Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 13.04.2017

Статья просмотрена: 20802 раза

Библиографическое описание:

Удина, Е. Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста / Е. Н. Удина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 645-650. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41986/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье освещается содержание диагностической методики по определению аппликационных навыков и умений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое упражнение, дошкольный возраст

Аппликация — (от лат. appliccatio — расположенность, присоединение, примыкание) орнамент, рисунок, созданный наложением деталей и фрагментов на основу разными способами. Этот вид деятельности, основанный на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для детей дошкольного возраста. Наблюдение процесса аппликации показывает, что дети испытывают большие затруднения в самостоятельном создании изображений, если не владеют аппликационными умениями и навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает отрицательное отношение к самой деятельности, отказ от нее, недовольство собой.

Изучение аппликационных работ детей свидетельствует о том, что обучению технике аппликации в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что, не освоив способы изображения, дети чувствуют себя беспомощными, неуверенными, скованными. Плохое владение ножницами, своей рукой, незнание обобщенных способов изображения вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к ее утомлению, мешает ребенку воплотить задуманное.

Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть диагностикой умений и навыков при организации и руководстве самостоятельной аппликационной деятельности. Вместе с тем, многие из них испытывают затруднения с точки зрения того, чему и как надо учить детей с разными аппликационными навыками и умениями.

Наша диагностическая методика по определению аппликационных навыков и умений включает несколько серий заданий для младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Задания разработаны по материалам диссертационных исследований автора [1] и доработаны с учетом конкретных задач экспериментальной деятельности.

Содержание диагностики изменяется по возрастным группам с учетом возрастающих изобразительных возможностей детей. Может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровней аппликационных умений и навыков, а также чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми.

Обследование может проводиться индивидуально с двумя — тремя детьми, с подгруппой в зависимости от содержания задания. Важно обеспечить такую организацию обследования, чтобы дошкольники не повторяли аппликационные работы друг друга.

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

1-я младшая группа

В данной возрастной группе работа строится в двух направлениях:

  1. ознакомление детей со свойствами бумаги;
  2. обучение выкладыванию готовых форм.

Задание 1.

Направлено на выявление навыков действий детей с бумагой (рвать, мять, шуршать, скатывать в комочек, сгибать, отрывать кусочки бумаги и т. п.)

Игровое упражнение: «Бумажные превращения»

За определение одного свойства бумаги, данного ребенком самостоятельно, ребенок получает 1 балл, за неправильное свойство 0 баллов. В сумме высшая оценка — 9 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую карту определения аппликационных навыков и умений (см. таблицу 1).

Таблица 1

Диагностическая карта определения навыков действий сбумагой на основе ее свойств удетей 1 младшей группы

Имя ребенка

Свойства бумаги

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

Аня Т.

Катя Н.

Анализ умений и навыков действий ребенка осуществляется по следующим показателям:

– знает свойства бумаги;

– умеет совершать различные действия с бумагой;

– устанавливает различия и сходство свойств бумаги (мягкая — легко сминается, рвется, скатывается, плотная — трудно сминается, рвется, сгибается и т. п.);

Высокий уровень— от 6–9 баллов;

средний уровень— от 4 -5 баллов;

начальный уровень— от 0–3 баллов.

Задание 2.

Направлено на выявление умений выкладывать готовые изображения с помощью мозаики, магнитной доски, бархатной бумаги,фланелеграфа.

Игровое упражнение: «Игрушечный магазин»

Показателями выступают умения:

  1. выделять основные части предмета;
  2. составлять изображение из 2-х, 3-х, 4-х частей, используя разрезные картинки, пазлы, мозаику);
  3. самостоятельно выкладывает изображения из частей;
  4. правильно ориентироваться на плоскости.

Каждый показатель оценивается в 2 балла. В сумме высшая оценка 8 баллов.

Критерии оценки:

Ребенок получает 2 балла, если:

– правильно, последовательно выполняет задание;

– самостоятельно ориентируется на плоскости.

Ребенок получает 1 балл, если:

– составляет изображения с помощью воспитателя;

– в составлении сюжетных композиций иногда допускает ошибки;

– не всегда верно ориентируется на плоскости;

– Ребенок получает 0 баллов, если:

– неверно выполняет задание;

– допускает ошибки;

– не ориентируется на плоскости бумаги.

Таким образом, количество баллов при высоком уровне от 6–8 баллов;

при среднем уровне— 4–5 баллов;

при начальном уровне— 0–3 балла.

Полученные данные можно заносить в диагностическую карту (см табл.2)

Таблица 2

Диагностическая карта определения аппликационных умений инавыков удетей 1 младшей группы

Имя ребенка

Знание свойств бумаги

Навыки иумения выкладывания целого из частей

Общий аппликационный уровень

Аня Т.

