Роль телеведущего в создании общественно-политического ток-шоу (на примере «Время покажет») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 19.06.2021

Статья просмотрена: 670 раз

Библиографическое описание:

Сироткина, Я. А. Роль телеведущего в создании общественно-политического ток-шоу (на примере «Время покажет») / Я. А. Сироткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82572/ (дата обращения: 23.11.2024).



Общественно-политические ток-шоу занимают важное место в сетке вещания и являются значимой составляющей современного российского телевизионного контента. На федеральных ТВ-каналах им отводится особое, если не ведущее место. Так, на «Первом канале» эфирное время программы «Время покажет» (с учетом ночного повтора) занимает 22,8 % от всего времени вещания в будние дни. На телеканале «Россия 1» общественно-политические шоу «60 минут» и «Вечер с Владимиром Соловьевым» занимают 20,8 % от эфирного времени. Это довольно высокий показатель, который свидетельствует о популярности таких программ и интересе аудитории.

Любое шоу невозможно представить без ведущего, который становится узнаваемым и ассоциируется с самой программой. Так, роль телеведущего сложно переоценить на всех этапах создания общественно-политического ток-шоу. Он является основным действующим лицом и именно с него необходимо начинать рассматривать феномен подобных телевизионных форматов.

Одной из основных целей ток-шоу исследователи называют привлечение внимания к определенной проблеме, значимой для общества и аудитории. Этим и объясняются признаки, перечисленные в определении Л. П. Шестеркиной [6, с. 64]: зрелищность, наличие ведущего и экспертов, тематическая и стилевая стройность; они способствуют выполнению цели. Другие задачи жанра: формирование у зрителя мнения по поводу темы шоу и поиск решения проблемы [1, с. 118].

В. А. Цвик так пишет о роли ведущего в ток-шоу: «Если интересен он, то можно рассчитывать на внимание публики. Если неинтересен, то, увы, безразличие аудитории приходится преодолевать множеством уловок, не всегда приносящих успех» [4, с. 31].

Ток-шоу из-за специфики участия в нем большого количества зрителей и экспертов в большей степени — импровизационный жанр. Это еще ярче выделяет необходимость в профессиональном ведущем, умеющем очень быстро реагировать на изменения ситуации и управлять ходом диалога, направлять толпу. Также ведущий ток-шоу привносит в программу собственную индивидуальность, становясь ее лицом и выстраивая четкую ассоциативную связь между телепередачей и своей личностью. Большинство зрителей впоследствии начинают принимать шоу неразрывно от ведущего и употребляют выражения по типу: «Его передача», подразумевая, что журналист делает все сам.

Во время проведения экспертного интервью Артем Григорьевич Шейнин подтвердил, что многие аспекты создания программы строятся на личности телеведущего. Также он упомянул, что, например, эксперты подбираются совместно с ведущим: шеф-редактор присылает предварительный список гостей, который обсуждается с ответственным за фрагмент программы ведущим (либо Артем Григорьевич, либо дуэт) и при необходимости меняется. В большинстве своем эксперты рассматриваются не в индивидуальном порядке, а в «команде» (группа, разделяющая одну позицию и противоположная ей). Например, если один из приглашенных обладает склонностью к рефлексии и рассуждениям, то важно, чтобы другие были более активными и эмоциональными. Впрочем, во многом подбор экспертов зависит от определенной темы выпуска.

Важно отметить, что Шейнин рассказал о том, что на ток-шоу «Время покажет» больший упор идет на корреляцию темы с личностью ведущего, что привносит в телепрограмму больший оттенок публицистики, а в «60 минутах» акцент делается на новостную актуальную повестку, что приближает передачу к новостным жанрам. Однако это не отрицает того, что на «Первом канале» также обсуждаются актуальные темы — просто они разбиваются между журналистами.

Отметим, что в экспертном интервью Артем Шейнин упомянул, что является не только ведущим, но и отчасти участником программы. Он открыто высказывает свою позицию и дискутирует с гостями, что привносит оттенок авторской программы, где личность ведущего имеет значимый вес.

Темы выпуска во «Время покажет» обсуждается на летучке. Важно, что там присутствует ведущий и вносит свои коррективы и/или предложения.

Написанием сценария занимается отдельная бригада, ответственная за эфир (работают несколько таких команд). Перед выпуском он всегда есть, но не является догмой, которой обязательно должен следовать журналист. Скорее наоборот, каждый меняет его под себя. Так, например, из экспертного интервью нам стало известно, что в эфире от 26 мая 2021 года изначально планировался еще один блок обсуждения актуальной политической повестки, но телеведущий не стал переходить на новую тему. Такое часто случается из-за хода дискуссии.

Большую важность сценарий принимает в фрагменте программы, которую ведет творческий дуэт. Как минимум из-за того факта, что при нахождении в студии только одного журналиста он обязан всегда следить за ситуацией и взаимодействовать с гостями. Если их двое — один может на время отвлечься и «подсмотреть» в написанный сценарий.

