Статья посвящена анализу инклюзивности в праве социального обеспечения, исследованию ее влияния на реализацию принципов государственной политики и социальных программ. Авторы придерживаются позиций междисциплинарного подхода, что позволяет выявить мультидисциплинарные связи для выстраивания системы эффективной социальной помощи и наиболее объемно рассмотреть явление инклюзивности с различных позиций, а также сделать исторический экскурс. Инклюзивность имеет основополагающее значение для снижения уровня социального отторжения лиц, находящихся в условиях социального риска: лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, бездомных и т. д. В статье дается правовая оценка текущей социальной политики Российской Федерации, которая позволяет благодаря различным социальным программам оказать помощь широким слоям нуждающегося населения. Обращено внимание на недостаточность мер, которые принимаются в России для повышения качества жизни уязвимых групп. Данная работа может послужить отличной базой для более детального исследования явления инклюзивности в социальном праве и будет полезна также для исторических и историко-правовых научных изысканий.
Ключевые слова: инклюзивность, право социального обеспечения, социальная политика, социальная программа, лица с ограниченными возможностями здоровья, социально уязвимые группы, социальный риск, социальное отчуждение.
The article is devoted to the analysis of inclusivity in social security law, the study of its impact on the implementation of the principles of public policy and social programs. The authors adhere to the positions of an interdisciplinary approach, which allows us to identify multidisciplinary connections for building an effective social assistance system and to consider the phenomenon of inclusivity in the most comprehensive way from various positions, as well as to make a historical digression. Inclusivity is fundamental to reducing the level of social exclusion of people at social risk: people with disabilities, the elderly, the homeless, etc. The article provides a legal assessment of the current social policy of the Russian Federation, which allows, thanks to various social programs, to provide assistance to a wide range of people in need. Attention is drawn to the insufficiency of measures that are being taken in Russia to improve the quality of life of vulnerable groups. This work can serve as an excellent basis for a more detailed study of the phenomenon of inclusivity in social law and will also be useful for historical and historical-legal scientific research.
Keywords: inclusivity, social security law, social policy, social program, persons with disabilities, socially vulnerable groups, social risk, social exclusion.
Для развития общества и процветания государства важно включение всех социальных групп в общественные, политические и экономические сферы. Человечество развивается, в том числе психологически и духовно. Меняется его отношение к «инаким», будь то лица с ограниченными возможностями здоровья, пожилые, сироты или просто люди, отличающиеся по некому признаку. Чем выше духовность общества, тем выше уровень толерантности и принятия «другого», «инакого». Эта закономерность верна как для общества в целом, так и для отдельной личности.
На современном этапе развития России особое внимание уделяется формированию и укреплению российских духовных ценностей. Важным шагом в этом направлении стал Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В данном документе подчеркивается важность сохранения уникального культурного и духовного наследия России, которое включает в себя такие ценности, как патриотизм, уважение к истории и традициям, забота о семье, вера, справедливость и милосердие. Указ направлен на создание условий для развития гражданского общества, которое будет основано на взаимном уважении, терпимости и инклюзивности.
Между тем, необходимость в уходе и заботе по отношению к незащищенным членам общества осознавалась уже во времена Древней Руси. Присмотр за «сирыми» и «убогими» считался благородным занятием. Это мнение подкрепилось в общественном сознании принятием христианства в 988 г. Стремление помогать слабым стало одной из основных духовных ценностей, на которых строилось Российское государство. На сегодняшний день это является неотъемлемой частью менталитета русского народа. Однако, несмотря на это, долгое время среди людей сохранялась определенная отчужденность в отношении к ограниченным в развитии или способностях людям, которые, в силу своих особенностей, не могли быть полноправными членами общества. Исправить эту ситуацию была призвана инклюзивность, о которой и пойдет речь в данной статье.
