На сегодняшний день самой актуальной темой во всем мире по-прежнему остается COVID-19, который сказался абсолютно на всех сферах человеческой жизни: политика, экономика, культура и т. д.
Неизвестно, что ждет человечество в будущем, данное событие просто нужно принять, не поддаваясь панике. Факт в том, что это войдет в историю, что коронавирусная пандемия колоссально изменила мир: множество жертв, самоизоляции, переполненные больницы, экономический и политический кризисы. Но зададимся следующим вопросом: имеет ли сие событие положительные стороны? Конечно, поскольку, во-первых, ничто не имеет только отрицательных качеств; во-вторых, самоизоляция позволила раскрыть новые методы развития в различных сферах общества.
Музейная сфера не является исключением. В первые же дни пандемии музеи остановили прием посетителей, отправили своих сотрудников на удаленную работу. Некоторое время двери музеев были закрыты. Это был серьезный вызов, так как большая часть музейной деятельности связана с экспозициями и выставками, то есть с просвещением и непосредственной работой с обществом. К счастью, музейное сообщество в кратчайшее время смогло мобилизоваться.
Одним из выходов стала работа в виртуальном пространстве. Несомненно, музейные учреждения до этого развивали деятельность в режиме онлайн: виртуальные музеи, широкий доступ к оцифрованным коллекциям, виртуальные выставки, записи мероприятий, размещенные в интернете, онлайн-магазины. Но уровень развития и проникновения всех этих сервисов был очень разным. Поэтому, когда стало необходимо искать новые способы взаимодействия с аудиторией, многие музеи были вынуждены разрабатывать совершенно новые подходы и методики, причем в кратчайшие сроки.
Из-за коронавирусный пандемии музеи всего мира вынуждены были перейти в онлайн-формат и отставить консервативные взгляды. Ковид сыграл на руку музейным учреждениям, поскольку это дало возможность по-новому продвигать выставки, экспозиции и показать инновационные возможности, благодаря которым, возможно, придется прибегать в музеях не один раз.
Флешмобы: #МирИзМоегоОкна , который запустил архитектурный музей имени Щусева, так учреждение поддерживает флешмоб, зародившийся в Италии. Музей архитектуры предлагает всем желающим присоединиться к флешмобу, сфотографировать вид из окон квартиры или дома и опубликовать снимок на странице любой из доступных социальных сетей с хештэгом #миризмоегоокна. « Мы уверены, этот флешмоб напомнит каждому из нас, какую важную роль в жизни любого человека играют архитектура и ее эстетическая составляющая» , — пишут организаторы акции [6]. #GetTyMuseumChallenge. Свою помощь в войне с тоской предложил Музей Гетти, который подкинул всем желающим идею воссоздавать знаменитые шедевры искусства у себя дома, используя для этого подручные средства. Люди, участвовавшие во флешмобе, использовали абсолютно все подручные средства: одноразовая посуда, инструменты, столовые приборы, одежда и т. д. Таким образом, в социальной сети Instargam можно по данному хэштегу найти множество фотографий, на которых любители искусства и музеев воспроизводят различные картины [7].
Art Making with MoMA. В помощь родителям, которые ищут новые занятия для своих детей на карантине, Музей современного искусства в Нью-Йорке напомнил в своем журнале о книге Art Making with MoMA: 20 Activities for Kids Inspired by Artists at The Museum of Modern Art, которую можно читать онлайн. Книга 2018 года посвящена разным направлениям в искусстве, каждая ее глава сопровождается заданиями, помогающими юному читателю освоить новый материал [3].
Музей публикует инструкции с заданиями, основанными на работах из своей коллекции. Пример заданий из книги: «Энди Уорхол каждый день ел на обед одно и то же: банку томатного супа. «Я ел один и тот же ланч каждый день в течение двадцати лет, я думаю, одно и то же снова и снова». Нарисуй, что ты любишь есть на обед. Как вы будете представлять или показывать свою еду? Или: «Попробуй подражать выражению лица Джорджи Арси (Картина Элис Нил Georgie Arce). Как ты думаешь, как он себя чувствует? Теперь воссоздайте его позу своим телом. Как ты думаешь, ему удобно? Что еще вы можете сказать об этом мальчике, основываясь на том, что вы видите? Что еще вы хотите узнать?» [8]
Теневой кукольный театр от Британского музея. Команда Британского музея предлагает всех изучать теневых кукол и создавать свой собственный теневой музей. Для создания собственного театра понадобятся материалы: картонка, ножницы, ручки, солома, лента, лист и фонарик. Можно попробовать сделать свое собственное теневое кукольное представление и создать небольшую историю. Для этого на кусочке картона нужно нарисовать контур персонажа, а затем вырезать его. Приклеить его скотчем к соломинке или палочке. Закрепить простыню между двумя стульями, поставить фонарик позади простыни и держать теневых кукол перед ней. Также музей для удобства выложил фотографии теневых кукол, которые можно запросто распечатать и создать собственное представление [2].
