Фактурная аппликация в детском саду
Автор: Мирзоева Анна Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 28.11.2023
Статья просмотрена: 16 раз
Библиографическое описание:
Мирзоева, А. А. Фактурная аппликация в детском саду / А. А. Мирзоева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8801/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сейчас ни для кого не секрет, что «детская рука» должна присутствовать в оформлении детского сада. Творческие работы детей являются главным украшением в дошкольном учреждении.
Время от времени перед каждым воспитателем встает вопрос: «А как же так украсить группу, холл, музыкальный зал детскими работами, чтоб смотрелось эффектно и было под силу сделать каждому ребеночку? Какую работу выполнить с детками, чтобы было красиво, чтобы можно было устроить целую выставку из детского творчества?»
Одним из самых популярных и интересных видов творчества, который активно применяется в дошкольных учреждениях, является аппликация.
Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание, наклеивание». Это очень древний вид искусства, из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу — фон.
При этом материалом, т. е. основой может служить дерево, плотная бумага или ткань.
Предлагаю обратить особое внимание именно на фактурную аппликацию.
Фактурная аппликация — это процесс создания изображений путем нанесения различных материалов на основу. Дети могут использовать разнообразные материалы, такие как бумага, ткань, пластилин и другие доступные предметы для создания объемных и оригинальных композиций.
Основное преимущество фактурной аппликации заключается в развитии творческих способностей детей. Ребята могут проявить свою фантазию и экспериментировать с различными текстурами и формами. Кроме того, этот вид творчества способствует развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Фактурная аппликация способствует развитию эстетического восприятия детей. Они учатся оценивать красоту и гармонию композиции, а также выражать свои чувства и эмоции через создание уникальных произведений искусства.
Важно отметить, что фактурная аппликация отвечает не только за творческий процесс, но и обучающий: во время занятия дети могут изучать различные текстуры и их названия, форму, цвет, терминологию и значение изображаемых предметов, а также узнавать о разных материалах и их свойствах.
Можно познакомиться с пейзажем или натюрмортом, портретом, изучить что это такое и попробовать отразить полученные детьми знания в аппликации.
Ребенок может воспроизвести один из жанров живописи через аппликацию.
Для дошколят младшей и средней группы предлагаю выбрать изображение натюрморта. Будет лучше, если предварительно заготовить шаблоны из нескольких предметов, при этом пусть два или три из них будут простыми, а один сложным и незнакомым для ребят.
В нашем случае это будут круги, полукруги и амфора. Да-да! Амфора! Далеко не каждый ребенок знает, что это , а уж дошкольник тем более. И тут у нас появляется возможность приоткрыть «дверь» детской любознательности, дать воспитанникам совершенно новые знания-объяснить «А что же это такое амфора?»
Вот вам и образовательный процесс-рассказать и показать наглядно для чего этот предмет нужен и откуда взялся, как появился в нашей жизни, в нашей стране. Немного истории и информации о процессе изготовления данного сосуда окажется очень интересным не только детям, но и самому педагогу.
Круги. Их можно представить разными предметами. Большие — могут быть яблоком, апельсином, персиком…Маленькие — вишней, бусинкой, виноградинкой….
Полукруги — долька лимона, кусочек апельсина….
Здесь мы даем полную свободу детской фантазии…
Именно по этой причине это просто круги, у них нет никаких опознавательных знаков, нет ни хвостиков, ни листиков, ни косточек.
В предложенном мной варианте аппликации цветовая гамма всех материалов предполагается сдержанная, хоть в ней и могут присутствовать небольшие акцентные пятна.
Но ребятам предстоит не просто вырезать деталь из бумаги и наклеить ее, а добавить объема, сымитировать поверхность именного того предмета, который он себе представляет.
Фактурная аппликация хороша и необычна тем, что должна «играть» фактурами. «Негладкости» материала принадлежит основная роль при создании изделия. Основная ее задача — показать предметы не за счет цвета, а за счет необычности материала.
Тут будет хорошо смотреться кожа, ткани -бархат, велюр, лен, гофрированный картон, фактурные обои, мятая крафт бумага, фактурная бумага. С такими характеристиками бумага перестает быть безликим средством и становится самодостаточным материалом. И к нему уже относятся по–особенному, потому что фактурная бумага вдохновляет на творчество.
Рассмотрим разновидности таких материалов. — Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/457961/fakturnaya-bumaga-opisanie-sposob-proizvodstva-primenenie-foto
Бумагу и картон с неярко выраженной фактурой, практически гладкую, используют как фон для композиции.
При помощи разнообразного материала можно получить уникальный результат, у детских работ будет особенный характер.
Ко всему этому предлагаю дать ребятам возможность для самостоятельного выбора, а именно- расставить небольшие емкости с разным содержимым: пуговицы, бусины, бисер, пайетки и др. Детки смогут применять их по своему усмотрению.
Таким образом, фактурная аппликация с детьми в дошкольном учреждении является не только прекрасным методом оформления пространства, но и эффективным инструментом для развития моторики рук и эстетического восприятия детей и их образования.
Для нашей миниатюрной картины, которая будет выполняться в технике аппликации, нам понадобится:
— заранее заготовленные трафареты
— простой карандаш
— ножницы (по возрасту)
— картон, ткань, фактурные обои, бумага, кожа и др;
— клей;
— пуговицы, бусинки, сухие ягоды рябины или шиповника и др;
— белый или серый картон для основы;
Задачи:
— обучать нетрадиционным приемам аппликации;
— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, терпение;
— развивать творческое мышление, воображение, фантазию, художественный вкус, мелкую моторику пальцев рук.
Будет хорошо, если в конце занятия вы поинтересуетесь, что деткам понравилось в процессе выполнения задания, что им показалось сложным, что больше всего запомнилось. Так вы сможете закрепить полученные дошколятами знания и скорректировать ход занятия для деток уже другой группы.