Особенности формирования опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 19.07.2021

Статья просмотрена: 634 раза

Библиографическое описание:

Вишнякова, Е. Н. Особенности формирования опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Вишнякова, Е. И. Семидоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83280/ (дата обращения: 22.11.2024).



В настоящее время в педагогической теории и практике проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста опыта трудовой деятельности является весьма актуальной. Об этом указывается в исследованиях Р. С., Буре, Н. Ф. Виноградовой, И. А. Гусевой, М. В. Крулехт, Л. В. Куцакова, Н. В. Микляевой и др. Для определения особенностей формирования опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста используется педагогическая диагностика. В статье описан алгоритм ее организации на примере одной из дошкольных организаций.

Ключевые слова: опыт трудовой деятельности, компоненты, критерии и уровни сформированности опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в педагогической теории и практике проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста опыта трудовой деятельности является весьма актуальной, что обусловлено рядом причин.

Одной из которых являются требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования указан: ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда [1].

Поэтому в последние десятилетия увеличилось количество работ и публикаций ученых и практиков по проблеме формирования опыта трудовой деятельности у детей, в том числе старшего дошкольного возраста. При этом исследуется чрезвычайно широкий диапазон проблемы, включая экономическую, демографическую, гражданственно-правовую и нравственную ее составляющие.

Важность этих направлений в исследованиях заключается в том, что труд современного человека должен позволять ему поддерживать требуемый профессиональный уровень, высокую продолжительность жизни, качество здоровья и отдыха. Об этом говорят с высоких трибун многие современные ученые и политики, в том числе и президент нашей страны В. Путин.

В. Путин говорит о том, что детей надо привлекать хотя бы к элементарному, но творческому труду, напоминая, что воспитание детей, в том числе и трудовое, — самое главное [6].

В одном из выступлений Президент Российской Федерации подчеркивал: «Получить широкие современные знания непросто. Но это вторично в сравнении с воспитанием человека, с тем чтобы он должным образом относился к самому себе, к друзьям, к семье, к труду, к родине. Только на этой базе можно рассчитывать, что человек будет полноценным и сам получит удовлетворение от жизни» [6].

Таким образом трудовое воспитание является непременной и неотъемлемой составной частью общей системы воспитания детей старшего дошкольного возраста [2].

Анализ теоретических работ по проблеме (Р.С., Буре, И. А. Гусева, М. В. Крулехт, Л. В. Куцакова и др.) позволил сформулировать определение понятия «опыт трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста». Это: «Совокупность накопленных детьми представлений о трудовой деятельности человека; сформированных трудовых умений и навыков, являющихся основой положительного отношения к процессу и итогу трудовой деятельности и сформированности личностных качеств, способствующих достижению результата труда (самостоятельность, инициатива, трудолюбие)» [4].

Отсюда в структуре опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста выделяются компоненты: представления о трудовой деятельности; трудовые умения и навыки; отношение к трудовой деятельности; личностные качества, необходимые для выполнения работы, в целях получения необходимого результата.

Исходя из анализа теоретических исследований Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградовой, Н. В. Микляевой и др., а также из определения понятия и компонентов опыта трудовой деятельности определяются критерии и уровни сформированности опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста (Таблица 1).

Таблица 1

Опыт трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Компонент

Критерии

Уровень

Представления о труде и трудовой деятельности: о процессе самообслуживания и хозяйственно-бытовом труде (убрать игрушки, вытереть пыль, ухаживать за растениями в уголке природы и на участке); о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (знакомство с видами труда взрослых и с их профессиями и трудовыми процессами); о важной роли современной техники в труде

Когнитивный

Высокий уровень: дети имеют представления о труде и его результатах; у детей хорошо выражен интерес к трудовой деятельности взрослых; дети имеют представление о профессиях взрослых; знают и соблюдают правила техники безопасности в трудовой деятельности; дети используют приобретенные умения и навыки в собственной работе; проявляя самостоятельность

Средний уровень: имеют некоторые представления о труде взрослых и его значимости; устанавливают элементарные связи между разными видами труда; не оценивают значимость собственного труда; соблюдают правила техники безопасности в работе; ситуативно используют приобретенные умения и интерес к трудовой деятельности

Низкий уровень: имеют нечеткое представление о трудовом процессе; почти не планируют свою работу; дети соблюдают технику безопасности в работе после напоминания взрослого; не используют труд в самостоятельной деятельности

Трудовые умения и навыки: умения формулировать цель труда, составлять план выполнения действий трудовой деятельности, осуществлять самоконтроль проделанной работы и её коррекцию; соблюдать правила техники безопасности в ручном труде; умения заботиться о своей обуви и одежде

Деятельностный

Отношения к трудовой деятельности: чувства уважения и благодарности к людям, создающим предметы и ценности, необходимые современному человеку для жизни; ценностного отношения к собственному трудовой деятельности и её результатам

Отношенческий

Личностные качества: наличие у детей сформированного чувства бережливого и разумного поведения в процессе трудовой деятельности; выполнение трудовых заданий с желанием, творческим подходом и проявлением инициативы; наличие чувства благодарности и уважения к взрослым за заботу и труд; желания выполнить трудовые поручения и задания добросовестно и аккуратно

Личностный

Для оценки особенностей сформированности опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и использования наиболее эффективных форм, методов и приемов в работе используется педагогическая диагностика деятельности [1] с использованием ряда диагностических методик различных авторов по всем критериям опыта трудовой деятельности. Как правило, первичная педагогическая диагностика организуется в начале учебного года.