Н

Н

Н

Катя Н.

Н

С

С

2-я младшая группа

В начале учебного года обследование проводится с целью выявления освоения навыков и умений, усвоенных в предыдущей группе (применяется методика обследования детей, разработанная для детей 1 младшей группы)

Работа в данной возрастной группе осуществляется в следующих направлениях:

  1. выкладывание готовых форм (из 5-ти и более частей);
  2. дифференциация цвета, формы, величины предметов;
  3. наклеивание готовых изображений.

В связи с этим предлагается диагностика умений и навыков освоения аппликационной деятельности у дошкольников в середине и в конце учебного года.

Задание 1.

Направлено на выявление навыков выкладывания предметов из готовых форм (из 5-ти и более частей)

Игровое упражнение: «Какую картинку можно выложить?»

Показателями выступают навыки и умения:

  1. выделять части целого предмета (из 5ти и более) и определение их формы и расположения;
  2. навыки выкладывания в определенной последовательности;
  3. навыки самостоятельного подбора частей разной формы для создания различных предметов;
  4. умения складывать из частей изображение предмета, правильно располагая их.

Каждый показатель оценивается в 2 балла. Максимальное количество 8 баллов.

Критерии оценки:

Ребенок получает 2 балла, если:

– владеет умением выделять части предмета и определять их форму и расположение;

– самостоятельно складывает из частей изображения предмета;

– ориентируется на плоскости.

Ребенок получает 1 балл, если:

– допускает ошибки при выделении частей предмета;

– складывает изображение предмета при помощи взрослого;

– не достаточно ориентируется на плоскости.

Ребенок получает 0 баллов, если:

– не выделяет части целого предмета;

– не может выложить изображение предмета;

– не ориентируется на плоскости.

Высокий уровень— 6–8 баллов;

средний уровень- 3–5 баллов;

Начальный уровень— 0–2 балла.

Задание 2.

Направлено на выявление умений дифференцировать цвет, форму, величину, расположение при выкладывании предметов на плоскости.

Игровое упражнение: «Бусы для Каркуши»

Показателями выступают умения:

  1. ритмично чередовать предметы в соответствии с формой, величиной, цветом;
  2. выкладывать в определенной последовательности, составляя задуманное;
  3. умение создавать декоративные композиции из геометрических форм, природных материалов;
  4. умение самостоятельно выполнять задание;
  5. точно ориентироваться на плоскости.

Каждый показатель оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов 12.

Критерии оценки:

Ребенок получает 2 балла если:

– выделяет части целого предмета;

– самостоятельно ритмично чередует предметы в соответствии с формой, величиной, цветом;

– точно ориентируется на плоскости.

Ребенок получает 1 балл если:

– выполняет задание с помощью педагога;

– в составлении сюжетных композиций иногда допускает ошибки

Ребенок получает 0 баллов если:

– не умеет дифференцировать цвет, форму, величину;

– не может ориентироваться на плоскости;

– не умеет составлять сюжетные композиции.

Высокий уровень— 10–12 баллов;

средний уровень— 5–9 баллов;

начальный уровень— 0–4 балла.

Задание 3.

Выявление умений и навыков при наклеивании готовых форм

Игровое упражнение: «Украсим шарфик»

Показателями выступают умения и навыки:

  1. навыки работы с клеем;
  2. умения выкладывать и аккуратно наклеивать готовые формы, составляя знакомые изображения в соответствии с цветом, формой, величиной,
  3. умения составлять сюжетные композиции из геометрических фигур;
  4. навык хорошей ориентации на плоскости листа бумаги;
  5. навыки аккуратной работы.

Каждый показатель оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов 10.

Критерии оценки:

Ребенок получает 2 балла, если:

– хорошо знает последовательность нанесения клея на деталь;

– имеет отработанные навыки работы с клеем;

– последовательно выкладывает и наклеивает готовые изображения;

– хорошо ориентируется на плоскости;

– аккуратно выполняет работу.

Ребенок получает 1 балл если:

– знания и умения работы с клеем не отработаны;

– умения наклеивания готовых форм сформированы не до конца;

– навыки ориентирования на плоскости листа не закреплены.

Ребенок получает 0 баллов если:

– не знает и не умеет работать с клеем, кисточкой;

– не умеет составлять знакомые изображения в соответствии с сенсорными эталонами;

– у него не сформированы навыки ориентирования на плоскости.

В связи с этим, высокий уровень— 7–10 баллов;

средний уровень— 4–6 баллов;

начальный уровень— 0–3 балла.

