Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Павленко, Б. В. Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации / Б. В. Павленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109315/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска новых направлений для развития обучения искусственному интеллекту в условиях современных цифровых технологий. Авторы статьи кратко описывают основные технологии на основе искусственного интеллекта, которые привели к цифровому развитию экономики и общества в рамках четвертой технологической революции.

При изучении философских и этических проблем искусственного интеллекта и руководствуясь Кодексом этики искусственного интеллекта, в статье предлагаются идеи и направления для разработки учебного курса по искусственному интеллекту. Этот курс включает вопросы этических проблем искусственного интеллекта и его целью является не только развитие компетенций студентов, но и обновление содержания обучения искусственному интеллекту с учетом новых тенденций в цифровизации.

Такой подход позволит расширить содержание образования по искусственному интеллекту, обращая внимание на этические вопросы, связанные с его развитием. Это важно для того, чтобы обеспечить осознанное использование искусственного интеллекта и соответствие его этическим нормам и общественным ценностям.

Ключевые слова: цифровизация, четвертая технологическая революция, конвергентные технологии, «умные» технологии, искусственный интеллект, этические аспекты искусственного интеллекта, Кодекс этики искусственного интеллекта.

This article discusses the current problems of finding new meaningful directions for the development of artificial intelligence training in the context of modern digitalization. The authors of the article briefly describe the key technologies based on artificial intelligence that caused the digital development of the economy and society and were proposed as part of the fourth technological revolution.

When considering the main philosophical and ethical problems of artificial intelligence, as well as guided by the content of the Code of Ethics of Artificial Intelligence, the article offers ideas and directions for the development of a module of an artificial intelligence training course. This developed module includes questions related to the ethical problems of artificial intelligence, and its purpose is not only to form certain competencies among students in this field, but also to develop the content of artificial intelligence training at various levels of education, taking into account new trends in digitalization.

This approach will enrich the content of artificial intelligence education, focusing on ethical issues related to its development. This is important in order to create a conscious approach to the use of artificial intelligence and ensure its compliance with ethical standards and social values.

Keywords: digitalization, the fourth technological revolution, convergent technologies, «smart» technologies, artificial intelligence, ethical aspects of artificial intelligence, Code of Ethics of Artificial Intelligence.

В современном обществе, где все больше преобладает цифровая среда, искусственный интеллект занимает всё более важное положение в таких отраслях, как экономика и образование. Он является основным трендом в развитии технологий и важной компетенцией для современных специалистов, включая учителей и будущих специалистов для цифровой экономики — школьников.

Развитие и использование искусственного интеллекта является ключевой составляющей современного общества и связано с четвертой индустриальной революцией. В настоящее время это становится очень актуальным в контексте решения различных задач, как производственного, так и образовательного характера, благодаря внедрению ключевых технологий цифровизации.

Искусственный интеллект позволяет автоматизировать процессы, прогнозировать результаты, анализировать большие объемы данных и принимать решения на их основе. Это делает его неотъемлемым инструментом в экономике и управлении, где он помогает оптимизировать бизнес-процессы, повышать эффективность и принимать обоснованные решения.

В области образования искусственный интеллект может быть использован для индивидуализации образовательного процесса, создания адаптивных программ и методик обучения, анализа успеваемости студентов и прогнозирования их потребностей. Он также может быть полезен для создания симуляционных моделей и виртуальных помощников, которые помогают студентам освоить различные предметы.

Тем не менее, помимо всех преимуществ искусственного интеллекта, возникают философские и этические проблемы, связанные с его развитием. Важно обсуждать эти вопросы и находить баланс между применением искусственного интеллекта и защитой человеческих ценностей и прав. Это можно достичь разработкой и внедрением этических кодексов, которые учитывают потенциальные риски и гарантируют безопасное и ответственное использование искусственного интеллекта.

Таким образом, использование и развитие искусственного интеллекта в условиях цифровизации является неотъемлемой частью развития современного общества. Это требует постоянного анализа и обсуждения возможностей и проблем, связанных с его применением, а также создания регулирующих и этических норм, которые обеспечат безопасность и соответствие общественным ценностям.

Искусственный интеллект, как основа цифровизации, включает в себя несколько ключевых технологий. К ним относятся машинное обучение, обработка естественного языка, компьютерное зрение, робототехника и автоматизация процессов. Эти технологии являются необходимыми знаниями для современных специалистов [1, c. 286].

