В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществляется контроль сформированности у младших школьников культуры здорового образа жизни.
Ключевые слова: культура здорового образа жизни, показатели и критерии сформированности у младших школьников культуры здорового образа жизни, диагностика уровня культуры здорового образа жизни младших школьников.
The article talks about control as an important function of managing the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren, and gives recommendations for conducting diagnostics in this direction. The paper considers the conditions under which the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren is monitored.
Keywords: healthy lifestyle culture, indicators and criteria for the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren, diagnostics of the level of healthy lifestyle culture in younger schoolchildren.
Воспитание культуры здорового образа жизни на сегодняшний день является государственной задачей. Она определена в паспорте приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни», входящего в национальный проект «Образование». Стратегия направлена на «увеличение числа граждан, ответственно относящихся к своему здоровью и ведущих здоровый образ жизни, в том числе тех, кто систематически занимается физической культурой и спортом…» [2].
Особенное значение проблема формирования культуры здорового образа жизни имеет в начальной школе. Это связано, прежде всего, со снижением уровня здоровья подрастающего поколения, снижением интереса детей к здоровому образу жизни. Вырастить человека, заботящегося о своем здоровье, — такова конечная цель воспитательной системы российской школы в направлении формирования культуры ЗОЖ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет содержание формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников:
— формирование у учащихся положительного отношения к ЗОЖ, к окружающим людям, к самому себе;
— формирование в учащихся желания вести здоровый образ жизни;
— формирование у детей навыков ЗОЖ;
— формирование у учащихся активной жизненной позиции;
— формирование у учащихся уважительного отношения к спорту и физкультуре.
Исследователь, В. Д. Иванов говорит о том, что «здоровым образом жизни школьника можно назвать такой образ жизни ребёнка, когда он стремится по максимуму удовлетворить свои основные возрастные потребности организма — в правильном питании, в режиме сна и отдыха, в общении, в двигательной активности, в познании мира» [5, с. 80].
Исследователь И. С. Артюхова выделяет три компонента ЗОЖ:
- Осознанное отношение человека к своему здоровью, к своему психическому и физическому состоянию.
- Комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий соблюдать правила здорового образа жизни.
- Умение применять на практике знания, умения и навыки, относящиеся к здоровому образу жизни и позволяющие самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения [3, с. 65].
Исходя из трех компонентов, о которых говорит исследователь И. С. Артюхова, мы можем выделить три компонента работы по формированию у младших школьников культуры здорового образа жизни:
- Эмоционально-оценочный компонент, который позволяет сформировать у учащихся понимание важности здорового образа жизни и стремление соблюдать правила ЗОЖ.
- Познавательный компонент, в рамках которого у учащихся формируются знания, необходимые для применения на практике правил и основ здорового образа жизни.
- Поведенческий компонент, который отвечает за формирование привычек здорового образа жизни у обучающихся.
Таким образом, контроль за формированием у младших школьников культуры ЗОЖ также целесообразно осуществлять по трем компонентам:
- Познавательный компонент.
- Эмоционально-оценочный компонент.
- Поведенческий компонент.
На их основании мы выделили критерии сформированности культуры здорового образа жизни у учащихся:
- Критерий по познавательному компоненту — сформированность знаний школьников о ЗОЖ.
- Критерий по эмоционально-ценностному компоненту — сформированность чувств школьников к здоровому образу жизни, спорту, физкультуре.
- Критерий по поведенческому компоненту — сформированность нравственной позиции школьников, выражающейся в выборе здорового образа жизни.
При контроле процесса формирования культуры ЗОЖ у учащихся начальной школы и проведении диагностики уровня знаний школьников, необходимых для применения на практике правил и основ здорового образа жизни можно использовать тематические анкеты. Вопросы в них могут быть следующими:
- Что такое здоровый образ жизни?
- Каковы правила здорового образа жизни?
- Почему нужно соблюдать правила здорового образа жизни?
- Как ты соблюдаешь правила здорового образа жизни?
- Какие виды зарядки ты знаешь?
- Какие виды закаливания ты знаешь?
- Что такое правильное питание?
- Что такое режим дня?
- Тебе нравится соблюдать правила ЗОЖ?
- Почему нужно заниматься спортом?
- Какие виды спорта ты знаешь?
- Кто такой здоровый человек?
- Хотели бы вы больше заниматься физкультурой?
- Какие правила ЗОЖ ты знаешь?
- Считаешь ли ты себя здоровым человеком?
Анкетирование проводится по выбору педагога — в устной или письменно-устной форме. Важно, чтобы дети не просто ответили на вопросы, но и высказали свое мнение, поделились своим опытом. Исходя из беседы, подводятся итоги.