В таблице 2 представлена программа педагогической диагностики детей старшей группы на начало 2020–2021 учебного года дошкольной организации МДОУ «Детский сад № 4» общеразвивающего вида Ракитянского района Белгородской области по теме: «Оценка уровня сформированности опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Таблица 2

Диагностические методики оценки уровня сформированности опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Критерий опыта трудовой деятельности

Диагностические методики

Когнитивный

Игровая проблемная ситуация «Три поросенка» М. В. Крулехт (адаптированный вариант) [4]

Деятельностный

Педагогическое наблюдение в процессе организации хозяйственно-бытового труда (рекомендации Р. С. Буре) [3]

Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста трудовыми навыками в процессе ручного труда. Автор М. В. Крулехт (адаптированный вариант)

Отношенческий

Диагностическая методика на основе исследований О. В. Дыбиной, Е. А. Поротниковой: игровые задания: «Закончи высказывание», «Оцени работу человека-труда» [5]

Личностный

Педагогическое наблюдение по оценке умения проявлять инициативу и самостоятельность в процессе трудовой деятельности (рекомендации в работах М. Н. Поляковой и В. П. Арсентьевой).

Диагностическая методика — беседа о трудолюбии. Задания диагностической методики составлены по материалам исследований А. Н. Атаровой, И. В. Житко, Ф. И. Иващенко

Авторами статьи в процессе проведенной педагогической диагностики с детьми старшего дошкольного возраста были выявлены средние результаты по критериям (Таблица 3).

Таблица 3

Итоговая таблица по результатам педагогической диагностики на начало учебного года

Компоненты

Критерии

Уровни сформированности показателей по критериям

Высокий

Средний

Низкий

Представления о труде и трудовой деятельности

Когнитивный

29

38,7

32,3

Трудовые умения и навыки

Деятельностный

32,3

48,4

19,3

Отношение к трудовой деятельности

Отношенический

30,7

43,6

25,7

Личностные качества, необходимые для выполнения работы и достижения желаемого результата

Личностный

16,1

48,4

35,5

Средние показатели

27

44,8

28,2

Как видим, высокий уровень сформированности опыта трудовой деятельности у старших дошкольников был выявлен только у 27 % детей. Средний уровень был выявлен у 44,8 % обследуемых дошкольников. У 28,2 % детей — низкий уровень.

При этом наиболее низкие результаты были выявлены в процессе диагностики уровня сформированности компонента «Личностные качества», что говорит о том, что у детей недостаточно сформированы такие личностные качества, как самостоятельность, трудолюбие, инициатива.

Наиболее высокие результаты были выявлены в деятельностном критерии, что означает, что в основном у детей старшего дошкольного возраста сформированы элементарные умения и навыки во всех видах трудовой деятельности.

Результаты когнитивного критерия показали, что у детей слабо сформированы представления о труде, профессиях, орудиях труда.

Результаты первичной диагностики указывает на необходимость создания педагогических условий для формирования опыта трудовой деятельности у старших дошкольников: создание общественной мотивации трудовой деятельности, обеспечение поддержки, инициативы и самостоятельности детей, создание атмосферы постоянной занятости и стремления к полезным делам.

Реализация педагогических условий предполагает пополнение развивающей предметно-пространственной среды, а также использование как традиционных форм и методов организации трудовой деятельности, так и современных технологий, и методик организации образовательной деятельности в учебном году.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 4–18.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc
  3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. — URL: https://thelib.ru/books/r_s_bure/doshkolnik_i_trud_teoriya_i_metodika_trudovogo_vospitaniya_posobie_dlya_pedagogov_doshkolnyh_uchrezhdeniy-read-3.html
  4. Крулехт, М.В., Крулехт, А. А. Образовательная область «Труд». — СПб.: — ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. — 176 с.
  5. Поротникова, Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых. — Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2015. — 66 с.
  6. Путин: трудовое воспитание должно вернуться в школы. — URL: https://mel.fm/novosti/273561-putin-trudovoye-vospitaniye-dolzhno-vernutsya-v-shkoly-no-ono-budet-tvorcheskim
Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, старший дошкольный возраст, ребенок, опыт, диагностическая методика, правило техники безопасности, труд, умение, уровень, высокий уровень.


Ключевые слова

компоненты, опыт трудовой деятельности, критерии и уровни сформированности опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия

В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...

Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников

В статье рассматриваются исследования М. В. Ильяшенко, А. М. Леушиной, С. А. Овсянниковой, посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е. А. Бабаевой, И. Н. Воеводиной, М. В. Довидович, раскрывающие...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Педагогические условия развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Представлены определения понятия женственности. Определены педагогические условия развития качеств женственности у девочек ста...

Похожие статьи

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия

В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...

Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников

В статье рассматриваются исследования М. В. Ильяшенко, А. М. Леушиной, С. А. Овсянниковой, посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е. А. Бабаевой, И. Н. Воеводиной, М. В. Довидович, раскрывающие...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Педагогические условия развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Представлены определения понятия женственности. Определены педагогические условия развития качеств женственности у девочек ста...

Задать вопрос