Понимание телепередачи различными группами во время информационной войны (на примере статей и заметок о фильме «Дело в кепке»)
Автор: Мартыненкова Марианна Геннадьевна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
Статья просмотрена: 92 раза
Библиографическое описание:
Мартыненкова, М. Г. Понимание телепередачи различными группами во время информационной войны (на примере статей и заметок о фильме «Дело в кепке») / М. Г. Мартыненкова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1642/ (дата обращения: 17.12.2024).
«Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаём через массмедиа. Это относится не только к знанию общества и истории, но и к знанию природы. Мы узнаём о стратосфере так же, как Платон узнавал об Атлантиде: “люди говорят то-то и то-то”…[4, с. 9]. Влияние телевидения в последнее время стало настолько велико, что его используют не только для осуществления его непосредственных функций (информационная, развлекательная и пр.), но и как инструмент ведения информационных войн.
Политическая опасность, порождаемая обычным использованием телевидения, заключается в особой способности изображения производить то, что литературные критики называют эффектом реальности: телевидение показывает и заставляет поверить в то, что оно показывает. Такая сила внушения может породить эффект мобилизации, создавая идеи и представления, а так же реальные социальные группы. Хроника происшествий, происходящие каждый день события и инциденты могут иметь политический, этический и т. п. подтекст, способный вызывать сильные, зачастую такие негативные эмоции, как расизм, ксенофобия, страх и ненависть по отношению к людям других национальностей. И даже простой репортаж, изложение записанных фактов, подразумевает стоящее за ним социальное конструирование реальности, способное производить социальный эффект политической мобилизации (или демобилизации) [1, с. 35].
Информационная война (англ. information war) — термин, имеющий два значения:
воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война». В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей;
В рассматриваемом примере к термину информационная война подходит второе определение:
2) целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.
Попробуем рассмотреть информационную войну против Лужкова на примере фильма «Дело в кепке» и откликов на этот фильм в прессе.
При этом не стоит забывать, что человек переживает телевизионные события как реальные. В эмоционально-психологических исследованиях этот феномен назван эффектом «вовлеченности» («involvement») [2, с. 106].
«Дело в кепке» - документальный фильм – расследование, посвященный критике действующего (в момент выхода фильма) бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и его жены Елены Батуриной, показанный 10 сентября 2010 года по российскому телеканалу НТВ в программе «Чрезвычайное происшествие. Расследование». Название фильма отсылает к русской поговорке «дело в шляпе».
Авторами фильма были затронуты нашумевшие скандалы и малоизвестные факты из жизни Юрия Лужкова и его деятельности на посту мэра Москвы.
Для анализа отношения разных групп к видеосюжету были взяты следующие статьи: «”Дело в кепке” дойдёт до президента? Фильм о Лужкове обсудят на высшем уровне» из газеты «Аргументы и факты», «”Дело в кепке” заинтересовало телезрителей» из Коммерсанта и новостную статью с сайта Лента.ру «НТВ показал антилужковский фильм "Дело в кепке"».
В данном случае имеет место довольно интересный факт: представленные газеты и интернет-ленты не сообщают информацию из своих источников, а только комментируют увиденное на экране. Оценка телепередачи с той или иной точки зрения выдает политические предпочтения журналиста/издания. При этом обвинить любое из изданий в оппозиционности или, напротив, предвзятости, нельзя, так имеет место лишь оценка показанного.
В статьях прослеживаются разные подходы к преподнесению фактов.
В «Коммерсанте» отношение к фильму выражено с точки зрения рейтинга, насколько рейтинг «Дела в кепке» отличался от рейтинга популярной программы Андрея Малахова, и какая из персоналий политической арены пользовалась большим спросом на телеэкранах. Журналист «Коммерсанта» оценивает события, а дает лишь их описание: «"Дело в кепке", положившее начало информационной атаке федеральных телеканалов на мэра Москвы».
Автор статьи из «Аргументов и фактов» использует экспрессивные выражения, такие как «фильм…не на шутку взбудоражил общественность. Теперь своё внимание на него обратила и власть...», «о всей подноготной московской мэрии», «компрометирующие сведения» (автор заранее утверждает, что все факты о Лужкове верны), «…поздравляя москвичей с Днём города, Медведев не поздравил Лужкова лично», «как распределяются самые лакомые куски столицы?», «Этуш не занёс взяток в столичную администрацию».
Помимо анализа фильма, в статье приводятся факты, компрометирующие Лужкова:
«накануне сам Дмитрий Медведев довольно холодно высказался в адрес Лужкова», «Лужков фактически выступает против президента», «разногласия Лужкова с государственным руководством давно стали поводом для толков о его отставке».
Финальной фразой: «В финальных титрах к передаче сообщается, что документальная лента была подготовлена» редакция снимает с себя всякую ответственность за изложенные факты, так как фильм вышедший при поддержке Федерального агентства по печати и массовой коммуникации, выражает правительственную точку зрения.
Лента.ру наиболее ярко выражает свои политические взгляды: «антилужковский фильм "Дело в кепке"» (нет осторожности в заголовке, в отличие от предыдущих изданий). В статье упоминается, что "прослеживаются попытки некоторых представителей столичных властей столкнуть президента и премьера".
Рассмотрим отдельно описание определенных фактов о Лужкове в “Коммерсанте”, “АиФ” и на Ленте.ру.
Факт |
«Коммерсант» |
«Аргументы и факты» |
«Лента.ru» |
Фильм «Дело в кепке», вышедший 10 сентября 2010 г. по НТВ |
«"Дело в кепке" заинтересовало телезрителей» |
«Дело в кепке» дойдёт до президента? Фильм о Лужкове обсудят на высшем уровне |
«НТВ показал
антилужковский фильм "Дело в кепке"»
|
Факты из фильма: |
|||
Пасека мэра |
|
|
«Распоряжение о выделении 105 миллионов рублей на помощь инвалидам, пострадавшим от смога, и 256 миллионов на пчел» |
|
|
|
|
|
|
|
«В фильме рассказывается о следственных действиях в отношении вице-мэра столицы Александра Рябинина и бывшего зампрефекта СВАО Иосифа Рейханова». |
Театр Владимира Этуша |
|
«Этуш планировал создать на месте «Рубина» новый театральный центр для детей и подростков, однако попытки закончились ничем, так как — предположил главред «Новых известий» Валерий Яков — Этуш не занёс взяток в столичную администрацию». |
|
Выселение жителей Южного Бутова |
|
|
«Упомянут скандал с выселением старожилов Южного Бутова». |
Взаимоотношения Лужкова и бывшего владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова |
|
|
«Показаны кадры с празднования дня рождения бывшего владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова, на котором присутствовал Лужков». |
|
|
|
Авторы "Дела в кепке" сообщили, что Батурина попала на третье место в списке самых богатых женщин, составленном журналом Forbes. Журналисты отметили, что бизнес Батуриной успешно развивается именно в Москве, однако Лужков все обвинения в кумовстве всегда отвергал. |
Отношения между президентом, премьер-министром и мэром |
|
|
«В публикациях ряда московских СМИ "прослеживаются попытки некоторых представителей столичных властей столкнуть президента и премьера"». |
Отношения общественности к фильму |
«Телевизионные рейтинги фильма о Юрии Лужкове "Дело в кепке", положившего начало информационной атаке федеральных телеканалов на мэра Москвы». |
|
|
Обвинения в коррупции |
|
«Сергей Доренко уже не раз обвинял Лужкова в коррупции» |
|
|
|
|
|
Один из видов программ на телевидении – это телевизионные обзоры прессы. Они позволяют за несколько минут телеэфира определить повестку дня и узнать актуальные новости.
Противоположный жанр – анализ телепрограммы в прессе, позволяет четко проанализировать политическую принадлежность данного издания, но в тоже время это совершенно безопасно для журналиста и редакции, так как они сами не инициируют распространение определенных фактов, не проводят расследования.
По анализу видно, что «Коммерсант» как бы «опасается» высказываться по этому поводу, информация о происшествии дана, но она настолько нейтральна и безоценочна, что статью можно назвать пролужковской.
Материал из газеты «АиФ» наполнен экспрессивными выражениями, дополнен фактами и комментариями.
Статья с сайта Лента.ру наиболее выразительна.
- Литература:
- Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.
- Винтерхофф-Шпурк Петер Медиапсихология. Основные принципы. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 288 с.
- Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Сб. статей. Под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В, Матвеевой. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 399 с.
- Луман Никлас. Реальность массмедиа. - Издательство: Праксис, 2005. – 256 с.