяжелой адаптации. За счет того, что адаптация проходила постепенно, самостоятельная деятельность организована по интересам детей, проходит в форме игры и присутствует очень много творчества, это успокаивает и раскрепощает детей, программа позволяет формировать навыки общения со сверстниками, а воспитатель является другом, а не наставником.

Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними. Наши дети умеют делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.

Вдохновлять, помогать, удивлять, радовать.

И учиться у детей их взгляду на мир, отношению к этому миру.

Литература:

  1. Загвоздкин, В. К. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / В. К. Загвоздкин, И. Е. Федосова. — 1-е изд. — Москва: Национальное образование, 2019. — 330 c. — Текст: непосредственный.
  2. Маркова, В. А. Образовательный модель «Дидактическая система Фридриха Фребеля» / В. А. Маркова. — 2-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 48 c. — Текст: непосредственный.
  3. Мишняева, Е. Ю. Карты развития детей от 0 до 3 лет / Е. Ю. Мишняева. — 1-е изд. — Москва: Национальное образование, 2020. — 99 c. — Текст: непосредственный.
  4. Мишняева, Е. Ю. Карты развития детей от 3 до 7 лет / Е. Ю. Мишняева. — 1-е изд. — Москва: Национальное образование, 2020. — 99 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, группа, работа, воспитанник, инновационная программа, интерес детей, образовательный процесс, течение дня, утренний круг.


Похожие статьи

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Актуальный вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс детского образовательного учреждения метода проектов

Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения

Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в практике работы детского сада с бассейном

Новые возможности взаимодействия педагогов в коррекционном образовательном пространстве ДОУ по внедрению инноваций в образовательный процесс

Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО в условиях реализации регионального проекта «Дети в приоритете»

Похожие статьи

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Актуальный вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс детского образовательного учреждения метода проектов

Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения

Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в практике работы детского сада с бассейном

Новые возможности взаимодействия педагогов в коррекционном образовательном пространстве ДОУ по внедрению инноваций в образовательный процесс

Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО в условиях реализации регионального проекта «Дети в приоритете»

Задать вопрос