В статье говорится о проблеме управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, дается обоснование функционального подхода к данному процессу. В работе рассматриваются следующие функции управления, на основе которых проводится управление формированием здорового образа жизни у младших школьников: анализ, планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль.
Ключевые слова: функции управления, функциональный подход к управлению, формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников.
The article deals with the problem of managing the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren, provides a justification for a functional approach to this process. The paper considers the following management functions, on the basis of which the management of the formation of a healthy lifestyle in younger schoolchildren is carried out: analysis, planning, organization, motivation, regulation and control.
Keywords: management functions, functional approach to management, formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren.
Анализируя управление любой деятельностью в образовательной организации, мы можем говорить о пяти функциях управленческой деятельности:
- Функция анализа своей деятельности.
- Функция планирования своей деятельности.
- Функция мотивации своей деятельности.
- Функция организации своей деятельности.
- Функция контроля своей деятельности.
В современной науке существуют разные подходы к определению понятия управления в образовании.
В работах М. М. Поташника дается следующее толкование данного термина:
«Управление — целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата» [7, с. 25].
С. В. Воробьева отмечает, что «управление — это целостный процесс реализации управленческих функций планирования, организации, мотивации, руководства, координации, коммуникации, контроля, принятия решений, анализа, оценки, подбора кадров» [3, с. 84].
С. Ю. Трапицын под управлением образованием понимает «сложную организационную систему, в которой выделяются структуры управления разного уровня» [6, с. 67].
Функциональный подход, на наш взгляд, является одним из самых эффективных, так как позволяет с разных управленческих аспектов построить процесс формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.
В ходе рассмотрения функционального подхода к управлению любым процессом в образовании мы предлагаем опираться на теоретическое обоснование С. В. Воробьевой [3].
Аналитическая функция позволяет педагогам систематически проводить сравнение и сопоставление конечных результатов своей работы, системную оценку эффективности процессов деятельности применительно к имеющемуся плану работы.
Реализация функции планирования предполагает следующие аспекты:
— — постановка целей работы по управлению образовательным процессом,
— — составление плана мероприятий,
— — определение путей достижения целей в ходе образовательного процесса [3].
Планирование — это основная функция управления, в ходе данного процесса реализуются следующие направления работы педагогов:
— выработка организационных основ деятельности;
— определение целей, задач и направлений работы;
— разработка методов для осуществления профессиональной деятельности педагогов;
— выбор материальных источников для реализации намеченных планов;
— обеспечение связи целей и задач деятельности с имеющимися ресурсами [3].
Функция организации реализуется через создание структуры работы в образовательном процессе. Данная деятельность будет способствовать достижению конечной цели. Организация — это общая функция управления, посредством реализации которой и создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых управленческих решений.
Функция мотивации реализуется в процессе побуждения педагогом себя к эффективной деятельности для достижения поставленных целей или целей образовательной организации.
Функция контроля реализуется в процессе, который обеспечивает достижение целей организации. На этом этапе педагог контролирует соответствие конечного результата деятельности ее первоначальным целям. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования и мотивации успешной деятельности педагога. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Рассмотрим реализацию управленческих функций в процессе формирования культуры здорового образа жизни обучающихся.
Планирование является начальным этапом управления любой деятельностью в образовании. На данном этапе осуществляется следующая деятельность:
— определение ресурсов для работы (оборудование, трудовые кадры, финансовые средства, технологии);
— определение исполнителей на каждом этапе планирования;
— определение сроков исполнения той или иной деятельности.
Традиционно выделяют следующие виды планов:
- Перспективный план работы.
- Годовой план работы.
- Текущий план работы.
Каждый план необходим для эффективной организации процесса формирования культуры здорового образа жизни обучающихся в ОО. Планирование позволяет педагогам и администрации образовательной организации регулировать работу, образовательный процесс, деятельность по воспитанию младших школьников и взаимодействию с родителями.
При наличии правильно составленных планов можно переходить к следующей функции управления — организации. По своей природе данная функция является практической, так как основана на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях.
Исследователь Л. А. Боровская предложила модель управления процессом формирования культуры здорового образа жизни обучающихся. В нее автор включила следующие элементы:
- Определение целей деятельности на каждом этапе.
- Организация открытого пространства для сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
- Создание оптимальных условий для формирования культуры здорового образа жизни школьников.
- Определение содержания работы по формированию культуры здорового образа жизни школьников, в которое входит формирование у учащихся базовых знаний о здоровом образе жизни.
- Соотнесение содержания деятельности с формами и методами работы.
- Определение возможного результата деятельности (достижение целей, заявленных при планировании) [2].
Функция организации реализуется через создание структуры работы, которая будет способствовать достижению конечной цели. Это общая функция управления, посредством реализации которой и создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых управленческих решений (планов).
При анализе управления формированием культуры здорового образа жизни младших школьников следует говорить об организационно-педагогических условиях, способствующих повышению эффективности данной работы. В этом вопросе мы предлагаем опираться на мнение С. Н. Малафеевой. Исследователь говорит о следующих условиях, позволяющих в полной мере реализовать все функции управления в процессе формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников:
— организация совместной деятельности учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, родителей;
— организация методической поддержки процесса посредством разработки программ совместной деятельности;
— организация для младших школьников соответствующей воспитательной среды, способствующей их ориентации в вопросах культуры здорового образа жизни;
— осуществление системного взаимодействия учителей и родителей в плане проведения совместных мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни;
— организация родительских консультаций и семинаров для педагогов с целью активизации работы;
— создание и использование педагогами проблемных ситуаций, направленных на развитие у детей потребностей в ЗОЖ [5].
