Территориальная инклюзивность: зарубежный опыт и уроки для Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 14.07.2021

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Сатпаева, З. Т. Территориальная инклюзивность: зарубежный опыт и уроки для Казахстана / З. Т. Сатпаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 84-91. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83248/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена изучению зарубежного опыта по инклюзивному развитию территорий страны. Основными методами исследования являются обобщение, систематизация и сравнительный анализ. Исходя из изучения опыта стран ОЭСР по сокращению социально-экономического неравенства территорий, выявлено, что инновации, в частности инклюзивные и связанные с цифровыми и информационно-коммуникационными технологиями, способствуют инклюзивному росту, повышая благосостояние населения, а основными направлениями государственной политики в данном направлении являются социальная, промышленная и территориальная инклюзивность. В статье определены основные направления по адаптации зарубежного опыта для сокращения социально-экономического неравенства в регионах Казахстана. Статья подготовлена в рамках проекта грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан «Приоритеты и механизмы инклюзивного регионального развития Казахстана в условиях преодоления спада экономики» (ИРН AP09259004).

Ключевые слова : инклюзивность, территориальная инклюзивность, социальная инклюзивность, промышленная инклюзивность, социально-экономическое неравенство, инклюзивные инновации, ОЭСР, Казахстан.

С постановкой стратегической задачи по вхождению Казахстана в число 30 развитых стран мира основополагающими для республики стали показатели государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одной из серьезных проблем, стоящих сегодня перед странами ОЭСР, является социально-экономическое неравенство. В связи с этим в последние годы в ОЭСР поднимаются вопросы о том, как и в какой степени политика может помочь сократить разрыв между ведущими и отстающими регионами внутри страны, чтобы минимизировать различия в производительности и благополучии [1]. Ответом на эти вопросы стала политика инклюзивного развития, в основе которой лежит одноименная концепция, где главный постулат — «развитие для всех». Подразумевается достижение такого экономического роста, который бы охватывал все сферы человеческой деятельности и способствовал вовлечению широких слоев населения в его обеспечение и пользование открывающимися при этом возможностями, связанными с трудоустройством, расширением доступности социальных благ. Следует отметить, что инклюзивный рост способствует сокращению неравенства между различными группами людей, в том числе в разных регионах страны, и направлен на усиление устойчивости общества, недопущение социальных взрывов и катаклизмов, смягчение последствий экономических кризисов и экологических угроз [2, 3].

Одним из измерений достижения целей инклюзивного развития является Индекс инклюзивного развития Всемирного экономического форума, охватывающий показатели экономического роста, социальной справедливости и устойчивого развития. Так, по данным 2018 года в топ-10 стран с высоким уровнем инклюзивного развития вошли такие страны ОЭСР, как Норвегия, Исландия, Люксембург, Швейцария, Дания, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Австралия и Австрия. Учитывая, что данные страны являются лидерами в области инклюзивного развития, то можно говорить о том, что экономика этих стран является инклюзивной [4].

Изучение опыта сокращения социально-экономического неравенства в этих странах позволит определить эффективные механизмы инклюзивного развития страны и ее регионов, а также использовать лучшие практики в Казахстане. Так, в странах ОЭСР основным направлением государственной политики в данной области является социальная, промышленная и территориальная инклюзивность посредством инноваций (таблица 1).


Таблица 1

Политика инклюзивности посредством инноваций в странах ОЭСР

Критерий

Направление инклюзивности

Социальное

Промышленное

Территориальное

1

Цель

Включение всех слоев населения, в т. ч. бедных, женщин, молодежи, мигрантов, этнических меньшинств и т. п.

Распределение мощностей и возможностей для участия всех компаний / отраслей в экономической деятельности

Сокращение региональных диспропорций социально-экономического развития

2

Задачи

1. Уменьшение дискриминации на рынке труда через развитие потенциала определенных социальных групп и изменение отношения работодателей и инвесторов к ним;

2. Содействие социальной мобильности и включение через интеграцию неблагополучных групп в более продуктивную экономическую деятельность

1. Решение проблемы двойной экономики за счет повышения конкурентоспособности менее инновационных фирм;

2. Продвижение предпринимательства из неблагополучных групп, чтобы способствовать появлению новой экономической активности (ранее недостаточно обеспеченные потребности)

1. Развитие более продуктивной и инновационно-интенсивной деятельности в отстающих регионах, предлагающей лучшие возможности для живущих там людей;

2. Усиление экономической устойчивости регионов и уменьшение их зависимости от трансферов из центрального правительства.