Результаты об уровне сформированности знаний учащихся, необходимых для применения на практике правил и основ здорового образа жизни, следует подводить по числу правильных и обоснованных ответов:
— Высокий уровень — 15–12 баллов (15–12 верных ответов).
— Средний уровень — 11–8 баллов (11–8 верных ответов).
— Низкий уровень — 7 и меньше баллов (7 ответов или меньше).
При подведении результатов анкетирования следует ориентироваться не только на правильные ответы учащихся. О высоком уровне знаний школьников свидетельствуют активность в разговоре, отмечается стремление познать что-то новое о здоровом образе жизни. О среднем уровне можно говорить, когда школьники не на все вопросы дают верные ответы, их интерес к познанию правил и норм здорового образа жизни не высок и не устойчив. Низкий уровень фиксируется в том случае, если учащиеся на большинство вопросов беседы не знают ответов, а интерес к ЗОЖ у них не сформирован.
При контроле процесса формирования культуры ЗОЖ у учащихся начальной школы и проведении диагностики уровня сформированности чувств школьников к здоровому образу жизни, спорту, физкультуре по эмоциональному компоненту некоторые исследователи предлагают провести методику «Нарисуй здоровую семью» [4]. Цель диагностики — уточнить представления школьников о себе и своем здоровье, а также выявить, какие чувства вызывают у учащихся упоминания о ЗОЖ.
Задание для школьников — нарисовать себя, свою семью, каким они сами себе представляют свой образ жизни и образ жизни своей семьи. При подведении итогов диагностики анализируются:
— содержание рисунка — что изображено, какие символы ЗОЖ, физкультуры, спорта;
— расположение на листе символов;
— цвета, которыми пользовались учащиеся в процессе рисования.
Результаты диагностики следует проводить по следующей схеме:
Высокий уровень — ребенок изобразил на листе более 5-ти символов ЗОЖ, объяснил их значение. Символы расположены в центре рисунка или на значимых его местах, занимают ведущее место в композиции рисунка. Рисунок выполнен в яркой, радостной, разнообразной цветовой гамме.
Средний уровень — учащийся изобразил на листе не более 2-х символов ЗОЖ, объяснил их значение. При рисовании школьник использовал одни и те же цвета.
Низкий уровень — учащийся не изобразил на листе никаких символов ЗОЖ, а нарисовал что-то другое, отвлеченное от темы. Школьник использовал при этом невыразительные цвета.
При контроле процесса формирования культуры ЗОЖ у учащихся начальной школы по поведенческому компоненту и проведении диагностики на определение наличия или отсутствия у школьников нравственной позиции по отношению к здоровому образу жизни можно использовать методики, основанные на сюжетных картинках. Цель диагностики — определить проявление интереса школьников к нравственно правильному выбору.
При проведении диагностики учащимся могут быть предложены на выбор сюжетные картинки с примерами разных жизненных ситуаций. На каждую ситуацию — по две картинки с разным поведением героев на них. Учащиеся должны были выбрать одну картинку из пары.
При определении уровня сформированности нравственной позиции учащихся следует ориентироваться на такие показатели:
Высокий уровень — школьник выбирает с первого раза положительные примеры, внимательно рассматривает их, объясняет свой выбор.
Средний уровень — школьник выбирает положительные примеры не с первого раза, но потом исправляется, проявляет интерес к другим картинкам, иногда объясняет свой выбор.
Низкий уровень — школьник не выбирает «положительные» картинки, предпочитает им другие изображения.
Таким образом, под культурой здорового образа жизни следует понимать направление общей культуры учащихся, характеризующейся определенным уровнем знаний о ЗОЖ, мотивационно-ценностных ориентаций на ЗОЖ, приобретенных в результате образования, воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности учащихся. Исходя из этого определения, формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников и контроль за этим процессом должны проходить по трем основным компонентам:
- Эмоционально-оценочный компонент.
- Познавательный компонент.
- Поведенческий компонент.
Литература:
- Паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: http://static.government.ru/media/files/Soj3PKR09Ta9BAuW30bsAQpD2qTAI8vG.pdf
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: https://fgos.ru/
- Артюхова, И. С. Методические рекомендации и система занятий по формированию функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) [Текст] / И. С. Артюхова // Журнал педагогических исследований. — 2018. — Т. 3. — № 4. — С. 62–78.
- Бурцева, Е. Д. Деятельность педагога-психолога по формированию здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / Е. Д. Бурцева // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2017. — № 1 (11). — С. 103–106.
- Иванов, В. Д. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / В. Д. Иванов, З. И. Матина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3. — № 1. — С. 79–89.
- Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А. Н. Майоров. — М: Интеллект-Центр, 2005. — 424 с.