Значимые коррективы вносит тот факт, что телепрограмма выходит в прямом эфире и из-за этого всегда остается элемент спонтанности и неожиданности для съемочной команды и, соответственно, ведущего. Так, невозможно предугадать в какую «сторону» пойдет дискуссия и развернется ли она вообще. Известны случаи, когда при предполагаемой дискуссионности темы адекватной беседы не происходило, так и наоборот, когда невзрачная с виду зацепка приводила к активному обсуждению. Также развитие темы иногда происходит в прямом эфире (поступают новые сведения, какие-то новости) в этом случае телеведущий работает без сценария, полностью импровизируя. Необходимость выстраивать дискуссию и ход программы ложится полностью на его плечи, у него нет никаких заготовленных подводок и сценарного плана.

Важнейшей задачей для ведущего является модерация процесса дискуссии. Так, не всегда уместно, чтобы она переходила в спор, соответственно, как и то, чтобы она оставалась на уровне длительных и спокойных рассуждений.

Аудитория «Время покажет», со слов Артема Шейнина, представляет из себя два полярных лагеря, с одной стороны, — это люди, поддерживающие российскую власть, с другой — либерально настроенные. Однако их объединяет факт неравнодушия к политике и «психологическая травма» от распада Советского Союза. Важно, что значимая часть аудитории имеет потребность в эмоциях. До запуска «Время покажет» в сетке телевещания в нынешнее время вещания этого шоу стояли сериалы и различные эмоциональные шоу («Понять и простить»), которые заставляли зрителей сопереживать героям.

Успех «Время покажет» Артем Шейнин связывает с тем фактом, что создатели программы удовлетворяют потребностям аудитории в эмоциях, только теперь это не абстрактные выдуманные истории, а действительные происшествия и это серьезно привязывает и вовлекает зрителей. Так, например, любой из них либо имеет родственников на Украине, либо просто вовлечен в события, происходящие там из-за того, что считает эту страну родственной — напомним, аудитория в сознательном возрасте жила в СССР и пережила его развал. Так, возникает некая полярность телезрительской аудитории, что еще сильнее усложняет создание программы, но при этом дает возможность поддерживать зрительский интерес.

Подведем итог касательно роли телеведущего в создании ток-шоу «Время покажет». В большинстве случаев журналист на программе меняет под себя и обстоятельства сценарий (но не пишет его совместно с бригадой сценаристов), активно участвует в выборе экспертов, может вносить свои коррективы и предложения, а также выбирать тему совместно с командой редакторов.

Литература:

  1. Лысякова М. В., Джукман Э. Р. Н. Ток-шоу как жанр телевизионной журналистики и лингвистический феномен. //Современное педагогическое образование. — 2020. №.1. — С. 116–120. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tok-shou-kak-zhanr-televizionnoy-zhurnalistiki-i-lingvisticheskiy-fenomen (Дата обращения: 12.06.2021).
  2. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Научно-культурологический журнал. — 2006. № 15. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1114&level1=main&level2=articles (Дата обращения: 8.06.2021).
  3. Телевизионная журналистика: учебник / Под редакцией Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. — Москва: Высшая школа, 2002. — 304 с.
  4. Цвик В. Л. Журналист с микрофоном: учебное пособие. — Москва: Издательство МНЭПУ, 2000. — 59 с.
  5. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: учебное пособие. — Москва: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
  6. Шестеркина Л. П. Журналистское мастерство: технология проектов совместного творчества: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ведущий, Время, Артем, журналист, личность ведущего, прямой эфир, роль телеведущего, фрагмент программы, шоу, экспертное интервью Артем.


Похожие статьи

Жанр ситуационной комедии в обучении иностранному языку (на примере ситкома «Выбирайте выражения»)

Невербальное поведение телеведущих в информационно-аналитических программах (на материале программ «Первого канала» и канала «Дождь»)

Перевод кинотекста в историко-культурном дискурсе (на примере фильма «Римские каникулы»)

Понимание телепередачи различными группами во время информационной войны (на примере статей и заметок о фильме «Дело в кепке»)

Рекламная функция радио (на примере «Радио на Петровской» г. Таганрога)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Авторская биография как особая разновидность PR-биографии (на примере биографического текста «Его имя — Эдуард Лимонов» З. Прилепина)

Роль социального положения жителей крупных городов в развитии систем городского пассажирского транспорта (на примере Санкт-Петербурга)

Передача оценочного значения при переводе политических прозвищ (на материале интернет-СМИ)

Обеспечение социальной безопасности региона посредством развития страхования жизни (на примере республики финно-угорского типа Мордовия)

Похожие статьи

Жанр ситуационной комедии в обучении иностранному языку (на примере ситкома «Выбирайте выражения»)

Невербальное поведение телеведущих в информационно-аналитических программах (на материале программ «Первого канала» и канала «Дождь»)

Перевод кинотекста в историко-культурном дискурсе (на примере фильма «Римские каникулы»)

Понимание телепередачи различными группами во время информационной войны (на примере статей и заметок о фильме «Дело в кепке»)

Рекламная функция радио (на примере «Радио на Петровской» г. Таганрога)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Авторская биография как особая разновидность PR-биографии (на примере биографического текста «Его имя — Эдуард Лимонов» З. Прилепина)

Роль социального положения жителей крупных городов в развитии систем городского пассажирского транспорта (на примере Санкт-Петербурга)

Передача оценочного значения при переводе политических прозвищ (на материале интернет-СМИ)

Обеспечение социальной безопасности региона посредством развития страхования жизни (на примере республики финно-угорского типа Мордовия)

Задать вопрос