3

Подход к политике по отношению к неблагополучным группам

1. Наращивание мощностей (доступ к качественному образованию (научное, предпринимательское), выделение исследовательских грантов и др.);

2. Снижение дискриминации и работа со стереотипами (кампании по подъему осведомленности о деловом потенциале, программы наставничества и др.);

3. Стимулирование инвестирования в инклюзивные инновации (возвратные и безвозвратные гранты).

1. Обеспечение доступа к финансам (микрокредитование, обучение финансам и др.);

2. Поддержка развития бизнеса (информация, менторство, консалтинг, помощь в трансфере технологий и в доступе к новым рынкам, др.);

3. Вовлечение в нетворкинг бизнеса, науки и финансов (инновационные ваучеры, предпринимательские сети и др.);

4. Повышение доступа к талантам через малый бизнес.

1. Обеспечение доступа к глобальным знаниям и технологиям для решения местных проблем (обучение, финансирование, др.);

2. Максимизация потенциала существующих активов (определение секторов с потенциалом в регионе и обучение потенциальных региональных предпринимателей в этих секторах, защита интеллектуальной собственности в традиционных секторах, поддержка региональных правительств в реализации научно-технологических и инновационных проектов и развитии исследовательского потенциала, др.);

3. Привлечение инновационных фирм в периферийные регионы.

4

Цифровые технологии

Интернет вещей, аналитика больших данных, искусственный интеллект и др.

5

ИКТ приложения

Электронная коммерция, электронное правительство, электронное обучение, электронное здравоохранение и др.

Примечание — Составлено автором на основе источника [1]


Все три типа инклюзивности взаимосвязаны между собой, при этом промышленная и территориальная инклюзивность способствуют социальной инклюзивности.

Следует отметить, что географические аспекты промышленного и социального неравенства лежат в основе неравенства между городскими и сельскими районами или районами в одном и том же городе. Сокращение социально-экономического неравенства территорий страны требует разработки эффективной политики по территориальной инклюзивности. Для продвижения территориальной инклюзивности выделяют 8 инновационных инструментов, определяющих тип политики территориальной инклюзивности (таблица 2).

Успешная реализация перечисленных механизмов определяет успешность сокращения социально-экономического неравенства в регионах и формированию инклюзивной экономики в стране. Таким образом, согласно изученному зарубежному опыту в данной области можно выделить следующее:

1) социальная, промышленная и территориальная инклюзивность являются основными направлениями государственной политики в области сокращения социально-экономического неравенства посредством инноваций;

2) инновации, связанные с цифровыми технологиями (интернет вещей, аналитика больших данных, искусственный интеллект, блокчейн и др.), и приложениями ИКТ (электронное правительство, электронная коммерция, электронное обучение, электронное здравоохранение), способствуют инклюзивному росту, повышая благосостояние населения;

3) политика территориальной инклюзивности направлена на укрепление инновационного потенциала отстающих регионов путем поддержки предпринимательства и инвестиций в НИОКР;


Таблица 2

Политика территориальной инклюзивности в странах ОЭСР

Тип политики

Общий подход

Кейс

Страна

Механизм

1

Развитие бизнеса и инновационная поддержка фирм

1. Таргетинг фирм в определенных местах;

2. Таргетинг фирм, возглавляемый определенными группами населения

Австралия

Сеть региональных менеджеров «AusIndustry»

Исландия

Программы по поддержке предпринимателей и фирм с инновационными идеями за пределами столицы

Люксембург

Дома предпринимательства, школы предпринимательства, платформы «Equilibre.lu» и «LetzShop.lu» и др.

