Генезис взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 07.07.2021

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Веселовская, А. С. Генезис взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной / А. С. Веселовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83100/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы развития взаимоотношений между судебной системой и иными органами государственной власти в исторической перспективе. Анализ истории развития взаимодействия между судебной и иными ветвями власти позволяет автору сделать вывод о необходимости постоянного контроля за независимостью этих органов и недопустимости вмешательства государства в деятельность судов.

Ключевые слова: суд, судебная власть, государство, исполнительная власть, законодательная власть, президент, прокурор, судья.

Существовавший политический строй и государственное устройство во все времена определяли отношение теоретиков права к понятию «судебная власть». В периоды монархических правлений судебная власть рассматривалась как функция государства, полностью зависящая от воли государя. Только он имел право передать свои полномочия судебным чиновникам, которые осуществляли деятельность по разрешению споров в специально созданных учреждениях и с применением установленных процедур [9].

В России термин «судебная власть» впервые появился в период правления Александра II, проводившего судебную реформу, в ходе которой удалось создать относительно самостоятельную и независимую от большинства административных органов внесословную судебную систему. Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. предусматривало, что судебная власть принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, Судебным Палатам и Правительственному Сенату как верховному кассационному суду.

Но фактически судебная власть в России, как и прежде, всецело принадлежала императору, считавшемуся главой судебной власти. Он принимал законы, назначал и увольнял судей, утверждал смертные приговоры своими «высочайшими» указами. Только император-самодержец очерчивал в те времена правовое поле и обладал полнотой власти [7].

Либерально-демократические идеи и теория разделения властей постепенно завоевывали умы передовой научной элиты, и в России С. В. Познышев относился к тем ученым, которые придерживались мнения о необходимости выделения из системы государственной власти её независимой части — судебной власти, осуществляемой специальными органами, не имеющими административных или законодательных функций [16].

Такие же идеи высказывал известный ученый того времени И. Я. Фойницкий, писавший о внешней и внутренней самостоятельности судебной власти. По его мнению, внешняя выражалась в обеспечении суду выполнения им своих функций независимо от посторонних лиц и ведомств в условиях разделения властей. Внутренняя самостоятельность суда заключалась, как писал И. Я. Фойницкий, в безупречной и высокой независимости самих судей [17].

Революция 1917 г. коснулась права не в меньшей степени, чем политики и экономики. В теории возобладали ленинские идеи о необходимости слома буржуазного права и о замене его правом пролетарским, о создании судопроизводства, подчиняющегося не столько законам, сколько революционной целесообразности. В Декрете о суде № 1 эти идеи воплотились в п.5, где было установлено, что суды в своей деятельности имеют право руководствоваться революционной совестью и революционным правосознанием [1].

В. С. Нерсесянц отмечал, что в первых актах Советской власти закреплялся произвол в деятельности судов как репрессивных органов диктатуры пролетариата, а судьи находились в полной зависимости от партийно-политической власти [14].

Нужно отметить, что уже с первых Гражданско-процессуальных и Уголовно-процессуальных кодексов (с 1923 по 1991г.) провозглашался демократический принцип подчинения судов только закону, однако на практике шла его девальвация, и суды, ориентированные на укрепление государственного и политического строя, были превращены в один из аппаратов исполнительной власти.

Известный историограф советского правосудия М. В. Кожевников, выражая господствовавшие в то время взгляды, писал, что суд есть орган охраны господствующего в данном обществе класса, орган укрепления существующего государственного и политического строя [10].

Понятие «судебная власть» было исключено из научного оборота. Судьи превратились в чиновников, занимающих должности в государственных правоохранительных органах.

Только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной социалистической Республики появилось положение о разделении властей, и был провозглашен важнейший принцип правового государства — принцип выделения независимой судебной власти [2].

Концепция судебной реформы 1991 г. провозгласила отделение судебной власти от исполнительной и законодательной (п.2) и вернула в теорию и практику понятие «судебная власть» [11].

Затем эти положения были закреплены в Конституции 1993 г., в которой нормы о судебной власти были помещены в отдельную главу. Так принципы разделения властей и самостоятельности и независимости судебной власти оказались в Основном Законе нашей страны.

Со времени принятия Конституции 1993 г. в обществе произошли существенные изменения, которые естественным образом отразились на нормативном регулировании судебной власти. Новая редакция Конституции (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) отличается изменением полномочий Президента РФ и общим усилением исполнительной власти.

Президент, не входящий ни в одну из ветвей власти, стоящий над ними, обладает столь широкими полномочиями, что имеет возможность влиять на законодательную, исполнительную и судебную власти, в то время как их влияние на него минимально [15].

В сфере исполнительной власти Президент устанавливает систему и структуру органов данной ветви власти, предлагает кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ и с согласия Государственной Думы назначает его на пост; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, а также принимает решение об отставке Правительства.

