В настоящее время в условиях жесткой рыночной конкуренции и нехватки высококвалифицированных профессионалов в сфере физической культуры и спорта встает вопрос о качественно новом содержании подготовки выпускников. На фоне высокой динамики экономических условий отраслевой рынок труда остро нуждается в управленческих кадрах по физической культуре, умеющих принимать грамотные управленческие решения в системе постоянно изменяющихся условий рынка - появляются новые участники этого рынка и новые технологии, встают новые проблемы и намечаются новые тенденции.
Под конкурентоспособностью выпускника вуза на рынке труда мы понимаем способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на «хорошее» рабочее место, соответствующее полученной в вузе специальности (профилю подготовки), за счет наилучшего соответствия уровня его профессиональной подготовки и личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей.
Деловая составляющая конкурентоспособности характеризует конкурентные преимущества выпускника вуза, а также влияет за формирование стратегии поведения при взаимодействии с работодателем и построение будущего карьерного роста.
Анализ подходов к трактовке конкурентоспособности выпускника вуза позволил определить содержание выделенных составляющих конкурентоспособности: мотивационную, личностную и деловую.
В.И.Андреев выделяет десять основных качеств личности, определяющих конкурентоспособность: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному росту и высокому качеству продукта труда [1, с.75].
Квалификационная составляющая среди прочих составляющих конкурентоспособности выпускника вуза занимает центральное место. Она напрямую связана с профессиональной трудовой деятельностью и косвенным образом находит отражение в содержании остальных составляющих конкурентоспособности.
Повышение эффективности управленческой деятельности напрямую зависит от правильного понимания и умения четко определять функции управления. Необходимо понимать, как взаимосвязаны между собой сотрудники в процессе управления.
Управление – целостная система, в которой развивается общество посредством взаимодействия друг с другом. А.Г. Спиркин выделяет 2 принципа действия механизма управления – стихийный и сознательный.
Стихийное управление рассматривается как случайное взаимодействие социальных сил, складывающееся из массы целенаправленных сознательных действий. Его моделью выступает рынок физической культуры и спорта. Но экономическая жизнь общества не является саморегулирующейся системой: она не может обходиться без определенного механизма управления, т.е. участия планирующей и регулирующей силы человеческого разума [3, с.65].
В процессе управления главной задачей выступает разработка и исполнение управленческих решений. При выработке управленческого решения необходимо учитывать многообразие вариантов решения поставленной задачи и выбор из всех возможных наиболее отвечающего ситуации оптимального варианта. Необходимым условием принятия эффективного управленческого решения и осуществления контроля за его исполнением является качество, своевременность, оперативность поступления информации. В этом и заключается компетентность управляющего лица. Для того чтобы управленческие решения были эффективными, они должны удовлетворять ряду требований:
- быть всесторонне обоснованными и своевременными, ставить реальные цели и сроки выполнения;
- основываться на полной и достоверной информации;
- не противоречить ранее принятым документам, согласовываться с ними;
- характеризоваться полнотой содержания, охватом всех аспектов проблемы;
- охватывать объект и субъект управления, а также взаимодействовать между ними;
- не противоречить действующему законодательству, а опираться на него;
- находиться в рамках, установленных для органа управления компетенции, прав и полномочий.
Выделение функций управления вызвано многообразием управленческой деятельности, т.е. процессами принятия решений. Каждая функция характеризует специфическую управленческую деятельность, и совокупность таких функций формирует конкретную систему управления.
В настоящее время выделяется 6 основных функций управления:
- прогнозирование – система научно-обоснованного представления о вероятности состояния объекта управления в будущем;
- планирование – деятельность по созданию условий для целенаправленного, динамичного и пропорционального развития объекта менеджмента путем разработки различных планов;
- организация – деятельность по созданию новых и качественному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;
- регулирование – согласование действий подсистем в соответствии с целями системы с управлением и поддержанием этого согласования на протяжении цикла управления;
-коррекция – деятельность по обеспечению бесперебойности и непрерывности процесса управления, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними.
-контроль – деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте управления, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера [2, с. 256].