Искусственный интеллект считается одной из ключевых технологий четвертой промышленной революции. В современных условиях цифровизации понимание и владение этими технологиями важны для успешной адаптации к изменяющимся требованиям и эффективного использования всех возможностей, которые предоставляет искусственный интеллект.

Согласно Дж. Маккарти [2], искусственный интеллект означает способность компьютера, робота или программы мыслить и принимать решения, подобные человеческим. Благодаря этой способности создаются «умные» машины, ведущие себя похоже на людей. Это определение было сформулировано на Дартмутской конференции в 1956 году, где обсуждались проблемы разработки искусственного интеллекта. С тех пор технологии искусственного интеллекта значительно продвинулись, и сегодня они включают в себя различные методы и технологии, такие как машинное обучение, компьютерное зрение, обработка естественного языка и робототехника. Главная цель всех этих разработок — создание компьютерных систем, способных эмулировать и превосходить человеческий интеллект.

Существуют разные представления об искусственном интеллекте, которые демонстрируют его многогранность и широкий спектр применения. Искусственный интеллект включает в себя разнообразные программы и приложения, способные «понимать» человеческий язык и выполнять функции виртуальных персональных помощников. Эти приложения находят применение в различных сферах, включая игры, где искусственный интеллект может быть соперником в интеллектуальных играх, таких как шахматы.

Искусственный интеллект также связан с областью компьютерной робототехники, где роботы оборудованы датчиками, позволяющими им видеть, слышать и реагировать на окружающие сенсорные сигналы. Это открывает возможности для создания автономных роботов, которые могут выполнять различные задачи в реальном мире.

Но искусственный интеллект не ограничивается только программными приложениями и робототехникой. Он также проникает во многие сферы общества, где используется для автоматизации процессов и повышения эффективности. Применение искусственного интеллекта в таких областях, как медицина, финансы, транспорт и другие, позволяет сократить время ожидания и улучшить качество услуг через использование поисковых сервисов и современных информационных систем, основанных на принципах искусственного интеллекта.

Таким образом, искусственный интеллект — это широкая и динамичная область, которая продолжает развиваться и находить все новые применения в различных сферах жизни.

Искусственный интеллект сегодня играет важную роль в различных сферах, превосходя возможности человека. Системы распознавания образов, основанные на ИИ, становятся все более точными и могут обнаруживать заданные объекты среди множества других. Это находит применение в безопасности, медицине, автомобильной промышленности и других областях.

Также стоит отметить системы распознавания речи, которые способны анализировать разговоры по телефону и голосовым записям на уровне человеческих способностей. Это открывает новые возможности в автоматизации обработки информации и повышении эффективности коммуникации.

Использование ИИ также имеет большой вклад в образование, медицину, государственное управление, банковское дело и другие отрасли. В этих областях происходит цифровизация и разработка «умных» помощников, которые автоматизируют процессы, помогают принимать решения и улучшают качество услуг.

С учетом быстрого развития технологий искусственного интеллекта можно ожидать, что его влияние будет продолжать расти и расширяться, изменяя привычные способы работы и взаимодействия в разных сферах жизни человека [3, c. 9].

В настоящее время искусственный интеллект оказывает существенное влияние на экономику и внедрение его технологий предвещает значительные изменения в экономической сфере. Одним из основных положительных последствий такого внедрения является увеличение производительности труда за счет использования машин, способных выполнять новые задачи.

Например, появление автономных автомобилей обещает оптимизацию транспортной отрасли, повышение безопасности и эффективности движения. Также продвинутые роботы могут автоматизировать сложные и однообразные операции на производстве, что способствует улучшению качества и скорости процесса производства.

«Умные» помощники, основанные на искусственном интеллекте, могут также поддерживать людей в повседневной жизни. Они анализируют данные, предлагают рекомендации и помогают принимать решения в различных областях, включая финансы, здравоохранение и образование. Это повышает эффективность и повышает качество предоставляемых услуг.

Таким образом, внедрение искусственного интеллекта имеет потенциал для стимулирования экономического роста, инноваций и улучшения жизни людей. Однако необходимо учитывать и потенциальные вызовы, связанные с изменениями на рынке труда, а также этическими и безопасными аспектами использования ИИ.

Действительно, внедрение искусственного интеллекта может принести значительные экономические выгоды. Персонализация производства и индивидуализация товаров и услуг на основе технологических инноваций могут увеличить конкурентоспособность стран и компаний.