С. А. Авакьян, оценивая роль и значение президентских полномочий, отмечает, что Президент в настоящее время сосредоточил в своих руках всю полноту власти, образовав собственную ветвь власти, своеобразное Правительство Президента, которой принадлежит ведущая роль среди остальных [5].

В сфере законодательной власти властные полномочия Президента включают назначение выборов Государственной Думы, роспуск нижней палаты парламента РФ, подписывает федеральные законы, обладает правом законодательной инициативы, правом вето, а также может лично издавать правовые акты (указы и распоряжения), которые имеют общеобязательный характер.

Обширными полномочиями Президент обладает в сфере судебной власти, участвует в её формировании: представляет кандидатов на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда, назначает судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, судей федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и военных судов.

В соответствии с п. «е» ст. 83 и п. «л» ч.1 ст. 102 Конституции по представлению Президента возможно прекращение полномочий судей, их председателей и их заместителей Конституционного Суда, Верховного Суда, а также кассационных и апелляционных судов (включая военные, арбитражные и Суд по интеллектуальным правам).

По мнению Председателя Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькина, существует дисбаланс в системе сдержек и противовесов, ведущий к усилению исполнительной власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между Президентом и Правительством [8].

В новой редакции Конституции РФ в Главе 7 «Судебная власть и прокуратура» гарантируется независимость судей, их несменяемость и неприкосновенность. В связи с изменениями Конституции РФ внесены соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» [4].

Изменениям подвергся и Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде РФ» [3].

Так, в ст. 4 Закона вместо 19 судей в составе суда теперь значатся 11 судей, включая Председателя и его заместителя. В научной литературе высказаны мнения об опасности данных нововведений, которые могут повлиять на независимость судей Конституционного Суда. Об этом пишут Р. Бевзенко, В. А. Кряжков, Т. Г. Морщакова и другие авторы [6, 12, 13].

Генезис развития судебной власти в России наглядно продемонстрировал постоянное стремление исполнительной ветви власти нарушать систему сдержек и противовесов между различными ветвями власти с целью собственного усиления. В периоды монархического правления судебная власть традиционно рассматривалась как функция государства, полностью зависящая от воли императора, который принимал законы, назначал и увольнял судей, делегировал часть своих полномочий судебным чиновникам.

Политика советского государства свела судебные органы к роли служителей диктатуры пролетариата, а фактически — к роли защитников партийно-политической власти, поставив судей в полную зависимость от неё. Провозглашались демократические принципы подчинения судей только закону, их независимости, а на практике суды были превращены в один из органов исполнительной власти. Понятие «судебная власть» исчезло из научного оборота.

В период принятия Конституции 1993 г. и последующей судебной реформы принимались законы, гарантировавшие независимость судебной власти, однако последовавшие изменения в общественном и политическом строе привели к существенным изменениям в нормативном регулировании судебной власти. По мнению представителей научного сообщества, отдельные нормы могут привести к нарушению баланса различных ветвей власти, к разрушению с таким трудом создававшейся системы сдержек и противовесов, к усилению исполнительной ветви власти.

Процесс развития законодательства, регулирующего судебную деятельность, судебную власть в целом, — это естественный процесс, связанный с изменениями, происходящими в обществе. Однако из истории взаимодействия различных ветвей власти в нашей стране видно, насколько традиционным является стремление исполнительной власти доминировать над судебной и законодательной сферами. Поэтому необходим постоянный независимый общественный контроль над законотворческими процессами, экспертиза принимаемых законов на их соответствие принципу сохранения баланса между различными ветвями власти. Только реальное, а не на бумаге, соблюдение независимости судебной власти от административных органов может способствовать продвижению нашего общества к правовому государству.

Литература:

  1. «Декрет о суде № 1»: Декрет СНК от 24 ноября 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
  2. «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной социалистической Республики: декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 14 июня 1990 г. //Ведомости СНД И ВС РСФСР. № 2. Ст. 22.
  3. «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 09.11.2020) //www.consultant.ru
  4. «О судебной системе Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) // URL: www.consultant.ru
  5. Авакьян С. А. Конституционное право России. Т.2. М.: Норма: ИНФРА-М. 2020. С.343.
  6. Бевзенко Р. Поправки в Конституцию //Судебная власть. 2020. URL: zakon.ru>…2020/01/21/popravki_v_...sudebnaya_vlast
  7. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М., 2005. С. 55.
  8. Зорькин В. Д. Буква и дух Конституции //Российская газета. 2018. 9 октября.
  9. История российского правосудия: учебное пособие / под. Ред. Н. А. Колоколова. — М.: ИНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. — С.30.
  10. Кожевников М. В. История советского суда. 1917–1956 годы. М., 1957. С.3.
  11. Концепция судебной реформы РСФСР: постановление Совета народных депутатов от 24 октября 1991 г. № 1801–1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 31.10.1991. № 44. Ст. 1435.
  12. Кряжков В. А. Как конституционная реформа изменила Конституционный Суд Российской Федерации // Государство и право. 2020. № 9. С. 18–32. URL: publications.hse.ru>mirror/pubs/share/direct…
  13. Морщакова Т. Г. Комментарий к Заключению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 года // URL: https://akademia.ilpp.ru/kommentariy-k-zacklyucheniyu-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy-federatsii
  14. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 2006. С. 221.
  15. Парин Д. В., Агавин А. А. Поправки к Конституции РФ и изменение роли главы государства // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С.58–60.
  16. Познышев С. В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913. См.: Кочетов А. В. О понятии «судебная власть» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т.15. № 4. С. 27–32.
  17. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства: в 2 т. — СПб.: Издательство «Альфа». 1996. — Т.1. — С.32–40.
Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, исполнительная власть, различная ветвь власти, Россия, Суд, судья, ветвь власти, Конституционный Суд, политический строй, судебная система.


Похожие статьи

Понятие судебной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Судебная власть— это самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судьями (судом) в

Одним из признаков судебной власти является то, что в установленном законом порядке к осуществлению правосудия привлекаются представители народа.

Конституционный Суд в судебной системе Российской...

Как одна из ветвей судебной власти, Конституционный Суд — единственный орган, наделенный правом осуществлять судебный контроль за соответствием нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

 Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ. Взаимодействие органов исполнительной власти и органов судебной власти значительно многообразны...

Взаимодействие ветвей власти в системе юридической...

Наделение независимостью судебной власти является конституционной обязанностью

Законодательная и исполнительная ветви власти, учитывая важность проблем судебной

Российская Федерация, судебная власть, РФ, правовой статус, судья, Конституция РФ...

Судебная власть в государственном механизме Российской...

Судебная ветвь власти в государстве ограничена в своем проявлении, так, например, судебная

В соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации судьи высших судебных органов Российской Федерации (Конституционного, Верховного Судов РФ)...

Двойственный характер положения мирового судьи в России

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти не сводится лишь к рассмотрению конкретных дел.

Конституционно-правовые основы судебной власти... Ключевые слова: Конституция, судебная власть, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд...

Независимость и самостоятельность судебной власти в контексте...

Положение о судебной власти как самостоятельной и независимой от других ветвей власти развивается в главе 7 Конституции, устанавливающей, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, арбитражного...

Система судебных органов Российской Федерации

Судебной системой Российской Федерации является система специализированных органов государственной власти (судов) осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации. Суд образуется в установленном государственном порядке, наделяется...

Осуществление правосудия в современных судебных системах...

В современных условиях самостоятельная судебная власть не возможна в условиях авторитарных и тоталитарных режимов. Независимо от формы правления судебная власть должна быть одинаково отграничена от других ветвей власти, что, разумеется, не исключает...

Похожие статьи

Понятие судебной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Судебная власть— это самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судьями (судом) в

Одним из признаков судебной власти является то, что в установленном законом порядке к осуществлению правосудия привлекаются представители народа.

Конституционный Суд в судебной системе Российской...

Как одна из ветвей судебной власти, Конституционный Суд — единственный орган, наделенный правом осуществлять судебный контроль за соответствием нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

 Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ. Взаимодействие органов исполнительной власти и органов судебной власти значительно многообразны...

Взаимодействие ветвей власти в системе юридической...

Наделение независимостью судебной власти является конституционной обязанностью

Законодательная и исполнительная ветви власти, учитывая важность проблем судебной

Российская Федерация, судебная власть, РФ, правовой статус, судья, Конституция РФ...

Судебная власть в государственном механизме Российской...

Судебная ветвь власти в государстве ограничена в своем проявлении, так, например, судебная

В соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации судьи высших судебных органов Российской Федерации (Конституционного, Верховного Судов РФ)...

Двойственный характер положения мирового судьи в России

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти не сводится лишь к рассмотрению конкретных дел.

Конституционно-правовые основы судебной власти... Ключевые слова: Конституция, судебная власть, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд...

Независимость и самостоятельность судебной власти в контексте...

Положение о судебной власти как самостоятельной и независимой от других ветвей власти развивается в главе 7 Конституции, устанавливающей, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, арбитражного...

Система судебных органов Российской Федерации

Судебной системой Российской Федерации является система специализированных органов государственной власти (судов) осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации. Суд образуется в установленном государственном порядке, наделяется...

Осуществление правосудия в современных судебных системах...

В современных условиях самостоятельная судебная власть не возможна в условиях авторитарных и тоталитарных режимов. Независимо от формы правления судебная власть должна быть одинаково отграничена от других ветвей власти, что, разумеется, не исключает...

Задать вопрос