В настоящее время в системе дошкольного образования происходит поиск новых моделей и путей организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
В 2020 году наш детский сад стал инновационной площадкой Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования по модернизации образования дошкольной организации и внедрению инновационной программы « Вдохновение » .
Свою работу я решила начать с изучения теоретических основ и идей программы «Вдохновение».
Цели и задачи данной программы оказались близки нашему пониманию педагогического процесса. Мы считаем, что целостное и разностороннее развитие детей возможно только при создании системы благоприятных условий для развития. [1, с.147]
В нашей группе мы постарались создать мотивирующую образовательную среду для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей. [1, c. 109]
Среда, которую мы создали в группе, предоставляет ребенку возможности для развития по индивидуальной образовательной траектории через общение, игру, исследование, различные формы детской активности. [1, с.240]
Когда в группе стала внедряться инновационная программа « Вдохновение » , была проведена встреча с родителями по ознакомлению с данной программой. Родители группы активно поддержали наше стремление реализовать программу.
И вот мы приступили к работе с детьми.
Дневной цикл группы представлял собой следующую модель «План-дело-анализ». В течение дня воспитанники вместе со взрослыми совершали увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу.
Важным общим событием начала дня в детском саду стал утренний круг, именно он стал нашим Планом. По сигналу колокольчика мы собирались вместе, чтобы почувствовать себя одним целым и отметить общее начало дня. Мы обсуждали общие темы, рассказывали о своих чувствах, играли и пели.
Интересным методом для нас стала организация утреннего совета с детьми. Нами ставилась задача: что бы вы хотели изучить, какую тему мы выберем. Детям предлагалось выбрать из нескольких возможных тем, показанных на стенде.
А уже после по каждой теме составлялся план-паутинка, в котором отображалась вся запланированная деятельность в центрах развития.
В процессе утреннего круга дети вместе с педагогом играли в какую-либо игру по теме проекта: пальчиковую, подвижную, дыхательную гимнастику или релаксационное упражнение, которые способствовали объединению воспитанников между собой и были направленны на создание радостного настроя в группе.
Также в ходе выбора я сообщала детям о том, какие центры сегодня работают и давала обдумать свой выбор и определиться.
Компонент «Дело» активно происходил в таких центрах, как: центр STEM-образования, уголок творчества, центр игры, центр спорта, а также в ходе режимных моментов, в непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной игре воспитанников.
Работа с детьми в группе «Теремок» строилась на основе проектно-тематического подхода. [1, с.204] В программе «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста. Тема может быть подана как педагогом, так и детьми. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта. [1, с. 117]
Для реализации целей и задач программы нами были созданы речевые проекты, поддерживающие мотивацию и интересы детей.
Развитие речи детей происходило в театрализованной деятельности. Активно применялась инсценировка изученных произведений в театральной студии «Волшебная маска». Также воспитанники могли самостоятельно сочинить сказку и под руководством воспитателя воплотить ее на сцене студии.
Чтобы сформировать предпосылки к изучению грамоте выстраивалась работа в центе STEM-образования: используя кубики дидактического набора Фридриха Фребеля воспитанники выкладывали буквы по заданным фотокарточкам. Детям было интересно, ведь карточка и кубики в результате представляли яркую и запоминающуюся модель. [2, с.11]
В ходе образовательной деятельности обязательно учитывался принцип дифференцированного обучения, при котором учитывались готовность, интересы и особенности каждого ребенка. [1, с.217]
Кроме того, активный самостоятельный опыт более ценен для ребенка, нежели пассивное участие или участие по принуждению. Поэтому организация игр в группе была построена на интересе воспитанников и их желании участвовать в совместной деятельности.
Воспитанники нашей группы играли по известным им сюжетам, а также самостоятельно сочиняли сюжетно-ролевые игры, а после подбирали необходимые атрибуты, которые находились в группе.
Образовательный процесс не ограничивался деятельностью в группе. Для становления сознательного отношению детей к своему здоровью организовывались спортивные праздники и подвижные игры. Активное движение положительно воздействовало как на общее самочувствие детей, так и на их эмоциональное состояние.
Каждый день по программе «Вдохновения» был особенным. Итогом деятельности детей могли стать: выставка рисунков или детских поделок; танцевальное выступление или театральный номер, защита проекта и его обсуждение.
В течение дня мы ненавязчиво спрашивали, есть ли идеи. Нам приятно было наблюдать, как рождаются и оформляются детские замыслы. По окончанию самостоятельной творческой работы детям давался сигнал колокольчиком, и дети собирались на «рефлексивный круг», чтобы показать свои работы другим детям и рассказать, чем они занимались, что узнали нового и чему научились.
Дети активно обсуждали свои работы, а я старалась не критиковать и не исправлять произведения детей, а лишь направлять их, старалась показать, что каждая работа для меня по-своему ценна.
Диагностика развития воспитанников основывается на наблюдении за игрой детей и анализом результатов их деятельности. [3, с.33] Данные вносятся в карту развития ребенка в соответствии с образовательными областями и выделенными критериями по каждому направлению развития. [4, с.56]
Программа предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии, учитывает широкий спектр предпосылок развития детей.
Программа «Вдохновение» позволила нам снизить риск тяжелой адаптации. За счет того, что адаптация проходила постепенно, самостоятельная деятельность организована по интересам детей, проходит в форме игры и присутствует очень много творчества, это успокаивает и раскрепощает детей, программа позволяет формировать навыки общения со сверстниками, а воспитатель является другом, а не наставником.
Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними. Наши дети умеют делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.
Вдохновлять, помогать, удивлять, радовать.
И учиться у детей их взгляду на мир, отношению к этому миру.
Литература:
- Загвоздкин, В. К. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / В. К. Загвоздкин, И. Е. Федосова. — 1-е изд. — Москва: Национальное образование, 2019. — 330 c. — Текст: непосредственный.
- Маркова, В. А. Образовательный модель «Дидактическая система Фридриха Фребеля» / В. А. Маркова. — 2-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 48 c. — Текст: непосредственный.
- Мишняева, Е. Ю. Карты развития детей от 0 до 3 лет / Е. Ю. Мишняева. — 1-е изд. — Москва: Национальное образование, 2020. — 99 c. — Текст: непосредственный.
- Мишняева, Е. Ю. Карты развития детей от 3 до 7 лет / Е. Ю. Мишняева. — 1-е изд. — Москва: Национальное образование, 2020. — 99 c. — Текст: непосредственный.