Португалия

Программы ваучеров на НИОКР, предпринимательство и инновации: специальные требования для фирм из районов с низкой плотностью населения

Австрия

Программы бизнес-поддержки, ориентированные на горные регионы

Канада

Программы бизнес-поддержки в конкретном секторе, сильно привязанного к месту — «Инициатива по экономической диверсификации сообществ, зависящих от хризотила»

2

Кластеры и центры экспертиз

1. Единая программа для всех регионов, включая отстающие;

2. Политика второго направления для приграничных регионов;

3. Фокус на фирму, а не на исследования

Япония

Программа промышленных кластеров (мирового и регионального уровня)

Франция

Программа «Французские полюса конкурентоспособности» (мирового и регионального уровня)

Финляндия

Программы инновационных городов: поддержка небольших кластеров, которые затем могут наладить связи с более сильными кластерами страны

Австралия

Программа совместных исследовательских центров: проведение и коммерциализация передовых НИОКР и решение отраслевых проблем

Чили

Региональная программа научных и технологических исследований «CONICYT», включая отстающие регионы

Дания

Новая кластерная стратегия для улучшения рамочных условий для инноваций и обмена знаниями

Эстония

Схема грантов для создания и развития региональных центров компетенций при колледжах и университетах на основе ресурсов и ноу-хау, специфичных для региона

Исландия

Поддержка кластеров за пределами инновационных центров за счет средств региональных фондов роста, развитие инновационных хабов

Великобритания

Программа «Catapult»: сеть ведущих мировых центров в различных областях, некоторые из которых расположены в менее успешных регионах

3

Наращивание потенциала государственного сектора

1. Разработка региональной инновационной стратегии;

2. Сети профессионалов по регионам

Швеция

Региональная сеть для диалога по инновациям и развитию, координируемая Министерством предпринимательства и инноваций и Шведским агентством по инновациям

Великобритания

Cеть профессионалов инновационных программ в Агентствах регионального развития

Чили

Программа партнерских проектов: разработка и реализация региональных инновационных стратегий

Франция

Программа для развития региональных инновационных стратегий

Люксембург

Программы «BRIDGES» и «Industrial Fellowships program»: кооперация бизнеса и науки

Новая Зеландия

Межправительственная программа регионального роста: определение возможностей экономического роста в регионах (отраслевая специализация, инвестиционные возможности, др.) и их развитие за счет совместной деятельности местных властей, бизнеса и центрального правительства

Польша

Региональные операционные программы

Швейцария

Новая региональная политика: поддержка сети «Regiosuisse», оказывающей помощь кантонам и региональным агентствам (исследовательская сеть, интернет-портал, горячая телефонная линия, обучение, сообщества специалистов-практиков, др.)

Турция

Сеть агентств регионального развития, предоставляющая финансовую и техническую поддержку региональным кластерам

Южная Корея

Центры креативной экономики и инноваций в разных городах и провинциях страны

4

Наращивание потенциала субъектов инновационной деятельности

1. Фокус на публичные / квази государственные субъекты;

2. Включение отстающих регионов в со-заявители / соучредители

США

Экспериментальная программа по стимулированию конкурентных исследований «EPSCoR»: работа с исследовательскими центрами в регионах

Португалия

Развитие исследовательских центров в университетах, расположенных в городах среднего размера

Исландия

Развитие Fab Labs — лабораторий цифрового производства — в регионах, которые работают в тесном сотрудничестве со школами для продвижения STEM- и профессионального образования через творчество

Новая Зеландия

Создания региональных исследовательских институтов, расположенных за пределами Окленда, Веллингтона и Крайстчерча, для работы с региональными стейкхолдерами

5

Целевое финансирование НИОКР (сектора и места)

1. Фокус на конкретные сектора (например, сельское хозяйство);

2. Фокус на проблемы конкретных типов регионов

Норвегия

Агентство «Innovation Norway»: приоритеты для НИОКР разработаны с учетом потребностей развития региональных совладельцев

Австралия

Совместный исследовательский центр: сотрудничество со свыше 50 стейкхолдерами для решения проблем отдаленных районов

Израиль

Программа развития центров исследований и разработок крупных компаний на периферии страны через предоставление грантов и сотрудничество с местными университетами для выявления талантливых студентов

Мексика

Программа по созданию 3 особых экономических зон в менее развитых регионах страны

Южная Корея

Создание свободных экономических зон в целях сбалансированного территориального развития

6

Вовлеченность университетов в развитие регионов

1. Образовательные программы, актуальные для региональных фирм;

2. Поддержка совместных НИОКР;

3. Участие в региональных стратегиях социально-экономического развития

Япония

Программа содействия региональному возрождению университетов как центров сообщества (COC+): субсидирование региональных университетов