Думается, что на сегодняшний момент обеспечение инклюзивности в праве социального обеспечения является основополагающим принципом создания справедливого и равноправного общества. Это означает, что в современном демократическом государстве все люди, независимо от их происхождения, физических, ментальных, социальных или различных других особенностей, должны иметь равный доступ к социальной защите и услугам, а самое главное то, что они должны быть приняты обществом. Исходя из этого обосновывается актуальность данной работы.
Целью данной статьи является исследование инклюзивности в праве социального обеспечения, выявление роли и значения государственной политики и социальных программ.
Инклюзивность как явление в обществе имеет историю формирования, уходящую корнями в глубокое прошлое. Однако, как юридическое понятие оно сформировалось сравнительно недавно. Слово «инклюзия» происходит от латинского include, что означает «включаю». В современной правовой науке данный термин подразумевает под собой обеспечение для всех членов общества равного доступа к образованию, работе и иным общественным благам, вне зависимости от возраста, пола, психофизиологического развития и т. д. Таким образом, инклюзивность обеспечивает «включение» в социальные отношения представителей незащищенных слоёв населения, например, людей с ограниченными возможностями.
Отечественная наука пестрит многочисленными работами, посвященными вопросам инклюзивности. Их можно разделить на две крупные группы:
- Историко-социальные исследования, прямо или косвенно касающиеся исследуемой темы, демонстрирующие формирование культуры инклюзивного подхода, его принципов и т. д. В этом ключе стоит упомянуть работы О. Н. Хохидра [10], Е. С. Шаховой [11]. Одной из наиболее комплексных работ по данной тематике является труд И. А. Ухалиной [7].
- Социально-правовые исследования, которые ставят перед собой задачу изучения инклюзивности как правового явления. К этому списку можно смело отнести исследование Бородкина Ф. М. [1], коллективную статью Старцева С. В. и Гущина А. А. [5], а также работу Виноградовой М. Ю. [3].
Такое деление обуславливает необходимость сделать небольшой экскурс в историю возникновения инклюзивного подхода в праве социального обеспечения в России, прежде чем рассматривать его реализацию в современных условиях.
Во времена Российской империи идея инклюзивности находилась еще в зачаточном состоянии. Тем не менее, заинтересованность государства в вопросе включения «инаких» в общество можно проследить уже в XVIII в. В начале 1700-х гг. митрополитом Новгородским Иовом были открыты дома призрения, взявшие на себя ответственность заботиться о покалеченных на войне солдатах, вдовах, сиротах и «подкидышах», людях с особенностями психофизиологического развития [10]. Чуть позже данную идею на государственном уровне реализует Петр I. С начала XIX в. принципы инклюзивности стали проникать в образовательный процесс. Появились школы для слепых и глухонемых детей, формировался углубленный подход к их реабилитации [4]. Мероприятия, проводимые от лица государства, а также индивидуальные частные решения заложили основы для развития инклюзивного вектора социального права.
Новый виток развития правовая доктрина инклюзивности (данный термин в то время еще не использовался) получила уже в советское время. Революция 1917 г. и гражданская война привели к уничтожению сформированной к этому моменту системы защиты наиболее уязвимых прослоек общества. Кризисы переходного периода привели к расцвету в молодом советском государстве проблемы детской беспризорности и безнадзорности. В первые годы существования советской власти большевиками была разработана концепция, согласно которой на государство ложилась роль по охране детства и материнства; помимо этого был создан Народный комиссариат государственного призрения, занимавшийся решением проблемных вопросов уязвимых слоев населения [11]. С 1920-х гг. принимаются постановления о разработке мероприятий по ликвидации беспризорности и детской преступности. Одним из ключевых подходов в профилактической работе по ликвидации беспризорности выступало развитие опеки, патронажа и разрешение усыновления [12]. Решение проблемы беспризорности входило в число важнейших политических задач. С этой целью в 1923 г. был издан указ «О защите бездомных детей», после принятия которого при участии ВЧК был создан Совет защиты детей [2]. В 1921 г. зарождается институт социального страхования; в это же время было провозглашено бесплатное социальное страхование для представителей рабочего класса, а также разработаны меры по поддержке семей, потерявших кормильца [7].
