Обучение изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по аппликации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 28.04.2018

Статья просмотрена: 2822 раза

Библиографическое описание:

Герасимова, В. В. Обучение изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по аппликации / В. В. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49850/ (дата обращения: 17.12.2024).



Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.

Формирование всех основных навыков и приемов умственной деятельности у таких детей возможно именно на самом элементарном, предметно-практическом уровне. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно- двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие осуществляется по разнообразной системе в предметно — манипуляционной деятельности с использованием дидактических игр.

Изобразительная деятельность, являясь первой продуктивной деятельностью ребенка, направлена на отражение в различных формах (графической, пластической) предметов и явлений окружающего материального мира, на создание специфических предметных моделей. Это деятельность воссоздающая, творческая, требующая определенного уровня, восприятия, мышления, воображения, речи и игры.

Необходимо учитывать, что у детей с интеллектуальной недостаточностью задерживается формирование действий с предметами, навыков, необходимых для жизни. Такой ребенок может быть предельно неловок в любом совершаемом предметном действии — и в крупных движениях всего тела, и в тонкой ручной моторике, в умении управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю, т. е. осуществлять зрительно-двигательную координацию, которая у умственно отсталых детей нарушена. Он не всегда может подражать, схватывая нужную позу, плохо управляет распределением мышечного тонуса: тело, рука, пальцы могут быть слишком вялы или слишком напряжены, движения слабо координируются, не усваивается их временная последовательность У таких детей отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: крайне низкий уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, отсутствие представлений о себе и окружающем мире, интереса к деятельности и потребности в ней; задержка формирования предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционно-технических умений, поэтому бывает невозможным выполнить изобразительную задачу: вырезать намазать форму клеем, наклеить.

Все вышеперечисленные недостатки возможно уменьшить, сгладить, а в некоторых случаях и частично преодолеть, а также сформировать устойчивую заинтересованность к изобразительной деятельности путем построения и реализации правильной систематической работы педагогов.

Отечественные учёные коррекционной педагогики и специальной психологии признают аппликацию, как один из видов изобразительной деятельности, одним из важных коррекционных средств в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Аппликация — простой и эффективный способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью, так как их деятельность носит предметный характер.

Аппликация:

– Развивает познавательную сферу

– Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

– Развивает конструктивное мышление — зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

– Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

– Помогает выучить цвета и формы.

– Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Кроме того, занятия по аппликации помогают выявить прямую связь между уровнем развития у умственно отсталых детей изобразительных и технических навыков и умений, необходимых для создания аппликационных изображений и процессом развития всей личности в целом.

В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки; дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений: слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу, учатся правильно называть величинные понятия: длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, а также целым рядом технических умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клейстер, кисточка и т. д.).

Любое занятие по аппликации на первом этапе обучения должно проводиться в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для детей игры, в которой тесно взаимодействуют ребенок и взрослый. Это игры и игровые упражнения на развитие восприятия, на закрепление представлений и форме, цвете, величине: выбор предметов по образцу, группировка по двум образцам в соответствии с самостоятельно выделенным признаком. Упражнения на чередование предметов (чередование 1:1, 2:2, 2:1), организации изобразительных игр, построенных на использовании техники аппликации: составление узоров на полоске без наклеивания, по образцу, наклеивать на соответствующие контуры картинки — наклейки, составление целого из 2–3 частей по типу разрезной картинки и т. д. Учитывая низкий уровень самостоятельности детей, недоразвитие их познавательной деятельности, внимания, целесообразно проводить такие игры индивидуально или небольшими группами. Чаще всего школьники с интеллектуальной недостаточностью не понимают назначения предметов, которые надо изобразить на листе бумаги. Это непонимание подтверждается неадекватными действиями с предметами изобразительной деятельности (кисточками, красками, баночкой для воды) и игрушками. Также они плохо понимают роль плоскостного изображения того или иного предмета (рисунки и аппликации). Для развития понимания таких рисунков, учеников вначале учат обыгрывать предметы (игрушки), на втором этапе переходят к обыгрыванию самих изображений. Все это способствует обучению детей применять полученные знания в практических действиях. Важно, чтобы использование предметов в процессе игры способствовало решению задач, поставленных на занятии.