Австралия

Совместные исследовательские сети для структурной перестройки исследовательского потенциала небольших, региональных и менее исследовательских университетов в системе высшего образования

Чили

Программа региональных государственных университетов: 1) национальный исследовательский проект и его компоненты, 2) установление стратегической связи между региональными правительствами и государственными университетами

Великобритания

Финансирование университетов через Совет по финансированию высшего образования Англии (HEFEC) и City and Growth Deal; их поддержка региональным фондом роста

7

Научные и индустриальные парки

1. На базе университета;

2. Фокус на промышленность

Южная Корея

Развитие технопарков, обеспечение инфраструктуры (инкубаторов, др.) и центров НИОКР: поддержка стратегических отраслей региона

Мексика

Создание четырех особых экономических зон в периферийных регионах (три отстающих региона на юге страны)

8

Фонды венчурного капитала

1. Государственные фонды;

2. Государственное софинансирование при частной поддержке

Южная Корея

Кредиты на НИОКР, венчурный и начальный капитал

США

Федеральные выплаты тем юрисдикциям (штатам), которые получили небольшую поддержку НИОКР за последние три года (≤0,75 % от общего бюджета Национального фонда науки)

Колумбия

Программа роялти для развития науки, технологии и инновации в регионах с низкой инновационная активностью

Примечание — Составлено автором на основе источника [1, 5]


4) существует 8 инновационных инструментов, определяющих тип политики территориальной инклюзивности: развитие бизнеса и инновационная поддержка фирм, кластеры и центры экспертиз, наращивание потенциала государственного сектора и субъектов инновационной деятельности, целевое финансирование НИОКР, вовлеченность университетов в развитие регионов, научные и индустриальные парки, а также фонды венчурного капитала.

Важным заключением анализа зарубежного опыта является необходимость разработки и распространения в стране инклюзивных инноваций, характеризующихся следующими чертами: доступность, устойчивое производство, товары и услуги, обеспечивающие средства к существованию, охват разных слоев населения (местные сообщества, сельские жители, малоимущие, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями). Их важное преимущество состоит в том, что в их основе чаще всего лежат не научные разработки и высокие технологии, а менее сложные технологии среднего уровня, которые выступают результатом ранее накопленного опыта и устойчивых контактов с потребителями. Они не требуют привлечения высоких капитальных затрат и работников высокой классификации, с их помощью можно организовать несложные производства, привлекая местные ресурсы и обеспечивая локальные потребности. К числу приоритетных секторов модно отнести сельское хозяйство, ремесла, образование, здравоохранение, солнечная и ветровая энергетика.

Пандемия с особой силой выявила роль инклюзивных инноваций. В ее условиях в мире ускоренными темпами стала развиваться цифровизация многих видов деятельности и услуг. Вместе с тем обострилась проблема широкого доступа к системам здравоохранения и образования, к товарам и услугам жизненной надобности. Из-за цифрового неравенства половина мирового населения осталась неохваченной полноценным интернетом, особенно жители сельских населенных пунктов. Поэтому наилучшие перспективы имеют информационно-коммуникационные технологии. Для населения сельских районов становится жизненно необходимыми недорогие мобильные телефоны и персональные компьютеры.

Становление инклюзивной экономики в республике и сокращение социально-экономического неравенства в регионах Казахстана возможно при формировании собственной модели инклюзивного развития, учитывающей национальные особенности и основанной на эффективном синтезе лучших практик за рубежом. При этом принцип инклюзивности должен иметь особый приоритет на селе, потому что сельское население — 40 % населения страны — пока еще мало вовлечено в процесс индустриально-инновационного развития. Имеется в виду не только низкая доступность его результатов для сельского населения, но и еще более низкий уровень вовлеченного последнего в создание новых проектов и новых бизнесов. Как следствие такого положения наблюдается отставание роста доходов населения села, а особенно по сравнению с доходами населения городов, тормозится решение многих социальных проблем [6].