В послевоенные годы развивались меры поддержки инвалидов и сирот. В начале 1960-х годов значительно расширились функции Министерства социального обеспечения РСФСР. В соответствии с постановлением Совета министров республики, на это ведомство были возложены такие задачи, как выплата пенсий, трудоустройство, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных семей и одиноких матерей. К середине 80-х гг. насчитывалось восемь типов школ, предназначенных для детей с отклонениями в развитии. Не забывая достижений прошлых эпох, СССР встал на защиту незащищенных слоёв населения, реализуя в различных сферах общества «модель нормализации», вовлекая людей с ограниченными возможностями в социальные взаимоотношения.
С распадом СССР и переориентацией экономической и социальной систем на рыночные отношения, перед Россией встала задача реанимации инклюзивного подхода в совершенно новых исторических условиях. Российское общество совершенно внезапно столкнулось с понятием социальной эксклюзии — исключением или ограничением доступа индивидов к жизненно важным социальным институтам, таким как труд, образование и др., что не позволяет им получать экономические ресурсы, необходимые для поддержания адекватного уровня жизни (своего и своей семьи) [1].
Для упразднения неравенства государство начало разработку различных программ для помощи в адаптации малоимущим, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам и другим представителям незащищенных слоев населения. В России социальная инклюзия особенно актуальна для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-сирот, детей из неблагополучных семей, мигрантов, пожилых людей и других групп, которые могут быть маргинализированы или исключены из общественной жизни.
На современном этапе развития общества тема права социального обеспечения стала вновь занимать лидирующие позиции в научной среде. Во многом это связано с реализацией за последнее десятилетие в России ряда мер, направленных на повышение социальной инклюзии.
Актуальными социальными программами в данный момент являются:
- Национальный проект «Демография»: в рамках проекта реализуется ряд подпрограмм, направленных на поддержку людей с ОВЗ, детей-сирот, пожилых людей и других уязвимых групп.
- Стратегия развития инклюзивного образования: утверждена в 2013 году, направлена на создание условий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: гарантирует право на инклюзивное образование для детей с ОВЗ.
- Развитие доступной среды: строительство пандусов, обустройство туалетов для людей с ОВЗ, установка звуковых сигналов на светофорах и другие меры, направленные на сделать инфраструктуру более доступной для людей с ограниченными возможностями.
За последние годы Российская Федерация добилась значительного прогресса в области инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья. Был принят ряд нормативно-правовых актов, служащих гарантией для обеспечения инклюзивного образования и доступной среды. В ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается следующее определение: «инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Согласно данным, опубликованным Росстатом, общая численность людей с инвалидностью в 2023 году составила 10,9 миллиона человек, что составляет 7,5 % от общей численности населения страны [6]. В целом, статистика показывает, что с каждым годом процент инвалидности возрастает, что обуславливает необходимость расширения государственных мер по реализации социальной защиты, в том числе создания условий для полноценного участия лиц с ОВЗ в общественной жизни.
На сегодняшний день около трети людей с инвалидностью в России имеют работу. Доля трудоустроенных лиц с инвалидностью растет, в 2023 году она составила 27 %. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.12.2023 N 565-ФЗ имеет инклюзивные начала, поскольку он направлен на поддержку равных возможностей в сфере занятости для всех граждан, включая людей с инвалидностью, и предусматривает конкретные меры по поддержке их занятости. Так, для инвалидов создаются специальные рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием; в соответствии с индивидуальными программами разрабатываются необходимые условия труда. Людям с инвалидностью предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, которые способствуют повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Например, в организациях устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов, стимулируется создание дополнительных рабочих мест [5]. С 2024 г. запланировано изменение квот. Компании, в которых работает более 35 сотрудников, должны будут выделить от общей суммы сотрудников 2–4 % рабочих мест для людей с инвалидностью. Размер данного процента определяется на региональном уровне.
