Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (17) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 30.11.2018

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Шубнякова, И. А. Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников / И. А. Шубнякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3757/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ребёнка и развитие навыков здорового образа жизни и безопасного стиля поведения.

Ключевые слова: психологический тренинг, взаимодействие с родителями, дошкольный возраст, здоровый образ жизни, компоненты здорового образа жизни.

Дошкольный возраст является главным этапом в формировании физического и психического здоровья детей. Здоровье ребенка напрямую зависит от его образа жизни и семьи, которая этот образ жизни формирует.

В детском саду также проводится работа по формированию здорового образа жизни — соблюдение режима дня, режима двигательной активности и др. Однако данная работа будет носить односторонний характер без включения в данный процесс семьи ребенка.

Целью организации психологического тренинга для родителей дошкольников является повышение мотивации родителей к ведению здорового образа жизни и обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них здорового образа жизни.

В педагогической литературе взаимодействие семьи и педагогов определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении.

Существует много различных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Сотрудничество — наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности [3].

Зачастую на родительских собраниях, на индивидуальных консультациях невозможно организовать насыщенную совместную деятельность, направленную на достижение цели, значимой для всех участников, где каждый открыт взаимному влиянию друг на друга, что позволяет проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию. Информационные стенды для родителей по формированию безопасного образа жизни не позволяют осуществлять обратную связь с родителями и не гарантируют, что данная информация будет усвоена и использована как руководство к действию.

Мы полагаем, что одной из наиболее эффективных форм работы в данном направлении является организация психологических тренингов, направленных на повышение мотивации родителей к ведению здорового образа жизни и обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них здорового образа жизни.

В нашем случае мы рассматривает психологическийтренинг как форму активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача знаний, а также развитие некоторых умений и навыков [1].

Специфическими особенностями данного тренинга являются:

– соблюдение ряда принципов групповой работы;

– нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

– наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

– определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

– акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

– применение активных методов групповой работы;

– объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

– атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности [2].

То есть, необходимо привлечь самих взрослых в процесс по формированию здорового образа жизни не только у ребенка, но и самих себя.

В современных исследованиях «здоровый образ жизни» включает различные проявления жизнедеятельности, благоприятные для здоровья и обусловленные сложившейся системой поведения; предполагает активное отношение к своему здоровью, ценностную ориентацию на здоровье, санитарно-гигиеническую и экологическую культуру, которые формируются под влиянием условий окружающей среды в процессе социализации индивида.

Мы определили следующие компоненты формирования здорового образа жизни, которые будут являться содержанием работы на тренингах с родителями:

  1. Обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ребёнка (доброжелательные отношения с другими людьми, умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой, владение способами снятия эмоционального напряжения, широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби, благоприятный психологический климат, личностно-ориентированный подход в общении и др.).

Исходя из данного компонента, темы для тренинга определены следующие:

1.1. Диагностика и способы создания благоприятного психологического климата в семье.

1.2. Овладение способами снятия эмоционального напряжения.

1.3. Личностно-ориентированный подход в общении (обучение техникам активного слушания).

  1. Развитие навыков здорового образа жизни и безопасного стиля поведения (соблюдение режима дня (чередование труда и отдыха), двигательной активности, отсутствие вредных привычек и др.).

Темы для тренинга:

2.1. Практические упражнения для здоровьесбережения: возможности применения здоровьесберегающих технологий с ребенком.

2.2. Всему свое время: организуем режим дня.

2.3. «Движение — основа здоровья»: организация двигательной активности ребенка.

Целевая аудитория: родители детей дошкольного возраста.

Таким образом, внедрение разработанных тренингов по формированию здорового образа жизни позволят повысить мотивацию родителей к ведению здорового образа жизни и к созданию условий здоровьесбережения для дошкольников, а также повысить уровень знаний родителей о здоровье и здоровьеформирующих факторах и уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни.

Литература:

  1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. — М: Издательство «Ось-89", 1999. — 176 с.
  2. Мельник, С. Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга / С. Н. Мельник. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. − 74 с.
  3. Сергиенко Т. Е. Формирование здорового образа жизни детей через взаимодействие педагогов и родителей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, психологический тренинг, безопасный стиль поведения, благоприятный психологический климат, групповая работа, двигательная активность, дошкольное учреждение, совместная деятельность, эмоциональное напряжение.

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников

В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями

В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются методы и приемы, применяемые в работе дошкольного учреждения, которые повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и ук...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников

В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями

В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование эмоциональной устойчивости с использованием средств физического воспитания в условиях ФГОС ДО

В статье рассматриваются методы и приемы, применяемые в работе дошкольного учреждения, которые повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и ук...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Задать вопрос