На основе изученного зарубежного опыта предлагаются следующие направления по развитию инклюзивной экономики в республике и сокращению социально-экономического неравенства в регионах Казахстана:

1) обеспечение доступа к широкополосному интернету для жителей сельских территорий, прежде всего за счет прокладки волоконно-оптических линий связи;

2) создание в селах филиалов крупных трудоемких производств на базе местных ресурсов — развитие ремесленничества, экологический туризм. В частности, во многих местах, имеется потенциал для производства биогумуса, органических удобрений, развитие туристической рыбной ловли и охоты;

3) развитие электронного правительства, электронной коммерции, электронного обучения и электронного здравоохранения, в том числе посредством цифровых технологий;

4) обучение сельских жителей и других уязвимых слоев населения цифровым технологиям и ИКТ, а также обеспечение их компьютерами, ноутбуками и планшетами хорошего качества по приемлемой цене;

5) поддержка и развитие инновационных фирм, в т. ч. стартапов по инклюзивным инновациям, в отстающих регионах на базе их конкурентных преимуществ и/или кластерных инициатив при участии всех стейкхолдеров;

6) развитие «мягкой» и «твердой» инновационной инфраструктуры в отстающих регионах, в частности в городах среднего размера или сельских территориях, на основе изучения их экономического потенциала;

7) создание региональных институтов развития по инклюзивному развитию и разработка соответствующих региональных стратегий (дорожных карт, концепций), включающих вопросы как территориальной, так и промышленной и социальной инклюзивности;

8) стимулирование НИОКР в области сокращения социально-экономического неравенства, разработка предложений и рекомендаций для государственной политики в данной области и их дальнейшая реализация с мониторингом и оценкой регулятивного воздействия на постоянной основе.

Таким образом, инклюзивные инновации для Казахстана важны в целом, потому что их распространение позволяет учесть интересы всего общества, уменьшает неравный доступ к инновациям для различных слоев населения, обеспечивает улучшение качества жизни и развитие человеческого капитала уязвимых слоев населения, вовлечение его в продуктивную деятельность, тем самым способствуя сокращению социально-экономического неравенства территорий страны.

Литература:

  1. Making Innovation Benefit All: Policies for Inclusive Growth. — OECD, 2017. — 254 p.
  2. Бирюков, А. В. Инклюзивное развитие как ответ на вызов глобализации по-американски / Материалы международной научной конференции «Геополитика многополярного мира». Выпуск 3. — Москва, 2012. — URL: http://www.geopolitika.ru/magazine/vypusk-3-materialy-mezhdunarodnoy-nauchnoy-konferencii-geopolitika-mnogopolyarnogo-mira#.VEjJ_iKsUSw
  3. Добрецова, Н. Н. Что такое «Местное инклюзивное экономическое развитие»? // Муниципалитет. — 2021. — № 6 (116). — URL: http://www.municipalitet.kg/ru/article/full/2523.html
  4. The Inclusive Development Index 2018: Summary and Data Highlights. — Geneva: World Economic Forum, 2018. — 25 р.
  5. National plan for smart, sustainable and inclusive growth: Luxembourg 2020. — URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/2018-european-semester-national-reform-programme-luxembourg-en.pdf (дата обращения 21.05.2021).
  6. Днишев, Ф. М. Развитие инклюзивных инноваций как фактор роста качества жизни / Качество жизни: социально-экономические приоритеты и основные направления роста благосостояния населения / Под ред. академика НАН РК Сатыбалдина А. А. — Алматы: Институт экономики КН МОН РК, 2021. — С. 56–63.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономическое неравенство, инклюзивное развитие, регион, инновация, развитие, австралия, Казахстан, программа, государственная политика, южная Корея.


Ключевые слова

Казахстан, ОЭСР, социально-экономическое неравенство, инклюзивность, территориальная инклюзивность, социальная инклюзивность, промышленная инклюзивность, инклюзивные инновации

Похожие статьи

К вопросу об инклюзивности в праве социального обеспечения: роль и значение государственной политики и социальных программ

Статья посвящена анализу инклюзивности в праве социального обеспечения, исследованию ее влияния на реализацию принципов государственной политики и социальных программ. Авторы придерживаются позиций междисциплинарного подхода, что позволяет выявить му...

Институционально-инновационные факторы технологического развития национальной экономики Республики Молдова в условиях глобальной информатизации

На этапе формирования постиндустриального общества актуализировалась проблема воплощения стратегии перехода к интеллектуально-ориентированной модели экономического развития, комплексной модернизации социально-экономической системы государства, что об...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

Статья посвящена вопросу использования международных исследований в условиях обновленного содержания среднего образования РК, как эффективной формы оценки полученных знаний обучающихся. Авторами проанализированы особенности, ключевые аспекты развития...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации

В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска новых направлений для развития обучения искусственному интеллекту в условиях современных цифровых технологий. Авторы статьи кратко описывают основные технологии на основе искусственного интел...