Также одной из приоритетных проблем на сегодня является социальная интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положение детей-сирот напрямую зависит от оказания им социальной помощи, государственной поддержки и обеспечения социальных прав и свобод этой категории населения.
Различного рода меры социальной поддержки данной категории лиц закреплены в нормативных правовых актах: Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред.), Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в ред.), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (в ред.).
В Российской Федерации действуют различные государственные программы, направленные на помощь детям-сиротам. Так, ряд проблем решается в рамках реализации приоритетных национальных проектов, целевых федеральных и региональных программ [3]. К примеру, законодательно закреплено право сирот, оставшихся без попечения родителей детей и лиц из их числа на получение специализированного жилья, в котором они могут поселиться после того, как закончат специальное учреждение, например дом-интернат.
Однако, на данный момент в России имеются значительные проблемы в реализации подобных программ.
Большое внимание исследователей приковано к вопросу о необходимости дальнейшего развития доступной образовательной среды. Например, А. Г. Хентонен и О. А. Скичко. считают, что на современном этапе развития только широкое использование новейших технологий значительно увеличит возможности работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями [9].
Реализация концепции социальной инклюзии на государственном уровне зависит от реальных возможностей самого государства, в основном, экономического характера. Несмотря на то, что Российская Федерация является страной с большим потенциалом развития, на данный момент, без тщательно обдуманного подхода к дальнейшему развитию экономического сектора, обеспечить финансирование программ, направленных на удовлетворение имеющихся потребностей населения в вопросе социальной инклюзии в полной мере невозможно.
Стоит отметить, что государственная политика и социальные программы являются ключевыми инструментами в обеспечении инклюзивности. Государство должно принимать активные меры по устранению барьеров, препятствующих равному доступу к социальным благам. Помимо этого, немаловажными аспектами успешной реализации на практике идей инклюзивности является просветительская деятельность в учебных заведениях различных уровней, формирование в обществе правильных представлений об образе людей с ограниченными возможностями и развитие института приемной семьи. Инклюзивные преобразования должны происходить постепенно, а государство должно задействовать в этом процессе все институты современного общества.
Литература:
- Бородкин, Ф. М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. 2000. № 3–4.
- Бороздина, Е. С. Детская безнадзорность в первые годы советской власти (1917–1922 гг.) / Е. С. Бороздина // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 12–14 апреля 2007 года. — Курск: Курский государственный технический университет, 2007. — С. 123–127.
- Виноградова, М. Ю. Особенности социального обеспечения детей-сирот // Проблемы науки. 2019. № 10 (46). — с. 70–72.
- Игошина, И. А. История развития социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // StudArctic forum. № 4 (20), 2020. С. 13.
- Старцева, С. В., Гущин, А. А. Социальные льготы и гарантии для инвалидов в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 10–3 (85). — с. 185–188.
- Уровень инвалидизации в Российской Федерации: Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 05.05.2024 г.).
- Ухалина, И. А. Эволюция института социального страхования и его становление в России // Пространство экономики. 2009. № 2–2. — с. 51–54.
- Хатсон, П., Хатсон, Дж. Цифровая инклюзия для людей с расстройствами аутистического спектра: пересмотр существующих правовых моделей и доктринальных концепций // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 4. — с. 851–879.
- Хентонен, А.Г., Скичко, О. А. Компетентностная модель будущего педагога в условиях инклюзивного образования // ИСОМ. 2019. № 6–1. — с. 114–120.
- Хохидра, О. Н. Российские воспитательные дома в XVIII столетии // Проблемы экономики и юридической практики. 2008. № 3. — с. 203–206.
- Шахова, Е. С. Историко-правовой анализ борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью первых лет советской власти // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2013. № 3. — с. 7–16.
- Шахова, Е. С. Опека, попечительство, патронаж как основные направления государственной политики в области борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в 1920-е годы / Е. С. Шахова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2012. — № 2–1. — С. 234–239.