Испокон веков главной целью воспитания подрастающего поколения считалась их подготовка к жизни и труду. Существование человеческого общества было немыслимо без труда. От уровня профессионального мастерства, от уровня сознательности и активности тружеников зависел результат труда. Материальное и духовное состояние общества в большой степени зависело от отношения людей к труду.
Свободный и принудительный труд имеют резкое противоречивое отличие.
Только общественно-полезный труд наиболее полно возвышает человеческую личность. «Трудолюбие - это, прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребёнок стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя; свои усилия, своё имя».
Ощущение чувства радости, наслаждения от процесса и результата труда может принести человеку чувство психического удовлетворения. С раннего детства детей надо готовить к тому, чтобы они относились к труду сознательно, т.е. очень важно с точки зрения воспитания осознание ими личностной и общественной значимости труда. Несознательное, принудительное привлечение детей к труду не может принести прогнозируемого воспитательного эффекта. Поэтому приобщение детей к труду должно сопровождаться формированием их мировоззрения, у детей должно быть правильное представление о роли труда в их жизни. Подростки должны осознать силу труда, о чём свидетельствует следующие слова К. Д. Ушинского: "Материальные плоды трудов составляет человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе о тем и нравственности и счастья".
1. Педагогическое просвещение родителей должно включать раздел подготовки родителей к трудовому воспитанию детей. Опыт показывает, что в качестве примерной тематики данного раздела может выступить следующая тематика:
2. "Цель и задачи трудового воспитания детей в семье";
" О роли и значении труда в жизни подростка";
"Методы, средства и организационные формы трудового воспитания подростков в семье";
" О значении физического труда в жизни подростков";
" О значении умственного труда в жизни подростков";
"О разумном сочетании физического и умственного труда подростков";
"Как правильно организовать самообслуживание детей в семье";
"О том, как изучать задатки и способности у детей;
"О воспитании качества трудолюбия";
"О воспитании качества бережливости";
"Об организации профессионально – ориентационной работы среди детей" и др.
Родители должны знать, что они сперва должны ознакомить детей с целями и задачами труда. "... Чем больше осознаёт воспитанник возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле и тем ярче для него выступает в качестве побуждающего стимула его собственная совесть".
Для проведения бесед и лекций на данную тематику помимо классных руководителей и учителей-предметников могут быть приглашены методисты отделов образования, преподаватели вузов, родители, которые имеют богатый опыт организации трудового воспитания и организации профориентационной работы. Конечно, тематика может быть изменена в зависимости от того, что больше ее всего необходимо дать родителям по данному разделу на данном этапе. Для этого необходимо провести большую предварительную работу с целью выявления недостатков, ошибок, упущений родителей в плане подготовки подростков к труду. Это зависит от уровня сотрудничества школы с семьёй.
Существенного изменения требуют и учебные планы, программы подготовки классных руководителей и учителей-предметников к трудовому воспитанию школьников в условиях рыночной экономики. В учебной программе в основном предусматривается работа классного руководителя с прикреплённым классом, а его работа с родителями и учителями по трудовому воспитанию учеников почти не предусматривается. Хотя классные руководители самостоятельно не могут справиться с этим делом. Более того, в новых социально--экономических условиях изменяется характер и содержание труда, изменяется характер, содержание и основные направления развития экономики, которые не могут быть не учтены при подготовке классных руководителей, учителей и родителей к трудовому воспитанию и профориентационной работе среди подростков.
Внесение изменений в учебные программы курсов повышения квалификации классных руководителей является своевременным методическим мероприятием. Следует коренным образом улучшить юридическое, экономическое и психолого-педагогичеcкое образование классных руководителей, учителей и родителей по трудовому воспитанию подрастающего поколения. Ибо уровень готовности воспитателей всех категорий к трудовому воспитанию и к организации профориентационной работы находится на самом низком уровне. Это видно даже невооружённым глазом.
Отсутствие необходимого количества рабочих мест в самой республике, нехватка рабочих мест c достойной заработной платой вынуждает многих молодых людей искать работу за пределами республики. Многие из них из-за отсутствия у них квалифицированной профессии и из-за незнания иностранного языка, в частности русского, вынуждены довольствоваться относительно низкооплачиваемой работой. Более того, юридическая неграмотность молодых людей часто приводит к их незаконной эксплуатации со стороны работодателей. То, что молодые люди работают за пределами республики, в этом нет ничего задорного. Трудовая миграция - это нормальное социально-демографическое явление, которое практикуется во многих странах мира, в частности в Турции, Китае, Корее и других государствах. Экономически это выгодно не только для самих молодых людей, но и для государства. Именно исходя из этого, надо обратить на это особое внимание.
Достойно представляют нашу республику за рубежом специалисты, которые успешно справляются со своими профессиональными обязанностями и хорошо владеют иностранными языками. Хотя они составляют незначительный процент из общего числа, тем не менее, изучение опыта этих людей необходимо, ибо на их примере можно готовить молодое поколение к трудовой миграции.
Уровень профессиональной квалификации специалиста зависит от уровня его профессионального образования. Поэтому постановка профессионального образования в нашей республике должна быть изучена всесторонне в плане её соответствия международным стандартам.
Из-за низкого качества профессионального образование многие молодые люди вынуждены получать профессиональное образование за рубежом, затрачивая на это огромные валютные средства.
Подготовка молодого поколения к трудовой миграции должна стать неотъемлемой частью их подготовки к жизни и труду. В этом направлении, прежде всего, следует усилить качество профессионального образования. Данное качество должно соответствовать международным стандартам. Следует ввести в учебный план достаточное количество часов на изучение иностранных языков и, в первую очередь, на изучение русского языка, поскольку основная доля трудовой миграции приходится на Российскую Федерацию, которая помимо всего прочего является стратегическим партнёром нашей республики. Изучение политики, экономики, истории, географии РФ и культуры русского народа должны стать неотъемлемым атрибутом изучения русского языка. Если успешно решить вышеперечисленные задачи, то значительно облегчается процесс адаптации и трудоустройства молодых граждан нашей республики в Российской Федерации.
Не менее важно и изучение международного опыта трудовой миграции с Целью выявления и принятия приемлемых механизмов данного социально-демографического явления.
Цель, задачи и содержание трудового воспитания и организация профориентационной работы среди молодёжи должны включить все эти изменения.
Трудовое воспитание подрастающего поколения не может быть организовано обособленно и независимо от социально-экономических и социально-демографических процессов. При подготовке классных руководителей, учителей-предметников, родителей к трудовому воспитанию молодёжи необходимо внести соответствующие корректировки.
Организация профессионального образования и профориентационной работы должна быть поставлена в зависимости от спроса. На вопрос "Кто требуется?" следует найти чёткий и однозначный ответ как внутри республики, так и за её пределами, где могли бы работать наши специалисты. Спрос на специалистов должен быть изучен досконально в количественном и качественном плане. Нельзя допустить излишнего количества специалистов, которые потом не смогут найти себе работу. То же самое можно сказать и о тех профессиях, на которые отсутствует спрос. В качественном плане следует готовить специалистов, которые могли бы быть конкурентоспособными как внутри республики, так и за её пределами. Профориентационные вопросы "Кем быть?" и "Кто требуется?" должны быть поставлены в один ряд, юноши и девушки должны найти для себя один единственно правильный ответ на оба эти вопроса. В этом им должны помочь учителя и родители.
Поскольку современный этап развития общества является переходным, неминуемы ошибки, просчёты, упущения. Это характерно и для организации трудового воспитания и профориентации, однако очень важно, чтобы ошибок было меньше.
Будущая судьба подрастающего поколения в этом плане находится в руках старшего поколения и поэтому воспитатели должны отнестись к этому делу серьёзно и ответственно.
Во времена советской педагогике при организации профориентационной работы большую популярность имели организованные в каждой школе профориентационные кабинеты, в которых юноши и девушки могли найти для себя ценную информацию.
Следует возродить работу этих кабинетов, однако следует изменить характер и содержание представляемых материалов с учётом изменившихся социально-экономических условий, В этом смысле особую значимость имеет и опыт работы классных руководителей, которые работали в школах в советский период и получили педагогическое образование в советских высших учебных заведениях.
При подготовке всех категорий воспитателей к трудовому воспитанию и профориентационной работе с молодёжью в настоящее время ведущую роль играют не только идеи и положения научной педагогики. В условиях национального суверенитета нашей республики ведущую роль играют также идеи, положения и средства народной педагогики. В этом направлении накоплен богатый опыт, который должен быть задействован наряду с элементами научной педагогики.
При помощи сравнительной педагогики мы должны творчески применить те идеи, положения и научные разработки по трудовому воспитанию и профориентации, которые дали положительный результат в зарубежной педагогике. Только таким способом можно достичь максимальных результатов в деле подготовки подрастающего поколения к жизни и труду.
Однако, отсутствие научных работ, учебников и учебно-методических пособий, отражающих эти идеи, положения и научные разработки значительно осложняет данную работу, на что должны обратить особое внимание ведущие ученые-педагоги республики. В советскую эпоху восхваление труда и человека нашло должное отражение в произведениях учёных, поэтов, писателей, художников и всех других деятелей науки и искусства, что в совокупности составило идеологическую и методологическую основу теории и методики трудового воспитания и профориентационной работы среди молодёжи. В этом отношении педагоги и родители имели чёткий воспитательный ориентир. Строительство нового светского демократического общества связано с преодолением социально-политических, социально-экономических и социально-демографических трудностей. В условиях рыночной экономики роль труда и человека труда ещё не нашли должного отражения в произведениях и трудах учёных, поэтов, писателей, художников. Иначе говоря, труд и подготовка молодёжи к труду ещё научно и идеологически не переосмыслены. Политическая, экономическая, демографическая, психолого-педагогическая основа трудового воспитания и профориентационной работы среди молодёжи в новых социально-экономических условиях предполагает консолидацию усилий учёных разных профилей. Без решения этих проблем очень сложно определить идеологическую и методологическую основу теории и методики трудового воспитания.
В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретает экономическое образование, без которого невозможно целенаправленное трудовое воспитание подрастающего поколения, Профориентационная работа также предполагает соответствующее экономическое образование. Современный подросток должен знать не только семейную экономику, но и экономику республики.
Родители должны ознакомить детей с семейным бюджетом. Тема «Наш семейный бюджет» всегда должна быть в центре внимания родителей и детей. Бережное отношение к семейному бюджету и семейной собственности должно быть сформировано родителями. Для того, чтобы целенаправленно формировать отношение подростков к труду, необходимо всем категориям воспитателей провести наблюдение и беседы с ними. Прежде всего, это касается родителей. Это поможет также правильному выбору профессии. В качестве примерной тематики вопросов мы выбрали следующие вопросы:
1. "Какому виду труда ты отдаёшь предпочтение: физическому или умственному?"
2. "Считаешь ли ты ученье трудом?";
3. "Как ты относишься к общественной работе в школе?"
4. "Какие у тебя трудовые обязанности в семье?";
5. "Оказываешь ли ты трудовую помощь другим людям?";
6. "Что для тебя важнее: получить наследство от родителей
или же овладеть профессией?";
7. "Что для тебя означает понятие "бережливость"?;
8. "Что для тебя означает понятие "трудолюбие"?;
9. "Что для тебя важнее при выборе профессии?";
10. "Что тебе больше нравится: работать на земле, работать с другими людьми, работать при помощи техники?" и т.д.
Получая ответы на эти вопросы, следует в случае необходимости корректировать отношение подростков к труду. Мы изучили мнение 136 подростков по этим вопросам.
По первому вопросу мы получили такие ответы: 60% подростков отдели предпочтение физическому труду, они в семье часто помогают родителям в выполнении определённых заданий, требующих затрат, физических сил и способностей, 30 % подростков считают главным умственный труд, и только 10% настаивают на разумном сочетании физического и умственного труда.
60% подростков, предпочитающих физический труд как главный, считают, что учение - это нечто второстепенное. У них соответственно сформировано отрицательное отношение к умственному труду, каковым является ученье. Однако: "Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться".
В зависимости от ответа подростков на первые два вопроса классным руководителям и родителям приходилось проводить разъяснительную работу о значимости как физического, так и умственного труда и их влияния на всестороннее развитие личности. Ответы на третий вопрос показали, что у 38 % учеников сформировано отрицательное отношение к общественной работе в школе. Приходилось разъяснить им, какую роль играет общественная работа в жизни школьников. Это было необходимо для искоренения таких нравственно негативных качеств, как эгоизм и эгоцентризм, которые наблюдались у этой категории подростков. Их эгоизм появлялся и в игнорировании бережливого отношения к общественной собственности. Ответы на четвертый вопрос показали, что всего у 34 % подростков имеются конкретные трудовые обязанности в семье. И это в основном девушки, которые помогают своим матерям. Если у подростка в семье нет трудовых обязанностей, то вряд ли у него формируется положительное отношение к труду. Вместо этого у него формируется иждивенческое отношение. Он целиком и полностью рассчитывает всегда на материальную помощь своих родителей даже и в более зрелом возрасте. Мы провели разъяснительную работу с родителями этой категории подростков. Мы объяснили им, насколько опасно с точки зрения воспитания отсутствие трудовых обязанностей у подростков.
Пятый вопрос был тесно связан с четвёртым, ибо только подросток, который имеет трудовые обязанности и у которого сформированы трудовые умения, может оказать трудовую помощь другим людям. Подростки (28%) в основном оказывают помощь членам своей семьи, редко товарищам и соседям.
Ответы на шестой вопрос дают нам информацию об отношении подростков к материальным ценностям и к профессии. 33% подростков считали главным получение наследства, от родителей. 36 % подростков главным считают получение профессии, 21% подростков считают, что в будущем им нужны и наследство, и профессия. Иждивенческие привычки первой категории подростков (33%) настораживали нас. С ними и с их родителями мы провели соответствующую разъяснительную работу совместно с классными руководителями и администрацией школы.
Седьмой и восьмой вопрос были направлены на определение уровня осознанности подростками понятий "бережливость" и "трудолюбие". Только у 28% подростков наблюдается правильное понимание этих понятий. Следовательно, другие подростки нуждались в помощи родителей и учителей относительно расшифровки смысла этих понятий.
Ответы на девятый и десятый вопрос дали нам информацию о выборе профессии. Только осознанный и действенный выбор профессии подростками можно было считать правильным. Всего 13% подростков могли более менее аргументировано доказать свой выбор. С остальными подростками и их родителями мы совместно с учителями провели соответствующую методическую работу. Такой подход к организации воспитательной работы по трудовому воспитанию и профориентации позволял нам оказать адресную и действенную методическую помощь родителям и подросткам при формировании положительного отношения к труду и сознательного выбора профессии.
Положительное отношение к трудовым обязанностям - это нравственно правильное отношение человека к труду. Человек является трудоспособным существом и вследствие этого он обязан трудиться. Каждый человек имеет право на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, но вместе с тем он имеет и соответствующие трудовые обязанности. В связи с этим человек обязан вести трудовой образ жизни. Родители обязаны приучить своих детей к трудовому образу жизни с раннего детства. При этом они сами должны в первую очередь вести трудовой образ жизни. Как физический, так и умственный труд должны найти своё достойное место в семейной жизни. Подготовка детей к труду включает в своё содержание, целый комплекс мероприятий, начиная от самообслуживания и кончая выбором профессии. Трудолюбие, самостоятельность, профессионализм являются основными нравственно-трудовыми качествами, которые должны быть сформированы у детей. Эти качества могут быть сформированы у детей лишь вследствие систематического и регулярного их
Таблица №1. Изучение отношения подростка к
различным видам труда
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональный труд |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Общественно-полезный труд |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
Семейный труд |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Умственный труд |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Физический труд |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Самообслуживание |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|
Мать |
Отец |
Дедушка |
Бабушка |
Брат |
Сестра |
Подросток |
|
+ - положительное нравственное отношение; - отрицательное нравственное отношение; - нейтральное нравственное отношение. |
приобщения к труду. Формирование положительного отношения к труду предполагает также формирование нравственно правильного отношения к деньгам, к материальным ценностям. Родители должны информировать детей о том, как образуется и расходуется семейный бюджет. Это один из верных способов их подготовки к самостоятельной жизни. Трудолюбивые дети вырастают в тех семьях, где сами родители являются трудолюбивыми профессионалами,
мастерами своего дела. Изучение и распространение опыта этих семей может принести пользу в деле увеличения количества таких семей.
Отрицательное отношение к трудовым обязанностям - это этически неправильное отношение человека к труду. Люди с таким отношением думают лишь о том, как полно удовлетворить свой материальные и духовные потребности. Они думают, что другие должны трудиться, а сами предпочитает жить за чужой счёт. Они ищут такую работу, где можно меньше работать и больше получать.
Родители с таким мировоззрением дают этически неправильный пример для подражания. Родители и дети в таких семьях предпочитают праздный образ жизни, вместо трудового. Отдых и развлечение для них самое главное. Такие семьи наносят огромный материальный и моральный ущерб обществу. Перевоспитание родителей и детей в этом плане необходимо для будущего, ибо люди с такими отрицательными нравственно-трудовыми качествами дают плохой пример для подражания.
Нейтральное отношение к трудовым обязанностям - это равнодушное отношение к выполнению своих трудовых обязанностей. Люди с таким отношением лишь частично как в количественном, так и в качественном плане выполняют свои трудовые обязанности. Это морально неустойчивые люди. Родители с таким типом мировоззрения дают также отрицательный пример для подражания своим детям.
Фиксирующий эксперимент по выявлению отношения подростков к различным видам труда дал следующий результат: положительное отношение - 216%; отрицательное отношение - 180%; нейтральное отношение - 194%.
В ходе опытно-экспериментальных работ мы в целом раскрыли личностную и общественную значимость различных видов труда в жизнедеятельности человека. В результате нам удалось повысить количество подростков с положительным отношением к различным видам труда». Соответственно удалось снизить количество подростков с отрицательным отношением на 67%, что в среднем составляет 11,1% на каждый вид труда, а также снизить количество подростков с нейтральным отношением на 35%, что в среднем составляет 5,8% на каждый вид труда.
Таким образом, формируя положительное отношение подростков к различным видам труда, можно значительно улучшить подготовку подростков к труду и к жизни.
Таблица № 6. Результаты фиксирующего и формирующего экспериментов
№ |
Знак типа |
Тип отношений
|
|
Результаты фиксирующего эксперимента
|
Результаты формирующего эксперимента
|
Разница
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Мать |
Отец |
Дедушка |
Бабушка |
Братья |
Сёстры |
Подросток |
Итого |
Мать |
Отец |
Дедушка |
Бабушка |
Братья |
Сёстры |
Подросток |
Итого |
В среднем |
||||||||||||||||||||
1 |
+ |
Положительное |
62%
|
58% |
68% |
72% |
44% |
52% |
46% |
402% |
83% |
76% |
78% |
84% |
66% |
74% |
68% |
529% |
127% |
+18,1% |
||||||||||||||||
2 |
- |
Отрицательное |
12%
|
18% |
10% |
8% |
17% |
13% |
180% |
96% |
6% |
10% |
7% |
6% |
11% |
9% |
11% |
61% |
-35% |
-5% |
||||||||||||||||
3 |
+ |
Нейтральное |
26% |
24% |
22%
|
20% |
39% |
35% |
36% |
202% |
11% |
14% |
15% |
10% |
23% |
17% |
21% |
118% |
-10% |
-13% |
||||||||||||||||
по выявлению отношению подростков к членам семьи и к самому себе.
Литература
Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. и авт.вступит.очерков С. Соловейчик.- М.: Политиздат, 1985.- 270 с.
Толстой Л.Н. Мысли о воспитании / В кн.: Педагогические сочинения / Сост.Н.В.Вейкшан (Кудрявая).- М.: Педагогика, С .448-451.
Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. В кн.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начало XX в. - М.: Педагогика,1990.-С .45-52 .
Ушинский К.Д. Об умственных и нравственных условиях общественного и личного прогресса. В кн.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начало XX в. -М.: Педагогика, 1990.- С.129-132.
Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978.- 48 с.