Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
Автор: Молотихина Мария Сергеевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 29.02.2024
Статья просмотрена: 771 раз
Библиографическое описание:
Молотихина, М. С. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО / М. С. Молотихина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9051/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, ребенок, дошкольный возраст, физическая культура.
В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни — одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Задача укрепления и сохранения здоровья регламентируется и обеспечивается различными нормативными документами:
ФГОС ДО (п. 1.6.) и Федеральная образовательная программа дошкольного образования (п. 14.2) к числу основных задач, требующих решения, относит задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, а в соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО и п. 22 ФОП ДО образовательная программа дошкольной организации должна предусматривать образовательную деятельность, направленную на приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Таким образом, все указанные нормативные документы, находят свое отражение в работе дошкольного образовательного учреждения.
В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) задачи по формированию здорового образа жизни направлены на укрепление здоровья ребенка средствами физического воспитания, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, приобщение к здоровому образу жизни.
В младшем и среднем дошкольном возрасте (3–5 лет) образовательная деятельность с детьми по формированию ЗОЖ расширяется, включает в себя задачи по созданию условий для формирования правильной осанки, усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности, повышению иммунитета средствами физического воспитания. На данном возрастном этапе осуществляется работа по формированию представлений у детей о факторах, влияющих на здоровье, по воспитанию полезных привычек.
В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) продолжается работа по расширению представлений детей о здоровье и его ценности, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха. Расширяются представления о физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, создаются условия для развития у детей стремления к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, стремления оказывать помощь и поддержку другим людям.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, совместную деятельность, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Для формирования здорового образа у дошкольников используются специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей. Ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика.
Ежемесячно, начиная со 2-й младшей группы, проходит совместная деятельность в виде круга друзей по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. Круг друзей проводят воспитатели в течение дня в ходе режимных моментов.
Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. В раннем возрасте проводится 2 занятия, в дошкольном возрасте — 3 занятия в неделю в физкультурном зале, одно из которых в старшем дошкольном возрасте проводится на свежем воздухе в течение всего года.
Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки.
Одной из инновационных форм работы с дошкольниками по укреплению здоровья стало развитие детского волонтерского движения среди воспитанников. Дети подготовительной группы приходят в гости к ребятам второй младшей и средней групп, проводят подвижные игры, игры, направленные на формирование представлений о личной гигиене: «Что такое здоровье?», «Мой секрет здоровья»; показывают малышам как выполнять упражнения по профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки и упражнения на дыхание.
В работе по формированию ЗОЖ у дошкольников используются словесные, наглядные, практические и игровые методические приемы.
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, во время прогулок, на физкультурных занятиях и во время самостоятельной деятельности детей. Игры детей раннего возраста и младших дошкольников организует воспитатель, инструктор по физической культуре, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.
Интересным решением стали вечерние прогулки в теплое время года на тему «Катаемся на велосипедах», где старшие дети помогают младшим, обучают их катанию на велосипеде и самокатах и прививают любовь к спорту и умению взаимодействовать друг с другом.
В ФОП ДО особое внимание уделяется «развитию интереса к физической культуре, формированию представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов». Для того, чтобы привить детям любовь к спорту, Отечеству и окружающему миру воспитателями ведутся беседы с детьми о спортсменах и участниках олимпийских и параолимпийских игр, просматриваются короткометражные фильмы о их достижениях, проводится физкультурное развлечение «Малые Олимпийские игры» среди воспитанников старшего дошкольного возраста.
В детском саду созданы материально-технические условия, которые обеспечивают формирование представлений у детей о здоровом образе жизни, укрепления и сохранения здоровья воспитанников. В детском саду имеется отдельный физкультурный зал, оборудована физкультурная площадка. В групповых помещениях созданы «Уголки здоровья», которые оснащены как традиционными, так и нестандартным оборудованием.
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук имеются мешочки с крупой в разных формах для ходьбы, коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами, мячики-ежики, эспандеры. Для формирования у детей представлений о здоровье, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях в уголках представлен иллюстративный материал по летним и зимним видам спорта, материал по истории Олимпийского движения, наглядно-дидактические пособия. Воспитателями собраны сборники мультимедийных презентаций «Виды спорта», «Российские спортсмены», «Витамины». В группах имеются тематические плакаты «Береги зрение», «Растим здоровые зубы», «Чистота — залог здоровья», «Правила здоровья»; дидактические игры: «Полезные продукты», «Вредные продукты», лото «Спорт», «Что такое хорошо, что такое плохо»; алгоритмы «Как мыть руки», схемы «Правила поведения за столом»; игры на развитие дыхания: султанчики, «Качели», «Вихрь», «Звонкие свистки», дудочки с шариком, «Сдуй мячик».
В календарном плане воспитателей детского сада прописываются подробные задачи работы и мероприятия по физическому воспитанию, укреплению здоровья детей, названия подвижных игр, используемых как во время занятий, так и в свободное время, планируется индивидуальная работа в течение дня, спортивные праздники.
В ДОУ созданы перспективный план на год в раннем и младшем дошкольном возрасте по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, рекомендации по технологии проведения закаливающих мероприятий после дневного сна, проект для старшей группы «Из чего сделан Я», комплексно-тематические планы «Мой организм, моё здоровье» для старшей и подготовительной групп, сценарии развлечений и праздников («КВН «Хотим всё знать о здоровье», «Мама, папа, я здоровая семья», «Зимние игры», «Летние забавы»), рекомендации по насыщению «Уголка здоровья» оздоровительным оборудованием и пособиями. Собрана картотека электронных образовательных ресурсов: для детей — презентации по формированию основ ЗОЖ, для педагогов — электронная картотека разных видов гимнастик и оздоровительных игр и упражнений, сценариев мероприятий для проведения с детьми.
Ежегодно в мае в детском саду в группах дошкольного возраста проводится неделя здоровья. В рамках этой недели реализуется проект «Будь здоров». В рамках проекта с детьми проводятся беседы о здоровом образе жизни, занятия», просмотр презентаций о ЗОЖ, физкультурные занятия с привлечением родителей, подвижные и дидактические игры.
Большая роль в формировании здорового образа жизни у детей раннего и дошкольного возраста отводится соблюдению режима дня и оздоровительно-закаливающим процедурам. В соответствии с СанПиН 1.2.3685–21, СП 2.4.3648–20 и содержанием образовательной программы МАДОУ творческой группой в проекте «Здоровье дошкольника» была составлена модель использования здоровье сберегающих технологий в педагогическом процессе всех возрастных групп. Методические основы для построения модели были взяты из пособия Н. В. Микляевой «Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований» и В. Г. Алямовской «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении». Модель представлена перечнем технологий сохранения и стимулирования здоровья, использование которых определено в соответствии с режимом дня группы.
Гигиенические процедуры — умывание и обливание рук до локтя прохладной водой проводятся воспитателями с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры проводится после каждого приема пищи для профилактики кариеса.
Для предотвращения развития утомления у детей, снятия эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой, во всех группах проводятся двигательные разминки между занятиями.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Она тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Физкультминутки проводятся в виде упражнений общеразвивающего воздействия, могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий. Длительность составляет 1–2 минуты.
Гимнастика для глаз используется для снятия зрительного напряжения. Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал.
Логоритмические упражнения представляют собой «Рассказывание» стихов с одновременными движениями.
Бодрящая гимнастика после дневного сна. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5–6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.
«Дорожка здоровья» — профилактика плоскостопия на массажной дорожке, состоящей из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Дыхательная гимнастика — проводится в игровой форме в течение дня. Для этого в каждой группе имеются различные пособия и игры.
Точечный массаж — элементарный приём самопомощи своему организму. Данная методика проводится во время игр, на занятиях или после сна.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как:
Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;
Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;
Изготовление нестандартного физкультурного оборудования, зимних построек на участке детского сада.
Выпуски журнала «Мир, в котором мы живем»
Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников.
Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья.
Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания. Воспитатели вместе с родителями оформляют стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2024
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2023
3. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3–7 лет: планирование, занятия, игры / авт. — сост. М. Р. Югова. — Волгоград: Учитель, 2015.
4. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2009г.
5. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт. — сост. О. В. Черемшанцева. — Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. — М.: ТЦ Сфера,2012.
Похожие статьи
Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями
В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте
В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...
Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков
В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...
Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников
В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...
Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников
В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)
В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.
Похожие статьи
Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями
В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте
В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...
Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков
В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...
Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников
В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...
Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников
В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)
В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.