Использование изобразительных игр учителем дефектологом в рамках индивидуальной работы с детьми обеспечит формирование у них, предметной деятельности и обогатит их жизненный опыт. Для развития интереса к аппликации и желания участвовать в ее создании, педагог на глазах у детей выполняет сам различные аппликации, содержание которых отражает бытовой, предметно-игровой, эмоциональный, коммуникативный опыт детей. Процесс выполнения аппликации сопровождается эмоциональным рассказом, показом действий персонажа. На этом этапе можно использовать вырезанные фотографии детей, картинки игрушек, хорошо знакомых детям.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).

Одним из важнейших условий эффективности таких занятий, как и любого коррекционно-образовательного процесса являются:

– Характер взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с ведущими мотивами и потребностями возраста. При этом учитывается специфика психического развития при интеллектуальной недостаточности, структура нарушения, а также актуальный и потенциальный уровень развития ребенка.

– Создание необходимых условий (подобранная по возрасту детей удобная мебель, правильная организация освещения, соблюдение гигиенических требований, доступность пособий, наличие необходимого материала и оборудования и его разнообразие).

– Подготовка к предстоящему занятию, с включением ознакомления детей с предметами, которые необходимо изобразить, закрепление имеющихся знаний, выработка навыков и умений. Вся эта работа направлена на развитие восприятия у детей, что очень важно для аппликационного изображения.

– Соблюдение структуры занятия, которое состоит из 3 частей: 1 часть — вступительная, где педагог даёт указание, беседует с детьми; 2 часть — руководство процессом выполнения работы; 3 часть — заключительная, включающая просмотр и оценку детских работ.

Успешность овладения изобразительной деятельностью в достаточной мере связана с адекватностью методов и приемов, используемых педагогом и правильностью построения занятия. Последнее зависит от того, насколько хорошо педагог способен представить возрастные особенности изобразительной деятельности ребенка с нарушениями интеллекта.

Методически правильное и своевременно использование в процессе обучения традиционно выделенных применительно к изобразительной деятельности методов и приёмов (наглядные, словесные, игровые). Наиболее эффективными в обучении интеллектуально неполноценных детей созданию аппликации являются наглядные методы и приёмы, среди которых выделяются следующие: наблюдение предмета, обследование образца, показ способов изображения и способов действия.

Необходимым условием успешности занятия по аппликации является формирование мотивационно-потребностного плана деятельности.

Мотивация его деятельности должна быть такой, чтобы у ребенка возникла потребность в отражении предложенного содержания. У детей пробуждают желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т. д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Этот подход существенно отличается от того, когда дети выполняют изображения, лишь подчиняясь требованию взрослого.

Итак, деятельность детей всегда должна быть мотивированной, желанной и приносить им удовольствие. Лишь при этом условии ребенок оказывается способен выразить в образной форме впечатления, полученные в жизни и игре, по-новому пережить этот опыт.

При методически правильной организации специального обучения возможно успешное овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью процессом создания аппликации.

Литература:

  1. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. Для воспитателя. — М.: Просвещение, 1985.
  2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб.для студ. Высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б. П. Пузанова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006
  4. Баряева Л., Гаврилушкина О., Зарин А., Соколова Н. воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью — Каро Санкт-Петербург 2009.
  5. Е. А. Ержанова. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. — 2003. — № 6
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интеллектуальная недостаточность, изобразительная деятельность, аппликация, занятие, игра, педагог, предметная деятельность, развитие восприятия, уровень развития.


Похожие статьи

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами объемной аппликации

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами объемной аппликации

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос