Неотъемлемой частью всестороннего развития личности является нравственное развитие личности. Нравственное развитие подростков не может обходиться без целенаправленной постановки нравственного воспитания. Моральный выбор человека опирается на уровень его знаний. Чем больше он знает о том, как вести себя в обществе, тем правильнее его моральный выбор. Нравственные знания и умения основывается на знании особенностей других людей и умение общаться с ними. Полнокровная жизнь человека основывается на умении сотрудничества с другими людьми, независимо от их биологических и социальных различий. Нравственное, моральное сознание и поведение личности определяется наряду с другими факторами, нравственным знанием и умениями. Формирование положительных моральных качеств зависит также и от нравственных знаний и умений подростков. Всё это в совокупности предполагает подготовку родителей к нравственному воспитанию подростков, как в профессиональном, так и в содержательном плане.
В процессуальном плане родители должны использовать все разновидности нравственного воспитания, включая нравственное воспитание в узком смысле, нравственное взаимовоспитание, нравственное самовоспитание, нравственное перевоспитание, каждый из этих компонентов имеет свои специфические особенности.
В содержательном плане родители обязаны использовать как материалы научной педагогики, так и народной. В условиях национального суверенитета Республики Таджикистан большую роль играет использование идей и положений таджикской народной педагогики по нравственному воспитанию подростков. Многое тут зависит от отношения родителей к этому делу, их собственной инициативы, осознания ими своего долга и ответственности за будущее своих детей.
«Двухсторонный характер процесса нравственного воспитания определяется тем, что он включает в себя как деятельность субъекта, так и объекта воспитания, т.е. целенаправленные воздействия воспитателей на воспитуемого и поведение последнего».
Уровень нравственного сознания и поведения родителей в какой-то степени определяет уровень нравственного сознания и поведения подростков.
Подготовка и переподготовка родителей к нравственному воспитанию подростков во многом зависит от сотрудничества родителей с классными руководителями. Классные руководители как профессионально более осведомленные должны помочь родителям в этом направлении. Все составные части всестороннего развития подростков каждая, из которых влияет на другие части тесно связаны между собой. Так, например, успех в учебе также может зависеть от нравственного климата в классе и семье.
Общение подростка с другими людьми зависит от уровня сформированности у него соответствующих нравственных качеств. «Собственно моральные понятия - добро и зло, совесть, ответственность, долг, честь и достоинство, смысл жизни и счастье - обобщают в себе разные стороны отношения человека к окружающей действительности и к другим людям, моральные нормы, принципы и идеалы, моральные свойства и качества людей реализуются в поступках, поведении и отношениях, что составляет практическую сторону морали».
Что же является главным механизмом осуществления нравственного воспитания подростков родителями? Наблюдение и анализ нравственного сознания и поведения родителей показали, что главными факторами, в данном случае, являются следующие элементы:
1) нравственные знания родителей;
2) нравственные убеждения родителей"
3) опыт родителей по нравственному воспитанию детей.
Самым опасным моментом, в данном случае, является разрыв между словом и делом. Он может привести к моральной дезориентации подростков, когда родители говорят одно, а делают другое. Одна из главных задач нравственного воспитания - это формирование нравственных, социальных сил личности:
«Социальная сила человека выражается в умении общаться с другими людьми, понимать их и сотрудничать с ними для достижения общих целей».
Передовой опыт классных руководителей предполагает проведение мероприятий среди родителей по нравственному воспитанию подростков на следующую тематику:
«Мораль - регулятор поведения в обществе»,
«О формировании положительных моральных качеств у подростков»,
«О коррекции отрицательных нравственных качеств у подростков»,
«Возрастные индивидуальные особенности детей подросткового возраста»;
«Единый подход к формированию морального сознания и поведения подростков»,
«О создании благоприятного нравственного климата в семье»,
«Современные психолого-педагогические проблемы «отцы и дети»,
«Проблемы полового воспитания подростков в современных социально-
экономических условиях».
«Идеи и положения народной педагогики по нравственному воспитанию подростков», «Контроль и оценка нравственного поведения подростков», «Причины детской преступности в современных социально-экономических условиях» и др.
Подготавливая родителей к нравственному воспитанию подростков, классные руководители одновременно способствуют улучшению качества нравственного сознания и поведения самих родителей. Классному руководителю приходится работать с различной категорией родителей, одни из них опираются на своё образование, другие на опыт, третьи на то и другое. Имеется также категория родителей, которым опереться не на что, к примеру, молодые родители. В зависимости от этого классный руководитель проводит дифференцированную работу. Задача классного руководителя заключается не только в передаче определенной системы нравственных знаний родителям, но и в подготовке родителей к нравственному самообразованию. Приобщение родителей к чтению художественной литературы с последующим нравственным анализом поведения главных героев произведений может помочь родителям в организации семейного чтения. То же самое можно делать с обсуждением газетных и журнальных статей, посвящённых нравственной тематике. Конечно, особо важное значение занимает нравственный анализ радио- телепередач с точки зрения формирования положительных нравственных качеств у подростков.
Для более целесообразного проведения воспитательных мероприятий с родителями классные руководители и администрации школ могут пригласить, например, работников правоохранительных органов, особенно по вопросам правового воспитания подростков. Особую тревогу вызывает привлечение подростков к незаконным партийным организациям, каковой, например, является «Хизб-ут-Тахрир». Также не должно оставлять равнодушным родителей и общественности вовлечение подростков в криминальные круги. Поэтому сотрудничество семьи, школы и общественности в этом направлении является очень целесообразным. Привлечение религиозных деятелей к религиозному воспитанию подростков также способствует формированию правильного отношения подростков к религии.
План воспитательной работы классного руководителя включает также раздел «нравственное воспитание», которое состоит из мероприятий, направленных на усвоение нравственных ценностей. Формирование чувства коллективизма среди прочих нравственных качеств занимает особое место. Особую популярность по нравственному воспитанию подростков имеет следующая тематика:
"Об уважении родителей", "Спорт - посол мира!",
"Кто твой друг", "Зачем нужны друзья?",
"С чего начинается Родина?", "Родина моя - Таджикистан",
"Худжанд - город мой родной", "Никто не забыт, ничто не
"Ученье начинается с родного забыто!", языка",
"Почему необходимо знать иностранные языки?",
"Наши соседи", "О гостеприимстве",
"Мой любимый литературный герой",
"Мой любимый киногерой", "Язык мой - враг мой",
"Не хлебом единым жив человек" и др.
Нравственное воспитание подростков в свою очередь подразделяется на идейно-политическое воспитание, патриотическое воспитание, интернациональное воспитание, половое воспитание и т.д., каждое из которых направлено на формирование определённых взглядов, убеждений, отношения к другим людям, к обществу, в зависимости от их общностей и независимо от их различий.
Нравственное развитие личности исторически рассматривалось как "второе рождение человека".
«С наступлением совершеннолетия (около 15 лет) юноши проходили обряд посвящения в культ и общину. На собрании агнатической группы им вручался священный пояс и рубашка. Этот инициационннй акт рассматривался как "второе рождение" человека. Лишь после него юноша становился полноправным членом общины, участвовал в культовых церемониях, мог вступить в обязательственные отношения, в брак и т.д. При формировании коллектива учеников подросткового возраста классному руководителю и учителям предметникам следует запомнить, что "В одном коллективе не все могут находиться между собой
в близких дружеских отношениях, но объединенные общими целями и
деятельностью, все его члены обязаны соблюдать необходимые правила как трудовой, так и нравственной дисциплины. Успех производственно-трудовой деятельности любого коллектива во многом предопределяют спокойный деловой климат, атмосфера доверия, взаимопомощи и товарищества, формы культурного общения играют не последнюю роль в его жизни». Эти правила вполне могут относиться и к учебному коллективу.
Классный руководитель знакомит подростков с различными социальными группами с целью установления нормативных отношений подростков с ними. Общение подростков не имеет одинакового характера со всеми, они по-разному относятся к окружающим людям, учитывая их возраст, опыт, знания, социальный статус и т.д.
Например, можно организовать посещение дома престарелых с целью оказания необходимой помощи этим людям, подростки должны быть воспитаны в духе уважения к старшему поколению, и, в первую очередь, к престарелым людям. Нельзя считать общение подростков с престарелыми людьми односторонним социальным актом, т.е. подростки оказывают им помощь, но и престарелые люди могут поделиться с ростками своим бесценным жизненным опытом. Поэтому данное общение и сотрудничество взаимовыгодно. Опыт и умение общения формируется только в процессе многократного общения с разными людьми, как со старшими, так и с младшими, а также с ровесниками. Общение - это не только обмен мнениями, это ещё оказание деловой помощи друг другу, что означает суть взаимодействия людей.
В некоторых странах учителя практикуют организацию экскурсий в места тюремного заключения, с той целью, чтобы подростки осознали личностную ценность и значимость чувства свободы. Данное воспитательное мероприятие имеет, с точки зрения воспитания, профилактический характер. Рост преступности среди детей подросткового возраста настораживает общественность. Многие подростки, совершившие преступления, как показывает социальный опрос См-I, не могут толком объяснить, почему они это сделали. Отсутствие правового знания не снимает с них ответственности за совершённое преступление. Непосредственное ознакомление с преступниками, с их автобиографией позволяет подросткам осознать, насколько важно идти в жизни правильным путём. Опыт показывает, что самая главная воспитательная задача на современном этапе является ограждение подростков от влияния криминального мира, который стремится всяческими силами привлечь их в такие нелегальные религиозно-политические партии как «Хизб – ут – Тахрир», в распространение и потребление наркотических средств, в детскую порнографию, в преступные группировки, специализирующие на краже денег и имущества граждан и т.д. В этом плане большую воспитательную роль могут играть средства массовой информации.
Правильный образ жизни формируется не только через толкования самого правильного, он может быть целенаправленно осознан и через разъяснения и анализ неправильного образа жизни. Подростки должны осознать не только, как вести себя в обществе, но они также должны чётко знать, как нельзя вести себя, ибо: «... когда наблюдается отставание качества личности от нормы, когда недостаток принимает явный для окружающих людей характер, роль воспитания в его преодолений повышается: посредством общественного мнения, убеждения, разъяснения, критики, требования и т.д. воспитатели, коллектив побуждают личность самовоспитываться, развивать своё положительное качество, исправлять свои недостаток».
Опыт показывает, что подростки в большинстве случаев идут на неправильный жизненный путь, на совершение тех или иных преступлений не только из-за незнания последствий своего неблагоразумного поведения, но из-за того, что родители и учителя для них перестанут быть авторитетами, Они в таких случаях прислушиваются к мнению посторонних людей, которые толкают их на совершение преступления ради собственных корыстных целей.
Поэтому очень важно как родителям, так и учителям и, прежде всего, классным руководителям не на словах, а на деле поднять свой авторитет и престиж перед детьми и, следовательно, полноценно выполнять свою воспитательную миссию. Родители и учителя должны оказывать взаимовыгодную воспитательную помощь друг другу, поднимая авторитет, друг друга перед детьми; т.е. родители должны дать чёткое представление подросткам о том, какую большую роль могут играть учителя в их жизни и настолько важно беспрекословно выполнять их требования. Вместе с тем учителям необходимо информировать учеников о том, какую роль играют родители в их жизни.
Это тем более важно на фоне того, что в некоторых случаях
родители и учителя обливают «воспитательной» грязью друг друга,
обвиняя друг друга во всех воспитательных грехах перед детьми.
От такого подхода все стороны, включая и подростков, останутся
в проигрыше.
Нравственное просвещение подростков - это не только задача классных руководителей и учителей-предметников. В это дело активно и сознательно должны подключаться и родители. Вот почему так важно, прежде всего, нравственное просвещение самих родителей. Семейные чтения художественной литературы, статей газет и журналов, просмотр телепередач, прослушивание радиопередач на нравственную тематику может значительно усилить нравственное воспитание подростков. В этом смысле республиканские и областные средства массовой информации играют большую воспитательную роль, Республиканские газеты «Оила», «Садои мардум», «Чумхурият», областные «Сугд», «Хакикати Ленинобод» содержат интересные статьи на нравственную тематику. Республиканские каналы ТВТ и Сафина, областные См-I, Азия часто передают передачи на нравственную тематику. Как отметил Президент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов на встрече с интеллигенцией республики 18 марта 2006 г. в скором будущем будет работать детско-подростковый канал.
Это тем более важно на фоне того, что далеко не все передачи телевидения оказывают на сознание и поведение подростков положительное нравственное влияние. Показ диктатуры насилия, ужасов разного рода, проституции, наркомании и алкоголизм, порнографии и тому подобные вещи несовместимы с целью и задачами формирования положительного нравственно-здорового человека. Общечеловеческие и таджикские народно-нравственные ценности никак не могут находиться на одной параллели с нравственно отрицательными телевизионными передачами.