Помимо онлайн-экскурсий, мастер-классов и выступлений музеи попробовали реализовать себя в компьютерных играх. В популярной компьютерной игре Minecraft, которой увлекаются более 200 миллионов человек по всему миру, открылась копия музея-заповедника Царицыно. Онлайн-презентация проекта с параллельной программой событий состоялась в августе 2020 года.
Программу можно посмотреть на платформе YouTube, также были трансляции в сети ВКонтакте, и в самом Minecraft. Теперь любители Minecraft могут подключиться к серверу, на котором размещена копия Царицына. Организаторы планируют проведение там различных онлайн-событий, а пока посетители могут просто погулять по виртуальному музею-заповеднику [5]. Еще один интересный проект выпустила Третьяковская галерея, которая называется «Музейный профессионал», где каждый может попробовать собрать паспорт картины, найти ее по инвентарному номеру в хранилище, сделать рентгенограмму и т. п. Очень полезная игра для тех, кто учится на музейных сотрудников или тех, кому интересна, как строится музейная работа. Галерея так же запустила онлайн-игру «Уроки Серова», которая будет интересна и более широкой публике [4].
Люди с ограниченными возможностями не остались в стороне, поэтому для них придумали специальный проект под названием Picture This!, которым занимается музей Метрополитен.
Музей адаптировал к онлайн-формату полуторачасовые воркшопы Picture this! для незрячих и слабовидящих посетителей. Сначала участникам предлагается тифлокомментарий (передача информации за счет звуков незрячим людям) к экспозиции, работе или конкретному месту в музее, после чего ведущий организовывает дискуссию вокруг описанного объекта [9].
Ученые лаборатории экономики культуры Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ выявили, как пандемия повлияла на онлайн-активность музеев. Исследователи сделали следующие выводы: во-первых, музеи редко разрабатывают MOOC (открытые онлайн-курсы) для соответствующих платформ, в отличие от SPOC (закрытые онлайн-курсы); во-вторых, в малом количестве, но музеи разрабатывали обучающие игры, а также мобильные приложения, которых оказалось больше, чем игр [1].
Таким образом, самоизоляция и последующие ограничения: период, когда музеи были закрыты для посетителей, предоставили сотрудникам музеев хорошую возможность заполнить те пробелы, которые накопились в этом направлении. Была проведена значительная работа по систематизации и инвентаризации коллекций, определены предметы, нуждающиеся в реставрации, составлены новые планы экспозиционной деятельности, осуществлено и опубликовано большое количество научных исследований. Также это был сделан новый шаг для создания новых проектов, которые позволяли держаться музеям на плаву и поддерживать контакт с посетителями.
Музейные учреждения все активнее выявляют новые тренды для определения своей активности: монетизация онлайн-продуктов, которая даст новый импульс для поиска денежных средств; кооперация с образовательными и другими учреждениями для совместной разработки проектов. Таким образом, жизнь музеев после пандемии изменилась: если прежде онлайн-проекты были факультативной деятельностью, то сегодня они стали необходимостью обеспечения активности учреждения и поддержания его связи с социумом.
Литература:
- Исследование Петербургского кампуса НИУ ВШЭ — https://iq.hse.ru/news/368076865.html
- Кукольный театр Британского музея — https://www.britishmuseum.org/collection/search?object=shadow %20puppet&image=true&view=grid&sort=object_name__asc&page=1&utm_source=Adestra&utm_medium=email&utm_content=Explore %20now %20button&utm_campaign=SYA %2029.06.2020 %20MFH %7C %20Puppets&cmpid=em %7Csya %7Cenews %7C29062020 %7Cpuppets&campaignid=2311&contactid=2779496
- Макушева О. Н. Креативная экономика как творческий процесс // Материалы научно-практической конференции, — МГИК, — Сборник трудов «Творчество и креатив в коммуникациях: теория и практика», — 2018. — С. 99–111.
- Музейный профессионал Третьяковской галереи — http://edu.tretyakov.ru/mp/
- Царицыно в компьютерной игре Minecraft — https://tsaritsyno-museum.ru/events/special/p/minecraft-tsaritsyno/
- Флешмоб #ВидИзМоегоОкна https://www.metronews.ru/novosti/russia/reviews/pokazhi-vid-iz-okna-rossiyane-podderzhali-fleshmob-moskovskogo-muzeya-arhitektury-1660983/
- Флешмоб #GettyMuseumChallenge — https://www.fastcompany.com/90484459/getty-museum-challenges-quarantined-people-to-recreate-famous-works-of-art-with-hilarious-results
- Art Making with MoMA — https://www.moma.org/magazine/articles/254
- Picture this!” для людей с ограниченными возможностями — https://www.metmuseum.org/events/programs/met-tours/met-tours-disabilities/picture-this