Правовые аспекты и нынешнее положение полиязычия в системе образования Республики Казахстан

В последние десятилетия проблема языка привлекает все большее внимание многих ученых, которые по-разному описывали природу и механизмы его формирования. Современный Казахстан стремится установить оптимальный баланс, между правами этнических групп и м...

Реализация проектов по созданию модельных цифровых фабрик в Казахстане в контексте Индустрии 4.0: анализ и оценка эффективности

Исследование данной статьи продиктована основными системообразующими государственными документами, в том числе Стратегия 2025 [1], Национальный план 2025 [2], 2030 [3], ГПИИР-2 и ГПИИР-3 [4], Послание президента Р.К, Токаева К.К [5], а также в рамках...

Механизмы региональной инновационной политики в сфере аграрного производства Казахстана

Сегодня региональная инновационная политика в аграрной сфере экономики Казахстана проводится без учета особенностей аграрного производства и научного их обеспечения. Государство выделяет большие суммы субсидий, но в тоже время они не дают эффективнос...

Публично-частное партнерство как элемент концепции устойчивого развития

Во введении указана актуальная проблема современной экономики — переход к устойчивому развитию. Дано краткое описание принципа устойчивости. Указан объект исследования — одна их социально-экономической формы хозяйствования публично-частное партнерств...

Модернизация налогового инструментария поддержки инновационного инвестирования

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью оценки эффектов от реализации на практике законопроекта, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, направленного на налоговое стимулирование инвестирования в инновац...

Похожие статьи

К вопросу об инклюзивности в праве социального обеспечения: роль и значение государственной политики и социальных программ

Статья посвящена анализу инклюзивности в праве социального обеспечения, исследованию ее влияния на реализацию принципов государственной политики и социальных программ. Авторы придерживаются позиций междисциплинарного подхода, что позволяет выявить му...

Институционально-инновационные факторы технологического развития национальной экономики Республики Молдова в условиях глобальной информатизации

На этапе формирования постиндустриального общества актуализировалась проблема воплощения стратегии перехода к интеллектуально-ориентированной модели экономического развития, комплексной модернизации социально-экономической системы государства, что об...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

Статья посвящена вопросу использования международных исследований в условиях обновленного содержания среднего образования РК, как эффективной формы оценки полученных знаний обучающихся. Авторами проанализированы особенности, ключевые аспекты развития...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации

В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска новых направлений для развития обучения искусственному интеллекту в условиях современных цифровых технологий. Авторы статьи кратко описывают основные технологии на основе искусственного интел...

Правовые аспекты и нынешнее положение полиязычия в системе образования Республики Казахстан

В последние десятилетия проблема языка привлекает все большее внимание многих ученых, которые по-разному описывали природу и механизмы его формирования. Современный Казахстан стремится установить оптимальный баланс, между правами этнических групп и м...

Реализация проектов по созданию модельных цифровых фабрик в Казахстане в контексте Индустрии 4.0: анализ и оценка эффективности

Исследование данной статьи продиктована основными системообразующими государственными документами, в том числе Стратегия 2025 [1], Национальный план 2025 [2], 2030 [3], ГПИИР-2 и ГПИИР-3 [4], Послание президента Р.К, Токаева К.К [5], а также в рамках...

Механизмы региональной инновационной политики в сфере аграрного производства Казахстана

Сегодня региональная инновационная политика в аграрной сфере экономики Казахстана проводится без учета особенностей аграрного производства и научного их обеспечения. Государство выделяет большие суммы субсидий, но в тоже время они не дают эффективнос...

Публично-частное партнерство как элемент концепции устойчивого развития

Во введении указана актуальная проблема современной экономики — переход к устойчивому развитию. Дано краткое описание принципа устойчивости. Указан объект исследования — одна их социально-экономической формы хозяйствования публично-частное партнерств...

Модернизация налогового инструментария поддержки инновационного инвестирования

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью оценки эффектов от реализации на практике законопроекта, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, направленного на налоговое стимулирование инвестирования в инновац...

Задать вопрос