Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 08.11.2016

Статья просмотрена: 738 раз

Библиографическое описание:

Купряшкина, А. В. Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации / А. В. Купряшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/126/35022/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье представлены материалы по созданию коллективной аппликации, способствующие развитию декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: коллективная, аппликация, развитие, старший дошкольный возраст, декоративное, творчество

Проблема развития ребенка, его творческих сил — актуальна в психологии и педагогики. Особенно она значима в дошкольный период детства — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности, развития способностей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима, и отвечает природе ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности становится изобразительная деятельность, которая является эффективным средством познания действительности.

В работах А. В. Давыдова, А. В. Запорожца, установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями, отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в таком виде практической деятельности ребенка, как аппликация: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою творческую деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий коллективной аппликацией.

Актуальность творческого развития детей дошкольного возраста посредством коллективной аппликации обусловлена тем, что они получают эстетическое мировосприятие, воспитание художественного вкуса, художественно-графических умений и навыков, фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия; развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев; становление организационных навыков художественно-декоративного творчества.

Специфика коллективной аппликации заключается в совместных и согласованных действиях детей; для этого необходимы не только умение владеть речевым диалогом со сверстниками, способности согласовывать свои действия и договариваться о совместном решении предложенной задачи, но и декоративные умения, и навыки детей старшего дошкольного возраста.

Несмотря на широкий круг исследований, проблема развития декоративного творчества детей в процессе создания коллективной аппликации остается актуальной в практике работы дошкольных образовательных организаций.

К изобразительной деятельности относятся: рисование, лепка, аппликация. Рисование, лепка, аппликация и другие занятия с различными материалами, вызывают у детей дошкольного возраста большой интерес, так как удовлетворяют их потребность в деятельности, самостоятельности, дают возможность сделать что-то своими руками, выразить себя в творчестве. Вместе с тем эти виды деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Поэтому не случайно одна из центральных проблем художественной педагогики — развитие художественных способностей детей средствами аппликации.

Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон; наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, цветок, ветка, гриб, птица, дерево и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий событий («Салют Победы» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В предметной аппликации — дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация подразумевает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом.

Помимо сюжетно-тематических заданий, коллективно создаются декоративные аппликации: орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов со свободным объединением элементов. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения подноса, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания.

Декоративная аппликация — это «вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают навыками вырезать и объединять различные элементы украшения (обобщенные фигуры птиц, животных) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления». На коллективных занятиях дети учатся декоративно изменять реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами

Для создания различных видов орнаментов дети старшего дошкольного возраста должны обучиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, необходимо применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.

В работе И. Н. Турро подчеркивалось, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с жизнью [Цит. по 27, c. 18].

Коллективная аппликация используется педагогами в основном на занятиях декоративно-прикладного искусства при выполнении работ, связанных с оформлением праздников.

Занятия коллективной аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают. Во-первых, это многогранность развития ребёнка. Ребёнок становится более аккуратным, точным, внимательным. Во-вторых, занятие аппликацией — это коллективный процесс. Взрослые направят творчество в верное русло и распределят все обязанности. В-третьих, аппликация развивает навыки. Такие занятия расширяют творческий потенциал ребенка и стимулируют его самосовершенствование.

Старшие дошкольники способны творчески решить задание, проявить инициативу, выдумку, оказать помощь своим товарищам, сообща решить поставленные задачи. Поэтому формулировка задания должна давать простор развитию детской фантазии, способствовать применению объема знаний и умений для отражения явлений окружающей природы, общественной жизни, содержания литературных произведений.

В процессе совместной деятельности старшие дошкольники приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение во время занятия коллективной аппликацией, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Таким образом, коллективная аппликация детей старшего дошкольного возраста развивают умения составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных деталей, овладевают умением составлять гармоничные цветовые сочетания, формируют чувства формы, пропорций, композиции. Кроме того старшие дошкольники развивают умения стилизовать декоративно, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Литература:

  1. Гусарова, С. В. Развитие познавательных интересов старших дошкольников в творческой деятельности / С. В. Гусарова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 25–26.
  2. Гусакова, М. А. Аппликация: учеб. пособие / М. А. Гусакова. — М.: Инфра-М, 2011. — 313 с.
  3. Комарова, Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 10. — С. 65–67.
  4. Корчинова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях: учеб. пособие / О. В. Корчинова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 320 с.
  5. Курочкина, Н. А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству: учеб. пособие / Н. А. Курочкина. — СПб: Акцидент, 1996. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коллективная аппликация, старший дошкольный возраст, аппликация, изобразительная деятельность, ребенок, умение, дошкольник, дошкольный возраст, занятие, образец новыми.


Ключевые слова

развитие, творчество, аппликация, старший дошкольный возраст, коллективная, декоративное

Похожие статьи

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Конструктивная деятельность как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности развития творчества дошкольников в конструктивной деятельности, обозначаются некоторые методические аспекты его развития в конструировании по замыслу.

Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дете...

Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции

В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Условия развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются необходимые условия для развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В качестве средства развития творческих способностей у дошкольников автором используется аппликация, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости, развитию...

Похожие статьи

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Конструктивная деятельность как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности развития творчества дошкольников в конструктивной деятельности, обозначаются некоторые методические аспекты его развития в конструировании по замыслу.

Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дете...

Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции

В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Условия развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются необходимые условия для развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В качестве средства развития творческих способностей у дошкольников автором используется аппликация, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости, развитию...

Задать вопрос