Следовательно, руководитель (управленец) в сфере физической культуры и спорта должен четко понимать и решать не только текущие задачи, но и быстро адаптироваться к постоянно возобновляющимся новым условиям. Он должен быть как умственно, так и физически тренирован, в научном и поведенческом плане высоко образован, обладать явными лидерскими качествами, иметь развитое воображение, ему должно быть присуще понимание того, как управлять в конкурентной среде.
В связи с существующими требованиями к подготовке бакалавра физической культуры наблюдается увеличение аудиторных часов по экономическому циклу дисциплин в условиях перехода образования от специалитета к бакалавриату, что подтверждается в ходе анализа государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 032100.62 Физическая культура и 034300.62 Физическая культура.
Представленные в таблице 1 данные, убедительно показывают необходимость пересмотра содержания подготовки бакалавра физической культуры в существующих экономических условиях в целях повышения эффективности подготовки бакалавра по физической культуре к успешной управленческой деятельности и конкурентоспособности.
Таблица 1
Сравнительный анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта
Дисциплина |
Специальность 032101.62 Физическая культура и спорт |
Направление подготовки 032100.62 Физическая культура |
Направление подготовки 034300.62 Физическая культура |
||||||
лекции |
практ. |
всего ауд. |
лекции |
практ. |
всего ауд. |
лекции |
практ. |
Всего ауд. |
|
Экономика |
36 |
18 |
54 |
18 |
20 |
38 |
- |
- |
- |
Экономика физической культуры и спорта |
9 |
9 |
18 |
18 |
20 |
38 |
18 |
16 |
34 |
Менеджмент физической культуры и спорта |
9 |
9 |
18 |
16 |
14 |
30 |
30 |
42 |
72 |
Маркетинг физической культуры и спорта |
18 |
18 |
36 |
36 |
18 |
54 |
22 |
22 |
44 |
Таким образом, овладение всем комплексом качеств, составляющих конкурентоспособность выпускника, является долгим и сложным процессом. Его эффективность определяется, прежде всего, постоянной и глубокой заинтересованностью студентов в поиске, формировании и упрочении в собственной личности качеств и свойств, которую должно обеспечивать высшее учебное заведение.
Следовательно, поиск форм и методов и основных составляющих в формировании управленческой компетентности, на пути становления конкурентоспособного профессионала-управленца в области физической культуры и спорта в системе подготовки высшего профессионального образования является необходимостью.
При этом подготовка конкурентоспособного профессионала в условиях высшего учебного заведения должна обеспечиваться рядом психолого-педагогических условий, включающих в себя четыре группы:
– концептуально–методологические, выбор которых определен высшим учебным заведением как местом непосредственной педагогической деятельности, и выявленными закономерностями развития конкурентоспособности (реализация андрагогических принципов, опора на индивидуально–личностный, системный и деятельностный подходы);
– конкретно–методологические, конкретизирующие условия первой группы и обеспечивающие возможность реализации закономерностей (пролипрофессиональность, природосообразность, вариативность, контекстность и практикоориентированность образования, учет экономических критериев конкурентоспособности);
– содержательно–методические, обусловленные сущностью решаемой задачи – развитием конкурентоспособности будущих специалистов в образовательном процессе вуза (ориентация на сущность структурных компонентов и детерминантов конкурентоспособности при выборе и реализации содержания образования);
– организационно–технологические, описывающие непосредственные способы конкуренторазвивающей организации образовательного процесса и содержательно–целевые этапы образовательной деятельности (организация психолого–педагогического сопровождения развития конкурентоспособности студентов и конкуренторазвивающей деятельности педагогов, конкуренторазвивающая организация учебной, практической и воспитательной деятельности в вузе) [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для управления в отрасли физической культуры и спорта выпускнику необходима обстоятельная междисциплинарная подготовка, обязательно включающая цикл социально-экономических дисциплин таких, как экономика физической культуры и спорта, менеджмент физической культуры и спорта, маркетинг физической культуры и спорта, расширяющие его информационное поле и повышающие управленческую компетентность.
Литература:
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань, 1996.-343 с
Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной физической культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2006. – 400с.
Тенилов Е.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста-педагога в ВУЗе// Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 1 – С. 63-66
Хазова С.А. Конкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре и спорту. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 9 октября.
http://www.eidos.ru/journal/2009/1009-2.htm.