Интересным является рассмотрение содержания деятельности по управлению процессом формирования здорового образа жизни младших школьников, которое предлагает Д. Ф. Ильясов.
1. Организация педагогического, родительского и ученического коллектива, что должно быть отражено в локальных актах, приказах, должностных инструкциях, планах работы по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников [4].
В данном направлении, на наш взгляд, решаются следующие вопросы:
— подбор исполнителей для реализации мероприятий;
— распределение ответственности за достижение поставленных задач между исполнителями;
— закрепление ответственности за исполнителями в плане работы или в соответствующей программе;
— закрепление за исполнителями плана конкретных мероприятий.
2. Отбор форм и методов работы, соотнесение их с реальными условиями и возможностями [4].
В данном направлении решаются следующие вопросы:
— методическое оснащение;
— проведение семинаров и мастер-классов для педагогов, в том числе, с привлечением инновационных технологий;
— изучение условий, в которых будет реализован план формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.
3. Мотивировка педагогов, детей, родителей на предстоящую деятельность [4].
В данном направлении мы предлагаем провести:
— инструктажи педагогов,
— формирование у педагогов убежденности в необходимости выполнения данных поручений.
На этапе мотивирования участников деятельности можно использовать следующие шаги:
— проведение для педагогов ознакомительных семинаров;
— ознакомление педагогов с результатами диагностики сформированности культуры здорового образа жизни младших школьников и приведение их к мысли об оптимизации работы;
— ознакомление педагогов с конкурсами профессионального мастерства.
4. Непосредственная реализация намеченного плана [4].
В данном случае функции управления реализуются через следующие мероприятия:
— обеспечение единства действий педагогического, родительского и ученического коллективов;
— оказание непосредственной помощи педагогам, учащимся, родителям, представителям общественности;
— оценивание хода процесса формирования культуры здорового образа жизни младших школьников;
— промежуточный контроль результативности работы;
— контроль за исполнением своих обязанностей ответственными в рамках плана.
5. Итоговый контроль результативности реализации плана [4].
На данном этапе проводится мониторинг результативности проводимых мероприятий, в который входит:
— анализ посещаемости мероприятий детьми, родителями, партнерами по взаимодействию;
— анализ удовлетворенности родителей процессом формирования культуры здорового образа жизни младших школьников;
— анализ заинтересованности детей мероприятиями, проводимыми в школе.
6. Стимулирование участников программы формирования культуры здорового образа жизни младших школьников [4].
В данном случае можно использовать разные способы стимулирования. В числе эффективных мы можем назвать следующие:
— награждение детей, ставших победителями или лауреатами всевозможных игр, конкурсов, соревнований;
— материальное стимулирование педагогов в виде премий;
— нематериальное (моральное) стимулирование педагогов: благодарность в приказе, похвала, выражение личной благодарности руководителем учреждения, направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства, выдвижение на награждение благодарственным письмом или грамотой, включение педагога в состав экспертного совета.
7. Создание условий для повышения у педагогов и родителей интереса к формированию культуры здорового образа жизни младших школьников, у детей — интереса к проводимым мероприятиям [4].
На последнем этапе важно провести рефлексию. В данном направлении можно осуществить следующие мероприятия:
— побуждение педагогов к самообразованию;
— организация методических объединений;
— участие в методических мероприятиях на уровне города, района, области;
— участие в научно-практических конференциях;
— курсы повышения квалификации для педагогов.
Таким образом, мы можем говорить о том, что управление процессом формирования культуры здорового образа жизни младших школьников реализуется через следующие этапы деятельности, которые мы можем соотнести с основными функциями управления:
- Организация педагогического, родительского и ученического коллектива, что должно быть отражено в локальных актах, приказах, должностных инструкциях, планах работы.
- Отбор форм и методов работы, соотнесение этих форм и методов с реальными условиями и возможностями исполнителей плана.
- Мотивировка педагогов, детей, родителей на предстоящую деятельность.
- Непосредственная реализация намеченного плана мероприятий.
- Итоговый контроль результативности реализации плана по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников.
- Стимулирование участников программы формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.
- Создание условий для повышения у педагогов и родителей интереса к деятельности, у детей — интереса к проводимым мероприятиям.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: https://fgos.ru/
- Боровская, Л. А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-kak-trebovanie-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo (дата обращения: 24.05.2021).
- Воробьева, С. В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для вузов [Текст] / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Юрайт», 2020. — 491 с.
- Ильясов, Д. Ф. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и её формирование у младших школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnaya-orientatsiya-na-zdorovyy-obraz-zhizni-i-ee-formirovanie-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 24.05.2021).
- Малафеева, С. Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни младших школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 24.05.2021).
- Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.]; под ред. С. Ю. Трапицына. — М.: Издательство «Юрайт», 2019. — 413 с.
- Поташник, М. М. Управление качеством образования [Текст] / М. М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2011. — 205 с.
- Третьяков, П. И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева / под ред. П. И. Третьякова. — М.: Изд. центр «Академия», 2013. — 154 с.