Полученные данные заносятся в диагностическую карту, представленную в таблице 3.

Таблица 3

Диагностическая карта определения аппликационных умений инавыков удетей 2 младшей группы

Имя ребенка

Навыки иумения выкладывания целого из частей

Навыки иумения выкладывания предметов на плоскости

Навыки иумения последовательного выкладывания инаклеивания

Общий аппликационный уровень

Аня Т.

С

С

С

С

Катя Н.

С

В

С

С

Средняя группа

В средней группе вводится вырезание и наклеивание изображений. В соответствии с этим предлагаются:

Задание 1.

Направлено на выявление навыков и умений работы с ножницами и владение техникой вырезания изображений.

Игровое упражнение «Запусти рыбок ваквариум».

Показателями выступают умения и навыки:

  1. знание правил работы с ножницами;
  2. навыки резания по прямой (короткие, длинные полоски);
  3. навыки вырезания круглой формы из квадратов и овальной формы из прямоугольников;
  4. навыки преобразования одних геометрических фигур в другие (квадрат в треугольники, прямоугольник — в полоски, квадрат в прямоугольники и т. п.);
  5. умения создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции;
  6. навыки аккуратного вырезания и наклеивания полученных изображений;
  7. самостоятельность при выполнении задания;
  8. точная ориентация на плоскости.

Каждый показатель оценивается в 2 балла. Высшая оценка — 16 баллов.

Критерии оценки:

Ребенок получает 2 балла, если:

– знает и придерживается правил работы с ножницами;

– имеет отработанные технические навыки и умения;

– проявляет инициативу и самостоятельность при выполнении задания.

Ребенок получает 1 балл если:

– не всегда соблюдает правила работы с ножницами, частично сформировано умение правильно держать ножницы;

– навыки и умения резания ножницами сформированы не до конца;

– нуждается в помощи педагога при выполнении задания.

Ребенок получает 0 баллов если:

– не знает и не соблюдает правила работы с ножницами;

– навыки вырезания не сформированы;

– навыки наклеивания готового изображения не усвоены.

В связи с этим, высокий уровень— 11–16 баллов;

средний уровень -7 -10 баллов;

начальный уровень— 0–6 баллов.

Полученные данные заносятся в диагностическую таблицу, представленную в таблице 4.

Таблица 4

Диагностическая карта аппликационных умений инавыков удетей средней группы

Имя ребенка

Разрезание по прямой

Разрезание по прямой спродвижением

Вырезание форм путем срезания углов

Вырезание круглой иовальной формы из квадрата ипрямоугольника

Знание иумение работать ножницами

Самостоятельность

Аккуратность

Точность

Аня Т.

В

С

С

Н

В

С

С

С

Катя Н.

В

В

В

С

С

В

С

С

Старшая группа

Работа в данной возрастной группе построена на обучении симметричному (рациональному) и силуэтному вырезанию, а также использованию различных аппликационных техник для создания выразительного изображения. Для определения аппликационных умений и навыков предлагается:

Задание 1.

На выявление навыков вырезания симметричных фигур (изображений)

Игровое упражнение: «Красивый луг» (бабочки, цветы)

Показателями аппликационных умений и навыков выступают:

  1. навыки симметричного вырезания;
  2. умения координировать движения рук в соответствии с изображаемым предметом;
  3. композиционные умения;
  4. навыки точного аккуратного выполнения задания;
  5. умение ориентироваться на плоскости;
  6. умение составлять сюжетные аппликации (по образцу, по замыслу);
  7. умение обогащать изображение деталями;
  8. самостоятельность;
  9. оригинальность.

Каждый показатель оценивается в два балла. В сумме высшая оценка 18 баллов.

Критерии оценки:

Ребенок получает 2 балла, если:

– хорошо владеет навыками симметричного вырезания;

– точно, четко ориентируется на плоскости;

– самостоятельно составляет сюжетные аппликации по образцу и по замыслу.

Ребенок получает 1 балл, если:

– навыки симметричного вырезания отработаны не до конца;

– допускает ошибки при ориентировке;

– существует необходимость помощи педагога.

Ребенок получает 0 баллов, если:

– навыки симметричного вырезания отсутствуют;

– ребенок беспомощен в выполнении задания.

Высокий уровень— 13–18 баллов;

средний уровень— 7–12 баллов;

начальный уровень— 0–6 баллов.

Задание 2

На выявление у детей навыков вырезания силуэтных форм.

