В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися детской художественной школы, нацеленной на их ознакомление с декоративной росписью матрешки. Выполнение декоративной росписи авторской матрешки способствует развитию воображения детей, раскрытию их творческого потенциала.
Ключевые слова: творческое воображение, декоративная роспись, авторская матрешка, учащиеся.
Творческое воображение является неотъемлемым компонентом для занятий творческой деятельностью. Это незаменимый инструмент творчества, благодаря которому создаются новые, уникальные, индивидуальные вещи. Без воображения невозможен прогресс в науке, в технике, в искусстве — это двигатель человеческой жизни. Развитое творческое воображение способствует формированию у детей всех высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, что является залогом всесторонне развитой личности. В условиях глобализации, в эпоху телевидения, гаджетов, компьютерных игр и пр., у детей развивается шаблонное мышление, преодолеть которое возможно посредством раннего развития творческого воображения. Одним из эффективных средств развития творческого воображения обучающихся является занятия декоративной росписью матрешки.
В МБУ ДО «Детская художественная школа № 4» г. о. Саранск нами была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой апробировались авторские методические разработки занятий по росписи матрешки с учащимися 1 класса. Целью занятий было раскрыть возможности данного вида декоративно-прикладного творчества в развитии творческого воображения обучающихся детской художественной школы.
Знакомство с традиционными видами русской матрешки и основными этапами работы над росписью токарной игрушки открывает детям новый мир, который имеет свои законы и правила. Учащиеся понимают, что создание матрешки — это искусство, которое им предстоит освоить.
Изготовление и роспись самодельной матрешки ребенком напоминает творение токарной игрушки народным мастером, так как она придумывалась, создавалась и украшалась им от начала до конца. Поэтому выполнение и роспись ребенком матрешки направлена на создание условий для реализации фантазии и творческого потенциала, раскрытие и развитие его индивидуальности. В процессе восприятия матрешки важно вызвать эмоциональный отклик учащихся на произведения народных мастеров. Сравнивая матрешки, различные по типажу и росписи в зависимости от мест традиционного промысла, дети постигают основные особенности, присущие любым матрешкам — их обобщенность и выразительность. Это достигается посредством простейших приемов стилизации, целостности цветового решения, переработки реальных черт в сказочные, фантастические.
Наша опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе нам представлялось важным выяснить, что знают о матрешке учащиеся. Проверка знаний проходила посредством тестирования. Тест содержал вопросы открытого типа и состоял из 15 вопросов, которые касались истории происхождения матрешки, ее отличительных особенностей в зависимости от места промысла, технологии ее изготовления. Результаты тестирования показали, что учащиеся в целом имеют представление о матрешке как традиционном русском сувенире. Затруднения у ребят вызвали вопросы, связанные с историей появления токарной игрушки в России, например, такие как: «Из какой восточной страны пришел к нам прообраз матрешки?», «Знаешь ли ты, кто выточил и расписал первую русскую матрешку?», «Кого изображала первая русская матрешка?».
На формирующем этапе мы разработали и провели серию занятий, нацеленных на развитие творческого воображения обучающихся посредством росписи авторской матрешки.
Рассмотрим особенности этой работы на примере занятия «Русская матрешка. Составление эскиза росписи матрешки».
До занятия в классе была развернута импровизированная выставка. На доске были представлены иллюстрации с изображением матрешек, различных по типажу росписи. Учащиеся внимательно их рассматривали, задавали вопросы о том, почему матрешки такие разные. Некоторые из ребят принесли матрешки на занятие из дома. Остальные учащиеся класса до урока внимательно рассматривали их, брали в руки, разбирали и собирали, играли.