Согласно источникам, к 2030 году развитые страны могут получить до 25 % чистой экономической выгоды благодаря внедрению и развитию искусственного интеллекта, что может составить до $773,2 миллиарда долларов. Это не включает капитальные вложения в ИИ [4, c. 12].

Международные организации и правительства активно поддерживают и стимулируют развитие и использование технологий искусственного интеллекта. Инвестиции в эти технологии могут способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест и повышению эффективности производства.

Однако при развитии и применении искусственного интеллекта необходимо учесть социальные и этические аспекты. Безопасность данных, прозрачность принятия решений и защита прав потребителей являются ключевыми вопросами, которые должны учитываться.

Внедрение искусственного интеллекта имеет потенциал для достижения значительного экономического эффекта, однако важно также обеспечить устойчивое и этичное использование этих технологий.

Технологии искусственного интеллекта играют важную роль в формировании цифрового общества и приводят к развитию умных технологий и Интернета вещей. Умные технологии, такие как умный дом, умный город и умная медицина, являются ключевыми элементами интеллектуальной инфраструктуры.

3D-печать также является значимой технологией цифрового общества, которая оперирует на базе искусственного интеллекта. Ожидается, что в будущем более 5 % всех потребительских товаров будут производиться при помощи 3D-печати, что повлечет за собой изменения в экономике цифрового общества и сократит необходимость доставки товаров.

Современное общество активно реализует проекты по внедрению искусственного интеллекта в различные сферы деятельности. В России около 200 компаний занимаются разработкой и внедрением ИИ и систем дополненной реальности, включая Корпоративный университет Сбербанка, инновационный центр «Сколково», фонды Бортника и VRTech, ассоциацию дополненной и виртуальной реальности и другие. Это свидетельствует о важности и актуальности развития данных технологий в современном обществе [5, c. 45].

В современном обществе, где все большее значение приобретают умные технологии и интернет вещей, наша жизнь становится все более удобной и улучшенной. Мы только начинаем осознавать потенциал искусственного интеллекта, который будет продолжать расти и приводить к большим изменениям в обществе.

Использование технологий дополненной и виртуальной реальности в образовании становится все более популярным. В России в этой области лидируют компании Fibrum и Nival, которые специализируются на создании шлемов для виртуальной реальности и разработке игр соответственно.

Образовательные программы все чаще включают методики, основанные на виртуальной и дополненной реальности. Онлайн-курсы по созданию приложений для виртуальной реальности становятся особенно востребованными, а некоторые вузы предлагают специализацию «Виртуальные технологии и дизайн» в рамках программы «Информатика и вычислительная техника». Компании, занимающиеся разработкой этих технологий, также предоставляют свои платформы для обучения, например, платформа EV Toolbox от компании Eligo Vision.

Использование дополненной и виртуальной реальности в образовании позволяет создавать более интерактивные и эффективные методы обучения, расширять возможности студентов и повышать их мотивацию. Эти технологии могут быть применены в различных сферах образования, от научных исследований до симуляций и тренингов.

Конвергентные технологии, связанные с цифровизацией и философией, становятся одним из главных направлений четвертой индустриальной революции. Они тесно связаны с искусственным интеллектом и включают информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, когнитивные науки и нанотехнологии. Конвергентные технологии способствуют взаимодействию, синергии и интеграции между различными областями знания и технологий.

Таким образом, использование технологий дополненной и виртуальной реальности в образовании и развитие конвергентных технологий оказывают значительное влияние на наше общество, открывая новые возможности и возникая новые философские и этические вопросы [5].

В прогрессивных образовательных организациях применение сходящихся технологий может значительно расширить возможности обучения и персонализацию образовательного процесса. Включение таких инноваций, как дополненная и виртуальная реальность, в учебные программы позволяет создать более углубленную и интерактивную обучающую среду. Конечно, использование искусственного интеллекта и анализа данных может помочь в оптимизации процесса обучения и предоставлении индивидуальных рекомендаций для каждого учащегося.

Без сомнения, развитие и внедрение искусственного интеллекта сталкивается с определенными сложностями, которые требуют осмотрительного и ответственного подхода. Проблема безработицы, вызванная автоматизацией и робототехникой, требует социальной адаптации и переквалификации, чтобы обеспечить равенство и справедливость. Также необходимо решить проблему неравенства, чтобы обеспечить равномерное распределение благ, созданных машинами, и сократить цифровой разрыв.