Игровое упражнение «Пляшущие зайчики» (силуэтное вырезание)

Показателями умений и навыков выступают:

  1. навыки силуэтного вырезания;
  2. умение координировать движения рук;
  3. композиционные умения;
  4. точность выполнения;
  5. самостоятельность;
  6. оригинальность замысла, фантазия.

Каждый показатель оценивается в два балла. В сумме высшая оценка 12 баллов.

Критерии оценки:

Ребенок получает 2 балла, если:

– владеет навыками силуэтного вырезания;

– умение координации движений ярко выражено;

– владеет композиционными умениями;

– самостоятельно выполняет оригинальные изображения.

Ребенок получает 1 балл, если:

– навыки силуэтного вырезания недостаточно отработаны;

– допускает ошибки при выполнении задания;

– существует необходимость помощи педагога.

Ребенок получает 0 баллов, если:

– навыки симметричного вырезания отсутствуют;

– ребенок беспомощен в выполнении задания.

Подготовительная группа

Работа в данной группе направлена на закрепление уже освоенных знаний, умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в несколько раз, по нарисованному контуру; силуэтное вырезание, различные приемы и техники (обрывание, полуобъемная, объемная аппликация и т. д.), с использованием природного материала, ткани, меха, кожи и др. способом набрызга, оригами, плетения деталей и т. п.

Задание 1

На выявление аппликационных навыков и использования различных техник

Игровые упражнения: «Осенний коллаж» (начало учебного года),«Цветущий сад» (в конце учебного года)

Показателями умений и навыков являются:

  1. создание изображения разных предметов, используя бумагу разной фактуры;
  2. создание сюжетных и декоративных композиций;
  3. умение планировать свою работу;
  4. навыки использования различных техник;
  5. умение и навыки осуществления контроля и самоконтроля;
  6. умение оценить свои усилия для достижения цели;
  7. оригинальность.

Критерии оценки. Каждый показатель оценивается в 2 балла. В сумме высшая оценка 12 баллов.

Ребенок получает 2 балла, если:

– инициативно выбирает разные способы для создания выразительного образа;

– владеет навыками использования различных техник в достаточной мере;

– умеет планировать свою работу, осуществляет контроль и самоконтроль своей деятельности.

Ребенок получает 1 балл, если:

– выбирает разные способы (техники) для создания выразительного образа при помощи взрослого;

– владеет навыками использования различных техник не в полной мере;

– не умеет планировать, контролировать свою деятельность и оценивать ее.

Ребенок получает 0 баллов, если:

– не использует различные техники для создания выразительного изображения;

– не владеет навыками использования аппликационных техник;

– не умеет контролировать, планировать, оценивать свою деятельность.

Высокий уровень— 9–12 баллов

средний уровень— 4–8 баллов

низкий уровень— 0–4 балла.

Полученные данные вносятся в диагностическую карту, представленную в таблице 5.

Таблица 5

Диагностическая карта определения аппликационных умений инавыков встаршей группе

Имя

Симметричное

Силуэтное

Использование разных техник

Аня Т.

Катя Н.

Диагностика позволяет оценить динамику развития аппликационных навыков и умений на начало и конец учебного года, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных упражнений для формирования необходимых навыков и умений, либо скорректировать работу на овладение определенными навыками и аппликационными умениями.

Литература:

  1. Удина Е. Н. Воспитание самостоятельности у старших дошкольников в изобразительной деятельности (на материале аппликации). / Е. Н. Удина // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [На правах рукописи]. — К.: — 2008,- 240с.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, умение, навык, ребенок, диагностическая карта, игровое упражнение, высокий уровень, критерий оценки, начальный уровень, высшая оценка.


Ключевые слова

дошкольный возраст, аппликация, аппликационные умения и навыки, диагностическая методика, игровое упражнение

Похожие статьи

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста

В статье раскрываются понятия «квест» и «квест-технология», описывается опыт применения элементов квест-технологии в диагностике познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Диагностика леворукости как условие развития познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности

В статье дано краткое представление о леворукости, о диагностических комплексах по ее выявлению для учета организации учебной деятельности с целью развития познавательных способностей у леворуких младших школьников.

Особенности развития интеллектуальных операций: анализа, обобщения и классификации у детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение и классификация) младших школьников.

Похожие статьи

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста

В статье раскрываются понятия «квест» и «квест-технология», описывается опыт применения элементов квест-технологии в диагностике познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Диагностика леворукости как условие развития познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности

В статье дано краткое представление о леворукости, о диагностических комплексах по ее выявлению для учета организации учебной деятельности с целью развития познавательных способностей у леворуких младших школьников.

Особенности развития интеллектуальных операций: анализа, обобщения и классификации у детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение и классификация) младших школьников.

Задать вопрос