Чтобы еще глубже вовлечь их в предстоящий учебный процесс, в начале урока была предложена серия вопросов: «Есть ли у тебя любимая игрушка?», «Как вы думаете, в какие игрушки играли ваши сверстники сто лет назад?». Учащиеся с удовольствием рассказывали о своих игрушках, высказывали свои мнения, какими были игрушки прошлого. Далее они узнали о том, что изготовлением игрушек раньше занимались народные мастера. Игрушки были разными по фактуре, различными по способу изготовления и используемых материалов (глина, дерево и др.). В разных регионах России игрушки делали по-своему. Рассказ об игрушках сопровождался показом иллюстраций с изображением филимоновской, богородской, каргопольской, дымковской игрушки. Далее учащиеся узнали новую информацию о хорошо известной им игрушке — матрешке. Ребята внимательно слушали рассказ об истории появления матрешки в России, происхождении названия игрушки. Учащиеся были удивлены, узнав, что прообразом русской матрешки является фигурка японского мудреца Фукуруму. Далее они узнали о традиционных центрах росписи матрешек в России, отличительных особенностях семеновской, загорской, полхов-майданской матрешки. Особый интерес у учащихся вызвала авторская матрешка. Рассматривая авторские матрешки, дети отметили, что каждая из них неповторима по характеру росписи и форме. Мы рассказали о том, что каждый мастер стремился иметь свой особенный товар. Матрешки 1900-х годов были разными: шлемовидной формы — «богатыри», по этнографическим мотивам — «народы Прибалтики», «ненцы», «остяки»; по сказочным сюжетам. В 1912 году были изготовлены матрешки, изображавшие Кутузова, Наполеона. Внутри помещались члены их штабов. Мастера украшали матрешки на разный манер — применяли выжигание с раскраской, использовали декоративную орнаментальную живопись, живописные приемы с тоновой проработкой, вводили позолоту. На сегодняшний день современная авторская матрешка воплощает в себе всевозможных персонажей сказок, литературных произведений, героев мультфильмов и кино и многое другое.
Первая практическая часть урока состояла из задания, предполагавшего разработку учащимися эскиза росписи авторской матрешки по сказочным мотивам. При этом важно было не копировать уже имеющиеся образцы матрешек из открытых источников, а предложить и воплотить свои неповторимые творческие идеи. Детям было предложено разделиться на две группы и выбрать любимую русскую сказку, на основе которой одна часть класса должна была придумать серию иллюстрации к ней, а другая олицетворить в матрешке героев этой сказки. При создании эскизов в первую очередь внимание акцентировалось на оригинальной задумке и композиции.
На последующем практическом занятии учащиеся выполняли заготовку будущего изделия в технике папье-маше. Основой будущей заготовки являлась пластилиновая матрешка. Затем она покрывалась несколькими слоями газетной бумаги. После высыхания разрезалась пополам, извлекался пластилин, после чего две половинки склеивались между собой. Готовую заготовку учащиеся покрывали водоэмульсионной краской, после высыхания которой она была готова к росписи.
На третьем и четвертом занятии дети приступили к росписи матрешки. Для них это был первый опыт в данном виде декоративно-прикладного творчества, поэтому у некоторых ребят возникали трудности в процессе росписи изделия. Роспись объемного изделия учениками осуществлялась в следующей последовательности. Перед тем, как расписать заготовку, учащиеся вели подготовительную работу карандашом, нанося элементы росписи на заготовку. При этом у них складывалось представление о связи объемной формы изделия с узором росписи. Потом следовал один из самых ответственных моментов — выполнение росписи красками, в процессе которого формируются навыки кистевого письма объемного изделия.
Итогом занятий стал контрольный этап нашей опытно — экспериментальной работы, который заключался в рефлексии, просмотре творческих работ, выполненных учащимися. Ниже на рис. 1–4 представлены фотографии некоторых из них.
|
|
Рис. 1. Матрешка «.Баба-Яга». Автор: Барзова Лера, 9 лет |
Рис 2. Матрешка «Репка» Автор: Аверкина Полина, 9 лет |
|
|
Рис 3. Матрешка «Лукоморье. Леший» Автор: Субботин Егор, 9 лет |
Рис 4. Матрешка «Русалка на ветвях…» Автор: Градинков Евгений, 9 лет |
Обсуждая результаты работы, дети пришли к выводу, что каждая матрешка по-своему красива и индивидуальна, процесс ее создания сложен, но вдохновляет автора, развивает его воображение и фантазию.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о том, что роспись матрешки способствует развитию творческого воображения учащихся детской художественной школы. В процессе занятий данным видом декоративно-прикладного творчества не только развиваются практические умения и навыки, но и осуществляется тесная связь теории с практикой, более глубокое изучение художественного ремесла.
Литература:
- Алексахин Н. Н. Матрешка: методика преподавания росписи матрешки. М.: Народное образование, 1998.
- Соловьева Л. Н. Русская матрешка: альбом / сост. М.: Интербукбизнес, 1997.