Проблема гуманности, связанная с влиянием искусственного интеллекта на наше поведение и взаимодействие, требует разработки этических норм и ограничений, чтобы избежать негативного влияния на общество и индивидуумов. Также важно разрабатывать алгоритмы проверки и обеспечения безопасности, чтобы предотвратить возможные ошибки и неправильные решения искусственного интеллекта.

Необходимо бороться с предвзятостью искусственного интеллекта, чтобы технологии не пренебрегали принципами равенства и справедливости. Также безопасность искусственного интеллекта является приоритетной задачей для защиты от угроз и злоумышленников. Необходимо развивать эффективные механизмы контроля и предотвращения нежелательных последствий и опасностей, а также определить правовые и моральные рамки для отношения к роботам и искусственному интеллекту.

Обсуждение и поиск решений этих проблем являются важными задачами для этичного и безопасного развития и использования искусственного интеллекта. Для этого требуется диалог между технологическими компаниями, общественностью, правительством и учеными, чтобы определить соответствующие нормы и стандарты.

Применение информационных и когнитивных технологий приводит к необратимым изменениям во всех сферах жизни человека, включая технологическую, экономическую и социальную. Особенно важным сектором, где цифровизация и искусственный интеллект становятся все более применяемыми, является образование. Умные и когнитивные технологии, основанные на искусственном интеллекте, проникают в это поле, и поэтому актуально искать новые аспекты развития обучения искусственному интеллекту как в рамках общеобразовательного курса, так и в дополнительной образовательной деятельности.

Уже были предложены учебники и программы, которые включают темы искусственного интеллекта в рамках школьного образования. Тем не менее, необходимо дальнейшее развитие и поддержка образовательных систем и педагогического сообщества для эффективного внедрения этого направления. Кодекс этики в области искусственного интеллекта играет важную роль в регулировании применения ИИ с учетом моральных и этических аспектов, чтобы создать человекоориентированный и гуманистический подход к разработке и использованию искусственного интеллекта.

Один из основных принципов данного кодекса заключается в том, что разработчики искусственного интеллекта должны учитывать возможные негативные последствия и риски, чтобы избежать причинения вреда людям. Кодекс также призывает предотвращать дискриминацию со стороны искусственного интеллекта и обеспечивать равный доступ и возможности для всех. Он также подчеркивает важность безопасности и защиты данных, а также уважение к автономии и предпочтениям людей. Кроме того, кодекс подчеркивает ответственность разработчиков и пользователей за последствия при использовании искусственного интеллекта. В целом, этот кодекс этики играет важную роль в обеспечении этических и социальных аспектов применения искусственного интеллекта, а материал, представленный в статье, будет полезен для педагогов, которые могут использовать его для обучения студентов философии и этике искусственного интеллекта.

Литература:

  1. Шваб, K. Четвертая промышленная революция / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2022. С. 286–290.
  2. Что такое искусственный интеллект? URL: https://neuronus.com/stat/1258-chto-takoeiskusstvennyj-intellekt.htm (дата обращения: 05.12.2023).
  3. Ивановский, Б. Г. Экономические эффекты от внедрения технологий «искусственного интеллекта» // Социальные новации и социальные науки. 2022. № 2. С. 8–25.
  4. Каракозов, С.Д., Рыжова, Н.И., Королева, Н. Ю. Виртуальная реальность: генезис понятия и тенденции использования в образовании // Информатика и Образование. 2022. № 10 (319). С. 6–16.
  5. Аршинов, В. И. Конвергентные технологии в контексте постнеклассической парадигмы сложностности // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2015. № 3. С. 42–54.
  6. Каракозов, С. Д. Подготовка бакалавров педагогического образования к реализации проектно-исследовательской деятельности в условиях цифровизации школы / С. Д. Каракозов, Н. И. Рыжова, Н. Ю. Королева, Е. В. Филимонова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 2. С. 115–127.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, виртуальная реальность, современное общество, внедрение, кодекс этики, развитие, использование технологий, разработка, цифровое общество, естественный язык.


Ключевые слова

искусственный интеллект, цифровизация, четвертая технологическая революция, конвергентные технологии, «умные» технологии, этические аспекты искусственного интеллекта, Кодекс этики искусственного интеллекта

Похожие статьи

Анализ цифровой грамотности в школе

Данная статья проводит анализ концепции цифровой грамотности в контексте образования. Фокус направлен на школьное обучение и эффективность внедрения цифровых компетенций. В статье рассматриваются проблемы, связанные с определением цифровой грамотност...

Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа)

Нейродидактические методы играют важную роль в эффективности изучения иностранного языка. Предыдущие исследования включают в себя широкий спектр углубленных тематических исследований нейродидактических методов в обучении языку. Тем не менее, мало исс...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных техни...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Инструменты удержания внимания аудитории на вебинаре

В статье авторы раскрывают преимущества вебинара как образовательного формата, особенно в плане экономической выгоды, интерактивности, психологического комфорта и возможности сохранения материалов. Однако одним из значительных препятствий в проведени...

Права на произведения, созданные с помощью искусственного интеллекта. Авторское право и искусственный интеллект

В статье автор проводит обширный анализ вопросов, связанных с владением авторскими правами на произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. Описаны пять ключевых подходов, применяемых в юридической доктрине. Каждый подход подвер...

Имущественные ограничения как элемент содержания уголовных наказаний

В статье исследуется роль и значение имущественных ограничений в контексте уголовных наказаний. В статье освещаются теоретические аспекты, разновидности, правовая регламентация, а также зарубежный опыт и перспективы развития данного инструмента. Авто...

Инновации в сфере мобильных приложений: новые тренды и возможности

Данная статья исследует последние тенденции и технологии, которые используются компаниями при создании мобильных устройств и приложений, и как они влияют на повседневную жизнь пользователей и разработчиков. Автор рассматривает различные аспекты этой ...

Территориальная инклюзивность: зарубежный опыт и уроки для Казахстана

Статья посвящена изучению зарубежного опыта по инклюзивному развитию территорий страны. Основными методами исследования являются обобщение, систематизация и сравнительный анализ. Исходя из изучения опыта стран ОЭСР по сокращению социально-экономическ...

Эффективность использования отдельных аутентичных видеоматериалов канала YouTube в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена изучению вопроса использования аутентичных видеоматериалов как разновидности аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку. Авторы дают краткую характеристику, определяют основные принципы и особенности аудиовизуальн...

Похожие статьи

Анализ цифровой грамотности в школе

Данная статья проводит анализ концепции цифровой грамотности в контексте образования. Фокус направлен на школьное обучение и эффективность внедрения цифровых компетенций. В статье рассматриваются проблемы, связанные с определением цифровой грамотност...

Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа)

Нейродидактические методы играют важную роль в эффективности изучения иностранного языка. Предыдущие исследования включают в себя широкий спектр углубленных тематических исследований нейродидактических методов в обучении языку. Тем не менее, мало исс...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных техни...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Инструменты удержания внимания аудитории на вебинаре

В статье авторы раскрывают преимущества вебинара как образовательного формата, особенно в плане экономической выгоды, интерактивности, психологического комфорта и возможности сохранения материалов. Однако одним из значительных препятствий в проведени...

Права на произведения, созданные с помощью искусственного интеллекта. Авторское право и искусственный интеллект

В статье автор проводит обширный анализ вопросов, связанных с владением авторскими правами на произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. Описаны пять ключевых подходов, применяемых в юридической доктрине. Каждый подход подвер...

Имущественные ограничения как элемент содержания уголовных наказаний

В статье исследуется роль и значение имущественных ограничений в контексте уголовных наказаний. В статье освещаются теоретические аспекты, разновидности, правовая регламентация, а также зарубежный опыт и перспективы развития данного инструмента. Авто...

Инновации в сфере мобильных приложений: новые тренды и возможности

Данная статья исследует последние тенденции и технологии, которые используются компаниями при создании мобильных устройств и приложений, и как они влияют на повседневную жизнь пользователей и разработчиков. Автор рассматривает различные аспекты этой ...

Территориальная инклюзивность: зарубежный опыт и уроки для Казахстана

Статья посвящена изучению зарубежного опыта по инклюзивному развитию территорий страны. Основными методами исследования являются обобщение, систематизация и сравнительный анализ. Исходя из изучения опыта стран ОЭСР по сокращению социально-экономическ...

Эффективность использования отдельных аутентичных видеоматериалов канала YouTube в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена изучению вопроса использования аутентичных видеоматериалов как разновидности аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку. Авторы дают краткую характеристику, определяют основные принципы и особенности аудиовизуальн...

Задать вопрос