Прежде всего, сами родители должны отказаться от просмотра таких фильмов, тогда и подростки смогут следовать положительному примеру старших членов семьи. Такой подход способствует профилактике болезни «телемании» которая нашло распространение среди определённой части подростков. Родители должны контролировать и регулировать просмотр телепередач подростками. Такая нравственная цензура со стороны родителей крайне необходима, чтобы избежать отрицательного нравственного влияния телевидения и видео на нравственное сознание и поведение подростков.
Особый интерес, как для родителей, так и для самих подростков имеет чтение и анализ такой литературы, в которой собраны правила поведения у разных народов. "Многие традиционные правила феодального этикета сохранились в восточных странах и по сегодняшний день, о чём можно прочитать в книге журналиста В.Овчинникова "Ветка сакуры". В русский язык понятие "этикет" стало входить в начале XVIII века. Правда, ещё в середине ХVI века был издан "Домострой" - своеобразный кодекс правил, которыми должен был руководствоваться горожанин в своём поведении и отношении к власти, церкви, домочадцам и т.д.
Можно также рекомендовать для семейного чтения: Честерфилд "Письма к сыну". Л., 1971, В.А. Сухомлинский "Письма к сыну", У.Кайковус "Кобуснома". Эти книги помогают родителям и подросткам разработать на основе анализа правил поведения у различных народов в разное время собственный стиль поведения, который бы отражали нравственные ценности как общечеловеческие, так народно – национальные. Нравственная безграмотность - основа нравственного бескультурья, поэтому очень важно своевременно дать подросткам соответствующие нравственные знания. Очень важно также, чтобы нравственные знания превратились в проникновенные убеждения, а те служили бы руководством к действию. В этом случае формирование нравственного сознания и поведения подростков избежит непротиворечив. Следует учить подростков тому, чтобы они самостоятельно добивались нравственных знаний из соответствующих источников. Это является задачей, как родителей, так и педагогов: классных руководителей и учителей-предметников. Однако не следует забывать и о том, что нравственное просвещение подростков зависимо от нравственного просвещения классных руководителей, учителей-предметников, и, прежде всего, родителей. Поэтому, повышая уровень нравственной культуры родителей, нравственно-педагогической культуры учителей мы одновременно усиливаем базис нравственного просвещения подростков. В этом заключается суть передачи нравственного опыта старшего поколения подрастающему поколению.
Параллельно и одновременно следует вести непримиримую борьбу с нравственными недостатками, с отрицательными нравственными качествами как старшего, так и подрастающего поколения. Ибо именно отрицательные нравственные у качества создают благоприятную почву для моральной деградации общества и личности, что должно быть учтено при организации нравственного просвещения подростков.
Положительное нравственное отношение - это гуманистическое отношение человека к другому человеку, к группе людей, к обществу, или же к самому себе. Оно свидетельствует о нравственной связи данного человека с другими людьми. Объединение данного человека с другими способствует организации сотрудничества, взаимоподдержки и взаимопомощи. Положительное нравственное отношение свидетельствует также о том, что человек уважает права и обязанности других людей. Человек проявляет себя в социальной среде как социальное существо. Это касается и семьи, и школы, и других общественных мест. Данное отношение сигнализирует также о том, что человек ведёт общественный образ жизни. Он живет в мире и согласии с другими людьми. В этом смысле он является общественно-полезным человеком. Узнавая других, он узнает и самого себя. Для него также важно собственное самопознание. Нравственное самовоспитание и самосовершенствование для него является целью нравственного саморазвития. Он строго придерживается правил - общественного порядка, соблюдает сложившиеся в данной социальной среде традиции, обычаи и ритуалы.
Таблица №1. Изучение отношения подростка к
членам семьи к самому себе
|
|
|
|
|
|
|
Результаты Фиксирующего эксперимента Результаты формирующего эксперимента |
Подросток |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ + |
Сёстры |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
Братья |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
Бабушка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
Дедушка |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ + |
Отец |
|
|
|
|
|
+ + |
|
Мать |
|
|
|
|
|
+ + |
|
|
Мать |
Отец |
Дедушка |
Бабушка |
Братья |
Сёстры |
Подросток |
|
+ - положительное нравственное отношение; - - отрицательное нравственное отношение; - нейтральное нравственное отношение. |
Отрицательное нравственное отношение - это антигуманистическое отношение человека к другому человеку, к группе людей, к обществу, или же к самому себе. Оно свидетельствует об отсутствии нравственной связи данного человека с другими. Отсутствие нравственной связи с другими способствует появлению конфронтации. Такой человек не уважает права и обязанности других людей. Для него самое главное - собственное "Я", удовлетворение своих корыстных интересов и потребностей. Его эгоизм противоречит его оценке как социального существа. В семье, школе и в других общественных местах он наносит материальный и моральный вред другим людям. Именно из данной группы подростков могут вырастать в будущем потенциальные преступники, если конечно родители, учителя и другие воспитатели не будут серьезно заниматься их перед воспитанием. Все это в совокупности сигнализирует о том, что человек ведет антиобщественный образ жизни.
Таблица № 2. Результаты фиксирующего и формирующего экспериментов
№ |
Знак типа |
Тип отношений
|
|
Результаты фиксирующего эксперимента
|
Результаты формирующего эксперимента
|
Разница
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Мать |
Отец |
Дедушка |
Бабушка |
Братья |
Сёстры |
Подросток |
Итого |
Мать |
Отец |
Дедушка |
Бабушка |
Братья |
Сёстры |
Подросток |
Итого |
В среднем |
||||||||||||||||||||
1 |
+ |
Положительное |
62%
|
58% |
68% |
72% |
44% |
52% |
46% |
402% |
83% |
76% |
78% |
84% |
66% |
74% |
68% |
529% |
127% |
+18,1% |
||||||||||||||||
2 |
- |
Отрицательное |
12%
|
18% |
10% |
8% |
17% |
13% |
180% |
96% |
6% |
10% |
7% |
6% |
11% |
9% |
11% |
61% |
-35% |
-5% |
||||||||||||||||
3 |
+ |
Нейтральное |
26% |
24% |
22%
|
20% |
39% |
35% |
36% |
202% |
11% |
14% |
15% |
10% |
23% |
17% |
21% |
118% |
-10% |
-13% |
||||||||||||||||
по выявлению отношению подростков к членам семьи и к самому себе.
Нейтральное нравственное отношение - это безразличное отношение человека к другому человеку, к группе людей, к обществу, а также к самому себе. Данный человек ведёт изолированный от общества образ жизни. Ему нет дела до других людей. Он как бы имеет нравственные, моральные обязанности перед другими людьми. От таких людей нет пользы обществу, их не интересует судьба других людей. Их равнодушное отношение к другим людям, даже к родным и близким, свидетельствует об отсутствии нравственной связи между ними. В данном случае можно говорить о несоответствии человека стандарту социального существа. В данном случае имеет место высокое проявление индивидуализма.
После проведения фиксирующего эксперимента по выявлению отношения подростков к членам семьи и к самому себе мы получили следующие результаты: положительное отношение – 402%; отрицательное отношение – 96%; нейтральное – 202%.
По нашему мнению, отношение подростков к членам семьи и к собственному "Я" является одним из основополагающих элементов нравственного становления подростков, который влияет на формирование нравственных черт, качеств и привычек подростков.
В ходе формирующего эксперимента мы акцентировали внимание родителей и подростков на социально-нравственную значимость межличностных отношений в семье. Вследствие этого нам удалось повысить количество подростков с положительным отношением на 127%, что в среднем составляет 18,1% на каждого члена семьи, соответственно снизить количество подростков с отрицательным отношением на 35%, что в среднем составляет 5% на каждого члена семьи, а также снизить количество подростков с нейтральным отношением на 91%, что в среднем составляет 13% на каждого члена семьи.
В результате проведения опытно-экспериментальных работ нам удалось в значительной степени улучшить нравственный климат в семье, что способствует оптимальному формированию нравственного сознания и поведения подростков.
Литература
1. Волченко А.Б. Нравственность и этикет. М.: Знание, 1976. – 64 с.
2. Гафуров Б. Таджики. Кн.1. Душанбе, 1983. - 384 с.
3. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.-М.: MIT,1981.- 184с
4. Сатир В. Как строить себя и свою семью.- М.: Педагогика, Пресс, 1992.- 192 с.
5. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В.Грабенников, Л.В. Ковишко.- М.: Политиздат, 1990.- 319 с.
6. Семыкин Н.П., Боки И.И. Трудовая подготовка в сельской школе.- М.: Педагогика, I960,- 80 с.
7. Семья, учитель и трудовой коллектив: С.науч.тр./НИИ общ. пробл.воспитания АПН СССР; Отв.ред.А.В.Ковинько.- М., 1987. - 118 с.